Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О познавательном потенциале психологии

Помню свое недоумение от знакомства с нашим школьным психологом. Она всерьёз с духами общалась. Предложила мне свою книгу почитать «Отчет о работе психолога в пространстве». В основе мировоззрения лежали классические оккультные представления о мире, которые она дорабатывала «получая знания от богов». Выяснилось, что некие «духи юрского периода воруют оболочки людей и пользуются теми благами, которые люди создают». Что «среди людей много должников, которые паразитируют на нас, используя человеческие наработки, в частности тела людей». И этих «должников нужно изолировать, ссылая в специальные места». Спрашиваю ее: «если придет к Вам ребенок, а Вы определите астральным взглядом, что перед Вами скажем паук, вселившийся в оболочку человека, Вы станете ему помогать»? В ответ выжатое: «Я ему так помогу»…

 

Я не стану сейчас говорить о психиатрическом аспекте. Пришлось бы говорить о психиатрических отклонениях у целых философско-психологических, религиозных направлений, и даже у целых народов. Вопрос, который сегодня важно ставить перед психологами и обществом - вопрос эпистемологического потенциала психологии, культуры осмысления человека.

 

Психология искони существовала в религиозном жанре. И сегодня как официальное направление существует, например христианская психология, есть психология, основанная на восточных верованиях и т.д. Сегодня научные исследования проводятся в рамках верований психологических школ. И в зависимости от того какая мировоззренческая система ложиться в основу, коренным образом меняются ориентиры. Оказываются противоположными определения понятия здоровья. Это не специфическая проблема психологии. Мировоззренческие положения могут вообще все в корне менять. Это касается даже просто материальных сфер, не говоря уже о психике. Скажем, люди берут книгу по восточной кухне и выясняют, что для того чтобы быть здоровым нужно прийти к равновесию. Необходимо избегать продуктов раскачивающих баланс. Потому что религиозная система, в которой эта кухня формировалась, видит задачей стереть проявления человека в этом мире, помочь ему избавиться от кармических связей. В частности для этого нужно по возможности ослаблять эмоции, для чего важно избегать пищи стимулирующей их проявление. А в нашей традиции здоровый тот, кто бегает быстро, кто способен большую семью и много детей завести, кто много работы успевает переделать. Человек прочитает: «здоровье»… А то, что это понятие обратное значение имеет, и его поведут в противоположную сторону от той, куда он хотел пойти, может и не задумываться. Та же проблема с пониманием отклонений в психологии. Разное видение феномена человека, его личности ведет к разным, противоположным подходам к осмыслению природы и характера повреждения психики. Разными предстают цели психологической работы. Средства работы меняются.

Сегодня можно выделить как минимум четыре основных жанровых формы, в которых существует психология. Искони она осуществляла себя в религиозном и житейском жанрах. Позднее они дополняются литературной и научной жанровыми формами. Различаются они по способам стилизации мира. Стилизация это сложный феномен. Ее нельзя свести только к приведенному ниже определению, у нее есть другие важные характеристики, но для школьной программы ее рекомендуется подавать как упрощение, обобщение, выделение главного за счет упрощения второстепенного. Скажем, Вы изображаете впечатливший Вас цветок, и Вам важно какая у него замечательная форма, а цвет цветка в данном случае неинтересен. И Вы можете передать его, скажем, одним цветом, или резным силуэтом только саму форму. Цвет Вы при этом упрощаете. Возможно, Вам неинтересны оттенки, и Вы заливаете весь контур одной краской. А может, наоборот, у данного цветка окажутся красивыми переливы цвета, а форма так себе. А Вы создаете ткань для платья и берете для нее перелив цветов, структуру пятен, а формы лепестков и ствола растения можете подать обобщенно или исключить. Научное мировоззрение предполагает применение к миру научной стилизации. То есть научное мировоззрение – определенным образом упрощенное мировоззрение. Упрощение в данном случае осуществляется за счет подхода к изучаемому извне, как к объекту. Научная стилизация была выработана для работы с материальными объектами и в практике часто оказывается неадекватной в применении к человеку.

 

Зачатки науки можно увидеть в разных странах. Ученые четко датируют время и место рождения современной науки. Она возникает в христианских странах, где существует как дополнительная форма работы с миром. Вырабатывается она для изучения материальных объектов. А когда её начинают применять к живому, оказывается, что такая стилизация не всегда оправдана. Мефистофель у Гете точно замечает:

 

«Иль вот: живой предмет желая изучить,

Чтоб ясное о нём познанье получить,

Учёный прежде душу изгоняет,

Затем предмет на части расчленяет

И видит их, да жаль: духовная их связь

Тем временем исчезла, унеслась!

Encheiresin naturae именует

Всё это химия; сама того не чует,

Что над собой смеётся».

Гете (Фауст).

 

Наука может работать там, где есть детерминизм, и оказывается мало способной встретиться со сферами, где проявляется личностная творческая свобода.

 

Исторически и эпистемологически наука строиться на вере. Она представляет собой культурный феномен. Наука может существовать только в среде специфических для неё общественных верований, в определенной религиозной среде. Для того чтобы ученый мог заниматься своей деятельностью, ему нужно поверить в определенные, специфические для науки фундаментальные мировоззренческие положения. Иначе его деятельность станет невозможной. Причем мало того что ему самому необходимо поверить в эти положения, их должно принять общество в котором он осуществляет свою работу. Иначе его действия не будут иметь социальных последствий. А наука это такой феномен, который не может развиваться, не имея социальных последствий.

 

Например, чтобы ученый мог осуществлять свою деятельность в этом мире, ему нужно поверить в то, что мир, с которым он собирается работать, существует. Кажется, во что же тут верить? Но есть культуры, которые так не считают. Скажем для культуры индуизма и буддизма этого мира нет. Мир для них это майя, иллюзия. Человеческое мышление может и так строиться. Известен в философии путь радикального сомнения. Декарт, например, проделывал его, заложив тем самым основы европейской философии. Ученому нужно верить в то, что мир целостен, что он имеет единую композицию. Не каждая мировоззренческая система может предложить в распоряжение ученого такое видение. Ученому нужно верить в то, что мир познаваем. Можно много на эту тему рассказать. Мир необходимо будет профанировать. А не со всякой реальностью допустимо так работать. И не каждая мировоззренческая этическая система может такое позволить. Этот список можно продолжать долго. В зависимости от постулатов, заложенных в основу, будет меняться познавательный потенциал.

 

Важно чтобы люди понимали, что научные психологические исследования строятся в рамках верований психологических школ. Что в фундаменте своем психология еще и культурой веры является. И выбор психолога это в реальности еще и выбор веры, с которой ты берешься соотносить свою жизнь.

 

Важно чтобы психолог отдавал себе отчет в том, на основании чего он строит свою деятельность, и какое место в этом занимают научные методы.

 

Психология не приняла естественнонаучную парадигму, но нам досталось от атеистической традиции (которая признавала «научное мировоззрение» единственно точной формой работы с миром) академическое требование обязательного применения в работах математического моделирования. Ценность такая сформировалась. Я помню, как впервые серьёзно столкнулся с этим, когда в студенческие годы предложил тему магистерской своему руководителю. Она касалась работы с личным миром. С трудом нашел этот термин в одном единственном словаре. Руководителю ничего не оставалось, как сказать: «А как работать с личным миром? В психологии нет инструментария для работы с ним». Я ответил, что в том то и суть что можно работать средствами композиции. Но он сказал, что не знает что такое композиция, какие ее законы. Вот уровень влияния уроков изобразительного искусства на степень агрессивности, пожалуйста, можно изучать. А их влияние на изменение организации личного мира не вмещается в рамки математического моделирования, и потому магистерскую о ней написать оказалось нельзя.

 

Научная стилизация предполагает подход к миру и человеку извне, как к объекту. Чтобы всесторонне осмысливать реальность человек применяет и другие способы стилизации.

 

Для себя я придерживаюсь скорее традиционного христианского представления, что мир, вообще то говоря субъективен. Нет, я, конечно, не имею в виду, что он является субъектом, а говорю о том, что он субъективен по структуре своей внутренней организации, потому что является продуктом Субъекта. И наиболее адекватным его познанием как раз и является субъективное познание. Потому что иначе выпадает целый ряд личностных категорий, и общая картина мира сильно уплощается, становится очень примитивной. Мир скорее напоминает работу, написанную художником. Существует то она объективно, но по структуре внутренней организации субъективна, потому что создана личностью. Конечно, мы можем исследовать ее с точки зрения законов спектральной организации или, например, геометрической симметрии. Можно изучать и симфонию Бетховена с точки зрения акустической физики. Но вряд ли тогда сможем претендовать на то, что мы ее поймем.

 

Объективное познание так же имеет свое место в объеме оценочных категорий.

 

В поданном мире хоть конечно и можно выделить техническую закономерность творения, в частности симметрию линий, но эта закономерность не обуславливает не смысла не общей идеи, ни внутренней сущности поданных образов. Скорее наоборот, она создана так, чтобы их обеспечивать. Линии симметричны, потому что создатель захотел нарисовать их так. Но он мог бы подать их совсем иначе и в них тоже, возможно, была бы своя симметрия, свои законы. На самом деле для того, чтобы понять мир, куда важнее увидеть смысл и назначение которое вкладывает Личность в свое творение. Научиться видеть это главное и оперировать им в своем творчестве, в этом я вижу честный и не предвзятый здравый реализм и основу для формирования сознательной творческой индивидуальности. И это не отвлеченные философские умствования, а естественное осознание реальностей мира. Как прекрасно выразилась четырехлетняя Мая* «Лес заблудительный, однойнельзяходительный».

 

Внутренний мир человека имеет свою системную организацию, строится по определенным субъективным законам. Их обычно изучают люди, которые профессионально занимаются творческой деятельностью. Но ее системные основы это уже тема для отдельной работы.

 

____________________

* К.Чуковский «От двух до пяти».

Коробий Е.Н.

http://composition.ucoz.net/index/obratnaja_svjaz/0-37

http://vk.com/evgeny_nikolaevich

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | При территориальной избирательной комиссии закрытого административно - территориального образования Александровск

Date: 2015-07-17; view: 186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию