Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Географическая структура мирового рынка технологий





Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм.

Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования – Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

 

Промышленно развитые страны:

· занимают ведущее место в международной торговле лицензиями (до 80% их экспорта), поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям - 500 млрд. долларов в год;

· доля высокотехнологичной продукции в экспорте США - 20%, ФРГ и Франции - 15;

· США являются лидером лицензионной торговли (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение);

· второе место в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы (фармацевтика, металлургия и металлообработка, текстильная и химическая промышленность);

· в импорте лицензий лидирует Япония;

· географическая удаленность Австралии и Новой Зеландии обусловила активную лицензионную торговлю по сравнению с экспортом товаров и услуг.

 

Развивающиеся страны:

· менее 20%, что объясняется как малой емкостью их технологического рынка, так и невысоким уровнем экспортируемых технологий;

· важным фактором развития лицензионной торговли становится расширение инвестиционного строительства, в ходе которого через лицензии передаются технологические знания.

Бывшие социалистические страны имеют незначительную долю на мировом рынке технологий.

Современная отраслевая структура мирового рынка технологий представлена наукоемкими отраслями промышленности: электротехнической, электронной, химической, фармацевтической, производством средств связи, приборостроением, авиакосмической, автомобильной отраслями.

С конца ХХ века ядром мирового рынка технологий стал такой товар, как информационные технологии (ИТ). В 2011 г. мировой рынок ИТ окончательно восстановился после спада и вырос по отношению как к прошлогодним, так и докризисным показателям. В 2012 г. темпы роста, вероятно, замедлятся из-за кризиса еврозоны и последствий наводнения в Таиланде, однако негативный эффект будет недолговременным, считают аналитики.

Драйверами роста в ушедшем году стали мобильные технологии, социальные сервисы, облачные вычисления и средства аналитики "больших данных".

Если взглянуть на региональный разрез, быстрее всего развивались страны Латинской Америки, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (по данным Forrester - рост выше 17%). Однако в абсолютном выражении их доля осталась незначительной, они намного уступили лидерам – США, Западной Европе и странам АТР.

Исследователи предупреждают, что на 2011 г. пришелся пик восстановления после рецессии, и далее темпы роста замедлятся. Среди главных причин - долговой кризис в еврозоне, а также наводнение в Таиланде, которое приведет к сокращению поставок комплектующих. В текущем году рынок ИТ увеличится на 5,4% (без корректировок курсов валют), а в 2013 году темпы роста почти восстановятся до текущего показателяи составят 8%, считают в Forrester. Мнение аналитиков Gartner – рост на 3,7% в 2012 г. и 4,9% в 2013 г., оценка IDC – 6,9% в 2012 г.

 

Степень монополизации мирового рынка технологий выше, чем мирового рынка товаров. В 2009-2010 гг. ТНК контролировали половину внешней торговли стран, в области технологий уровень монополизма составляет 80%.

Оценка региональных особенностей обмена научно-технической продукцией, проведённая в 2010 году, показывает, что Западная Европа традиционно является наибольшим рынком научно-технической продукции (почти половина мирового экспорта и более 40% импорта научно-технической продукции). Вторым по объему рынком научно-технической продукции выступает Североамериканский регион (около 20% экспорта и более 25% импорта). США имеют значительное влияние на рынок научно-технической продукции в Западной Европе (28% экспорта) и совсем небольшое как экспортер научно-технической продукции в Японии (7%), в то время как Япония более 40% экспорта научно-технической продукции направляет в США. Новые быстроразвивающиеся страны Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань) регионально ориентированы на США (45% научно-технического экспорта), ЕС (15%) и Японию (5,6%), то есть экономически развитые страны (74% экспорта научно-технической продукции).

Почти 90% научно-технической продукции в развитые страны ввозится из экономически развитых стран. Так, страны ЕС почти 60% научно-технической продукции импортируют из стран ЕС, более 10% – из США, почти 11% из Японии, 3,5% из новых быстроразвивающихся Азиатских стран и только 0.2% из республик СНГ.

В целом, современный международный технологический обмен характеризуется следующими тенденциями:

1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятий, согласованная с другими ключевыми направлениями предпринимательской деятельности (экспорт, совместные предприятия, кооперация и др.). Так, например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий и сырья. Она нередко является практически единственным средством проникновения на рынок ряда стран.

2. Корпорации все больше стремятся ограничить доступ к своим технологиям сторонним фирмам и увеличить объемы их продаж своим дочерним предприятиям. Известно, что в современном бизнесе перспективные технологии в период от создания до зрелости удерживаются внутри корпорации, а развитие их проходит в филиалах и дочерних компаниях различного уровня при ограничении доступа к своим инновациям «чужих» фирм. Поэтому доля продаж технологий своим филиалам в таких странах, как США, составляет 75 - 80%. Например, американская компания IВМ продает лицензии независимым фирмам лишь на отдельные узлы ЭВМ, причем преимущественно такие, выпуск которых самой компанией прекращен, а лицензии на изготовление ЭВМ продает лишь своим дочерним фирмам.

3. Все чаще соглашения о передаче технологий включают комплексное предоставление услуг, включающих выполнение работ типа инжиниринг, передачу патентных прав, ноу-хау, конструкторской и технологической документации, поставку специального оборудования, комплектующих изделий и материалов, оказание технической помощи в монтаже, пуске и наладке оборудования, обучение специалистов и т.д.

4. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные отношения между предприятиями.

5. Рост конкуренции на рынке технологий приводит к совершенствованию маркетинговой деятельности фирм, действующих на этом рынке. При этом особое внимание уделяется оценке портфеля лицензий фирмы, подготовке лицензионного объекта к продаже, патентованию или усилению патентной охраны объектов лицензий, переговорам и оформлению лицензионных соглашений, выполнению лицензионных соглашений.

6. В последние годы все чаще в практике экономического сотрудничества формула:

Оборудование + Услуги + Технологические знания

приобретает вид:

Знания + Услуги + Оборудование.

Таким образом, оборудование, материалы и другие составляющие экономического сотрудничества становятся товаром, сопутствующим поставкам знаний и услуг.

7. Научно-техническая политика предприятия все больше ориентируется не только на применение новых технологий, а именно на своевременность их применения, т.е. закупка технологии становится более выгодной операцией, чем продажа. Это стало возможным потому, что знания стали товаром, а информация предельно рентабельна!

При этом современные бизнес операции осуществляются на основе международного экономического права.

 

 

Вопрос 2. Международные патентно-лицензионные соглашения как форма международной торговли результатами интеллектуальной деятельности.

Лицензия - это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением - договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

Виды лицензий:

· патентные лицензии – т.е. дающие право использования запатентованного изобретения; патент – документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1–10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. Особенно пиратство распространенно на рынке программного обеспечения, а также в области использования фирменных наименований и товарных знаков.

· беспатентные («ноу-хау») - дающие право на использование научно-технических достижений.

 

По объему прав, передаваемых лицензиату:

· простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

· исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);

· полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется редко).

 

По способу коммерческой реализации:

· чистые - купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

· сопутствующие - сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

 

По степени производственного освоения:

· достижения, освоенные в производстве;

· исследовательские.

 

По предмету сделки:

· научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

· промышленные образцы;

· торговые знаки;

· услуги.

 

По форме выплаты лицензионного вознаграждения:

· роялти – оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;

·

· паушальный платеж – единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);

· комбинированные платежи – включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10–15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.

Цена лицензии определяется с учётом ряда факторов:

· вероятная прибыль;

· затраты на создание технологии; альтернативные издержки;

· издержки передачи технологии (они касаются «не формализованных знаний», которые хранятся в го лове работника);

· цены на аналогичные технологии у конкурентов; потенциальные издержки самостоятельной разработки технологии покупателем; издержки нарушения патентных прав.

 

По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.

Ноу-хау (know how) – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.

Товарный знак – это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350–400 млрд. долл. В 2010 году лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимали экономически развитые страны, на которые приходилось более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется малой емкостью их технологического рынка.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Вопрос 3. Инжиниринг: понятие, виды, институциональная структура рынка инжиниринга

Инжиниринг – это услуги по технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.

Инжиниринговые услуги делятся на 3 группы:

· предпроектные услуги – изучение рынка, полевые исследования, топографическая съёмка, подготовка тенико-экономических обоснований и т.п.;

· проектные услуги – составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т.д.;

· послепроектные услуги – подгоовка контрактной документации, ведение проекта, управление строительством, приёмо-сдаточные работы и т.п.

Существует 3 основных метода строительства, отличие которых заключается в содержании контрактов на оказание инжиниринговых услуг:

1. Первый метод – большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несёт ответственности за осуществление проекта.

2. Второй метод – предполагает выполнение иностранной индиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, её ответственность за выполнение проекта.

3. Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг.

Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов:

· обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ;

· сроки и графики выполнения работ;

· численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;

· степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств и т.д.

При оплате инжиниринговых услуг используются 3 метода:

1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов. Применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объём которых зачастую невозможно определить.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение. Применяется при проведении инжиниринговых работ с не определёнными заранее объёмом и структурой.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства. Применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. На международном рынке используется чаще всего.

В современных условиях инжиниринговые услуги могут включать подготовку контракта, организацию торгов, оценку подготовленных предложений, состав­ление рекомендаций по ним, оказание содействия в управлении строительством, проведение приемных испытаний оборудования, составление и выдача сертифика­та о выполнении работ, подготовку технического персонала, составление рекомен­даций по сбыту продукции.

На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влия­ние три фактора:

• объем государственных и частных инвестиций, что по­зволяет расширить строительство и ввод новых объектов, при проектировании которых могут понадобиться инжиниринговые услуги;

• научно-технический прогресс, результаты которого не­одинаковы в разных странах, что приводит к необходимости экспорта одними странами консультационных услуг, проектов из других стран;

• наличие свободного капитала, размещаемого на рынке инжиниринговых услуг.

Согласно статье «Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке» (Рыбец Д.В., "Российский внешнеэкономический вестник", 2011, №8), ведущие позиции на мировом рынке в области инжиниринговых услуг занима­ют фирмы США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады, Швеции. Годовой объем экспорта инжиниринговых услуг, приходящийся на долю указан­ных стран, измеряется десятками миллиардов долларов США, включая стоимость поставок оборудования и материалов. В объем инжиниринговых услуг, связанных с подготовкой производственного процесса, включаются: изучение рынка, инже­нерно-геологические изыскания местности, разработка планов капитальных вло­жений, развитие транспортной инфраструктуры, в конечном итоге, составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности создания данного объекта.

Наряду с крупными фирмами действуют много средних и мелких инжиниринговых фирм, специализирующихся в узком диапазоне услуг и обычно выступающих в роли субподрядчиков. Следует отме­тить, что в зарубежной практике наблюдается тенденция к увеличению субподряд­ных контрактов на предпроектные и проектные услуги.

В промышленно-развитых странах доля экспорта инжиниринговых услуг в об­ласти строительства объектов (проектирование, управление строительством и др.) выше, чем доля услуг в управлении и организации производством. В целом, в экс­портных контрактах западных фирм преобладают контракты на выполнение пол­ного комплекса инжиниринговых услуг (и проектирование и общее управление на стадии реализации проекта).

Основная часть инжиниринговых услуг, поставляемых на экспорт, приходится на долю компаний, являющихся, как правило, филиалами, дочерними фирмами или находящимися в финансовой зависимости от крупных промышленных и строитель­ных компаний. Крупные проектные фирмы, годовой объем заказов которых на про­ектирование может достигать 15-20 млн долл. США, активно ведут проектирование как на национальном рынке, так и на международном, широко предоставляют услу­ги по «управлению проектом».

В США, например, насчитывается около 500 крупных проектных фирм, в т. ч. более 40 проектно-строительных, на долю которых приходится до 25-30% заказов на проектные услуги. Крупные фирмы передают 15-25% объемов работ субподряд­чикам. В Англии, как правило, доминируют в основном мелкие фирмы, хотя их количество нередко быстро меняется, а большинство крупных фирм занимают не преобладающие объемы заказов.

Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно пре­обладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока и Азии. В последние годы инжиниринговые фирмы промышленно-развитых стран сталкиваются с уси­ленной конкуренцией со стороны местных фирм и фирм-экспортеров из развиваю­щихся стран - Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая и др.

Заметно вырос спрос на информационные услуги, связанные с внедрением но­вых технологий. В зарубежной практике получило распространение участие пред­ставителей инжиниринговых фирм в технических совещаниях фирм-клиентов, а также организация ими семинаров для ознакомления клиентов с новыми техноло­гиями и оборудованием.

Среди крупнейших компаний, осуществляющих свою деятельность в области инжиниринговых услуг на мировом рынке можно назвать:

Американская компания «Бехтель», оказывает услуги в области проектирова­ния, строительства и управления проектами, реализуя достаточно сложные про­екты на разных континентах. За более чем 100-летний период она реализовала около 22 тыс. проектов в 140 странах в следующих отраслях: нефтеперерабатыва­ющие предприятия, разработка рудных месторождений и производство цветных металлов, тепловые и атомные электростанции, аэропорты и морские порты, ави­акосмические объекты, разработка нефтяных и газовых месторождений, трубо­проводы.

Компания Хэтч (Канада), ведущая компания по предоставлению услуг в области технологий, а также по инновационному техническому консалтингу и управлению проектами и строительством. Компания стала первой крупной в Се­верной Америке, получившей сертификацию систем управления по Международ­ному стандарту ISO 9001 и называлась журналом Financial Post одной из группы частных компаний Канады с наилучшим управлением.

Значительный объем инжиниринговых услуг на мировом рынке оказывают за­падноевропейские компании «Сименс» (Германия), «Альстом» (Франция), «Фест Альпине» (Австрия) и многие другие.

Date: 2015-07-17; view: 1836; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию