Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка потенциала фирмы





Любое изменение в организации связано с выявлением проблем развития фирмы и формированием видения будущего организации, которые невозможны без оценки имеющегося потенциала.

Потенциал организации - это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия.

Оценка потенциала осуществляется по всем сферам деятельности организации: производственной, научно-технической, маркетинговой, ресурсной, организационной, инновационной и т. д. Для его оценки может использоваться методика SWOT-анализа (выявление сильных, нейтральных и слабых сторон организации по всем видам и областям деятельности).

Любые изменения, связанные с совершенствованием технико-технологического уровня производства, освоением производства принципиально новой продукции, изменением направления бизнеса основаны прежде всего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этом следует различать:

- научно-технический потенциал;

- инновационный потенциал.

Если научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал - степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).

 

2.1. Основные положения оценки инновационного потенциала.

Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях.

1. Обобщающая оценка инновационного потенциала

Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, ее сферы деятельности, масштаба производства и т. д. Например, такие показатели деятельности, как количество патентов, затраты на НИОКР, затраты на покупку лицензий на изобретения и ноу-хау, время емкость внедрения новшеств и т. д., будут важны для оценки инновационного потенциала крупной компании-лидера, но не будут отражать возможности небольшой фирмы. Таким образом, для каждой организации должен быть разработан свой состав показателей, характеризующих инновационный потенциал.

2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними характеристиками по отрасли.

 

 

3. Методика оценки инновационного потенциала по всем сферам деятельности организации.

Методика оценки инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации, т. е. оценка проводится как непосредственно подразделений НИОКР, так и производственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т. д. Выделяются следующие блоки оценочных показателей:

- продуктовый;

- функциональный;

- ресурсный;

- управленческий;

- организационный.

Рассмотрим каждый блок отдельно.

В качестве базовой оценки для промышленного предприятия выступает характеристика продуктового блока, позволяющая оценить научно-технический уровень выпускаемой продукции (услуг) на основе динамики следующих показателей:

- удельный вес продукции, находящейся на стадии выведения на рынок и стадии роста;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества;

- удельный вес конкурентоспособной продукции;

- уровень обновления ассортимента продукции;

- удельный вес продукции, имеющей патентную защиту.

В целом данный блок должен показать, насколько организация «привыкла» к обновлениям и изменениям и носит ли эта деятельность целенаправленный и системный характер.

Анализ других блоков необходим в том случае, если появились какие-либо благоприятные возможности внешней среды (проводится конкурс проектов, грантов) или имеются симптомы негативных процессов, например, на протяжении ряда лет практически не происходит выпуска новой продукции или ее удельный вес крайне незначителен.

Функциональный блок определяет инновационные возможности маркетинга, НИОКР и производства, эффективность их взаимодействия.

Ресурсный блок определяет наличие различных ресурсов для создания и внедрения новшеств:

- материально-технические ресурсы - совокупность средств научно-исследовательского труда (в том числе научное оборудование, приборы и установки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры и т. д.), их структура и эффективность использования;

- трудовые ресурсы: численность и структура кадров подразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структуре промышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителей подразделений; удельный вес работников - инициаторов новшеств; удельный вес работников, участвующих в программах по обучению, переподготовке и повышению квалификации и т. д.;

- информационные ресурсы: доступ к базам данных научно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретения, выданным патентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях;

- финансовые ресурсы: доля направляемых денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность; максимально возможный объем долгосрочных привлеченных средств для инновационных целей.

Управленческий блок определяет эффективность деятельности руководителей всех уровней по управлению процессами создания и реализации инноваций:

- общее функциональное и проектное руководство: отклонения в сроках, затратах, результатах осуществляемых инновационных проектов; удельный вес времени на согласования в общей продолжительности процесса принятия решения о нововведении и т. д.;

- стиль управления: целенаправленная работа с персоналом по разъяснению целей нововведений, методов их реализации, системы стимулирования; наличие на предприятии системы по работе с предложениями персонала в любой сфере деятельности и др.

Организационный блок характеризует соответствие организационной структуры инновационным целям и может быть оценен в наиболее общем виде как:

- удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и других научно-технических подразделений, экспериментальных и испытательских комплексов;

- наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новых технологий и созданием новой продукции; состав и число творческих, инициативных временных бригад и групп, стратегические альянсы.

- эффективность коммуникационных связей в системе «НИОКР - производство – маркетинг».

Перечень показателей на практике может изменяться, дополняться в зависимости от целей оценки, наличия необходимой информации, вида организации (предприятие, научно-исследовательский институт, венчурная фирма и т. д.).

 

3.1. Индикаторный метод и метод анализа факторов.

Рассмотрим следующие методики оценки инновационного потенциала, которые чаще всего применяются на практике: индикаторный метод и методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.

Индикаторный метод.

На первом этапе рассчитываются частные индикаторы, характеризующие уровень каждого компонента инновационного потенциала.

Компонентами инновационного потенциала могут быть: научный потенциал, потенциал инновационного менеджмента, инвестиционно - инновационный потенциал, кадровый потенциал, производственный потенциал и потенциал инновационного маркетинга.

Для оценки научного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес затрат на исследования и разработки в объеме затрат на инновационную деятельность; удельный вес текущих затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес капитальных затрат на исследования и разработки в объеме затрат на исследования и разработки; удельный вес внедренных рационализаторских предложений; удельный вес работников, имеющих ученую степень; удельный вес новшеств, доведенных до реализации; удельный вес собственных внедренных новшеств в общем объеме внедренных разработок.

Оценить потенциал инновационного менеджмента позволяет расчет: удельного веса инновационных менеджеров в общей численности руководителей; удельного веса затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность в объеме затрат на организационно-управленческую инновационную деятельность.

Для оценки инновационно - инвестиционного потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме инвестиций; удельный вес заемных средств, направляемых на инновационную деятельность в общем объеме заемных средств.

Оценить производственный потенциал позволяет расчет: соотношения затрат на инновационную деятельность и объема инновационной продукции; удельного веса затрат на инновационную деятельность в объеме затрат на товарную продукцию; удельного веса объема инновационной продукции в объеме товарной продукции; удельного веса затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на технологическую инновационную деятельность в объеме затрат на технологическую инновационную деятельность; удельного веса затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность; удельного веса текущих затрат на конструкторскую инновационную деятельность в объеме затрат на конструкторскую инновационную деятельность; удельного веса капитальных затрат на конструкторскую инновационную деятельность.

Для оценки кадрового потенциала рассчитываются следующие частные индикаторы: удельный вес персонала, занятого в инновационной сфере в численности всего персонала; удельный вес работающих, прошедших профессиональную подготовку и повысивших свою квалификацию; удельный вес производственного персонала, имеющего необходимую для внедрения инновации квалификацию; удельный вес работников, совмещающих профессии.

Оценить потенциал инновационного маркетинга позволяет расчет: удельного веса специалистов - маркетологов, занимающихся инновациями; объема затрат на продвижение инновационной продукции в общем объеме затрат на продвижение продукции; удельного веса затрат на рекламу инновационной продукции в общем объеме затрат на рекламу; удельного веса затрат на инновационную маркетинговую деятельность в объеме затрат на инновационную деятельность.

На втором этапе находятся уровни отдельных компонентов инновационного потенциала предприятия как вычисление корня из произведения частных индикаторов, характеризующих отдельные компоненты инновационного потенциала предприятия.

На третьем этапе находится обобщенный уровень инновационного потенциала предприятия как отношение суммы произведений уровня отдельного компонента инновационного потенциала и соответствующего ему веса к сумме весов компонентов инновационного потенциала предприятия.

Индикаторная методика характеризует уровень инновационного потенциала предприятия и помогает руководству оценить сложившееся состояние дел, выявить резервы повышения потенциала и выбрать приоритетные направления его развития, если период характеризуется более или менее стабильными условиями развития.

Данная методика позволяет определить:

- уровень инновационного потенциала на предприятии за отчетный период;

- средний темп роста уровня инновационного потенциала;

- средний уровень инновационного потенциала по ряду предприятий за отчетный период.

Методика анализа факторов, определяющих восприимчивость предприятия, к инновациям базируется на применении неформализованных методов, в основе которых лежат экспертные оценки. Согласно методике выявляются факторы, определяющие восприимчивость предприятия к инновациям. Затем происходит оценка уровня каждого фактора экспертами. Определяется средневзвешенная обобщенная оценка восприимчивости предприятия к инновациям.

Восприимчивость (чувствительность) предприятия к инновациям - это способность к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса. На нее влияют экономические, организационные, психологические, социальные, технические и многие другие факторы.

Методика предполагает три этапа:

1. Выявление факторов, определяющих восприимчивость предприятия к инновациям.

2. Анализ факторов, определяющих восприимчивость предприятия.

3. Расчет обобщающего показателя восприимчивости предприятия к инновациям.

Анализ факторов проводится экспертами. Экспертные (оценочные) или эвристические методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов - экспертов, интуиции. Необходимо, чтобы условия опроса создавали возможность получения наиболее достоверных оценок. Каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки объединяются в одну обобщенную (согласованную) оценку.

Оценка факторов может быть осуществлена по следующей системе:

0 - низкий уровень;

0,25 - уровень выше низкого;

0,50 - средний уровень;

0,75 - уровень выше среднего;

1,0 - высокий уровень.

Высокий уровень восприимчивости предприятия к инновациям отражает способность предприятия активно проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, наличие инновационно-ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, наличие высококвалифицированных творчески мыслящих специалистов, способных проводить инновационную деятельность.

Средний уровень восприимчивости предприятия к инновациям показывает способность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, осуществление управления инновационным процессом традиционной организационной структурой, наличие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, не высокая обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, способность проводить исследования рыночной конъюнктуры.

Низкий уровень восприимчивости предприятия к инновациям характеризует полную неспособность предприятия проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций, отсутствие инновационно - ориентированной организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, отсутствие специалистов, способных проводить инновационную деятельность, недостаточную обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов, неспособность проводить исследования рыночной конъюнктуры.

При использовании разнообразных комбинаций методов управления, форм стимулирования и организации труда работников, возникает потребность исследования возможностей предприятия на предмет быстрого и эффективного освоения новшеств, т.е. восприимчивости предприятия к инновациям. По результатам применения данной методики можно дать оценку уровню восприимчивости предприятия к инновациям как низкий, средний и высокий.

Date: 2015-07-17; view: 1027; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию