Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суоёки (Она же Южная Шуя). Катамараны и байдарки





Перелопатив же интернеты, выяснили, что данные предположения полны мифами чуть более, чем полностью. Заброска действительно простая- от города Суоярви до ближайщего моста, по дороге на Поросозеро. А вот дальше пошли нюансы… Но нюансы будут доведены до благосклонных читателей по ходу повествования …

маршрут: Удомля- Петрозаводск ж/д, доезд до места стапеля (мост) на автобусе,
Река сплава- Южная Шуя, протяженность сплава- 80 км за 4 ходовых дня,
количество и категории препятствий – 19 порогов, из них 2 - 4 категории (байдарочной, в нашу высокую воду) сложности.

1 день.
Выгрузившись в Петрозаводске сразу нашли свой (заказанный заранее) автобус марки ПАЗ, пригласили в него нескольких туристов- водников из города-метро Москва. Они направлялись на нашу же реку Суоёки. … достигли сначала города Суоярви, а потом и места стапеля у моста. …
Отстапелившись... Несколько быстрин и озеровидных расширений, затопленные столбы прямо по руслу реки. удивительно кристально голубое небо и отливающая бездонной синевой гладь реки …
Серьезных препятствий нам в этот день не встретилось, по причине высокой воды многие (обозначенные в лоции) были попросту незаметны
пор. 2 к.с., за порогом небольшое озерцо
-пор. 2-3 к.с. на вых. из озерка.
-пор. 2 к.с.
-пор. 2 к.с. возможно, просто затоплен
-пор. Грива 2-3 к.с. за островом перед мостом
-порог 2 к.с. -

2 день.
Как нам обещала лоция, река показала много интересного.
-порог 2 к.с. пройден с просмотром по берегу и страховкой с катамаранов
-автомоб. мост, пор Рыжик 3 к.с. дер. Суойоки (3 магазина, почта)
за пов. слияние с р. Тарасйоки (Порог начинается под мостом)
-пор. мал. Кеняйкоский 3 к.с.
- Мост с перекатом (После перекуса пройдена череда Хаутоварских порогов, когда погранзона начиналась тут- отсюда обязательно проходил старт каждой группы водников. Теперь это просто препятствия 2 категории, а мы стартовали гораздо выше по течению
- шивера ~ 2 к.с. – не запомнилась, затоплена
- порог 2 к.с - не запомнился, затоплен
-озеро Шуясалма.
Несколько незначительных (залиты водой) шивер и такие же не оставившие особых впечатлений пороги пройдены сходу, без просмотра.
Порог в деревне Суойоки «под мостом». С виду тщательно осмотренный порог- вся группа спешилась, взошла на мост, окинула взором… Вернувшись в судна, пошли в порог обычным за этот поход порядком- сначала кат 2, потом кат 4 (с разворотом обоих на страховку), затем мы и «Дульсинея». При проходе нашей Щуки выяснилось, что несмотря на количество сделанных фотографий, порог мы осмотрели не весь. Первый вал встречает нас аж под самым пролетом моста, и мы отвлекаемся на верхний габарит, к которому нас опасно близко подбросило. Увы, следующий за ним вал уже косой. К такому развитию событий мы не готовы, и нас кладет в самом начале длинного порога. Оверкиль. Выбравшись из байдарки, теряю весло (лошара), вижу Александра вцепившегося в перевернутое судно. Решаю составить ему компанию, пытаюсь догрести до байдарки. Ан нет, тяжелое дело в пороге- постоянно накрывает валами, и отхлебнув изрядно Шуйской воды, я вспоминаю, наконец, про технику безопасности. Разворачиваюсь вперед ногами, визуально встречая каждый из валов, которые скрывают на некоторое время под водой. После них продуваюсь и отплевываюсь. Длинный порог. Силы в холодной воде стремительно тают. Слышу голос «спасай весло!». Мы пролетели мимо брошенной с ката 2 морковки, следующие нас встречают ежики на кате 4. Кричу им, что бы не спасали больше весло, меня чтоб спасали, вот. Внемлили. Хватаюсь за раму катамарана, следующим приносит и Александра, так и не расставшегося с байдаркой. Отжимают нас в улово к берегу. Очень шатающейся походкой выходим на твердь земную сушиться.... Порог находится в деревне, нашебултыхание видели местные жители. Один тут же пришел предложить погреться в бане за 100 рублей с носа.
…опять встаем на воду и дуем до следующего порога.
Вечером встали по правому берегу на изрядном возвышении. …

3 день.
Утром опять обнаружили ясную светлую погоду прямо по курсу, и быстро собравшись, встали на воду....
пор. Олененок 3 к.с. (~700м) перед пор. 200 м.перекат. со сл. Теч
пор. Ступенька - не запомнился, затоплен
перекат около ЛЭП - не запомнился, затоплен
небольшое озерко с островом справа в озерко впадает река Пюхайоки.
пор. Сизовский (Угрюмый) 3 к.с. пройден без просмотра
пор. Островной (Островский) 2 к.с., - красивый несложный порог, встаем на перекус прямо острове, вокруг которого собственно сам порог и образован.

место подтопления ГЭС
деревянный автомобильный мост, заваленный топляком, вследствие чего с воды похож больше на лес
сразу за мостом - плотина «Игнойла» ГЭС, плотина поражает огромным водопадом. Выглядит все очень эпически по причине огромных клубов водяного тумана, образующегося при сшибке переливных струй. Длинный обнос для щуки, все улова забиты топляком и небезопасны. Катамараны и Викинг смело стартуют от ближайшего языка чистой воды размером 5х15 метров, и получают себе в зачетку еще один полноценный порог 2 кс- течение очень сильное, валы зло покусывают за корму.
Пройдя несколько дальше, останавливаемся на правой полочке, все время ища легендарную табличку о погибших водниках. Она на левом берегу, хорошо видна в зум фотоаппарата

4 день.
Начался с просмотра порога. ПорКеняйкоски (наша вода-4 к.с.) Длинной дорогой, проходя вдоль заходнойшиверы, обходя микроскопические пороги лесных ручьев и водопады же, мы пробирались «побояться». Было чего. Самая серьезная опасность – это кильнуться в первой ступени порога, и быть затащенным во вторую. Все улова изобилуют топляком. Также, судя по описаниям, присутствуют острые камни, между которых легко застрять при самосплаве и стать героем. Определили ось прохождения, места страховки и съемки, и приступили к переносу вещей на конец порога. Идем пустыми. Впряглись в рюкзаки, прогулялись около километра.
В процессе прохождения все чисто проткнули первую ступень, завернув в улово. …
Катамараны стояли в улове на полноценной страховке. Также дежурили с морквой с берега.
Линия захода во вторую ступень оставалась одна, мы на щуке промахнулись, взяв слишком близко к берегу, в надежде на халявный слив под самым бережком. Не вышло, прижало… остальные прошли чисто.
Сразу на выходе из порога- остров, на нем перекус и раскладка хабара по суднам.
пор. мал. Валойне 2 к.с. ~100 м в большую воду - красивый высокий вал
пор. Сарикоски 2 к.с. за озером около острова. На острове - хорошая стоянка
пор Кумиу 4 к.с (по малой воде 2-3 к.с)
просмотр с каменных лбов, обнос нашей щуки, постановка на страховку. Прохождение катамаранами, их последовательнфй разворот на страховку в 1 и 2 ступенях. Оверкиль Викинга, спасработы, перекус на стоянке слева.
Стоянка слева оформлена разными предметами туристкого творчества ихз подручных материалов, оборудована столом, каменным кострищем. Ко всему этому счастью прилагаются сухие спички и береста в пакете из под кофею, заботливо оставленные другими людьми. Слава им.
Вскоре опять встаем на воду, и в полседьмого встаем на стоянку справа (на дороге, обозначенной колеей среди травы), предпринимаем поход за пивом в ближайший поселок.

5день.
Утром ввиду незначительности водного пути до моста- погребальный костер из пришедших в негодность сплавных шмоток
АНТИСТАПЕЛЬ- справа, у автомобильного моста. Туда же вызван автобус, и через некоторое время мы, довольные и счастливые, уезжаем с гостеприимной Карелии …

http://tourlife.clan.su/publ/2011_suojoki_ona_zhe_juzhnaja_shuja/1-1-0-89

 

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Карелия
Тип судов: Каркасная байдарка и п/э каяк.
Нитка маршрута: Москва - Петрозаводск - Суоярви I - Исток р.Шуя - Игнойльская ГЭС - оз.Шотозеро - Поселок Новые Пески - Петрозаводск - Москва.
Сроки похода: 15 июля 2000 года - 24 июля 2000 года
Продолжительность похода: 10 дней
Протяженность водной части: 84 км

ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

г. Петрозаводск - Магазины
д. Суойеки - Магазин
д. Соддер - Магазин

ОПИСАНИЕ РЕКИ:

Река Шуя находится в Карелии на севере Европейской части России. Река относится к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги приурочены к выходам в русло коренных пород. На реке есть водопады (падуны).Питание реки смешанное, снежно-дождевое. Река имеет высокое весеннее половодье, переходящее в устойчивую летнюю межень. Во время нашего путешествия уровень воды был чуть выше среднего, но медленно падал.

Река лежит в районе тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные. В лесу, много ягод, встречаются грибы.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ:

Дата День Маршрут Км Средство передвижения
15.08   Москва - Петрозаводск - Суоярви – исток р.Шуя   Поезд, автомобиль
16.08   Исток р.Шуя - порог "Грива"   Суда
17.08   Порог "Грива" - приток Тарасъеки – порог "Луки"   Суда
18.08   Порог "Луки" - порог N16 - порог "Сизовский"   Суда
19.08   Порог "Сизовский", дневка    
20.08   Порог "Сизовский" - порог "Кеняйкоски" - порог "Кумио"   Суда
21.08   Порог "Кумио", дневка    
22.08   Порог "Кумио" - поселок Новые Пески   Суда
23.08   Село Новые Пески - Петрозаводск   Поезд
24.08   Петрозаводск - Москва   Поезд

ДНЕВНИК:

15 июля, суббота
(Москва - Петрозаводск - Суоярви - исток р.Шуя, больше 1000 км:)
Разговорились с соседями по вагону. Говорят, что от Суоярви до Новых Песков плохой маршрут, т.к. грязная вода (оказалось, что просто торфяная), а также много порогов. А нам ниже делать нечего, т.к. порогов мало. Разные цели (мы - "спортсмены", они - "матрасники") - разные оценки.

… Приехали в Петрозаводск почти без опоздания, без проблем купили билеты до Суоярви (хоть и плацкартные)...

Поезд на Костомукшу. Ехать до Суоярви 3.5 часа (19:20 - 23:00). Плацкарт....

ст.Н.Пески. … разговорились с туристами, только что закончили наш маршрут. Вода, говорят, есть, черника только что созрела - клево! Сейчас один единственный вопрос, который нас беспокоит - удастся ли найти машину на 20 км.до истока Шуи, уж очень неохота грести почти целый день по озеру.

16 июля, воскресенье
(исток р.Шуя - порог "Грива", 7 км)
14:00, Исток реки Шуя. Вчера поезд пришел в Суоярви… Побродив часок по вокзальной площади в Суоярви, поспрашивавразных водителей, мы, наконец, нашли машину. Москвич 2141, с багажником на крыше. Сговорились на 60 р., что за 20 км в самый раз. Кинув на крышу каяк, пенал с железом от байдарки и рюкзак (остальное запихали в машину), мы отправились. Доехали нормально, нашли поляну и в 2:00 легли спать. Итого путь до реки занял 25 часов ровно, что весьма и весьма здорово. Да, перед сном искупались, вода удивительно теплая.

Сегодня встали в 9:30, … Море черники, не надо сходить с дорожки, что бы наесться до отвала. После обеда планируем отплытие.

Порог на входе (N1, плотина) ничего из себя не представляет, сужение реки и убыстрение потока, посередине разрушенная опора. Все. Дальше должно быть интереснее.

16:50. Отплыли. Первый порог (N2) прошли по правой протоке. За озером пристали для осмотра порога "Куст". Интересный порог: 2 струи. Левая прямая, правая отделена от первой камнями, за которыми улово и слив в основную струю. А дальше завал и небольшой прижим к нему. Решили пройти по правой с заходом в улово. Удачно. N4 и N5 пороги без камней и с явной струей.

18:50, порог "Грива". Очень мощная (но мелкая, метра 1,5) бочка после слива, на байдарке пробили ее правую часть....

Завтра планируем доплыть до оз.Шуясалми. На удивление теплая (~21-22 градуса) вода и цвет у нее красный. Не жарко, в самый раз.

17 июля, понедельник
(порог "Грива" - приток Тарасъеки - порог "Луки", 11 км)
День начался поздно.... Собрались в ~12:00. Решили попробовать пройти бочку посередине. Слава прошел без проблем, даже как-то легко (а бочка конкретная). Моя очередь. Первая попытка окончилась оверкилем, отстрелом и ~минутной "варкой" каяка в бочке. Хорошо, что бочка неравномерная, снесла каяк к краю и "выплюнула". Пошел на вторую попытку. В бочке поставило лагом, но не положило, а накренило на 90 гр. от струи. Всунув весло в глубину и высунув голову из воды, я так продержался несколько секунд. Нет бы дернуться корпусом вниз и рвануть каяк бедрами на ровный киль. Вместо этого я пытался влезть на верхний борт. Да, каяк штука хорошая, но я еще практически ничего не умею. В конце концов меня смыло к краю бочки и там положило. Не выпустив каяк и весло, я встал ногами на дно и гордо вышел из бочки пешком:)

Загрузили суда, отплыли (12:50). Мост прошли нормально, дамбу (N7) тоже. Впереди порог "Рыжий" (N8-11). Пролетели первую ступень, зачалились. Много камней, но, вроде, линию движения я наметил. Слава побежал в магазин за пивом, мы пока решили пройти вторую ступень. Тяжко ходить на байдарке после каяка, габариты, инертность и масса давят. Результат прохождения: несколько раз сели на камни, несколько раз пробили шкуру.... Идем следующую ступень и попадаем на камень лагом. Скребемся по нему. Снимаю юбку, чтобы отчерпать воду и вижу, что вода резко прибывает. Срочно пристаем, решаем делать обед. Оказалось, что кильсон съехал с протектора, и вдоль него метровая рваная пробоина. Пока я клеюсь,... Компот чудесен. Загружаем байдарку, отплываем. Минут за 30 до нас с противоположного берега отплывает "Скаут". Мы не одни на реке!

Вскоре "Медвежий" (N12). Абсолютно линейный порог, в середине есть одна незаметная ни с берега, ни с воды бочка. Но она не помеха даже для наших судов. После небольшого спора (хотя какого спора! Я сказал дальше, значит дальше, фиг с ней, со стоянкой \,,/:) идем дальше. Плес 5 км, потом порог "Древний Мост". Линеен, даже без камней. Перед порогом догоняем "Скаут". Стоит у берега, команда пьет водку....<sensored>...! За порогом видим катамаран-4 с дитем в спасике на палубе. Я сообщаю, что через 1 км за порогом "Луки" отличная стоянка. Мы прибавляем ходу, проходим порог (опять же легко проходимый по струе) и становимся на стоянку. Стоянка на правом берегу, сразу за порогом, со столом и кучей иных бонусов. Кат проходит дальше, "Скаут" я отшиваю....

18 июля, вторник
(порог "Луки" - порог N16 - порог "Сизовский", 26 км)
Прошли за день 26 км, 11:30 - 21:30, десять часов от отхода до прихода. Тяжко.

Сразу после выхода порог N15. Порог несложен, но действительно много камней. Причем много подводных, плохо заметных. В результате пробили шкуру по шпангоуту. Вытащили байдарку одним краем на скалу, отчерпали воду, заклеили изнутри. Поели немного черники. Спустили судно на воду - течет, как ни странно, меньше, чем до пробоины:). Впереди 8 км.плеса до оз. Шуясалми....

На середине пути до озера видим на левом берегу табличку "Копченая рыба, родниковая вода", и стрелку, указывающая на протоку рядом. Поднимаемся, за протокой озеро с теплейшей водой, на берегу домик, лодки. Действительно могут продать рыбу, но она кончилась:(. Есть только сырая, предлагают подождать часок. Мы отказываемся, нет времени. Но угощаемся водой из колодца, потом на этой воде сварили суп.

… По реке ежедневно проходит ~10 групп (по их словам). …

Отплываем, вскоре озеро. Сразу направо обратно в Шую (или Суо, что значит "Болотная", как мы решили ее называть на финский манер). Через 4 км.перекат, 2 ступеньки. После первой пробуем сделать зацеп и войти в улово. Успешно, учимся понемножку управляться с байдаркой. За перекатом несложный дуговой порог, встаем на обед, время 16:00.... До обеда пройдено 15 км.

Выходим в 18:30. Почти сразу следующий, опять дуговой порог, проходим без малейших проблем. Вскоре видим Хаутаваарские мосты. Перед вторым замечаем на берегу группу с п/э каяками на берегу и большой морской надувной лодкой. Здороваемся, едем дальше. Разрушенные мосты, I Хаут-перекат, ЛЭП, опять ЛЭП, II Хаут-перекат не оставляют почти никаких воспоминаний. Но вот мы слышим шум воды, это приток Суо: Пюхяйоки. Мощный маловодный крутопадающий порог в устье, очень интересно! Смотрю карту: высота Суоярви 137м. Исо-Пюхяйоки - 139. Длина Суо до устья Пюхя: 59 км, длина Раякуро + Пюхяйоки в районе 30. Итого двоекратное превышение крутизны падения. Думаем встать и назавтра попробовать покататься. Но даже к берегу пристать негде, идем 2.5 км до Сизовского с мыслью вернуться назавтра.

Вечером нас догоняет та группа с надувной лодкой. На каяках идут гиды, каяки Prijon T-Slalom. Рассказали, что у деревни Суоёки на пороге "Медвежий" их обокрали, половина группы ушла вперед, а они остались звонить в Хаутавааре, теперь догоняют. В 23:15 они проходят Сизовский, T-Slalom'ы просто прорезают валы. Их гид (девушка из Москвы, переселившаяся в Петрозаводск), жалуется на свой каяк, действительно тяжко вечно встречать волну грудью....

19 июля, среда
(порог "Сизовский", дневка)
Утром спали до 11:30, поздно позавтракали. Подошла группа на Таймене и Салюте, к противоположному берегу на Тайменях, Щуке и слаломном каяке-двушке. Мы готовимся к прохождению, они тоже. Порог несложен, но многоводен, много валов, небольших бочек, есть и струя в обход всего.

Слава идет, ложится во второй бочке, встав полулагом. Зрителей прибывает, иду я. С широко растопыренными пальцами иду по струе в обход бочек:). Слава опять лезет в бочку и проходит. Идет Щука - это шоу! Ее складывает, крутит винтом и кладет. Иду я, на этот раз по бочкам - ОК. Лезу кататься на вал, что-то получается, но результат не так хорош - оверкиль. Щука идет второй раз, теперь ее складывает, экипаж бьется головами друг о друга и опять ложится. Я и Слава опять проходим хорошо, я катаюсь на валах. Щука наконец проходит в обход бочек, заслужив всеобщие аплодисменты:). Я опять лезу в порог, теперь полулагом. Прохожу, катаюсь на валах, опять киляюсь. Все, пора обедать, катались мы ~2,5 часа. Варю компот из черники, жарю сыр - сказка!

Только улегся на камешки отдохнуть после обеда - гроза. После окончания опять загидриваюсь и лезу в порог лагом. Пристаю после порога к левому берегу, разговариваю с тамошними "постояльцами". Смотрю на их каяк-двушку, хорошая вещь! На основе Салюта, как говорят, но, как мне кажется, от Салюта там осталось только несколько железок. Прохожу порог кормой вперед (со зрителями), катаюсь до упора, т.е. до киля....

20 июля, четверг
(порог "Сизовский" - порог "Кеняйкоски" - порог "Кумио", 20 км)
Вышли в 11:30. Прошли на груженой байдарке порог, по самым бочкам, умыли Таню:). Через 2 километра порог "Собачий". 2 протоки. Левая: пара бочек, высокие (0.5-0.7) валы, в т.ч. особо высокий пирамидальный. Правая: через 5 метров после входа камень, от него уход налево в основную струю. Шли без осмотра по правой протоке, лагом прошлись по валам. Байдарку накренило, но не положило, широковата:). Тане порог понравился, влетела туда без каски, убирая в герму фотоаппарат. Взял каяк, пошел по левой протоке. Кильнулся на пирамидальном валу, отличная фотография есть:) Слава прошел нормально. Очень хороший порог для катания, жаль, что очень недалеко от Сизовского. На Собачем стояли те самые плановики, а также ребята на Таймене и Салюте.

Перед нами 11 км.плеса до ГЭС. На плесе пара перекатов, ничего особенного. У ГЭС догнали плановиков и еще пару групп. Они обедают, мы обносимся. ГЭС выбирает метров 5 падения, этим объясняется и большой плес перед ней. Струя весьма мощная. Самое интересное, что там даже можно пройти:). Все протоки на плотине забиты деревьями, кроме крайней правой. После нее струя очень сильно бьет в правый берег, и сваливается в здоровенный пенный котел. Крутомукаякеру на крутой лодке наверняка под силу, только откуда на этой речке крутые каякеры?

Проплываем еще 2 километра до порога "Кеняйкоски", который указан в лоции как непроходимый. Обедаем на поляне с табличкой (в апреле 89 года погиб парень), подходит плановая группа. У них, кроме пары каяков и той надувной лодки, есть Егеря и несколько 3-х тонных катамаранов "Урал-Экспедиция". Их катамаранный инструктор начала пугать своих, что если они упадут, то не выплывут. Мда... Таня испугалась, впервые застегнула паховые ремни на спасе. Идем смотреть на этот "кошмар".

Порог интересен. Мощнаязаходнаяшивера, требуется траверс струи от берега до берега. Потом главная ступень. Слив, валы, бочечки. Много камней, но никаких ужасов не обнаружено. То ли вода не та, то ли глаза у автора лоции были великоваты (с гидами плановиков понятно, они отвечают за жизнь клиентов и не могут рисковать ни на йоту). Идем. Проходим шиверу, чуть не влетаем в основной слив:). Но нормально чалимся, проводим байдарку повыше, проходим. В главную струю не попадаем, немного чиркаем кормой по камням. Слава прошел, при прохождении лег, но сразу встал. Я прошел на каяке без киля, Слава еще раз прошел, на этот раз отлично. Правда в тот злополучный основной язык ни разу не попали:)

Вскоре порог "Валойне". Много валов, на выходе в центре камень, не видный с воды и находящийся прямо на главной струе. Мы чиркнули по нему бортом, Слава проехал прямо по камню, причем лагом. Залег и опять сразу встал. Молодец! Еще через небольшое расстояние порог "Сарикоски" с большими валами и без иных достопримечательностей. Порог N25 тоже ничего особенного не представляет. К девяти вечера подходим к порогу "Кумио". Ужинаем и ложимся спать. Перед сном нас догоняют ребята на Таймене и Салюте, вообще народу на пороге очень много.

21 июля, пятница
(порог "Кумио", дневка)
По лоции Кумио - это мощный слив, бочка, высокие валы. На деле оказалось все совсем не так. Достаточно простой порог, хотя и длинный. Вальчики, бочечки, примитивныйприжимчик. Обнос плохой. Кататься не очень хорошо, хотя можно, что я с утра и проделал. Как уже упоминалось, на пороге стоит много народу. Большая группа на катамаранах и байдарках, за порогом еще одна группа, опять плановая, на ПСН-ах. Правда руководитель у них на каяке, 4-х метровом каркасном монстре:). При мне на нем учили молодежь первым шагам.

22 июля, суббота
(порог "Кумио" - поселок Новые Пески, 20 км)
(выход в 10:20).

Всю ночь шел дождь, вода поднялась. В Кумио появились бочки, которых вчера не было, и довольно большие валы. Но все равно порог практически линейно проходится, только на самом выходе есть небольшой левый поворот на ~20-30 градусов и небольшой прижим к скале справа. До следующего порога под мостом 11 километров. Скучно и тяжко грести по плесу, но надо. Вот и он, автомобильный мост. По времени прошли никак не более 9 км, возможно врет лоция, а быть может тащит река и мы идем быстрее 5 км/ч. Немного камней и порог позади. Начинаются деревни: Улялега и Содер. Подплываем к мосту, он новый, мостки, как раньше, не отодвинешь. Но слева сделано место, где можно перетащить лодки. Перетаскиваем байдарку, пока ребята перекусывают, иду в ближайший перед мостом дом. Там покупаю картошки "сколько насыплется" (где-то 4 кг) заденег "сколько дашь" (рублей 20). Картошка вкуснейшая, лучше я еще не едал! Через несколько сот метров справа приток, на левом берегу которого (если смотреть от реки), стоит магазин. Есть все, даже бананы, нет только хлеба. Завоз вторник, четверг, пятница.

Скоро Шотозеро. От впадения реки на левом берегу ясно видны Новые Пески, до них примерно 5 километров. Поворачиваем прямо на них. Отмели, камыши, белые лилии! Достаточно высокая волна с озера. Не доплывая до села встаем на полуострове, время 16:00. Маршрут пройден!

… Я иду в село, на вокзал, ребята разбирают байдарку и вещи.

23-24 июля, воскресенье-понедельник
(село Новые Пески - Петрозаводск - Москва, больше 1000 км.)
Подъем в 3:30, идем 45 минут до станции. Поначалу через болото, потом по дороге. Поезд Костомукша-Петрозаводск приходит в 5:58, стоит минуту. Добегаем до нашего сидячего вагона, проводник (!!!) помогает нам затащить каяк в вагон (станция не багажная, так что иного выхода у нас нет). Ну вот и все. Закончен поход, весьма успешно пройден маршрут...

Нормально доезжаем до города, покупаем билеты в Москву, сдаем каяк в багаж.... Завтракаем в кафе "Петрозаводск" (находится в одной остановке от пл.Кирова), всем рекомендую. Великолепные и недорогие пирожки с разными начинками. Гуляем, едем загорать в Пески. Вечером на поезд и в Москву. В Москву поезд приходит без опоздания (даже удивительно!). Теперь уж действительно все.

ЛОЦИЯ р. Ю.ШУЯ:

Лоция составленная на основе лоции из отчета Алексея Лукацкого (1992), описания порогов даны для средней воды, по состоянию на лето 2000 года.

Название объекта Описание Км.от предыд. Объекта Км.от нач.
Исток р.Шуя От Суоярви вдоль берега озера идет асфальтовая дорога прямо до моста в истоке. В истоке на правом берегу есть хорошая стоянка, сход на нее с дороги не доходя метров 50 до моста. Богатый черничник.    
Порог N 1 В истоке реки находится разрушенная плотина (или мост), река сужается, течение убыстряется. Порога как такового нет.    
Деревянный мост   0.3 0.3
Порог N 2 “Устье“ Находится за мостом после небольшого плеса. Делится островами на 3 рукава. Левый и средний в камнях, но средний проходим. В правой протоке узко, но также нормально проходимо на байдарке. Осмотр не обязателен. 0.3 0.6
Озеро Еккилялампи      
Порог N 3 “Куст“ Находится на выходе из небольшого озера Еккилямпи. Над порогом ЛЭП. В русле много камней, 2 протоки, разделенные большим камнем. За камнем в правой протоке улово, за уловом протоки соединяются. Затем остров, справа от него завал, на который несет. Осмотр с правого берега. 0.7 1.3
Порог N 4 Струя очевидна, камней нет.   2.3
Порог N 5 Справа от острова. Прижим к левому берегу. Слив чистый.   6.3
Порог N 6 “Грива“ Чистый небольшой падун (0.5м), мощная, но мелкая (1-1.5 м.) бочка. Справа от слива плита. Проход по краю плиты по струе у правого края бочки. Просмотр с левого берега. Хорошее место для катания. 0.7  
Ж/д мост Под мостом много свай и арматуры. Проход в правом пролете. 0.7 7.7
Порог N 7 (Дамба) Мелководный, много камней. Проход у левого берега. Гряда поперек реки. 0.8 8.5
Суойокский каскад (порог “Рыжий“), I ступень Струя явно выражена. Прижим к левому берегу. На левом берегу д.Суойеки, магазин, почта.   9.5
II ступень Начинается за 30м до деревянного моста. Струя неявная, очень много камней, легко порвать шкуру байдарки. Прижим к левому берегу. Проход вдоль правого берега под мостом (2-ой пролет справа), далее к центру, а затем вдоль левого берега. Небольшие валы. Просмотр с левого берега. 0.5  
III ступень За небольшим плесом. Струя не выражена, много камней. Проход вдоль левого берега. 0.5 10.5
IV ступень После 25м чистой воды. Чистый слив. Далее много камней.   10.5
Приток р.Тарасъеки На левом берегу куча камней, в устье на правом берегу дома и пляж. 0.5  
порог N 12 “Медвежий“ Слив чистый. Валы, небольшие бочки. Проход в центральный слив, а затем левее валов. Перед порогом и за ним на левом берегу стоянки, но вставать тут из-за близости деревни не рекомендуется, были случаи воровства. Просмотр с левого берега. Хорошее место для катания.    
порог N 13 “Древний мост“ Разрушенный мост. Проход в любом пролете, струя очевидна, камней нет. Сразу за порогом на правом берегу стоянка. Просмотр с любой стороны (не обязателен).    
порог N 14 “Луки“ Посреди реки - остров. Правая протока в камнях. На выходе левой - большой камень. Струя явно выражена. Проход по языку со смещением влево. Чуть левее струи зуб. За порогом справа - бухта. В бухте хорошая плановая стоянка, со столом, пентагоном и кучей места для палаток. У берега глубоко и дно илистое. Просмотр порога с левого берега (не обязателен).    
Порог N 15 Струя неявно выражена. Проход вдоль правого берега. Много камней, причем подводных и очень плохо заметных. Сразу за порогом остров. Просмотр порога с правого берега.    
Протока с озером На левом берегу протока, около протоки табличка “Копченая рыба, родниковая вода”. За протокой (длина протоки метров 30) очень теплое озеро, на берегу изба. Можно купить рыбу (сырую либо копченую), взять воды из колодца (бесплатно).    
Оз.Шуясалми Перед озером на правом берегу хорошие стоянки. Сразу после выхода в озеро повернуть направо для входа в Шую. Через 300м после озера на правом берегу дома.    
Перекат 2 ступени    
Порог N 16 Порог идет по дуге, много камней, валы. Струя неявная. За порогом на правом берегу стоянка.    
Порог N 17 Опять по дуге, струя явно выражена. Мощный слив. Слева от слива остров. 0.5 33.5
Хаутаваарские мосты Сначала автомобильный, потом ж/д. Перед автомобильным мостом хорошие стоянки. Слева от ж/д моста стараяпогранвышка. Пограничников там уже давно нет. 1.5  
Разрушенный мост   0.5 35.5
Разрушенный мост За и перед мостами есть хорошие стоянки. 0.5  
Порог N 18 “Цапфовский“ (I Хаут-перекат) На выходе остров. Левая протока в камнях. Проход по правой, прижим к правому берегу. Проход по левому краю струи. Сразу за порогом ЛЭП.    
ЛЭП      
ЛЭП      
порог N 19 (II Хаут-перекат) Много камней. Проход вдоль левого берега. Сразу за порогом повернуть налево. Справа от поворота в бухточке весьма бурный приток Пюхяйоки.    
порог N 20 “Сизовский“ Перед порогом берег становится круче, видны скалы. Река поворачивается вправо, образуя лагуну. Осмотр с обоих берегов. При входе слив образует слева небольшую бочку, в центре – косой вал, справа чистая струя, за камнем канализация. Валы, небольшие бочки, прижим к левому берегу, где торчит зуб. Проход в любом месте, спокойнее справа. За порогом большоеулово у правого берега. На обоих берегах отличные стоянки, много дров, черничники. Превосходное место для катания, легкий занос лодки по любому берегу.    
Порог N 21 “Собачий“ (“Островной“, “Безымянный“) Перед порогом два больших острова. Левые протоки в камнях. После первого острова пристать ко второму для осмотра. Проход слева от камня. Сначала прижим к левому берегу, потом слив и большой (~1.5 м.) пирамидальный вал. За порогом есть хорошая стоянка на левом берегу. Хорошее место для катания, удобный занос судов по острову. Стоянок до ГЭС нет.    
Мост через приток. У правого берега.    
Деревянный мост (на дер. Игнойла.Ст.Застава)   2.7 57.7
Плотина Игнойльской ГЭС. Обнос по правому берегу. За ГЭС на левом берегу не очень хорошая стоянка. Покосы. 0.3  
Порог N 22 “Кеняйкоски“ За 300-400м до порога слева поляна с памятной доской, датированной апрелем 1989 года. Необходимо пройти по левому берегу до основной ступени и наметить место чалки перед падуном. На входе в порог большой камень. Заходнаяшиверакаменистая, требуется траверс струи от берега к берегу. Перед падуном зачалиться к левому берегу для осмотра. Проход по косой струе ближе к левому берегу, много камней, порог мелкий. В случае переворота можно получить травму. Перед порогом на обеих берегах стоянки, непосредственно на пороге стоянка на левом берегу. Неплохое место для катания.    
Порог N 23 “Валойне“ Сразу за островом. Много камней. Проход по центру, а затем левее, в центре на основной струе не видный с воды обливной камень. За порогом на правом берегу стоянка. Просмотр по левому берегу (Не обязателен). 0.2 60.2
Порог N 24 “Сарикоски“ Над порогом ЛЭП. Слив чистый. Просмотр с правого берега (не обязателен). Высокие валы (~1 м). Вход в слив, далее левее валов. 1.8  
Порог N 25 Справа от порога – остров с баней. Просмотр слева. При малой воде - мощный, трехступенчатый порог. В первую ступень входить по диагонали (справа налево) в центральный слив. Затем левее. Проход второй ступени в левый язык, практически прижимаясь к камням. Далее быстро идти к берегу, а там вдоль него в левый слив у камня. 0.5 62.5
Порог N 26 “Кумио“ За 200м до порога река поворачивает вправо и, упираясь в скалы, образует плес. Затем узкой протокой уходит влево. Просмотр слева. Порог двухкаскадный. Первый каскад - слив, небольшие бочки, валы. Второй каскад - прижим к правому берегу, высокие валы, сужение. Много камней. При маленькой воде – первый каскад - это обилие камней, а второй – чистый слив с прижимом к правому берегу. На левом берегу стоянки. Катание плохое, так как затруднен занос судов.   64.5
Порог N 27 Порог под автомобильным мостом. Много камней. Перед мостом (за 2 км) начинаются луга.   75.5
д. Улялега На левом берегу реки. 0.5  
д. Соддер На правом берегу реки. Через реку пешеходный мост. Мост проходится слева, перетаскивая суда (есть место без перил). Через 300м после моста справа приток, на обоих берегах которого (поднявшись) стоят магазины. Хлеб завозят во вторник, четверг и пятницу.    
оз. Шотозеро Большое озеро, волны, ветер.    
пос. Новые Пески Проход по озеру вдоль левого берега. Можно встать на полуострове, отделенном от материка болотом. Оттуда выход между домами прямо да дорогу, по ней 30 минут на восток до станции.    

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

Поход прошел успешно. Большинство препятствий на реке имеют II категорию сложности. Особое внимание надо обратить на следующие пороги: Грива, Рыжий, Сизовский, Собачий, Кеняйкоски (который может быть отнесен к III категории сложности), Кумио. Особенности этих порогов и правила их прохождения даны в лоции.

http://tk-perovo.ru/index.php?id=51

 

Date: 2015-07-17; view: 1082; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию