Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К ЧИТАТЕЛЮ. Содержание разделов 1-9 этой брошюры сложилось в течение 12 лет (1967-1979 годы) и является результатом многих встреч лектора – её составителя – с различными





 

Содержание разделов 1-9 этой брошюры сложилось в течение 12 лет (1967-1979 годы) и является результатом многих встреч лектора – её составителя – с различными аудиториями. Слушателями были рабочие предприятий г. Томска, колхозники и рабочие совхозов, лесозаготовители, школьники, учащиеся ПТУ, студенты, учителя, преподаватели ВУЗов и техникумов, врачи, пропагандисты сети политического просвещения, учёные, инженеры и техники предприятий, работники милиции. Лекции проходили в цехах заводов, школьных классах, вузовских, заводских и сельских клубах. В каждой лекции или беседе слушатели принимали самое активное и непосредственное участие своими острыми вопросами, заинтересованным обсуждением, которое иной раз затягивалось на много часов. Иногда с лекции, начавшейся после рабочего дня в пять или семь часов вечера, мы расходились в двенадцатом часу ночи (по просьбе вахтёра). Был и такой случай в сельском клубе, когда лекция (перед киносеансом!) закончилась чем-то вроде митинга. До сих пор я чувствую вину перед жителями Новой Бурки (Бакчарский район), которые десять лет тому назад попросили меня передать областным руководителям свои предложения по ограничению продажи спиртных напитков, за то, что я не выполнил их просьбу. Сначала не сообразил, куда следует обратиться, а потом забыл за текущими делами.

За 12 лет выступлений с лекциями по тематике трезвеннической ориентации не помню ни одной лекции, которую можно было бы назвать не удавшейся. Любая аудитория принимала мой рассказ близко к сердцу, с тревогой за растраченные силы и здоровье миллионов людей, за искалеченные и не состоявшиеся человеческие судьбы. Навсегда остались в памяти тяжёлое молчание могочинских лесозаготовителей (куда девались шуточки, которыми они обменивались в начале беседы), потрясённые взгляды школьников Новой Бурки, Богашёва, Томска. Невозможно забыть рыдания женщины во время лекции в швейном цехе комбината бытового обслуживания в Бакчаре. Между тем, я никогда не был не только блестящим оратором, но и просто хорошим лектором. Просто я рассказывал всю известную мне правду об алкоголе. Рассказывал всё то, что узнавал, проводя недели в библиотеке им. Ленина над реферативными журналами, монографиями, ежеквартальниками, над биофизической и медицинской научной периодикой. Рассказывал всё, что мог почерпнуть из бесед с биофизиками, изучающими механизмы действия алкоголя на организм животного и человека. Старался рассказывать обстоятельно, стремился осветить именно научную сторону проблемы, уделять особое внимание тем фактам и представлениям, которые уже складываются в концепции, позволяют вскрывать взаимосвязи явлений и, следовательно, дают слушателям пищу для дальнейших размышлений и самостоятельных выводов.

Убеждённость в необходимости утверждения трезвого образа жизни в советском обществе мы, томские лекторы, черпали тогда не только из истории страны, из партийных документов, но и из выступлений на собраниях партийного актива Е.К. Лигачёва, тогда первого секретаря Томского обкома КПСС.

На общий настрой лекций и бесед, на форму изложения фактического материала оказывал, несомненно, влияние гражданский пафос публицистических и научно-популярных работ озабоченных советских людей: писателя Н.Н. Носова (1969), врача-педиатра Е.М. Лубоцкой-Россельс (1973), психиатров Г.М. Энтина (1973), Д.Д. Федотова (1974), хирурга академика АМН СССР Ф.Г. Углова (1977), выдающегося земледельца почётного академика ВАСХНИЛ Г.С. Мальцева и других. И аудитория отзывалась на правдивый и неравнодушный рассказ. Люди не могли удержаться от взволнованных реплик, помогали найти точное слово, помогали лектору, ушедшему в сторону, вернуться к основной нити рассказа. Я никогда не проводил анкетирования, но общее настроение каждой аудитории чётко проявлялось в характере вопросов, реплик, споров. Главный вывод для большинства слушателей был всегда одним и тем же: необходимо делать всё, чтобы изгнать алкоголь из жизни нашего общества как можно скорее, полностью и навсегда.

Текст этой брошюры складывался не столько в те недели и месяцы, которые были проведены в библиотеках за лекторской обработкой имеющейся научной информации, за адаптацией её к будущим слушателям – людям самых разных возрастов и профессий, одним словом, не столько во время работы, которую называют подготовкой к лекции, сколько во время самих лекций и последующего общения со слушателями. Фактически содержание брошюры является результатом коллективных раздумий слушателей и лектора, причём, слушателей – в первую очередь.

Эта брошюра была подготовлена в 70-е годы и отражает своё время. Между тем, важные результаты, относящиеся к детальному описанию закономерностей и выявлению механизмов воздействия алкоголя на центральную нервную систему и на организм в целом, были получены в последние 15-20 лет. В этом легко убедиться, посмотрев списки литературы, цитируемой в последних монографиях по проблеме (например, «Мозг и алкоголь» Э.Н. Поповой с сотрудниками, 1984; «Этиловый алкоголь» Н.П. Скакуна с сотрудниками, 1985; «Профилактика алкоголизма» Н.Я. Копыта и П.И. Сидорова, 1986; «Алкоголизм и организация наркологической помощи» Е.Д. Красика с сотрудниками, 1985). За время, прошедшее после появления брошюры в качестве методического указания для кураторов студенческих групп, в медицине и биологии получена обширная информация о характере и природе воздействия алкоголя на человека и животных: в перечисленных монографиях от 25 до 70 % всех ссылок на литературные источники приходится на 80-е годы. Однако перерабатывать текст брошюры с тем, чтобы учесть новые данные сейчас, пожалуй, не имеет смысла. Он представляет интерес именно как отражение коллективного мнения широкого круга томичей по поводу проблем, связанных с алкоголем, которое сложилось в конце 60-х и в 70-х годах.

Необходимо указать наиболее крупные пробелы в тексте разделов 1-9. Во-первых, не рассмотрено нарушение под воздействием всепроникающего алкоголя так называемых гистогематических барьеров (Г.Н. Кассиль, 1983; Я.А. Росин, 1984 и др.), обеспечивающих каждому органу, каждой ткани ту среду, которая необходима для их нормальной жизнедеятельности. Наиболее надёжно защищены от многочисленных веществ, циркулирующих в крови, мозг (гематоэнцефалитический барьер, открытый Л.С. Штерн, 1938, 1960) и мужские половые железы (гематотестикулярный барьер, обнаруженный независимо С.С. Райциной, 1964; Манчини, 1964 и Чиквоиным, 1964). Упомянем также плацентарный барьер, отделяющий организм плода от кровеносной системы матери (Л.С. Штерн, 1927; И.А. Аршавский, 1982; Я.А. Росин, 1984). Повреждение гистогематических барьеров под воздействием алкоголя приводит к проникновению в межтканевую жидкость каждого органа веществ, несвойственных их нормальному химическому составу, отравление каждого органа продуктами обмена других органов. Происходит как бы общее самоотравление всего организма и, вследствие этого, нарушение функций всех его органов. Во-вторых, лишь мимоходом затронут генетический аспект проблемы, исключительная важность которого не требует пояснений. В-третьих, не рассмотрен один из центральных вопросов – воздействие алкоголя на сложную связь нейромедиаторов, нейромодуляторов, нейрогормонов, которое и заставляет большинство исследователей считать алкоголь, несмотря на его широкое – системное – действие на организм, прежде всего специфическим нервным ядом. Рассмотрение всех этих вопросов было бы интересно само по себе даже с чисто познавательной точки зрения, но оно ни в коей мере не изменило бы выводы, сформулированные в разделе 9, как и категорически отрицательное общее отношение к алкоголю любого здравомыслящего человека.

Однако, новые результаты, полученные биофизиками, физиологами, психологами в последние годы, позволяют значительно продвинуться в понимании биологической и социальной природы homo sapiens[3]. В частности, установлено как естественно-научный факт, что поисковая деятельность, творческая активность человека является его биологической потребностью, одним из необходимых условий его физического и психического здоровья (В.А. Ротенберг, В.В. Аршавский, 1985). В связи с этим всё чаще лекции о здоровом образе жизни приходится начинать с рассказа о закономерностях и механизмах творческого мышления. Поэтому при подготовке настоящих материалов к новому изданию мы сочли необходимым включить дополнительный материал, посвящённый творческому мышлению, динамике интеллектуального развития, а также оценке влияния алкоголя и других повреждающих факторов на творческий потенциал человека (разделы 11-13). Дополнение подготовлено совместно с доцентом кафедры высшей математики Томского архитектурно-строительного университета Л.И. Лесняк.

 

Date: 2015-07-17; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию