Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Продолжение таблицы 2.1 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Анализируя таблицу 2.1 можно отметить, что наблюдается значительное увеличение объема продаж по торговой сети «Орбита» в 2011 году по сравнению с 2009 годом в 5.2 раза. Это связано с открытием четырех новых точек в 2010 году (ул.Комсомольская 85, ул.Шевченко 36, ул.Чкалова 26/1, ул.Сергея Лазо), а также - двух точек в 2011 году (ул.Новая 12/2, поселок Экодолье). Также на рост товарооборота оказали влияние увеличение цен на товары, расширение ассортимента и проводимая рекламная кампания ООО «Орбита». Наибольшее удельный вес в структуре объема продаж в 2011 году приходится на хозяйственные и промышленные товары 17,5% и на алкогольную продукцию - 19,2% (в связи с расширением ассортимента изысканных спиртных напитков и проведением рекламной акции «Клуб элитного алкоголя», которая сопровождалась дисконтными картами, системой скидок, оформлением подарочных сертификатов и периодически проводимой дегустацией). 2.2 Расчет и анализ издержек обращения Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров. В соответствие с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы можно полностью включать в себестоимость проданной продукции, если они признаются расходами по обычным видам деятельности. Если фирма с начала года перешла на подобный порядок списания, то несписанный остаток коммерческих расходов за прошлый год она может включить в себестоимость готовой продукции, проданной в текущем году. Также фирма может списать эти расходы в течение какого- либо периода времени (например, квартала или полугодия). Рассмотрим издержки обращения ООО «Орбита», от которых напрямую зависит уровень полученной в итоге прибыли. Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя до потребителя. Издержки обращения по своему содержанию являются текущими затратами и расходуются каждый год, они классифицируются по статьям.[17] В таблице 2.2 представлен анализ издержек обращения ООО «Орбита» за 2009 - 2011 годы. Таблица 2.2 - Анализ издержек обращения ООО «Орбита» за2009-2011 гг.
Из данных приведенных в таблице 2.2 можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом объем товарооборота увеличился в 5 раз, себестоимость увеличилась в 4,5 раза, коммерческие расходы значительно увеличились в 9 раз, а прибыль от продаж возросла в 50 раз. Неотъемлемой частью анализа издержек обращения является определение уровня издержек обращения и рентабельности (таблица 2.3). Таблица 2.3 - Характеристика результативности затрат и их эффективности на ООО «Орбита»
Из таблицы 2.3 видно, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом уровень издержек обращения увеличился на 8,4 %. Рентабельность в 2011 году увеличилась на 3,18 %. Анализ издержек обращения должен служить основой для планирования и управления ими на предприятии. 2.3 Расчет доходов, прибыли и рентабельности Для любого предприятия, в том числе и для ООО «Орбита» большую роль имеют такие показатели деятельности как прибыль и доходы. Прибыль - денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятием. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. Прибыль - один из основных показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли обеспечиваются не только различные внутрихозяйственные потребности, но и формируются бюджетные ресурсы, благотворительные фонды. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком. Для того чтобы дать обобщенную характеристику финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия используют анализ доходности. На основе данных статистической и бухгалтерской отчетности составляются различного рода таблицы, которые, в свою очередь. Дают представление о динамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовой прибыли. Рассмотрим динамику изменений показателей доходности ООО «Орбита» в таблице 2.4.
Таблица 2.4 -Динамика изменения прибыли ООО «Орбита» за 2009-2011 гг., тыс.руб.
Из таблицы 2.4 видно, что в 2011 г. по сравнению с 2009 г. валовая прибыль возросла в 10 раз, издержки обращения увеличились в 9 раз, прибыль от продаж увеличилась в 50 раз, как следствие, наблюдается рост чистой прибыли в 5,8 раза. Для оценки эффективности работы торгового предприятия недостаточно использования показателей прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, идеи, сделки. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - рентабельность. Рентабельность - это процентное отношение суммы чистой прибыли к объему товарооборота. В таблице 2.5 приведены показатели рентабельности в динамике ООО «Орбита» Таблица 2.5 -Анализ показателей рентабельности ООО «Орбита» за 2009 - 2011 гг., %
Продолжение таблицы 2.5
Данные таблицы 2.5 говорят о том, что прибыль полученная с каждой проданной единицы возросла в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 3,18%, что способствовало увеличению чистой прибыли приходящейся на единицу товарооборота; прибыль полученная от использования основных фондов составила в 2011 году 2,1 процента. Это говорит о том, что предприятие финансово устойчиво и рентабельно. 2.4 Анализ использования оборотных средств на предприятии Критерием оценки эффективности использования оборотных средств является длительность периода оборота - чем длиннее оборот оборотных средств, тем менее эффективно они работают. Это является следствием того, что для поддержания постоянного оборота капитала требуются значительные денежные средства. В этом случае говорят об отвлечении денежных средств для пополнения оборотных средств. А ускорение оборачиваемости напротив высвобождает необходимые денежные средства, и они могут быть направлены на другие цели предприятия. Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой следующих взаимосвязанных показателей: - коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов совершенных оборотными средствами за определенный период; - продолжительность одного оборота показывает, за сколько дней оборотные средства совершат полный оборот; коэффициент загрузки является обратным коэффициенту оборачиваемости оборотных средств в разах и показывает сумму оборотных средств затраченных на 1 рубль реализованной продукции. Таблица 2.6 - Анализ оборачиваемости оборотных средств ООО «Орбита»
Изменение показателей оборачиваемости в динамике свидетельствует о ее ускорении или замедлении. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются, а при замедлении - вовлекаются дополнительные средства. Высвобождение оборотных средств, вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным или относительным. На основании данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о том, что в 2011г. оборотные средства совершили 3,3 оборотов, то есть оборачивались каждые 109 дней. 2.5 Анализ устойчивости и кредитоспособности предприятия В целях проведения анализа устойчивости и кредитоспособности необходимо произвести целый ряд новых расчетов: 1) Коэффициент автономии, он соизмеряет собственный капитал со всеми источниками финансирования: Кавт=Собственный капитал/Валюта баланса (1) 2) Коэффициент финансовой устойчивости, соизмеряет собственные и заемные средчтва: Кфу=3аемный капитал / Собственный капитал (2) 3) Коэффициент платежеспособности, отражает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчета по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения, при бесперебойном осуществлении основной деятельности: Кпл = сумма платежных средств / срочные обязательства (3) К платежным средствам относятся: - денежные средства; - краткосрочные ценные бумаги; - часть дебиторской задолженности, когда уверены в ее поступлении. К срочным обязательствам относятся: - краткосрочные кредиты банков; - кредиторская задолженность за товары, работы, услуги юридическим, физическим лицам, бюджету, подлежащие погашению. 1) Коэффициент ликвидности, показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно. Клик=(Ден. Средства + Краткоср. Фин. Вложения) / Текущие пассивы (4) Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов, выполнение обязательств перед государством и партнерами, то есть отражение всех сторон его предпринимательской деятельности. Сигнальным показателем финансового состояния предприятия является его платежеспособность, то есть способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков и подписчиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Источником информации для анализа служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Анализ финансового состояния включает в себя: 1. Анализ финансовой устойчивости. Для этого используется: коэффициент автономии, характеризующий независимость предприятия от заемных источников привлечения средств и отражающий отношение собственного капитала к итогу баланса; - коэффициент финансовой устойчивости - это соотношение собственных средств предприятия; 2. Анализ платежеспособности (ликвидности) можно оценить, используя: - коэффициент покрытия, который характеризует отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности; - коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам. Величина этого показателя определяет, какую часть своих краткосрочных долгов предприятие способно погасить на день составления баланса. Коэффициент покрытия считается благополучным, если он превышает 2; для коэффициента абсолютной ликвидности не предусмотрено какого либо норматива. Таблица 2.7 - Показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Орбита»
Коэффициент автономии ниже норматива 0,6, что говорит об отсутствии достаточного собственного капитала. Показатель финансовой устойчивости является удовлетворительным, так как желательный норматив - не больше 1. Коэффициент покрытия не благополучен, так как его данные меньше положенного норматива почти в 2 раза, а в 2009 г. - больше, чем в два раза. Коэффициент показателя ликвидности снижается, что негативно сказывается на деятельности предприятия, так как отсутствуют денежные средства и ценные быстрореализуемые бумаги, приравненные к денежным средствам. 2.6 Управление персоналом предприятия Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Структура управления - это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления. Структура управления находится в тесной взаимосвязи с функциями. При совершенствовании производства и управления структура служит базой для модернизации набора функций. Одной из основных функций предприятия является управление персоналом, так как она влияет на обеспечение развития и эффективности его деятельности. Управление персоналом признается одно из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико - статистическогоо до философско- психологического. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально – психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Оценка результатов труда преследует следующие три основные цели: административная, информационная и мотивационная. 1.Под административными целями понимается: продвижение по службе, перевод с одной работы на другую, понижение по службе, прекращение трудового договора. - Продвижение по службе служит двум целям: позволяет предприятию заполнить имеющиеся вакансии; позволяет работникам удовлетворить стремление к успеху, самовыражению, признанию. - Понижение работников по службе возникает, когда показатели оценки труда не соответствуют требованиям и исчерпаны возможности достижения заданных показателей. - Перевод с одной работы на другую возникает тогда, когда предприятие хочет использовать работников более эффективно в других должностях или расширить его опыт. Иногда перевод используется, когда работник работает неудовлетворительно, но в связи с его стажем, заслугами, организация считает неэтичным и негуманным уволить его с работы. - Прекращение трудового договора (увольнение) наступает в тех случаях, когда работнику сообщили оценку его труда и предоставили возможности для ее улучшения, но он не хочет или не может работать по стандартам организации. 2.Оценка результатов труда необходима и для того чтобы информировать работников об относительном уровне их работы, показать их сильные и слабые стороны, дать направление к совершенствованию. 3.оценка труда также представляет собой важное свойство мотивации работников. Сообщив результаты оценки труда, фирма имеет возможность должным образом вознаградить работников зарплатой, повышением в должности, благодарностью и другими формами вознаграждения. Кроме того, следует отметить, что систематическое положительное подкрепление поведения ассоциируется с высокой производительностью в будущем. 2.7 Управление хозяйственными рисками. Предпринимательский риск можно определить как потенциальная возможность потери ресурсов или недополучения доходов. В условиях рыночной экономики риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Рискованной является любая хозяйственная деятельность и риск может быть вызван: - неопределенностью будущего; - организационно-экономическими сбоями; - сознательным нарушением законов. Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование. Риском можно управлять. Наиболее удачной будет деятельность фирмы, правильно рассчитавшей свои возможности, выбравшей направление деятельности с оптимальным соотношением риска и доходности. Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных убытков, потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Риск составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения, ведь неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. Часто между понятиями «риск» и «неопределенность» не делается различий, но их, несомненно, следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность - когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальных ситуациях решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда неопределенных, заранее не предвиденных факторов. Основная цель управления рисками в ООО «Орбита» - минимизация связанных с ними финансовых потерь. Процесс управления связан с оценкой уровня отдельных видов рисков (коммерческий, ценовой, неплатежеспособности, налоговый и др.), их профилактикой и страхованием. В 2009 году оценка рисков в ООО «Орбита» вообще не проводилась. Оценка уровня хозяйственных рисков - очень ответственный и сложный этап на предприятии. В ООО «Орбита» в 2010 г. и 2011 г.оценка уровня хозяйственных рисков проходила в несколько этапов. Сначала специалисты идентифицировали отдельные виды рисков, связанных с деятельностью предприятия. Так, различали риск случайной гибели имущества, коммерческий риск, экономический риск, ценовой риск, инфляционный риск, риск неплатежей и налоговый риск. После происходила оценка степени вероятности каждого из рисков с помощью экономико- статистического метода. Итоги оценки представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Степень вероятности отдельных видов рисков ООО «Орбита» в 2010-2011 гг.
Согласно данным таблицы 2.8 видно, что вероятность риска случайной гибели имущества уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 1 %. Это связано с проведением капитального ремонта на предприятии. Вероятность коммерческого риска уменьшилась на 5 % благодаря тому, что торговая сеть «Орбита» стала работать с проверенными партнерами. Вероятность риска неплатежей в 2011 году по сравнению с 2010 г. снизилась на 9 %. Это связано с тем, что в 2011 г. денежные средства поступают более состыковано. Вся вероятность видов рисков в течение анализируемого периода, рассмотренного в таблице просчитана практически точно. Подтверждение этому является достигнутые за весь период практические показатели ООО «Орбита». Еще один компонент эффективного управления рисками на ООО «Орбита» - структура контроля и отчетности. Естественно, что предприятие использует профилактику хозяйственных рисков для того, чтобы обеспечить снижение вероятности их возникновения. Формы профилактики рисков на предприятии - избежание хозяйственных рисков, проявляющаяся в отказе от осуществления операций, уровень риска по которым очень высок, и минимизация риска, например, связанная с получением от поставщиков определенных гарантий на поставку товаров. Конечно, вопросами управления рисками в ООО «Орбита» стали заниматься совсем недавно, но уже на предприятие имеются результаты. Руководство понимает, что в условиях рыночной экономики необходимо постоянно просчитывать каждый шаг предприятия, в том числе и вероятность возникновения риска при этом. Только благодаря этому можно удерживать свои позиции на рынке и получать соответствующую прибыль. Заключение Для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия необходимо знать слабые и сильные стороны рынка, учитывать и реагировать на любые изменения, руководствоваться нововведениями и всеми теми изменениями, которые происходят во внешней среде. Рыночная сред характеризуется неопределенностью и неустойчивостью, следовательно, отличительными свойствами коммерческой деятельности должны стать динамичность и мобильность в рыночном пространстве. ООО «Орбита» - предприятие мобильное, легко приспосабливающееся к условиям внешней среды, и способное реагировать на внешние изменения. В ходе прохождения производственной практики было пройдено практическое направление в изучении деятельности ООО «Орбита». В первой части отчета дана общая характеристика предприятия, его организационной структуры и особенности работы подразделений, освещено содержание коммерческой деятельности предприятия, изучена договорная работа и даны основные экономические показатели предприятия за прошедший год. Во второй части было проанализировано экономическое состояние предприятия, в том числе рассчитаны показатели прибыли, рентабельности, устойчивости и кредитоспособности предприятия. А также представлен анализ издержек обращения и анализ использования оборотных средств. В целом предприятие имеет прибыль. В ходе практической работы были выработаны рекомендации: - ввести гибкую систему для поощрения отличившихся работников; - привлекать большее количество клиентов; - обеспечить рост объема реализации товаров и услуг путем коренного пересмотра договорной работы; - анализировать эффективность закупки материалов и оборудования для производства и реализации товаров; - организовать курсы повышения квалификации для работников; - составить план продаж и проведение мероприятий по расширению рынков сбыта. В итоге можно сделать вывод, что платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия в целом находится на хорошем уровне. ООО «Орбита» имеем высокий уровень доходности. Предприятие устойчиво к колебаниям рыночного спроса на реализуемые товары и к другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Список использованной литературы
1. Алтухов А.И. Зерновое хозяйство России. [Текст] / А.И. Алтухов. - М.: КолосС, 2009. - 240 с. 2. Барышев, А.Ф. Маркетинг: учеб. для СПО. - 4-е изд., стер. [Текст]/ А.Ф. Барышев. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 208 с. 3. Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие. - 2-е изд. [Текст] / Бузов Б.А. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 176 с. 4. Водяников, В.Т. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие. - 2-е изд. [Текст] / В.Т. Водянников - М.: КолосС, 2007. - 390 с. 5. Галенко, В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. [Текст]/ В.П. Галенко, Г.П. Самарина - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 288 с. 6. Гиляровская, J1.T. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. - 2-е изд., стер. [Текст] / JI.T. Гиляровская. - М.: Проспект, 2009. - 360 с. 7. Грядов, И.В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. - 2-е изд. [Текст] / И.В. Грядов. - М.: КолосС, 2008. - 416 с. 8. Гуськов, С.В. Оценка эффективности производственно- хозяйственной деятельности организаций: учеб. Пособие [Текст]/С.В. Гуськов, Г.Ф. Графова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с. 9. Ерохина, Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) - 2-е изд.[Текст] / Л.И. Ерохина. - М.: КноРус, 2007. - 304 с. 10. Замедлина, Е.А. Предпринимательство: учеб. пособие. - 5-е изд., испр. [Текст] / Е.А. Замедлина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 288 с. 11. Звешинский, С.М. Эффективность системы информационного обеспечения [Текст]/ С.М. Звешинский - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с. 12.3енкина, И. В. Теория экономического анализа: учеб, пособие. - 2- е изд. [Текст] / И. В. Зенкина. - М.: Дашков и К0, 2008. - 208 с. 13. Кокорев, М.И. Маркетинг: комплексная система в АПК. [Текст] / М.И. Кокорев - Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 1998. - 238 с. 14. Липсиц, И.В. Экономика: учеб. - 3-е изд., стер. [Текст] / И.В. Лип- сиц. - М.: Омега-Л, 2009. - 656 с. 15. Неверов, А.Н. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учеб. пособие для НПО. - 4-е изд., стер. [Текст] / А.Н. Неверов - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 464 с. 16. Никифорова, Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Практикум: учеб. пособие. - 7-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Н.С. Никифорова - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 128 с. 17. Попов Н.А.Экономика сельского созяйства: учеб. пособие. - 2-е изд.. [Текст] /Н.А.Попов. - М.: КноРус. 2007. - 244 с. 18. Салимова, Т.А. Управление качеством:учеб. - 2-е изд., доп. [Текст] / Т.А. Салимова - М.: Омега-Л, 2007. - 414 с. 19. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб, пособие - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.А. Сафронов. - М.: Эконо- мисгь, 2007. - 251 с. 20. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова; - М.: Юнити, 2007.- 583 с. 21. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учеб. [Текст] / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: Инфра-М, 2007. - 296 с. 22. Слагода, В.Г. Основы экономики: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. [Текст] / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2008. - 224 с. 23. Стельмашенко, В.И. Методы и средства исследований в процессах оказания услуг. Практикум: учеб. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.И. Стельмашенко. - М.: Форум, 2007. - 384 с. 24. Тактаров, Г.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учеб, пособие. - 3-е изд. [Текст]/ Г.А. Тактаров, Е.М. Григорьева - М.: Финансы и статистика, 2009. - 256 с. 25. Технология розничной торговли: учеб. пособие [Текст] / под ред. Брагина JI.A. - 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 128 с. 26. Титаренко, Н.К.Автоматизированные информационные технологии в экономике.[Текст] / Н. К. Титаренко. - М.: Дашков и К°, 2006. - 195 с. 27. Тихомиров, В.П. Введение в информационный бизнес: учеб. пособие. - 2-е изд. [Текст] / В.П. Тихомиров — М.: Дашков и К0, 2005. - 350 с. 28. Шапкин, А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учеб. — 2-е изд. [Текст] / А.С. Шапкин. — М.: Дашков и К0, 2007. - 880 с. 29. Шевчук, Д.А. Экономика организации. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] /Д.А. Шевчук. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 240 с. 30. Экономика сельского хозяйства./под ред. Водянникова В.Т. [Текст] /В.Т. Водянников.- М.: КолосС,2008.-390с.
|