Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы Петра I. Оценка его деятельности всовременной историографии
Общая характеристика периода. Правление Петра Первого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских реформ уже современники первого императора разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. 184
А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой». Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные сдвиги в развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века все более отчетливо оформляется абсолютизм. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его личным делом, делом беспримерно насильственным, но необходимым. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала активная внешняя политика России в этот период. Первоначально доминировало южное направление — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. После «великого посольства» в Европу (1697—1698 гг.) главной целью стал выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй — с 1709 по 1721 г. (от Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли. В 1722—1723 гг. к России перешли западное и южное побережья Каспия, принадлежавшие 185
ранее Персии. В качестве главных направлений преобразовательной политики Петра I можно выделить реформу армии и флота, реформу государственных органов управления, реформу сословного устройства, церковную, экономическую реформа, а также реформу в области культуры и быта. Военная реформа. В России создается регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы? в разработке которых участвовал Петр I. Выросло производство артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В начале ХУШ века впервые в истории России был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. К концу царствования Балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами человек в составе экипажа. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской, с канцелярией во главе. Расходы на содержание армии составляли 2/3 бюджета страны. Реформы органов власти и управления. В первой четверти XVHX века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дво-рянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после 186
окончания Северной войны получил титул императора. В1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на восемь губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды). Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян. Реформа сословного устройства. Петр ставил своей целью создание могущественного государства, опорой которого должно было стать дворянство. Завершилось слияние двух форм феодального землевладения: Указом о единонаследии (1714 г.) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную, неограниченную собственность помещика. Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. В 1722 г. была издана «Табель о рангах*, которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов. Император добивался того, чтобы все дворянство считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием. Интересы развития промышленности и торговли, политика в отношении города, купечества и ремесленногонаселения. Население города было разделено на «регулярное», владевшее собственностью, и «нерегулярное». В 187
свою очередь, «регулярное» делилось на две гильдии. К первой относились крупные купцы и промышленники, а ко второй — мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только «регулярное» население. Церковная реформа. Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер пат риарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократичес-кого аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значительную их часть на нужды казны. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.
Date: 2015-07-17; view: 317; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|