Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы семинарских занятий
Тема 1. Принципы краткосрочного финансового планирования 1.1 Потребность во внешних источниках финансирования оборотных средств. Применение ситуационого анализа. 1.2 Бюджетирование текущей деятельности 1.3 Практическое занятие Принципы краткосрочного финансового планирования (Ситуационная задача) Анализ финансового состояния компании предполагает анализ баланса компании (таблица 1), отчета о прибылях и убытках (таблица 2), отчета об источниках денежных средств и отчета об их использовании. Анализ баланса компании начинается с оценки изменения основных статей либо по сравнению с предыдущим периодом, либо за ряд предыдущих периодов. Отчет о прибылях и убытках покажет выручку компании за период, основные затратные статьи, размер прибыли. Отметим, что активы компании выросли за счет увеличения заемного капитала (9 млн.) и собственного капитала (11 млн.). Рост собственного капитала вызван приростом нераспределенной прибыли (из 12 млн. чистой прибыли вычесть 1 млн. на выплату дивидендов). Отчет о прибылях и убытках показывает, что прибыль компании составила 12 млн. у.е.., но не говорит о наличии денежных средств. Для расширенного анализа используют систему коэффициентов, рассчитывающихся на
Табл. 1. Баланс компании "PVA" на конец XX и XY годов (в миллионах у.е.)
Табл. 2. Отчет о прибылях и убытках компании "PVA" за XY год (в миллионах у.е.)
Примечание: выплаченные дивиденды составляют 1 млн. у.е. основе статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Крупные предприятия разрабатывают свои, более удобные для данного предприятия системы, но и они основаны на общепринятых коэффициентах. Для составления отчета о движении денежных средств был использован прямой метод. Результаты анализа представлены в табл. 3. Таблица 3. Отчет об источниках и использовании денежных средств компании "PVA" за XY г.
Табл. 3 в общем виде показывает, из каких источников привлекались и по каким направлениям использовались денежные средства компании. 30 из 31 миллиона привлеченных средств были потрачены, остаток увеличивает статью денежных средств актива баланса компании. Немаловажную роль при анализе финансового состояния предприятия играет величина собственных оборотных средств. Собственные оборотные средства (чистый работающий капитал) – это те средства, которые предприятие использует для текущей оперативной деятельности (приобретения запасов, оплаты счетов и др.), финансируемые за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала. Баланс предприятия упрощается с введением статьи собственных оборотных средств и приобретает вид, показанный в табл. 4. Таблица 4. Сокращенный баланс компании "PVA" на конец XX и XY годов
Чтобы показать источники роста и пути использования чистого работающего капитала используют отчет об источниках и использовании чистого работающего капитала (табл. 5). Он составляется по тому же алгоритму, что и отчет о движении денежных средств, только в данном случае в качестве исходной информации принимается сокращенный баланс компании. Табл. 5. Отчет об источниках и использовании фондов компании "PVA" за XY г.
Анализ финансового состояния компании осуществляется с целью помочь в прогнозировании и планировании оттоков и притоков денежных средств. На предприятии выделяют три вида деятельности: основная, связанная с производством продукции или предоставлением услуг; инвестиционная, связанная с приобретением и продажей долгосрочных активов и финансовая деятельность (выпуск ценных бумаг, погашение задолженностей и т.д.). Каждый из этих видов деятельности генерирует как притоки, так и оттоки денежных средств. Таким образом, при составлении плановых притоков и оттоков денежных средств необходимо учитывать их движение по всем видам деятельности предприятия. Основную часть притока денежных средств, как правило, генерирует основная деятельность предприятия. К примеру, для компании "PVA" основная деятельность – продажа продукта А. Первым шагом является прогноз сбыта продукта А. Это может быть поквартальный, помесячный, понедельный, некоторые компании делают даже ежедневные прогнозы. Как правило, трудно спланировать продажи на столь короткий период с приемлемой степенью точности. В нашем примере компания "PVA" может осуществлять качественные квартальные прогнозы, тогда планирование притоков денежных средств осуществляется с разбивкой по кварталам и выглядит в виде формата, представленного в табл. 6. Поступление от покупателей – это основной приток средств, но не единственный. Компания планирует в третьем квартале продать часть оборудования по договорной стоимости 12,5 млн. у.е.., кроме того компания владеет коммерческими ценными бумагами на 5 млн. у.е.., по которым получает проценты 0,1 млн. у.е.. и которые планирует продать в первом квартале. Табл. 6. Прогноз поступлений денежных средств и дебиторской задолженности фирмы "PVA" (млн. у.е..)
Оттоки денежных средств условно сгруппируем следующим образом: Оплата счетов поставщиков. Прогноз исходит из предположения о том, что все счета поставщиков оплачиваются вовремя. Отсрочка или затягивание оплаты, как правило, грозит потерей скидок за быструю оплату. Оплата труда, управленческие и другие расходы. В эту категорию входят все остальные текущие затраты компании. Расходы на капиталовложения. Компания "PVA" планирует крупные капиталовложения в первом квартале. Налог на прибыль, выплаты процентов и дивидендов. Прогнозный чистый денежный поток компании показан в табл. 7. Отмечаем дефицит средств в первом и во втором квартале, обусловленный низкими продажами и высокими капиталовложениями. В третьем и четвертом кварталах продажи увеличиваются. Ситуацию можно интерпретировать следующим образом: существует Табл. 7. Бюджет денежных средств компании "PVA" на XZ год (в млн. у.е..)
растущий спрос на продукт А, компания "PVA" использует устаревшее оборудование. В первом квартале XZ года планируется заменить используемое оборудование, чтобы иметь возможность выпускать большие объемы продукта А. Под эти цели выделяется 32,5 млн. у.е.. Старое оборудование после установки нового продается за 12,5 млн. у.е.. Такие мероприятия позволяют решить проблемы компании и удовлетворить растущий спрос. Следующий шаг – это расчет потребности в дополнительных источниках финансирования (табл. 8). Табл. 8. Потребность в финансировании компании "PVA" на XZ год (в миллионах у.е.)
Потребность в финансировании рассчитывается с учетом минимально необходимого остатка денежных средств на расчетном счете (в данном случае 5 млн. у.е..). Следующий шаг – принятие решения об источниках финансирования и направлениях использования временно свободных денежных средств (если таковые имеются). Среди возможных источников финансирования выделяют: краткосрочна банковская ссуда; коммерческие бумаги; торговый кредит; давальческое сырье; просроченная задолженность поставщикам; факторинг (продажа дебиторской задолженности); краткосрочная аренда. Каждый из источников имеет свои плюсы и минусы. Оптимальное решение принимается с учетом положения компании, ситуации на рынке кредитных ресурсов и др. В нашем примере у компании "PVA" заключен договор с банком, по которому она может получить кредит максимум на сумму 41 миллион у.е. под 11.5 процентов в год или 2.875 процента в квартал. По договору компания может брать кредит в любой момент, когда ей это необходимо, пока не достигнет установленного лимита. От компании не требуется специального залога в виде каких-то активов для обеспечения возвратности кредита. Подобного типа договоры называют кредитной линией. Когда компания получает кредит по таким соглашениям, она, как правило, обязана держать компенсационный остаток денежных средств как депозит в банке. В нашем примере компания “PVA” обязана поддерживать остаток в 20% от суммы займа. Иначе говоря, если компании необходимы 100 у.е., она должна на самом деле получить в кредит 125 у.е., так как 25 у.е. (20% от 125 у.е.) должны храниться как вклад в банке. При заданных выше условиях стратегия финансирования компании выглядит очевидной: сначала надо использовать возможности кредитной линии, при необходимости на полную мощность, до исчерпания установленного лимита кредитования. Но если потребности в денежных средствах все же превысят возможности кредитной линии, то надо прибегнуть к просроченным платежам. Вытекающий из этих условий план финансирования приведен в табл. 9. Табл. 9. План финансирования компании "PVA" на XZ год (в миллионах у.е.)
В первом квартале план предусматривает получение займа в рамках кредитной линии на всю требуемую сумму (41 миллион у.е.) и просроченную задолженность на сумму 3,6 миллиона. В дополнение к этому компания продаст легко реализуемые ценные бумаги на сумму 5 миллионов у.е. из своего портфеля. Следовательно, по данному плану компания получит 44,6 миллионов у.е. в первом квартале. Почему будут получены 44,6 миллионов у.е. согласно данному плану, хотя потребность в денежных средствах составляет всего 41,4 миллиона у.е.? Главная причина состоит в том, что получение кредита на сумму 41 миллион у.е. по кредитной линии потребует поддерживать остаток денежных средств в размере 20% от 41 миллиона у.е., или 8,2 миллионов. Компания может часть этого компенсационного остатка обеспечить за счет 5 миллионов установленного ею минимального текущего остатка на счете денежных средств, но все равно еще 3,2 миллиона у.е. должны быть дополнительно получены. В нашем примере составлен только один план финансирования, однако, на практике составляют несколько планов. Основанием для составления нескольких планов служит разнообразие и различие в условиях источников финансирования. Далеко не обязательно, что составленный выше план не является самым лучшим, так как отсрочка платежей обходится очень дорого. Литература: 1,10,11,12,13. Тема 2. Управление ценами предприятия 2.1. Структура цены. Основные факторы, влияющие на цену. 2.2. Этапы ценообразования на предприятии. Методы определения базовой цены. Литература: 10,11,12,13. Тема 3. Управление текущими издержками предприятия. 3.1. Методы дифференциации издержек предприятия. 3.2. Методы операционного анализа Литература: 2,10,11,12,13,15. Тема 4. Управление оборотными активами предприятия. 4.1. Прогнозирование денежного потока. 4.2. Управление дебиторской задолженностью. 4.3. Управление запасами. 4.4. Управление денежными активами предприятия Литература: 8,10,11,12,13. Тема 5. Источники финансирования предприятий на краткосрочный период 5.1. Внутренние и внешние источники финансирования. Выбор источников финансирования оборотных средств. 5.2. Выбор банка. Анализ альтернативных вариантов кредитной политики. 5.3. Привлечение торгового кредита. Толлинг. 5.4.Просроченная задолженность поставщика. 5.5. Формы рефинансирования дебиторской задолженности. 5.6. Факторинг. Форфейтинг. 5.7. Практическое занятие по теме Date: 2015-06-11; view: 353; Нарушение авторских прав |