Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовый конспект книги

Предисловие.

- Тоффлер Элвин (Алвин) известный представитель теорий постиндустриального общества; американец, (1928 г.)

- книга «Третья волна (1980) – одно из самых известных произведений Тоффлера; («Третья волна» вторая часть трилогии, первая – «Футурошок», третья – «Метаморфозы власти»);

- «волна» образ, синоним цивилизации, т.е. книга бы могла называться «Третья цивилизация»;

- Тоффлер:

- выделяет 3 цивилизации: доиндустриальную (аграрную); индустриальную; постиндустриальную;

- дает их сравнительную характеристику;

- показывает, как и почему цивилизации сменяют друг друга.

- Тоффлер отражает суть, главное в современном мире – происходит переход от обществ второй волны к обществам третьей!

+ определенную трудность для освоения позиции Тоффлера представляет тот факт, что он, не заявляя об этом, исходит из двух моделей взаимодействия цивилизаций:

первая модель прямо соотносится с диалектической триадой, диалектической спиралью развития – тезис, антитезис, синтез, когда постиндустриальная цивилизация (синтез), отрицая индустриальную (антитезис), повторяет на высшей стадии определенные черты доиндустриальной (тезис).

вторая модель показывает постиндустриальную теорию «золотой серединой», аккумулирующей все ценное, актуальное из индустриальной и доиндустриальной цивилизаций.

- Тоффлер представляет цивилизацию как систему, состоящую из следующих основных элементов:

техносфера (Тоффлер ставит ее на первое место, в этом плане он похож на марксистов), включает: энергетические источники, технологии (+ знания, науки), производство;

социосфера, включает: семью, школу, корпорации;

информсфера (или информационная сфера),

властная сфера,

психосфера (характеристики человека, частной, личной жизни);

идеологическая сфера (философские/мировоззренческие/общие представления о материи, пространстве, времени, причинности и т.д.)

+ Тоффлер также дает общие характеристики всей цивилизации и ее проблем.

- Тоффлер не ограничивается только констатацией ситуации, но пытается дать рекомендации как нужно поступать.

С учетом всего этого, содержание книги Тоффлера можно попытаться представить в следующей таблице, которую дополняет вопрос о практических выводах Тоффлера.

 

  Доиндустриальная цивилизация (ДИЦ) Индустриальная Цивилизация (ИЦ) Постиндустриальная Цивилизация (ПИЦ)
Временные рамки С Х в. до н.э., со становления аграрной цивилизации до 17-18 вв. С 17-18 вв. до 60-70 гг. ХХ в. С 60-70 гг. ХХ в.
1. Техносфера. 1.1. энергия 1.2. технологии (знания) 1.3. производство      
2. социосфера 2.1. семья 2.2. школа 2.3. корпорация      
3. информсфера      
4. властная сфера      
5. психосфера      
6. идеологическая сфера      
7. общая характеристика      

 

+ Практические выводы Тоффлера.

Основная часть.

А) Содержание книги.

Поскольку Тоффлер исходит из первичности для культуры техносферы, то следует в первую очередь представить ее.

 

1. Тех-носфе-ра ДИЦ ИЦ ПИЦ
1.1. энергия   Мускульная сила человека, животных, энергия Солнца, ветра, воды. В общем: возобновляемые, расстредоточенные (много источников). Энергия угля, нефти, газа, урана. В общем: невозобновляемые, сконцентрированы в нескольких местах. Поиск возобновляемых и дешевых: солнечные батареи; отбросы как топливо; геотермальные источники. В общем: совмещение централизованных и нецентрализованных источников энергии.
1.2. технологии (знания) Лебедки, клинья … с опорой на силу человека Машины! Производство машин с помощью машин, система машин на фабриках и заводах; машины увеличивают силу мышц и органов чувств (бинокль). Основные науки: физика, химия, электродинамика. Технологии позволяют сделать производство мелкосерийным. Можно работать в электронных коттеджах. Появляется все больше инструментов для индивидуальной работы (30 % электроинструментов сделано для непрофессионалов). Основные науки: квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, ядерная физика, экология, космонавтика, океанография …
1.3. производство Господствует натуральное хозяйство; единичные экземпляры производятся на заказ. Массовое производство однотипной продукции на рынок (+дороги). Конвейерное производство. Отрасли: угольная, автомобильная … Промышленные города: Детройт, Магнитогорск. Основной рост: электроника и ЭВМ; космическая промышленность; в глубины моря; генная инженерия. Демассификация производства (заказ входит в производство). «Цельное» производство (н-р, часы из минимума деталей). Работа дома в электронных жилищах. Растет сектор производства для себя (+недоверие специалистам). «Заказ входит в производство».

 

+ новые цивилизации возникают, чтобы решать проблемы старых цивилизаций, по крайней мере, постиндустриальная цивилизация призвана решать проблемы индустриальной цивилизации: исчерпанность энергетической базы, загрязнение окружающей среды, конвейерный (монотонный и низко квалифицированный) труд …

 

Характерные черты техносферы выступают основой для сходных черт в других сферах общественной жизни.

 

2. Социосфера ДИЦ ИЦ ПИЦ
2.1. семья   Большая семья: производство + воспитание + забота о престарелых родственниках. Нуклеарная семья (папа + мама + несовершеннолетние дети). Цель: мобильность для производства. Образование, прежде всего, забота школы и общества. Дома престарелых для пожилых. Мужчина трудиться, олицетворяет собой порядок индустриального общества. Жена домохозяйка. В США только 8 % нуклеарных семей. В электронном коттедже нельзя разделить работу и жизнь. Мужчина может ухаживать за ребенком. Женщина работает.

 

3. информсфера Информация передается от человека к человеку. Мало каналов коммуникаций. Огромное влияние общественной идеологии. Социальная память, прежде всего, в памяти людей. Понятные всем образы, «вечные» (портрет Че). СМИ распространяют общую для всех информацию. Демассификация СМИ, рост мелких специализированных изданий и уникального получения информации. Быстрая смена информации (Кто такой Бурбулис?). Куча противоположных мнений, нет надежды на полный охват. Отсюда: клип культура.

 

 

6. общая характеристика   Стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация. (3) 6. Конец пунктуальности (гибкое рабочее время), уменьшение стандартизации, падение централизации, малая привлекательность и актуальность максимизации и концентрации, сомнительность специализации (непрофессионалы хотят знать и контролировать). - главные характеристики: демассификация и быстрота изменений

 

+ Практические выводы Тоффлера: Что нужно сейчас бедным странам? Идя по индустриальному пути, надо строить дороги, линии электропередач … Идя по пути постиндустриальному, надо сочетать «Ганди и спутники», н-р, строить маленькие энергетические комплексы на отходах самой деревни. Первый указанный путь, по Тоффлеру ведет только к проблемам, второй – к успеху.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Б) Уточняющие/проверяющие вопросы

1. Что такое электронный коттедж»?

2. Приведите пример на концентрацию, стандартизацию, специализацию, максимизацию, синхронизацию, централизацию обществ второй волны

 

В) Апологетическое осмысление.

1. Нужно подумать о самостоятельном бизнесе.

2. В рамках какой цивилизации находится моя профессия?

3. Что означает цельное производство применительно к нашему образованию? Должен ли каждый уметь не только создать технический продукт, но и суметь его прорекламировать и продать?

4. если у нас в России не заметно третьей волны, то не означает ли это то, что Запад не пускает нас в это общество, сплавляя нам все из второй волны

 

Г) Критическое осмысление.

1. Хотелось бы современных экономических, социологических данных о том, как обстоят дела в деле смены индустриальной цивилизации постиндустриальной.

2. Книга написана в 1980 г., что-то не очень заметно, что индустриальная цивилизация уходит в прошлое

3. Насколько интерес к морским глубинам выступает характеристикой третьей волны

 

Д) Не забываем о необходимости видеть учение Тоффлера в контексте других социологических, философских взглядов.

1. Уже было указано на то, что Тоффлер, определяя первичной сферой общественной жизни техносферу, идет по пути марксистов. Но, здесь же он и отходит от них. В чем это проявляется?

 

Е) Проверка прочитанности книги:

1. Что имел в виду Тоффлер, выделяя в техносфере, производстве сектор А и сектор Б, как положение в этих секторах изменяется в общества первой, второй и третьей волн?

2. Какова скрытая задача обучения, школы второй волны?

3. Каковы характеристики образования в обществах первой, второй и третьей волн?

4. Что такое «практопия»?

5. Почему появились симфонические оркестры?

6. …

 


<== предыдущая | следующая ==>
Билет 6. Вставьте пропущенные буквы | Экзаменационный билет № 2

Date: 2015-06-11; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию