Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовый конспект книгиПредисловие. - Тоффлер Элвин (Алвин) известный представитель теорий постиндустриального общества; американец, (1928 г.) - книга «Третья волна (1980) – одно из самых известных произведений Тоффлера; («Третья волна» вторая часть трилогии, первая – «Футурошок», третья – «Метаморфозы власти»); - «волна» образ, синоним цивилизации, т.е. книга бы могла называться «Третья цивилизация»; - Тоффлер: - выделяет 3 цивилизации: доиндустриальную (аграрную); индустриальную; постиндустриальную; - дает их сравнительную характеристику; - показывает, как и почему цивилизации сменяют друг друга. - Тоффлер отражает суть, главное в современном мире – происходит переход от обществ второй волны к обществам третьей! + определенную трудность для освоения позиции Тоффлера представляет тот факт, что он, не заявляя об этом, исходит из двух моделей взаимодействия цивилизаций: первая модель прямо соотносится с диалектической триадой, диалектической спиралью развития – тезис, антитезис, синтез, когда постиндустриальная цивилизация (синтез), отрицая индустриальную (антитезис), повторяет на высшей стадии определенные черты доиндустриальной (тезис). вторая модель показывает постиндустриальную теорию «золотой серединой», аккумулирующей все ценное, актуальное из индустриальной и доиндустриальной цивилизаций. - Тоффлер представляет цивилизацию как систему, состоящую из следующих основных элементов: техносфера (Тоффлер ставит ее на первое место, в этом плане он похож на марксистов), включает: энергетические источники, технологии (+ знания, науки), производство; социосфера, включает: семью, школу, корпорации; информсфера (или информационная сфера), властная сфера, психосфера (характеристики человека, частной, личной жизни); идеологическая сфера (философские/мировоззренческие/общие представления о материи, пространстве, времени, причинности и т.д.) + Тоффлер также дает общие характеристики всей цивилизации и ее проблем. - Тоффлер не ограничивается только констатацией ситуации, но пытается дать рекомендации как нужно поступать. С учетом всего этого, содержание книги Тоффлера можно попытаться представить в следующей таблице, которую дополняет вопрос о практических выводах Тоффлера.
+ Практические выводы Тоффлера. Основная часть. А) Содержание книги. Поскольку Тоффлер исходит из первичности для культуры техносферы, то следует в первую очередь представить ее.
+ новые цивилизации возникают, чтобы решать проблемы старых цивилизаций, по крайней мере, постиндустриальная цивилизация призвана решать проблемы индустриальной цивилизации: исчерпанность энергетической базы, загрязнение окружающей среды, конвейерный (монотонный и низко квалифицированный) труд …
Характерные черты техносферы выступают основой для сходных черт в других сферах общественной жизни.
+ Практические выводы Тоффлера: Что нужно сейчас бедным странам? Идя по индустриальному пути, надо строить дороги, линии электропередач … Идя по пути постиндустриальному, надо сочетать «Ганди и спутники», н-р, строить маленькие энергетические комплексы на отходах самой деревни. Первый указанный путь, по Тоффлеру ведет только к проблемам, второй – к успеху.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Б) Уточняющие/проверяющие вопросы 1. Что такое электронный коттедж»? 2. Приведите пример на концентрацию, стандартизацию, специализацию, максимизацию, синхронизацию, централизацию обществ второй волны
В) Апологетическое осмысление. 1. Нужно подумать о самостоятельном бизнесе. 2. В рамках какой цивилизации находится моя профессия? 3. Что означает цельное производство применительно к нашему образованию? Должен ли каждый уметь не только создать технический продукт, но и суметь его прорекламировать и продать? 4. если у нас в России не заметно третьей волны, то не означает ли это то, что Запад не пускает нас в это общество, сплавляя нам все из второй волны
Г) Критическое осмысление. 1. Хотелось бы современных экономических, социологических данных о том, как обстоят дела в деле смены индустриальной цивилизации постиндустриальной. 2. Книга написана в 1980 г., что-то не очень заметно, что индустриальная цивилизация уходит в прошлое 3. Насколько интерес к морским глубинам выступает характеристикой третьей волны
Д) Не забываем о необходимости видеть учение Тоффлера в контексте других социологических, философских взглядов. 1. Уже было указано на то, что Тоффлер, определяя первичной сферой общественной жизни техносферу, идет по пути марксистов. Но, здесь же он и отходит от них. В чем это проявляется?
Е) Проверка прочитанности книги: 1. Что имел в виду Тоффлер, выделяя в техносфере, производстве сектор А и сектор Б, как положение в этих секторах изменяется в общества первой, второй и третьей волн? 2. Какова скрытая задача обучения, школы второй волны? 3. Каковы характеристики образования в обществах первой, второй и третьей волн? 4. Что такое «практопия»? 5. Почему появились симфонические оркестры? 6. …
|