Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эра либерализма





Первые годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы — гр. П.А.Строганов, гр. В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, кн. А.А.Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьезных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков; вторая же реформа осталась локальной по своему характеру.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан также достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. Более четко структура и функции министерств были определены в 1811 г.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра I во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство — Синод — по своему устройству был подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единоначалие, сменившее принцип коллегиальности, то подобные процессы должны были произойти и в сфере церковного управления. Здесь единовластным начальником постепенно становится правительственный чиновник — обер-прокурор, который в XVIII в. лишь наблюдал за законностью решений Синода.

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.

Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали необходимость всеобъемлющей государственной реформы. Ее выработку царь поручил М.М.Сперанскому (1772-1839 гг.). Сын бедного сельского священника, Сперанский благодаря своим блестящим способностям совершил головокружительную карьеру и стал к 1807 г. ближайшим советником императора. По проектам Сперанского было завершено преобразование в 1811 г. министерской системы и создан Государственный совет.

В своем проекте коренной государственной реформы — "Введении к уложению государственных законов" — Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Верхи общества должны были избирать депутатов в местные думы и центральную Государственную Думу: эти органы имели законодательные функции. Министерства в центре и местные управления являлись исполнительной властью. Независимые от администрации суды должны были подчиняться Сенату. Средоточием всех властей являлся император.

Date: 2015-07-17; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию