Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологические принципы исследования
Поскольку студентов методологии, а тем более методам исторического исследования обычно не учат, то в ВКР этот раздел пишется для красоты и накачки объема. Как правило, перечисляется самый разнообразный набор методологических принципов, надерганных отовсюду без всякой системы и раскрытия их содержания. Студент думает – чем мудренее слова, тем лучше. Рецензенты на отсутствие данного раздела обычно внимания не обращают, на его наличие тем более: не дай бог спросить Студента об этих принципах – зачем заваливать бедолагу? Поэтому в курсовые работы методологические принципы и методы запихивать вообще не нужно, а в ВКР – только посоветовавшись с научным руководителем (да и то, если он потребует, и эти принципы сам растолкует дипломнику). Так что, Студент, не заморачивайся и пропусти этот раздел. Для диссертантов же умение давать характеристику использованных методологических принципов и методов необходимо. Методологический или научный принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Наиболее применяемыми в исторических исследованиях являются научные принципы историзма,объективности и системности. Принцип историзма требует изучения 1) исторических явлений (предмета исследования) в их развитии и 2) условий этого развития. Развитие рассматривается как необратимый и обусловленный конкретно-исторической обстановкой процесс. Изучение каждого исторического явления в его развитии предполагает выделение и анализ рада последовательных этапов: 1) предпосылки (элементы еще не оформившегося явления; условия и факторы, подготавливающие и обусловливающие его возникновение); 2) становление, формирование явления; 3) этапы его развития (опять же условия и факторы, обеспечивающие развитие); 4) результаты, последствия, переход его во что-то другое. Нельзя анализировать историческое явление абстрактно, вне временных позиций, а все составляющие его элементы должны рассматриваться в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает опору на факты и рассмотрение исторических явлений с точки зрения объективных закономерностей. При этом необходимо 1) использовать сами факты, а не их интерпретацию другими исследователями, 2) учитывать всю совокупность фактов, показывающих историческое явление как с положительной, так и отрицательной стороны, как подтверждающие гипотезу автора, так и противоречащие ей (последнее требование самое непростое, выполнить его трудно даже Исследователю, поэтому многие Студенты и далеко не только Студенты предпочитают ограничиваться только официально признанными или удобными им фактами). Главное здесь – личность историка, его профессионализм и честность. Хотя уже одно это позволяет некоторым ученым ставить под сомнение само ю возможность объективного освещения истории. Принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях. С одной стороны, объект исследования (см. раздел 1.3) представляет собой единое целое, систему, состоящую из совокупности взаимодействующих микрообъектов, каждый из которых имеет свои особенные характеристики. Поэтому его необходимо рассматривать как нечто, обладающее всеми признаками системы, т.е. имеющее внутреннюю структуру и иерархию. С другой стороны, объект исследования сам является частью некоего макробъекта, каковой он составляет вместе с другими однопорядковыми объектами и для которого он является подсистемой. В этом случае необходимо определить его место в структуре и иерархии макрообъекта. Реже в исследованиях встречаются методологические принципы социального подхода, альтернативности,актуализма. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических явлений как проявление и реализацию интересов и противоречий различных социальных слоев населения. Несомненно, социально-классовый фактор является одним из важнейших, влияющих на развитие того или иного исторического явления, и является частным проявлением принципа историзма. Правда, показать его проявление достаточно непросто, особенно для советского периода истории России. Но суть данного принципа даже не в этом. На самом деле он является реинкарнацией (то бишь современным воплощением) господствовавшего еще каких-то четверть века тому назад принципа классового или партийного подхода, согласно которому оценка того или иного исторического явления зависит от классовой или партийной принадлежности исследователя. Так что долой «буржуазный объективизм» и да здравствует «пролетарский субъективизм»! Если вы не готовы уверенно занять подобную позицию – не трогайте социального подхода – дешевле обойдется при защите (тогда никто о нем не спросит). Хотя… принцип социального подхода предполагает учет субъективного момента в истории. А это уже можно обыграть. Принцип актуализма окажется востребован в том случае, когда автор вынужден прибегать к реконструкции неких событий и процессов, что бывает крайне редко. Тем не менее, если такая потребность возникнет, то данный принцип требует при реконструкциях любых событий и явлений, имевших место в прошлом, исходить из того, что они происходили по тем же законам, по которым происходят нынешние события или происходили события пусть уже и минувшие, но объясненные на основе достаточного фактологического материала. В значительной степени это спекулятивное построение, затем подтверждаемое или опровергаемое имеющимися фактами. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного альтернативного случившемуся в реальной истории события на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение альтернативных вариантов развития исторических событий позволяет выявить реальные цели, которые определяли принятие того или иного политического решения, а не ограничиваться выдачей результатов принятых решений за их изначальную цель, как это обычно бывает. Методологический принцип, крайне редко применяемый из-за необходимости большого количества фактического материала и из-за спекулятивности. Наконец, перечислю еще ряд принципов, которые упоминаются в работах по методологии истории: Принцип всесторонности — историческое познание должно стремиться всесторонне познать предмет своего исследования. Принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учетом результатов его предшествующего научного изучения. Принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать не из чужих публикаций, а из источников исторической информации (исторических источников), подвергая их критическому анализу. Конечно, очень заманчиво перечислить все названные выше принципы во введении, но для этого нужно как минимум понимать, где в работе можно привести примеры применения каждого из них.
Date: 2015-07-17; view: 611; Нарушение авторских прав |