Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человеческий фактор как источник риска
Человеческий фактор нередко выступает как причина разного рода поломок, аварий и катастроф, что подтверждается соответствующей статистикой в различных отраслях промышленности и транспорта. Известно, что 80% дефектов при разработке и создания сложных систем в промышленности обусловлено ошибками человека; 40% поломок в ракетной технике; 63,6% в столкновении и затоплении судов; 90% дорожно-транспортных происшествий обусловлены ограниченными возможностями физиологических и психических функций человека. Статистические данные, как показано в таблице 8.9.1, свидетельствуют, что с человеческим фактором связано, в зависимости от обстоятельств, от 20 до 80% разного рода нарушений в современном производстве и на транспорте.
Ошибки в системе проектирования, связанные с действиями людей на этапах проектирования, создания и эксплуатации технических средств Таблица 10.2.
Анализ чрезвычайных ситуаций (ЧС) показывает, что человеческий фактор может иметь важное значение для возникновения аварий и катастроф на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасных объектов техногенной сферы – при проектировании, изготовлении и эксплуатации. Ошибка – это неудача человека при выполнении предписанного действия (деятельности) в соответствующих пределах точности, последовательности и времени, которая может привести к повреждению оборудования или срыву выполнения задания. Типичные ошибки представляют собой: · невыполнение определённого действия - ошибка "пропуска"; · неправильное выполнение действия - ошибка "выполнения"; · несвоевременное выполнение действия или нарушение последовательности. · выполнения операций – ошибка "последовательности" и "несвоевременности". Все классификации ошибок могут быть разделены на: а) поведенческие, где ошибки рассматриваются вне зависимости от контекста профессиональной задачи; б) производственные, ориентированные на задачу, выполняемую человеком; в) комплексные, касающиеся системы "человек-машина" в целом. Причины ошибок в процессе деятельности могут быть разделены на три основные группы. К первой группе относят особенности выполняемой задачи, различные аспекты перерабатываемой человеком информации – темп, объем, модальность, степень неопределенности и пр. Эти условия объективны, обусловлены спецификой задачи и редко подлежат изменению, так как заложены в конструкцию машины на этапе её проектирования. Во вторую группу включены особенности работающего, его функциональное состояние (степень активации центральной нервной системы, утомление), психологические характеристики, например, мотивацию, сопротивление стрессу и т. д. Эти причины обусловлены как спецификой задачи, так и индивидуально-психологическими особенностями личности работающего. В третью группу причин ошибочных действий работающего в СЧМ объединяют неблагоприятные условия внешней среды – шум, вибрацию, освещенность, температуру и другие показателя микроклимата, режим труда и др. Утомление – одна из наиболее распространённых причин ошибочных действий человека в производственной деятельности. Определяющим признаком развивающегося утомления является временное снижение работоспособности, которое компенсируется во время отдыха или во время сна. Ощущая усталость, человек снижает темп работы, у него развиваются отрицательные реакции, ослабевает внимание, память, критика и самоконтроль, усиливаются внушаемость, нарушается интеллектуальная деятельность. Усталость – один из самых ранних признаков наступающего утомления. В реальных производственных условиях часто встречаемся с таким явлением как десинхроз (болезненное состояние, обусловленное резким рассогласованием жизненных функций организма). Обязательный признак этого состояния – уменьшение работоспособности, проявляющееся в снижении производительности труда, ошибочных действиях, сбоях и срывах. В ночные смены резко возрастает число случаев производственного травматизма. Переход рабочих с дневных смен на ночные приводит к существенному увеличению профессиональной заболеваемости. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. В содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной уникальной ситуацией и нечто устойчивое, обусловленное структурой личности. Влияние личностных качеств на возникновение ошибок неоднозначно. Склонность к повышенной реактивности является характерной особенностью у людей типа А (экстраверты). Они отличаются чрезмерной напористостью в общении, раздражительностью, тенденцией к выполнению нескольких заданий одновременно и к планированию несоизмеримого с возможностями человека объема работ. Люди типа В (интроверты) уравновешены, стремятся не вступать в противоречия с окружающими, осторожны в выборе рабочих нагрузок, менее энергичны и целеустремленны. Роль личностного фактора в условиях современного производства может быть положительной при правильном учете особенностей данной профессиональной среды. Индивидуальные психологические особенности личности определяют тип, но не число совершаемых рабочими ошибок. Влияние опыта и возраста работающих на качество деятельности неоднозначно. Отличительной чертой опытных рабочих является наличие стереотипов поведения. При смене условий работы сформированные стратегии становятся существенным тормозом на пути овладения навыками. В этом случае преимущество у молодых. Возраст снижает психомоторные и когнитивные возможности человека. Однако, если деятельность не сопряжена с частой сменой условий труда, например, у водителей на транспорте эффективность и безопасность работы пожилых не ниже, чем у молодых. Это объясняется выработкой стратегий, качественной подготовкой к деятельности заблаговременных расчётов и вариантов, экономичностью движений. Роль человеческого фактора в сфере обеспечения безопасности высока. Важными аспектами, отражающими это положение, являются: · ухудшение социально-экономического положения научно-технических, производственных и др. работников; · недостаточная подготовка населения, специалистов и руководителей; · недооценка на различных уровнях (федеральном, региональном, отраслевом) роли исследований в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов. Исходя из практических потребностей предприятия, еще в процессе проектирования закладывается «правомерный» риск при выполнении технологического процесса, при этом предусматривается строгое выполнение операции согласно руководящим документам, правилам и инструкциям по безопасности. «Правомерный» риск обусловлен тем, что во многих случаях достижение определенной цели производства не может быть достигнуто обычными действиями. В силу объективных и субъективных условий производства, психологических особенностей работающих нарушаются технология, нормативные требования, то, что в общем виде определяется термином «неправомерный» риск. В структуре неправильных поступков выделяются две основные группы: рискованные действия в нормативных и критических ситуациях. Ненормативная ситуация заставляет человека действовать в темпе и в состоянии чрезмерного психологического напряжения происходит отказ оборудования или устройства. Контрольные вопросы: 1. Классификация ошибок в процессе деятельности. 2. Причины ошибок. 3. Роль мотивации в деятельности работающего. 4. Как влияют личностные качества на возникновение ошибок? 5. Объясните смысл термина «правомерный» риск. 6. Объясните смысл термина «неправомерный» риск.
10.3 Факторы производственной среды и их влияние на надежность системы «человек-машина»
На здоровье человека, его жизнеспособность и жизнедеятельность большое влияние имеют опасные и вредные факторы. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Материальные носители вредных и опасных факторов – это объекты, которые формируют трудовой процесс и которые входят в него, а именно: факторы окружающей среды; предметы работы; средства работы (машины, станки, инструменты, сооружения, помещение, земля, пути, каналы и т.п.); продукты работы; технология, операции, действия; природно-климатическая среда (гроза, наводнение, атмосферные осадки, солнечная активность, физические параметры атмосферы и т. г.); флора, фауна, люди. Из воздействующих на человека факторов, в качестве ведущих считаются следующие: несоответствие между рабочим пространством и работающим; неудовлетворительные условия внешней среды, недостаточная освещённость рабочего места, высокая температура окружающей среды, уровень шума и т.д. К настоящему времени установлены вредные для здоровья человека уровни освещенности, шума, вибрации, запыленности и т.д., но исследования далеки от завершения, недостаточно изучено влияние условий внешней среды непосредственно на эффективность деятельности. В последние годы при проектировании (конструировании), изготовлении (строительстве) и эксплуатации технических и систем управления в различных сферах деятельности чрезвычайно широко применяются персональные компьютеры и всевозможные компьютерные программы. Работа с компьютерами программистов, операторов и других пользователей связана с дополнительными вредными и опасными факторами, негативно воздействующими на организм человека. Например, неблагоприятное воздействие на зрение оказывает несоблюдение стандартных визуальных эргономических параметров экрана, размер минимального элемента отображения, мерцание изображения, отражательная способность (блики) и др. Работающий компьютер создает электромагнитное поле, неблагоприятно действующее на организм человека. Это поле может вызывать радиопомехи, то есть мешать работе радио- и телеаппаратуры, что приводит к снижению надежности технической системы или системы управления, к увеличению риска возникновения аварийной ситуации в производственной среде. Для обеспечения безопасности работы с компьютером разработаны и должны повсеместно применяться стандарты на мониторы, требования к помещениям для эксплуатации компьютеров и к организации и оборудованию рабочих мест.
Контрольные вопросы: 1. Вредный производственный фактор, опасный производственный фактор. 2. Влияние условий внешней среды на эффективность деятельности. 3. Вредные и опасные факторы при работе на компьютере.
Date: 2015-07-17; view: 4940; Нарушение авторских прав |