Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме музыкально-эстетического воспитания школьников ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности. 3. Выявить и обосновать критерии и показатели музыкально-эстетической воспитанности подростков. 4. Выявить, и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие повышению качества музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования в области музыкально-эстетического воспитания таких учёных как Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, К.Д.Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, Н.Л, М.С.Когана, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, И.Н.Немыкиной, Р.А.Тельчаровой, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.С.Тарасова, A.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Е.М.Ильичёва, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Терентьевой и других База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 5» г.Ельца
Слайды 6,7 В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели понятие «эстетическое воспитание», сущность и структуру эстетического воспитания, основные задачи эстетического воспитания Эстетическое воспитание – это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»(В.Н.Шацкая) В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [16,с.151]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Сущность Э. воспитания - это процесс целенаправленного воздействия, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, правильно оценивать её, это формирование эстетических вкусов и идеалов личности, в-четвёртых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Также рассмотрели Систему воспитания и системный подход в воспитании школьников «система» (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. И конечно же психофизиологические особенности подростков и музыкально-эстетическое воспитание во внеклассной деятельности В философском словаре понятие «система» (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову) В современной школе реализуются следующие воспитательные системы:[44,c.231] - вальдорфские школы - в основе взаимодействия участников этой воспитательной системы лежит принцип свободы; - школы глобального образования – здесь целью является формирование планетарного мышления; - «педагогика общей заботы» – в основе лежит методика коллективных творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского); - справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг); - школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С. Библера, С.Ю. Курганова); - воспитательная система школы-комплекса - основана на взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами - в коллективной и индивидуальной форме занятий; - воспитательная система сельской школы - это особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания В.А. Сухомлинского в Павлышской сельской школе); - скаутизм как воспитательная система - добровольное движение, связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью, внеклассовым характером. Основными формами деятельности такой системы являются: 1) походы, военизированные лагеря, трудовые десанты; 2) пионерская организация; 3) «педагогика успеха»; 4) гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др. - современная воспитательная система в России - это традиционная система, приоритетом которой является воспитательное обучение и обучающее воспитание. В основе всех воспитательных систем лежит концепция личностно-ориентированного воспитания с его главными целями: 1. Человек - главный объект воспитания. 2. Ориентация воспитания - общечеловеческие ценности, воспитание человека, способного к сохранению и воспроизводству этих ценностей. 3. Воспитание целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции. 4. Опережающий характер целей воспитания, т.е. проектирование тех качеств личности, которые потребуются ребёнку в будущем. 5. Человек является единством духовного, телесного и социального начал, поэтому человек - это эпицентр культуры, высшая духовная ценность. 6. Учет национальной индивидуальности Во второй главе мы провели Опытно - экспериментальную работу по формированию системы музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочной деятельности. Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №5» г.Ельца. В исследовании принимали участие подростки 7-8-х классов, всего 40 человек, 20 человек - экспериментальная группа, 20 - контрольная.
Слайд 8 Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение уровня музыкально-эстетической воспитанности подростков. На этом этапе опытно-экспериментальной работы учащимся был предложен список музыкальных произведений и предложено отметить свои предпочтения. В список вошли произведения разнообразной тематики. Подросткам предлагалось сделать оценочные высказывания по отобранным произведениям искусства. Сравнивая результаты музыкально-эстетического воспитанности подростков в обеих группах, мы выяснили, что в контрольной группе он немного выше. Это связано с тем, что в данной группе пятеро учащихся получают дополнительное музыкально-эстетическое образование (трое учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один занимается в танцевальной студии). мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с подростками по музыкально-эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности основанной на добровольности и интересах учащихся. Для наибольшей заинтересованности подростков и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности учащихся.
Слайд 9 Формирующий эксперимент. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало организация музыкально-эстетической деятельности учащихся во внеурочное время. Одной из таких форм стал музыкальный клуб «Диско-клуб»), который при целенаправленном руководстве способен реализовать воспитательные, познавательные и формирующие задачи. В организационную систему музыкального клуба вошли нескольких секций: планирования, экспресс-информации и рекламы (объявления, пригласительные билеты, оформление интерьера), диск-жокеев (ди-джеев), танцевальной части досугового вечера, фотосекции, секции технических средств.
Слайд 10 Для исследования динамики формирования эстетического вкуса подростков на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы использовали тот же метод системно-комплексного подхода, который был избран на констатирующем этапе. В него вошли анкетирование, не только учащихся, но и родителей, тестирование учащихся и оценка реального состояния музыкально-эстетической воспитанности школьника. Во второй главе нашей квалификационной работы, в процессе проверочного этапа, эксперимент был направлен на качественное преобразование музыкально-эстетического сознания учащихся: воспитание эстетических потребностей, придание определенной, соответствующей этим потребностям направленности музыкально-эстетического восприятия. По результатам всех этапов исследования, мы утвердились в том, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по музыкально-эстетическому воспитанию. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Слайд 11 Выводы Говоря о роли музыкально-эстетического развития подростков, можно отметить, что проблема организации системы целенаправленного музыкально-эстетического воспитания подростков во внеурочное время и совершенствования форм и методов приобретает сегодня особую актуальность и это связано с тем, что ведущими сферами реализации функции и потенциалов культуры является образование и досуг. Одна из основных задач музыкально-эстетического воспитания – творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее эффективно воздействует на подростка, когда он сам является «творцом» и это качество можно реализовать в условиях внеклассной работы. Система внеурочной и внеклассной музыкально-эстетической деятельности предполагает свободный выбор подростками деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. Такая организация внеклассной деятельности для подростков как «Диско-клуб» помогает школьникам формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений, делают процесс восприятия активным и творческим, а значит и музыкально-эстетическое воспитания подростка будет более эффективным. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале нашей работы, подтвердилась.
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.
|