Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное исследование: его сущность и особенности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
И.Н.Кузнецов
Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода. Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки: ♦ это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; ♦ это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; ♦ оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ♦ ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность. Основные средства научно-теоретического исследования: ♦ совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; ♦ совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Научные методы эмпирического исследования
К основным эмпирическим методам относятся: 1. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно связано с измерением, которое есть процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений. 2. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся. Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" — от его постановки до интерпретации его результатов. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента; д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов. Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях. Один из простых типов научного эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент — это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами. 3. Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить — это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, — это отношения тождества и различия. Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл только в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.
Научные методы теоретического исследования
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения. Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи — это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Достоинство искусственных языков состоит прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное — в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления. Значение формализации в научном познании состоит в следующем. ♦ Она дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. ♦ Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность. ♦ Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты. 2. Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: а) формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Эвклида — это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.); б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) — положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам (например, в геометрии Эвклида: "через две точки можно провести только одну прямую"; "целое больше части"); в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию; г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений — теорем. Аксиоматический метод — лишь один из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории. 3. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу. Исходные понятия: гипотеза (предположение) — положение, выдвигаемое в начале предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Истинность такого допущения неопределенна, оно проблематично. Дедукция (выведение): а) в самом общем смысле — это переход в процессе познания от общего к частному (единичному), выведение последнего из первого; б) в специальном смысле — процесс логического вывода, т. е. перехода по определенным правилам логики от некоторых данных предположений (посылок) к их следствиям (заключениям). Общая структура гипотетико-дедуктивного метода (или метода гипотез): ♦ Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения, и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то: ♦ Выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью многих логических приемов. ♦ Оценка серьезности предположений и отбор из множества догадок наиболее вероятной. При этом гипотеза проверяется на: а) логическую непротиворечивость; б) совместимость с фундаментальными теоретическими принципами данной науки (например, с законом сохранения и превращения энергии). Общелогические методы и приемы познания
1. Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности. Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. Анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — классификация и периодизация. 2. Синтез (греч. — соединение) — объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое. Это должно быть органическое целое (а не агрегат, механическое целое), т. е. единство многообразного. Синтез — это не произвольное, эклектическое соединение "выдернутых" частей, "кусочков" целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, но некоторые виды деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика). 3. Абстрагирование. Абстракция (лат. — отвлечение): а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция Б узком смысле). Существуют различные виды абстракций: А. Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых предметов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними. Б. Изолирующая абстракция — акты "чистого отвлечения", выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы ("абстрактные предметы" — "доброта", "белизна" и т. п.). Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов называются абстракциями первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня называются абстракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории. 4. Идеализация чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации такого рода объектов теоретические конструкты, можно и в дальнейшем оперировать ими в рассуждениях как реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. 5. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного. Всеобщее (общее) — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса. Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство — особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) — философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других. Тесно связана с категориями всеобщего (общего) и особенного. В соответствии с двумя видами общего различают два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, закон). По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родового понятия и потому обобщить их нельзя. 6. Индукция (лат. — наведение) — логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта "наводят" на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. 7. Дедукция (лат. — выведение): а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего; б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям). Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы: а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов; б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных; в) круг совпадающих признаков был как можно шире; г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект. 8. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования — метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели. Этот аналог — "представитель", "заместитель" оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам — физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.). При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т. п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование. 9. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Система (греч. — целое) — общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией. Структура: а) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе; б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. К числу основных требовании системного подхода относятся следующие: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; д) обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы; е) рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности. Важным понятием системного подхода является понятие "самоорганизация,". Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер. В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Ориентация системного подхода на структуру, связи и отношения не означает, что он несовместим с принципом историзма. Наоборот — он очень тесно связан с ним в силу прежде всего "онтологических обстоятельств". Дело в том, что системный подход имеет дело главным образом с развивающимися системами, т. е. включающими в качестве своей важнейшей характеристики время. 11. Вероятностные (статистические) методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость, которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей. Вероятностные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.
Особенности психического отражения действительности.
Таблица 1. Общая типология подходов к психическому отражению действительности в современном научном знании.
Отечественная психологическая наука достаточно давно осознала важность изучения особенностей вербального отражения действительности (один из истоков здесь - учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах). Особое место в данном отношении занимает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в которой момент встречи психики со знаковой системой (язык) определяет всю специфику человеческой эволюции не как биологического, а как исторического процесса. Образы действительности для человека находят свое выражение в определенном вербальном значении, которое обуславливает особенности отношения к соответствующему объекту или явлению реальности. Образ для субъекта оказывается выражен в слове, а вербальное отражение в онтогенезе подчиняет себе постепенно процесс невербального отражения действительности, выступающий в качестве основы его формирования (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.В. Улыбина и др.). Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, 1986 и др.) на разных этапах онтогенеза в значительной степени определяет круг объектов идеальной и материальной природы, с которыми "встречается" человек, достигший того или иного возраста и обладающий соответствующим уровнем психического развития, поэтому ее анализ позволяет выявить особенности психического отражения субъекта, находящегося на конкретной возрастной стадии, вообще, и вербальной его формы, в частности. Таким образом, закономерности развития человека как био-психо-социального существа объективно должны составлять основу изучения особенностей вербального отражения на разных возрастных этапах. На ранних этапах онтогенеза мы имеем дело с формированием вербального отражения действительности, в основе которого лежит процесс развития речи – социальная среда обеспечивает усвоение ребенком языка и его реализацию в устной форме при общении, а впоследствии развившееся в самостоятельное психическое образование вербальное отражение действительности (ВОД) само начинает определять особенности взаимодействия человека с природной и социальной средой. Изменение социальной ситуации развития приводит к постоянному расширению и усложнению круга идеальных и материальных объектов, с которыми взаимодействует человек, что обуславливает изменение структуры и содержания его вербального отражения действительности. Исходя из этого факта, первостепенное значение для современной психологии развития приобретает проблема выявления специфики вербальной – собственно человеческой – формы отражения объективной реальности на разных этапах онтогенеза, выявление механизмов и закономерностей данного процесса, построение его концептуальной модели. Комплексный анализ современных подходов к исследованию проблемы психического отражения (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, Т.Н. Березина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, В.Н.Панферов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Худяков и др.) показывает, что несмотря на большое внимание к ней, в научном знании отсутствует целостная психологическая теория онтогенеза вербального отражения действительности как формы психического отражения.
Схема № 1. Философско-психологическая модель психического отражения человеком объективной реальности
Психическое отражение, взятое в единстве двух его форм (вербальной и невербальной), оказывается неразрывно связанным с объективной реальностью и закономерно передает его общую структуру. Философско-психологический анализ позволяет выделить в общей структуре объективной действительности две взаимосвязанные реальности: 1.Материальную реальность - собственно объективную реальность как бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; 2.Идеальную реальность, важнейшую роль в которой для современного человека играет научная картина мира как целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов (характер взаимосвязи указанных реальностей отражает схема № 1). Таким образом, содержание психического отражения действительности для человека образуют физические объекты (другие люди, социальные институты, природные явления) и знаковые системы (политические идеологии, религии, научные знания), а складывается оно на основе процессов самосознания, общения и деятельности. Совокупность указанных процессов формирует у человека субъективную модель действительности. Объективная реальность определяет и существование двух главных форм (которые могут рассматриваться и в качестве ступеней ее познания) психического отражения у человека: невербальной и вербальной (таблица № 2).
Таблица № 2. Формы психического отражения действительности человеком
Взаимодействие выделенных форм отражения имеет на разных этапах онтогенеза свою специфику, а общая тенденция развития собственно человеческой формы отражения действительности состоит в постепенном усилении роли ее вербального компонента. Психика человека как социального существа приобретает в процессе индивидуального развития знаковую природу: на основе стихийного и организованного обучения у субъекта происходит формирование системы значений различных объектов и явлений действительности, которая начинает определять особенности его поведения и деятельности. Сложившаяся у человека система субъективных значений связывает все уровни психического отражения (сознательный и бессознательный) и передает существующую у него модель действительности, включающую значения основных образов самосознания, общения и деятельности. ВОД развертывается на двух основных уровнях психического отражения: сознательном и бессознательном. Система субъективных значений, сложившаяся у субъекта в процессе ВОД, является сложным интегральным образованием, фиксирующим не только когнитивные, но и оценочные (эмоциональные, ценностные, смысловые) характеристики различных элементов объективной реальности. Вследствие этого, взаимодействие вербальных значений (которые могут функционировать как на сознательном, так и на бессознательном уровне) приводит к образованию у человека системы бессознательных семантических установок, обуславливающих характер его отношения к определенным объектам и явлениям действительности и развертывание соответствующей поведенческой активности. Вербальное отражение действительности (ВОД) в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. ВОД возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и проявляется первоначально как процесс означивания чувственных образов (механизм вербализации). Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории выступает в качестве единицы ВОД. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру ВОД, а изменение отношений между значениями (механизм семантического переструктурирования) является механизмом развития данной структуры на разных этапах онтогенеза. Особое значение приобретает проблема разграничения ВОД и процесса развития речи, который рассматривается в качестве общения людей посредством языка, реализуемого в форме сообщения, указания, вопроса или приказания (Л.С. Выготский, 1982; А.В. Запорожец, 1986; А.Р. Лурия, 1979; А.А. Смирнов, 1987; В.С. Мухина, 1997 и др.) и выступает в качестве механизма формирования ВОД. Ведущая периодизация развития речи в современной психологической науке принадлежит А.Г. Маклакову, который на основе обобщения ряда частных концепций (С.Н. Карпова, Э.И. Труве, 1987; Е.Н. Винарская, 1987; А.К. Маркова, 1974; А.Н. Гвоздев, 1961; М.М. Кольцова, 1999, Е. Харне, 1966 и лр.) выделил четыре основных этапа: подготовления словесной речи (до 1 года), первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (до 3 лет), развитие языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (до 6-7 лет) и овладение письменной речью (6-11 лет). Два других этапа – развития чтения, монологической речи и улучшения письменной речи (11-19 лет) и изменения структуры речи, ее лексических и грамматических параметров (20… лет) лишены строгой выраженности и носят вспомогательный характер (А.Г. Маклаков, 2003-2005). Мы видим, что первые три этапа развития речи хронологически совпадают с эмоциональным периодом развития ВОД: на основе речевого (вербального) общения ребенка с матерью у него первоначально возникает способность понимать речь Другого человека, а затем начинает формироваться собственно ВОД как самостоятельное психическое образование. В структурно-функциональном плане ВОД включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) эмоционально-динамический блок (система эмоциональных значений биологических, психологических и социальных образов); 2) структурно-содержательный блок (включающий значения «образа-Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»); 3) ценностный блок (система ценностных значений, являющаяся результатом интериоризации личностью различных социальных норм); 4) смысловой блок (система самостоятельно выработанных субъектом смысловых значений идеальных и материальных объектов). Данная модель требует пояснения с точки зрения специфики ее реализации на разных этапах онтогенеза. ВОД как система субъективных значений является интегральным образованием и подчиняется в своем развитии кумулятивному принципу: по мере развития ВОД его новые блоки впитывают предыдущие, принимая на себя их функции. В основе нашей модели онтогенеза ВОД лежит общая логика познания субъектом того или иного объекта действительности: 1) эмоциональная оценка объекта при «встрече» с ним; 2) появление когнитивного представления (знаний) об объекте; 3) знакомство с социальной оценкой – ценностью - объекта; 4) появление у человека субъективного смысла данного объекта. На каждом этапе онтогенеза мы имеем дело с системой вербальных категорий, закономерно принявшей (на основе общих закономерностей развития человека как био-психо-социального существа на конкретной возрастной стадии) соответствующий характер – эмоциональный, когнитивный, ценностный или смысловой. Поэтому анализ ведущего блока на конкретном возрастном этапе передает сущность всей целостной системы ВОД. В данном случае мы имеем дело с третьим семантическим механизмом развития ВОД – механизмом семантической трансформации. ВОД имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями ВОД являются: 1) функция построения непротиворечивой модели действительности, обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности; 2) функция осуществления сознательной коммуникации между разными уровнями психического отражения; 3) функция определения субъективных приоритетов человека на основе выстраивания иерархии значений психических образов; 4) функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности; 5) функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей с объективной реальностью; 6) функция формирования сознательной субъектности; 7) функция сравнения объективной реальности с внутренним идеалом; 8) функция детерминации поведения и деятельности субъекта. В психологическом плане ВОД необходимо рассматривать через традиционную для отечественной психологии триаду «процесс – состояние - свойство» (А.В. Петровский, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998 и др.). Таким образом, данное образование может трактоваться в качестве уникального для каждого человека триединства процессов, состояний и свойств, формирующегося в его психике на основе отражения объективной действительности. В ВОД выделяются три взаимосвязанных уровня, отражающих его качественную характеристику: 1) уровень процессов – механизм возникновения значений образов восприятия, отличающихся кратковременностью и нестабильностью; 2) уровень состояний – механизм возникновения значений образов-представлений, связанных с работой долговременной памяти и отличающихся достаточной степенью долговременности и стабильности; 3) уровень свойств – механизм возникновения значений ценностных и смысловых образов, связанных с работой абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью стабильности. Понимание ВОД как продукта развития субъективных значений различных образов объектов и явлений объективной реальности позволяет представить общетеоретическую модель ее функционирования (схема № 2). Возможность осуществления функциональной связи между блоками обеспечивает система значений различной природы (в психологической науке значение рассматривается в качестве обобщенной формы отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах, и ценностях) (В.Ф. Петренко, 1988; А.В Петровский., М.Г. Ярошевский, 1990 и др.).
Схема № 2. Общетеоретическая модель функционирования ВОД
По мере развития ВОД все большую роль в нем начинают играть не изолированные значения образов, а комплексы значений – тексты разного уровня сложности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательной единицы ВОД позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, становясь для него самым важным объектом в мире и определяя его поведение и деятельность. Субъективные значения образов, как содержательные единицы ВОД, определяют выбор методов его исследования. Анализ природы данного образования показывает, что наиболее адекватными методами в этом случае становятся вербальные методы и методы экспериментальной психосемантики. Своеобразными маркерами объективной реальности могут выступать небольшие тексты, а анализ отношений между их значениями позволяет выявить специфику содержания и структуры ВОД конкретного человека или социально-возрастной группы. Применение текстов-маркеров делает возможным проведение в процессе исследования (с помощью процедур факторного, кластерного и корреляционного анализа) реконструкции существующей у человека структуры ВОД.
Date: 2015-07-17; view: 15406; Нарушение авторских прав |