Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное исследование: его сущность и особенности





И.Н.Кузнецов

 

Всякое научное исследование — от творческого замыс­ла до окончательного оформления научного труда осуществ­ляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремит­ся проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и раз­витии, т. е. применения исторического подхода.

Научное исследование — это целенаправленное позна­ние, результаты которого выступают в виде системы поня­тий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указыва­ют на следующие его отличительные признаки:

♦ это обязательно целенаправленный процесс, достиже­ние осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

♦ это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригиналь­ных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

♦ оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

♦ ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а це­лый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда еди­ничных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. про­никнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

♦ совокупность научных методов, всесторонне обоснован­ных и сведенных в единую систему;

♦ совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в науч­ных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертаци­ях и т. д.) и лишь затем после их всесторонней оценки исполь­зуются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руково­дящие документы.



 

Научные методы эмпирического исследования

 

К основным эмпирическим методам относятся:

1. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощуще­ния, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы по­лучаем знания не только о внешних сторонах объекта позна­ния, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредо­ванным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С раз­витием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению: одно­значность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо по­вторного наблюдения, либо с помощью других методов (на­пример, эксперимента).

Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно свя­зано с измерением, которое есть процесс нахождения отно­шения данной величины к другой однородной величине, при­нятой за единицу измерения. Результат измерения выража­ется числом.

Особую трудность наблюдение представляет в социаль­но-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету.

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствует­ся определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.

При этом очень важно отобрать наиболее репре­зентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических по­ложений.

2. Эксперимент — активное и целенаправленное вме­шательство в протекание изучаемого процесса, соответству­ющее изменение объекта или его воспроизведение в специ­ально созданных и контролируемых условиях.

Таким образом, в эксперименте объект или воспроизво­дится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния по­бочных, затемняющих его сущность обстоятельств и пред­ставляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, гово­рил И. П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" — от его постановки до интерпретации его результатов.



Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, ко­торые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования ус­ловий эксперимента;

д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: плани­рование и построение (его цель, тип, средства, методы про­ведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов.

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирую­щие и т. п.

Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться оп­ровергающим и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.

Один из простых типов научного эксперимента — каче­ственный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией яв­ления. Более сложен количественный эксперимент, вы­являющий количественную определенность какого-либо свой­ства изучаемого явления.

Широкое распространение в современной науке полу­чил мысленный эксперимент — система мыслительных про­цедур, проводимых над идеализированными объектами. Мыс­ленный эксперимент — это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

3. Сравнение — познавательная операция, лежащая в ос­нове суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные ха­рактеристики предметов.

Сравнить — это сопоставить одно с другим с целью выя­вить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, — это отношения тождества и различия.

Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл толь­ко в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по при­знакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом срав­нительно-исторического метода.

Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других яв­лениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих яв­лений.

Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, оп­ределить тенденции развития.

 

Научные методы теоретического исследования

 

1. Формализация — отображение содержательного зна­ния в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выра­жение мышления в естественном языке можно считать пер­вым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретаю­щая новые смыслы и значения.

Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи — это мож­но сделать с помощью стенографии. Язык формул искус­ственного языка становится инструментом познания. Он иг­рает такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании.

Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формали­зованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

Достоинство искусственных языков состоит прежде все­го в их точности, однозначности, а самое главное — в воз­можности представления обычного содержательного рассуж­дения посредством вычисления.

Значение формализации в научном познании состоит в следующем.

♦ Она дает возможность анализировать, уточнять, оп­ределять и разъяснять (эксплицировать) понятия.

♦ Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последова­тельности формул, получаемых из исходных с помощью точ­но указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность.

♦ Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения.

Формализация, таким образом, есть обобщение форм раз­личных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявле­ния его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

2. Аксиоматический метод — один из способов дедук­тивного построения научных теорий, при котором:

а) формулируется система основных терминов науки (на­пример, в геометрии Эвклида — это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.);

б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) — положений, не требующих доказа­тельств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным прави­лам (например, в геометрии Эвклида: "через две точки мож­но провести только одну прямую"; "целое больше части");

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от од­них положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию;

г) осуществляется преобразование постулатов по прави­лам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений — теорем.

Аксиоматический метод — лишь один из методов пост­роения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксио­матизируемой содержательной теории.

3. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность зак­лючается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся ут­верждения об эмпирических фактах.

Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятно­стный характер.

Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу.

Исходные понятия: гипотеза (предположение) — по­ложение, выдвигаемое в начале предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; пред­положение о существовании некоторого явления. Истинность такого допущения неопределенна, оно проблематично.

Дедукция (выведение): а) в самом общем смысле — это переход в процессе познания от общего к частному (единич­ному), выведение последнего из первого; б) в специальном смысле — процесс логического вывода, т. е. перехода по оп­ределенным правилам логики от некоторых данных пред­положений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода (или метода гипотез):

♦ Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения, и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

♦ Выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью многих логи­ческих приемов.

♦ Оценка серьезности предположений и отбор из множества догадок наиболее вероятной.

При этом гипотеза проверяется на: а) логическую не­противоречивость; б) совместимость с фундаментальными те­оретическими принципами данной науки (например, с зако­ном сохранения и превращения энергии).

Общелогические методы и приемы познания

 

1. Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. При­меняется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности.

Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия эле­ментов целого; нахождение причин явлений; выявление уров­ней знания и его структуры и т. п.

Анализ не должен упускать качество предметов. В каж­дой области знания есть как бы свой предел членения объек­та, за которым мы переходим в иной мир свойств и законо­мерностей (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — классификация и периодизация.

2. Синтез (греч. — соединение) — объединение — ре­альное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.

Это должно быть органическое целое (а не агрегат, ме­ханическое целое), т. е. единство многообразного.

Синтез — это не произвольное, эклектическое соедине­ние "выдернутых" частей, "кусочков" целого, а диалектиче­ское целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания.

Результатом синтеза является совершенно новое обра­зование, свойства которого есть не только внешнее соедине­ние свойств компонентов, но также и результат их внутрен­ней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, но не­которые виды деятельности являются по преимуществу ана­литическими (например, аналитическая химия) или син­тетическими (например, синергетика).

3. Абстрагирование. Абстракция (лат. — отвлечение):

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция Б узком смысле).

Существуют различные виды абстракций:

А. Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых пред­метов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установ­ления равенства предметов в данных свойствах или отно­шениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

Б. Изолирующая абстракция — акты "чистого отвлече­ния", выделяются некоторые свойства и отношения, кото­рые начинают рассматриваться как самостоятельные инди­видуальные предметы ("абстрактные предметы" — "добро­та", "белизна" и т. п.).

Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов называются абстракци­ями первого порядка. Абстракции от абстракций первого уров­ня называются абстракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

4. Идеализация чаще всего рассматривается как специ­фический вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для кото­рых имеются прообразы в реальном мире.

В процессе идеализации происходит предельное отвле­чение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реаль­ных объектов.

В результате идеализации образуется такая теоретичес­кая модель, в которой характеристики и стороны познавае­мого объекта не только отвлечены от фактического эмпи­рического материала, но и путем мысленного конструиро­вания выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности.

Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов.

Образовав с помощью идеализации такого рода объектов теоретические конструкты, можно и в дальнейшем опери­ровать ими в рассуждениях как реально существующей ве­щью и строить абстрактные схемы реальных процессов, слу­жащие для более глубокого их понимания.

5. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гно­сеологической основой обобщения являются категории обще­го и единичного.

Всеобщее (общее) — философская категория, отражаю­щая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем пред­метам данного класса.

Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство — особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) — философская категория, вы­ражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отли­чие от других. Тесно связана с категориями всеобщего (об­щего) и особенного.

В соответствии с двумя видами общего различают два вида научных обобщений: выделение любых признаков (аб­страктно-общее) или существенных (конкретно-общее, закон).

По другому основанию можно выделить обобщения:

а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыс­лях (индуктивное обобщение);

б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логи­ческое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения.

Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родо­вого понятия и потому обобщить их нельзя.

6. Индукция (лат. — наведение) — логический прием ис­следования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

В индукции данные опыта "наводят" на общее, индуци­руют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероят­ностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассмат­ривают как опытные истины или эмпирические законы.

7. Дедукция (лат. — выведение):

а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;

б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям).

Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы дви­жения мысли.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необ­ходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существен­ных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.

8. Моделирование. Умозаключения по аналогии, по­нимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую ос­нову моделирования — метода исследования объектов на их моделях.

Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и мето­дологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теорети­ческих образов и т. п. — оригинала модели.

Этот аналог — "представитель", "заместитель" оригина­ла в познании и практике. Он служит для хранения и расшире­ния знания (информации) об оригинале, конструирования ори­гинала, преобразования или управления им.

Между моделью и оригиналом должно существовать из­вестное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его ма­тематического описания; структуры и др. Именно это сход­ство и позволяет переносить информацию, полученную в ре­зультате исследования модели, на оригинал.

Формы моделирования разнообразны и зависят от исполь­зуемых моделей и сферы применения моделирования.

По характеру моделей выделяют материальное (пред­метное) и идеальное моделирование, выраженное в соответ­ствующей знаковой форме.

Материальные модели являются природными объекта­ми, подчиняющимися в своем функционировании естествен­ным законам — физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изуче­ние заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самоле­тов, кораблей и т. п.).

При идеальном (знаковом) моделировании модели высту­пают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (сим­волы) языка и т. п.

В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

9. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Система (греч. — целое) — общенаучное понятие, выра­жающее совокупность элементов, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом и со средой, образующих определен­ную целостность, единство.

Типы систем весьма многообразны: материальные и ду­ховные, неорганические и живые, механические и органи­ческие, биологические и социальные, статичные и динамич­ные, открытые и замкнутые и т. д.

Любая система представляет собой множество разнообраз­ных элементов, обладающих структурой и организацией.

Структура: а) совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность са­мому себе; б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

К числу основных требовании системного подхода отно­сятся следующие:

а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

б) анализ того, насколько поведение системы обусловле­но как особенностями ее отдельных элементов, так и свой­ствами ее структуры;

в) исследование механизма взаимозависимости, взаи­модействия системы и среды;

г) изучение характера иерархичности, присущего дан­ной системе;

д) обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;

е) рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности.

Важным понятием системного подхода является поня­тие "самоорганизация,". Данное понятие характеризует про­цесс создания, воспроизведения или совершенствования орга­низации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жест­кий, а вероятностный характер.

В современной науке самоорганизующиеся системы яв­ляются специальным предметом исследования синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (по­знавательных).

Ориентация системного подхода на структуру, связи и отношения не означает, что он несовместим с принципом историзма. Наоборот — он очень тесно связан с ним в силу прежде всего "онтологических обстоятельств". Дело в том, что системный подход имеет дело главным образом с раз­вивающимися системами, т. е. включающими в качестве сво­ей важнейшей характеристики время.

11. Вероятностные (статистические) методы — осно­ваны на учете действия множества случайных факторов, ко­торые характеризуются устойчивой частотой. Это и позво­ляет вскрыть необходимость, которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей.

Вероятностные методы опираются на теорию вероятно­стей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.

 

 

Особенности психического отражения действительности.

 

Таблица 1. Общая типология подходов к психическому отражению

действительности в современном научном знании.

 

БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХИЧЕСКОМУ ОТРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ   Выявление и осмысление глубинных операциональных механизмов функционирования психического отражения. Структура психического отражения действительности выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы человека (Е.Ю. Артемьева, 1999; Ю.Н. Белокопытов, 2003; Т.Н. Березина, 2001; Н А Бернштейн, 1966; Дж. Брунер, 1984; Б.М. Величковский, 1983; В.П. Зинченко, 1983; Д.А. Ошанин, 1999; Ж. Пиаже, 1984; С.Д. Смирнов, 2003; 1992; А.И. Худяков, 2001 и др.). ЛИЧНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ   Анализ специфики отражения личностью себя и окружающего мира; реконструкция индивидуальной системы значений через построение индивидуальных семантических пространств (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1996; В.А. Губин, 2002; Б.В. Кайгородов, 2000; Е.А. Климов, 1995; А.Н. Леонтьев, 2003; Д.А. Леонтьев, 1996; В.Н. Панферов, 2003; В.Ф. Петренко, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; Е.В. Улыбина, 1998; В.И. Шевченко, 2002 и др.). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Выявление особенностей отражения в психике человека объектов и явлений социальной реальности; особое внимание к глубинным, бессознательным, архетипических слоям отражения действительности индивидуальным и групповым субъектом (Г.М. Андреева, 2000-2003; Э. Берн, 1992; С. Московиси, 1984; В.В. Столин, А.П. Наминач, 1988; З. Фрейд, 1990, 1991; Э. Фромм, 1990, 1998; Б. Шефер, Б. Шлендер, 1993; Т. Шибутани, 1998; К.Г. Юнг, 1994, 1998).

 

Отечественная психологическая наука достаточно давно осознала важность изучения особенностей вербального отражения действительности (один из истоков здесь - учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах). Особое место в данном отношении занимает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в которой момент встречи психики со знаковой системой (язык) определяет всю специфику человеческой эволюции не как биологического, а как исторического процесса. Образы действительности для человека находят свое выражение в определенном вербальном значении, которое обуславливает особенности отношения к соответствующему объекту или явлению реальности. Образ для субъекта оказывается выражен в слове, а вербальное отражение в онтогенезе подчиняет себе постепенно процесс невербального отражения действительности, выступающий в качестве основы его формирования (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.В. Улыбина и др.).

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, 1986 и др.) на разных этапах онтогенеза в значительной степени определяет круг объектов идеальной и материальной природы, с которыми "встречается" человек, достигший того или иного возраста и обладающий соответствующим уровнем психического развития, поэтому ее анализ позволяет выявить особенности психического отражения субъекта, находящегося на конкретной возрастной стадии, вообще, и вербальной его формы, в частности. Таким образом, закономерности развития человека как био-психо-социального существа объективно должны составлять основу изучения особенностей вербального отражения на разных возрастных этапах. На ранних этапах онтогенеза мы имеем дело с формированием вербального отражения действительности, в основе которого лежит процесс развития речи – социальная среда обеспечивает усвоение ребенком языка и его реализацию в устной форме при общении, а впоследствии развившееся в самостоятельное психическое образование вербальное отражение действительности (ВОД) само начинает определять особенности взаимодействия человека с природной и социальной средой. Изменение социальной ситуации развития приводит к постоянному расширению и усложнению круга идеальных и материальных объектов, с которыми взаимодействует человек, что обуславливает изменение структуры и содержания его вербального отражения действительности.

Исходя из этого факта, первостепенное значение для современной психологии развития приобретает проблема выявления специфики вербальной – собственно человеческой – формы отражения объективной реальности на разных этапах онтогенеза, выявление механизмов и закономерностей данного процесса, построение его концептуальной модели. Комплексный анализ современных подходов к исследованию проблемы психического отражения (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, Т.Н. Березина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, В.Н.Панферов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Худяков и др.) показывает, что несмотря на большое внимание к ней, в научном знании отсутствует целостная психологическая теория онтогенеза вербального отражения действительности как формы психического отражения.

 

Схема № 1. Философско-психологическая модель психического

отражения человеком объективной реальности

 

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ИДЕАЛЬНОЕ
Политические идеологии Религии Научная картина мира

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Образ-Я (самосознание) Образ Другого (общение) Обобщенный образ предметного мира (деятельность)

Человек Общество Природа
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

Психическое отражение, взятое в единстве двух его форм (вербальной и невербальной), оказывается неразрывно связанным с объективной реальностью и закономерно передает его общую структуру.

Философско-психологический анализ позволяет выделить в общей структуре объективной действительности две взаимосвязанные реальности:

1.Материальную реальность - собственно объективную реальность как бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения;

2.Идеальную реальность, важнейшую роль в которой для современного человека играет научная картина мира как целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов (характер взаимосвязи указанных реальностей отражает схема № 1).

Таким образом, содержание психического отражения действительности для человека образуют физические объекты (другие люди, социальные институты, природные явления) и знаковые системы (политические идеологии, религии, научные знания), а складывается оно на основе процессов самосознания, общения и деятельности. Совокупность указанных процессов формирует у человека субъективную модель действительности. Объективная реальность определяет и существование двух главных форм (которые могут рассматриваться и в качестве ступеней ее познания) психического отражения у человека: невербальной и вербальной (таблица № 2).

 

Таблица № 2. Формы психического отражения действительности

человеком

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме чувственных образов Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме вербальных значений образов (понятий и категорий)

 

Взаимодействие выделенных форм отражения имеет на разных этапах онтогенеза свою специфику, а общая тенденция развития собственно человеческой формы отражения действительности состоит в постепенном усилении роли ее вербального компонента. Психика человека как социального существа приобретает в процессе индивидуального развития знаковую природу: на основе стихийного и организованного обучения у субъекта происходит формирование системы значений различных объектов и явлений действительности, которая начинает определять особенности его поведения и деятельности. Сложившаяся у человека система субъективных значений связывает все уровни психического отражения (сознательный и бессознательный) и передает существующую у него модель действительности, включающую значения основных образов самосознания, общения и деятельности.

ВОД развертывается на двух основных уровнях психического отражения: сознательном и бессознательном. Система субъективных значений, сложившаяся у субъекта в процессе ВОД, является сложным интегральным образованием, фиксирующим не только когнитивные, но и оценочные (эмоциональные, ценностные, смысловые) характеристики различных элементов объективной реальности. Вследствие этого, взаимодействие вербальных значений (которые могут функционировать как на сознательном, так и на бессознательном уровне) приводит к образованию у человека системы бессознательных семантических установок, обуславливающих характер его отношения к определенным объектам и явлениям действительности и развертывание соответствующей поведенческой активности.

Вербальное отражение действительности (ВОД) в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. ВОД возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и проявляется первоначально как процесс означивания чувственных образов (механизм вербализации). Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории выступает в качестве единицы ВОД. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру ВОД, а изменение отношений между значениями (механизм семантического переструктурирования) является механизмом развития данной структуры на разных этапах онтогенеза.

Особое значение приобретает проблема разграничения ВОД и процесса развития речи, который рассматривается в качестве общения людей посредством языка, реализуемого в форме сообщения, указания, вопроса или приказания (Л.С. Выготский, 1982; А.В. Запорожец, 1986; А.Р. Лурия, 1979; А.А. Смирнов, 1987; В.С. Мухина, 1997 и др.) и выступает в качестве механизма формирования ВОД. Ведущая периодизация развития речи в современной психологической науке принадлежит А.Г. Маклакову, который на основе обобщения ряда частных концепций (С.Н. Карпова, Э.И. Труве, 1987; Е.Н. Винарская, 1987; А.К. Маркова, 1974; А.Н. Гвоздев, 1961; М.М. Кольцова, 1999, Е. Харне, 1966 и лр.) выделил четыре основных этапа: подготовления словесной речи (до 1 года), первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (до 3 лет), развитие языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (до 6-7 лет) и овладение письменной речью (6-11 лет). Два других этапа – развития чтения, монологической речи и улучшения письменной речи (11-19 лет) и изменения структуры речи, ее лексических и грамматических параметров (20… лет) лишены строгой выраженности и носят вспомогательный характер (А.Г. Маклаков, 2003-2005). Мы видим, что первые три этапа развития речи хронологически совпадают с эмоциональным периодом развития ВОД: на основе речевого (вербального) общения ребенка с матерью у него первоначально возникает способность понимать речь Другого человека, а затем начинает формироваться собственно ВОД как самостоятельное психическое образование.

В структурно-функциональном плане ВОД включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) эмоционально-динамический блок (система эмоциональных значений биологических, психологических и социальных образов); 2) структурно-содержательный блок (включающий значения «образа-Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»); 3) ценностный блок (система ценностных значений, являющаяся результатом интериоризации личностью различных социальных норм); 4) смысловой блок (система самостоятельно выработанных субъектом смысловых значений идеальных и материальных объектов). Данная модель требует пояснения с точки зрения специфики ее реализации на разных этапах онтогенеза. ВОД как система субъективных значений является интегральным образованием и подчиняется в своем развитии кумулятивному принципу: по мере развития ВОД его новые блоки впитывают предыдущие, принимая на себя их функции. В основе нашей модели онтогенеза ВОД лежит общая логика познания субъектом того или иного объекта действительности: 1) эмоциональная оценка объекта при «встрече» с ним; 2) появление когнитивного представления (знаний) об объекте; 3) знакомство с социальной оценкой – ценностью - объекта; 4) появление у человека субъективного смысла данного объекта. На каждом этапе онтогенеза мы имеем дело с системой вербальных категорий, закономерно принявшей (на основе общих закономерностей развития человека как био-психо-социального существа на конкретной возрастной стадии) соответствующий характер – эмоциональный, когнитивный, ценностный или смысловой. Поэтому анализ ведущего блока на конкретном возрастном этапе передает сущность всей целостной системы ВОД. В данном случае мы имеем дело с третьим семантическим механизмом развития ВОД – механизмом семантической трансформации.

ВОД имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями ВОД являются: 1) функция построения непротиворечивой модели действительности, обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности; 2) функция осуществления сознательной коммуникации между разными уровнями психического отражения; 3) функция определения субъективных приоритетов человека на основе выстраивания иерархии значений психических образов; 4) функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности; 5) функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей с объективной реальностью; 6) функция формирования сознательной субъектности; 7) функция сравнения объективной реальности с внутренним идеалом; 8) функция детерминации поведения и деятельности субъекта.

В психологическом плане ВОД необходимо рассматривать через традиционную для отечественной психологии триаду «процесс – состояние - свойство» (А.В. Петровский, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998 и др.). Таким образом, данное образование может трактоваться в качестве уникального для каждого человека триединства процессов, состояний и свойств, формирующегося в его психике на основе отражения объективной действительности. В ВОД выделяются три взаимосвязанных уровня, отражающих его качественную характеристику: 1) уровень процессов – механизм возникновения значений образов восприятия, отличающихся кратковременностью и нестабильностью; 2) уровень состояний – механизм возникновения значений образов-представлений, связанных с работой долговременной памяти и отличающихся достаточной степенью долговременности и стабильности; 3) уровень свойств – механизм возникновения значений ценностных и смысловых образов, связанных с работой абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью стабильности.

Понимание ВОД как продукта развития субъективных значений различных образов объектов и явлений объективной реальности позволяет представить общетеоретическую модель ее функционирования (схема № 2). Возможность осуществления функциональной связи между блоками обеспечивает система значений различной природы (в психологической науке значение рассматривается в качестве обобщенной формы отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах, и ценностях) (В.Ф. Петренко, 1988; А.В Петровский., М.Г. Ярошевский, 1990 и др.).

 

Схема № 2. Общетеоретическая модель функционирования ВОД

 
 

 


По мере развития ВОД все большую роль в нем начинают играть не изолированные значения образов, а комплексы значений – тексты разного уровня сложности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательной единицы ВОД позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, становясь для него самым важным объектом в мире и определяя его поведение и деятельность. Субъективные значения образов, как содержательные единицы ВОД, определяют выбор методов его исследования. Анализ природы данного образования показывает, что наиболее адекватными методами в этом случае становятся вербальные методы и методы экспериментальной психосемантики. Своеобразными маркерами объективной реальности могут выступать небольшие тексты, а анализ отношений между их значениями позволяет выявить специфику содержания и структуры ВОД конкретного человека или социально-возрастной группы. Применение текстов-маркеров делает возможным проведение в процессе исследования (с помощью процедур факторного, кластерного и корреляционного анализа) реконструкции существующей у человека структуры ВОД.

 

 






Date: 2015-07-17; view: 4142; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию