Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление Русским государством при Иване III
Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) идворцовыми в уплате налогов в казну. В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах. В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки.
В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»). Историческое значение образования Русского централизованного государства, которое можно сформулировать следующим образом: 1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны; 2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига; 3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов); 4) рост международного авторитета Русского государства. В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».
КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.
Цели урока: характеристика условий развития русской культуры и быта изучаемого периода, преемственности культуры XIV—XV вв. с предшествующим периодом развития отечественной культуры.
Термины и понятия урока Былины — русские народные эпические песни-сказания. «Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве». Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях. Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).
Основные даты и события 1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля. 10—20-е гг. XV в. — Андрей Рублев создал «Троицу».
Персоналии Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.). Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых. Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник. Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля. Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр. Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.). Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян. Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии. Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.
Монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название — «татары» — закрепилось за всеми монгольскими племенами».
|