Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местоимения. Выбор формы обращения





По выражению Э. Бенвениста, "язык без выражения лица немыслим". Система личных местоимений в русском языке (я/мы, ты/вы, он/она/оно/они) носит не только указательный, ориентационно-дистантный характер, но и коммуникативно-ролевой.

Адресатные формы практически всегда употребляются в сочетании с адресатно-личными местоимениями ты/вы (или соответствующей адресатно-личной глагольной формой). Обращение на "вы" в целом выражает большую степень уважения к собеседнику, чем обращение на "ты". Выбор одной или другой формы связан с рядом условий.

1. Вы. Незнакомый, малознакомый адресат. Ты. Хорошо знакомый адресат (друг, член семьи и т. п.):

а) при переходе к хорошему знакомству возможен переход с "вы" - на "ты" - общение. Такой быстрый переход более свойствен молодежи или носителям просторечия;

б) при длительном знакомстве отношения могут не стать дружескими, при этом не происходит перехода с "вы" - на "ты" - общение;

в) в некоторых случаях даже при дружеских отношениях сохраняется обращение на "вы" как знак особого уважения (преимущественно среди людей среднего и старшего поколения).

2. Официальность / Неофициальность обстановки общения:

а) незнакомый, малознакомый адресат именуется на "вы" и в официальной, и в неофициальной обстановке;

б) с хорошо знакомым человеком (обиходное общение на "ты") в официальной обстановке возможно переключение на "вы".

3. Взаимоотношения адресанта-адресата сдержанные, "холодные", дружеские, "теплые", вежливые и т. д.:

а) если при установившемся общении на "ты" адресант обратился к адресату на "вы" (вне официальной обстановки), это может означать изменение взаимоотношений вплоть до ссоры;

б) если незнакомый, малознакомый адресант избирает "ты" - общение, это может означать, что он или носитель просторечия, или нарочито демонстрирует фамильярность.

Факторы, обусловливающие выбор альтернативного варианта "ты" - и "вы" - форм обращения:

1) степень знакомства собеседников (незнакомый, малознакомый, хорошо знакомый адресат);

2) официальность/неофициальность обстановки общения;

3) характер взаимоотношений коммуникантов (сдержанные, подчеркнуто вежливые, холодные, дружеские и т. д.);

4) равенство или неравенство (по возрасту, служебному положению, ролевой позиции общающихся).

38. МЕСТОИМЕНИЯ "МЫ" И 3-ГО ЛИЦА

Местоимение 1-го лица множественного числа ("мы") несет в себе широкий спектр прагматических оттенков:

торжественное "мы", используемое лицами королевского ранга; церемониальное архаическое "мы" царствующих особ (знаменитое "Мы, Николай Второй…");

авторское и ораторское "мы", затушевывающее слишком резкое "я" и заменяющее его чем-то более общим, расплывчатым; существует два варианта использования авторского "мы":

а) "объективизация" авторской позиции в публицистическом и художественном повествованиях (Мы побывали в некоторых из тех мест);

б) "формула скромности" автора, или общепринятый стандарт самовыражения в научной речи, который позволяет "укрыть" себя среди других ученых, на авторитет которых ссылается автор;

в) преподаватель, читающий лекцию, использует "мы" как средство диалогизации, включая слушателей в процесс рассуждения;

• представительское ритуальное "мы": Мы рады приветствовать вас…; Мы хотели бы представить продукцию…;

• "участливая совокупность" в разговорной речи, предполагающая наличие экспрессивно-позитивного, одобрительного отношения говорящего к адресату. Классический пример - "мы", употребляемое врачами для выражения милосердия, сочувствия больному: Как мы себя чувствуем?

Оттенки снисходительности, иронии или фамильярности, сопровождающие в некоторых случаях обращение к адресату с помощью "мы", могут стать преобладающими и могут варьировать от одобрительных до ироничных и даже резко отрицательных.

Местоимения 3-го лица (он, она, оно, они). Официальный речевой этикет предусматривает умение пользоваться местоимением "он". Это местоимение, будучи универсальным обозначением для лиц и предметов, сохраняет в себе также и указательное значение. Оно может, таким образом, стать средством обезличивания и фамильярности, поэтому следует соблюдать особую осторожность при пользовании им в служебных документах. Это замечание справедливо не только для служебных документов. Использование местоимения 3-го лица он/она - своеобразное отражение позиций говорящего, отстранение его от активной роли в речевом акте, от позиции говорящего, причем отстранение столь значительное, что в нем разграничение лица и предмета в речевом акте становится неразличимым. Более того, такое поведение говорящего может быть расценено как демонстрация превосходства и даже как намеренное создание коммуникативного дискомфорта для воспринимающего его речь лица. Кроме того, может возникнуть двусмысленность толкования высказывания: Профессор попросил аспиранта прочитать его доклад.

Существует также неопределенно-личное употребление форм 3-го лица множественного числа - обороты типа "Вам говорят!.. Кому говорят!.." Их использование снижает степень вежливости и, наоборот, повышает степень категоричности и официальности: говорящий отождествляет себя с группой власть предержащих, тех, кто имеет право указывать, авторитетных членов общества.







Date: 2015-07-17; view: 527; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию