Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды должностного лица⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах: 1. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую). 2. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных им работников. 3. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного органа). Ст. 285 В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства. Объективная сторона состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, деяние образует состав преступления, если оно было совершено: 1) должностным лицом, которое использовало полномочия вопреки интересам службы; 2) повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности. Злоупотреблением служебным положением из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления или подлога может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Субъект – специальный (должностное лицо). Ст. 286 В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства. Объективная сторона данного деяния выражена в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указаны основные виды превышения должностных полномочий: 1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; 3) совершение должностным лицом единолично действий, которые имеет право совершить только коллегиальный орган; 4) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий. Объективная сторона данного состава может выполняться как в виде активных действий, так и бездействия (невыполнение постановления об освобождении из-под стражи со стороны начальника следственного изолятора). Обязательными признаками объективной стороны превышения должностных полномочий являются наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между деянием и последствием. Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Лицо сознает общественную опасность превышения должностных полномочий, желает совершить эти действия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия. Мотив и цель превышения должностных полномочий не входят в число обязательных признаков состава и не оказывают существенного влияния на факт наступления уголовной ответственности. Субъектом превышения должностных полномочий является должностное лицо (см. п. 8 комментария к ст. 285). Ст. 290 Получение взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений, так как дезорганизует деятельность органов управления, посягая при этом на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, а так же плохо влияет на отношение граждан к государству. Субъект преступления получения взятки - лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняет административно-хозяйственные или организационные функции в гос.органах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления или осуществляет функции представителя власти. Так же действие статьи 290 УК РФ распространяется на лиц, выполняющих вышеперечисленные функции в воинских формированиях РФ и Вооруженных силах РФ. Помимо этого в данной статье указаны и другие лица, караемые за получение взятки – это иностранные должностные лица и должностные лица, исполняющие обязанности в публичных международных организациях. Объективная сторона получения взятки выражена: · в действиях или бездействии должностного лица, приносящих пользу взяткодателю, и напрямую связанных с его должностными полномочиями; · в действиях или бездействии должностного лица, которые связаны с занимаемой им должностью в силу чего существует возможность повлиять на действия других должностных лиц; · в общем попустительстве и покровительстве на службе; · в противоправных действиях или бездействии в пользу взяткодателя. Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Дача взятки, а равно и получение ее должностным лицом читаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь. Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Ст. 291 Объект и предмет преступления - дача взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290). Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника. Дача взятки - формальный состав преступления. Она признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образует покушение на дачу взятки. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого. Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет. В соответствии с примечанием к ст. 291 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Добровольное сообщение - это сделанное взяткодателем по собственному желанию в любой форме заявление в соответствующий орган о даче им должностному лицу взятки. При этом лицо должно исходить из предположения, что о совершенном им преступлении правоохранительным органам еще ничего не известно. Мотивы добровольного сообщения, а также период времени, истекший с момента дачи взятки, значения не имеют. Ст. 291.1 Ответственность по ст. 291.1 УК предусмотрена за посредничество в даче либо получении взятки в значительном размере, который превышает согласно примечанию к ст. 290 УК двадцать пять тысяч рублей. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия. Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ст. 293 Основной объект преступления — нормальная деятельность отдельных структур публичного аппарата власти и управления. Дополнительный объект — отношения собственности, экономические интересы, жизнь, здоровье граждан. С объективной стороны халатность характеризуется: 1) бездействием должностного лица или ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; 2) наступлением последствий, указанных в законе; 3) причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями. Состав преступления — материальный, оно считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий. Но состав имеет свою специфику. Если в результате халатности последствия не наступили, то должностное лицо понесет только административную или дисциплинарную ответственность. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления опасных последствий деяния, совершенного им вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит возможности наступления опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность). Виновность лица, а значит, и состав халатности исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе. Субъект преступления специальный. Им является должностное лицо. 28. Правосудие — одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Видовым объектом преступлений против правосудия являются интересы правосудия в широком смысле слова, т.е. нормальная, определяемая законом деятельность суда по осуществлению задач правосудия и деятельность государственных органов, а также соответствующих лиц, призванных содействовать суду в осуществлении правосудия. Основными непосредственными объектами являются интересы конкретных органов, осуществляющих правосудие, и органов, способствующих осуществлению правосудия (прокуратуры, следствия, дознания, Федеральной службы судебных приставов и др.). Дополнительными непосредственными объектами ряда преступлений против правосудия являются жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство личности, отношения собственности и др. Объективные признаки большинства составов преступлений против правосудия характеризуются совершением активных действий, за исключением составов, предусмотренных ст. 308 УК (отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний), ст. 314 УК (уклонение от отбывания лишения свободы), ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта), где деяние может выражаться в бездействии. По законодательному описанию объективных признаков большинство таких преступлений имеют формальные составы. К числу обязательных объективных признаков некоторых составов преступлений законодатель относит место совершения преступления Субъектами преступлений против правосудия по общему правилу могут быть вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако многие составы преступлений предполагают специального субъекта — им могут быть лица, наделенные законом особыми признаками или имеющие определенный процессуальный статус (судья, прокурор, лицо, производящее дознание, эксперт, защитник, свидетель, потерпевший, и др.). Специальный субъект преступления предполагается в ч. 3 ст. 294, ст. ст. 299 — 303, 305, 307, 308, 310 — 315 УК РФ. Субъективные признаки этих преступлений характеризуются умышленной виной, и, как правило, они совершаются с прямым умыслом. В отдельных статьях гл. 31 УК РФ указывается на мотив и цель преступления (например, ст. ст. 294, 295, 304, 306, 309 УК РФ). В зависимости от непосредственного объекта преступления, особенностей объективных и субъективных признаков преступления против правосудия можно классифицировать на следующие группы: 1. Преступления, посягающие на интересы правосудия, связанные с обеспечением самостоятельности судебной власти, ее авторитета и безопасной деятельности судей или иных лиц, содействующих осуществлению правосудия (ст. ст. 294 — 298 УК РФ). 2. Преступления, посягающие на интересы правосудия, совершаемые судьями или иными должностными лицами органов предварительного расследования, прокуратуры либо участниками гражданского (арбитражного) процесса (ст. ст. 299 — 305 УК РФ). 3. Преступления, посягающие на интересы правосудия, связанные с получением, использованием и сохранением доказательств (ст. ст. 306 — 310 УК РФ). 4. Преступления, посягающие на интересы правосудия, связанные с исполнением вступивших в законную силу приговоров, решений и иных судебных актов (ст. ст. 311 — 315 УК РФ). 5. Преступление, посягающее на интересы раскрытия и расследования преступлений, и сопряженное с прикосновенностью к другим преступлениям (ст. 316 УК РФ). Ст. 317 Основным непосредственным объектом посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа являются общественные отношения, возникающие по поводу управленческой деятельности сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительным непосредственным объектом являются общественные отношения, возникающие по поводу жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких. Обязательным признаком данного состава преступления является потерпевший. Им может быть сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий и их близкие. Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражена в общественно опасном деянии – посягательстве на жизнь. Субъективная сторона при убийстве - прямой или косвенный умысел, при покушении на убийство - только прямой умысел, причем виновный осознает, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим. Субъект - физическое вменяемое лицо, 16- летнего возраста. Ст. 218. Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Объективная сторона данного преступления может быть выражена в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла виновного входит сознание им не только своих действий, но и того обстоятельства, что они направлены против представителя власти или его близких, чтобы воспрепятствовать исполнению должностным лицом своих обязанностей или отомстить ему за его деятельность, и желание совершить эти действия. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью представителя власти или его близких, но не по ст. 318 УК, а по п. "а" ч. 2 ст. 111 УК или по п. "б" ч. 2 ст. 112 УК (преступление против жизни и здоровья). Ст. 327 Общественная опасность подделки документов (подлога) заключается в нарушении установленного порядка документального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, и в причинении тем самым вреда порядку управления. В результате подделки документов, штампов, печатей, бланков и последующего их использования может быть нарушена нормальная деятельность государственных учреждений или общественных организаций, а также причинен вред законным интересам отдельных граждан. Так, поддельные документы нередко используются для совершения более опасных преступлений (хищений и пр.). Изготовление или сбыт поддельных государственных наград также представляет собой посягательство на порядок управления (см. комментарий к ст. 324 УК). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК, состоит в совершении хотя бы одного из следующих действий: 1) подделка указанных в статье документов; 2) изготовление поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков; 3) сбыт поддельных документов; 4) сбыт поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков. С субъективной стороны рассматриваемое преступление предполагает наличие у виновного прямого умысла: он сознает, что подделывает документ, изготовляет поддельную государственную награду, штамп, печать, бланк либо сбывает их, и желает этого. Необходимым элементом состава преступления подделки документов или изготовления поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков является цель их использования самим подделывателем или другим лицом. Если такая цель не установлена, ст. 327 УК не может быть применима. Ответственность за сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков наступает независимо от цели сбыта. Субъектом подделки документов, предусмотренной ст. 327 УК, может быть только частное лицо. Должностное лицо, совершающее подлог с использованием служебного положения, несет ответственность по ст. 292 УК. Использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 327 УК) - самостоятельный состав преступления. Поскольку уголовно наказуемая подделка документов совершается именно с целью их использования (ч. 1 ст. 327 УК), последующее использование подложных документов лицом, виновным в подделке, не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК. Таким образом, по ч. 3 ст. 327 УК обычно несут ответственность лица, которые сами не подделывали документа. Лицо, подделавшее документ, может отвечать по ч. 3 ст. 327 УК лишь в тех случаях, когда оно не привлекается к ответственности за подделку, например в силу давности. Объективная сторона использования подложного документа состоит в совершении таких действий, как предъявление подложного документа (демонстрация, показ) или представление его (передача, пересылка) организациями или отдельными лицами под видом подлинного документа. Ответственность наступает, если поддельный документ используется по прямому назначению как удостоверение или документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей. Например, предъявляется поддельное удостоверение личности с целью выдать себя за другое лицо. Иное использование поддельных документов не влечет ответственности по ч. 3 ст. 327 УК. Например, демонстрация поддельного удостоверения с целью показать свое искусство или предъявление знакомым поддельной сберкнижки с целью похвастать размерами вклада. Составом преступления не охватывается обманное использование подлинных документов, когда один документ выдается за другой (например, вместо удостоверения сотрудника милиции демонстрируется читательский билет), когда виновный ложно истолковывает содержание подлинного документа (при неопределенности текста документа или его неполноте), когда содержание документа не соответствует действительности не в результате подделки (например, вследствие ошибки должностного лица, выдавшего документ) и т.п. Равным образом не будет состава рассматриваемого преступления в случае использования без всякой подделки чужого документа, в том числе незаконно приобретенного (см. ст. 324 УК). Обманное использование документов, не подвергшихся подделке, для совершения преступлений должно квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за соответствующие преступления. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом, о чем говорит указание в тексте закона на "заведомость". Виновный сознает, что содержание документа не соответствует действительности, что он использует подложный официальный документ, предоставляющий ему какие-либо права или освобождающий от обязанностей, и желает этого. Ст. 292 Объектом преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Предмет преступления – официальные документы, т. е. документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Объективная сторона состоит: – во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений. В этом случае документ имеет все признаки подлинного, но в него вносятся заведомо ложные сведения, т. е. имеет место интеллектуальный подлог; – во внесении в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В этом случае в документ вносятся исправления путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог). Состав преступления – формальный – считается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи действий вне зависимости от наступления каких-либо общественно опасных последствий. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом – корыстная или иная личная заинтересованность. Субъект преступления – специальный: – должностное лицо; – государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может при определенных условиях квалифицироваться по ст. 327 УК РФ как преступление против порядка управления.
Date: 2015-07-17; view: 1081; Нарушение авторских прав |