Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судьбы марксистской философии в XX веке.В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы. Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма, которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическое понимание истории в форме учения исторического материализма. Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом: 1. Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности. 2. Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений. 3. Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства. 4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья? 5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил. Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций: – первобытнообщинная, – рабовладельческая, – феодальная, – капиталистическая, – коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм). При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса. Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому. Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека. Критериями общественного прогресса являются:1. Развитие науки и техники.2. Темпы роста производства, производительности труда.3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни.4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства.5. Уровень демократизации общественной жизни.6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека.7. Увеличение человеческого счастья и добра. 16. Позитивизм и его эволюция.Онтология — дисциплина в философии, которая рефлектирует универсальные основы, принципы, организацию, структуру, динамику бытия. Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы-позитивисты попытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философской онтологией. Позитивисты объявили себя противниками онтологии. Анализ отношения позитивизма к онтологии довольно сложен. Позитивизм выступает с требованием исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. В данном случае спутаны две вещи: — роль философского мышления в познании; — оценочный характер знания. Философская методология — это важная часть миропознания, а оценочный характер знания важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований. Онтология же, отвергаемая позитивизмом, фактически овладела самим позитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освоения мира, потому что ориентация на фактическое, чувственное, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов. Позитивизм воспринимался исследователями как философия, которая: — отсекает от науки любые спекуляции; — избавляет философию от онтологии; — помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одной из причин интереса к позитивизму и его большой жизненной силы является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители. Неопозитивизм — философское течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму и эмпириокритицизму. Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории: — логический позитивизм; — логический эмпиризм; — логический атомизм; — философия лингвистического анализа; — различные направления аналитической философии, смыкающиеся с теорией критического рационализма. Основной задачей неопозитивизма является борьба с онтологией, философией в целом, стремление поставить себя над борьбой материализма и идеализма. Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания. Неопозитивизм полностью отвергал традиционную философию, включая умозрительную натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией науки. Главной задачей философии науки считался анализ структуры естественно-научного знания формально-логическими средствами. Отрицательные черты неопозитивизма: — сведение философии к анализу языка науки, а философской методологии — к частнонаучной; — абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; — антиисторизм; — преувеличение принципа верификации; — игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.
|