Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства.





Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.

Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются высокая деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и т.п.

Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.

Стиль руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности и особенности решения управленческих задач.

Авторитарный стиль руководства:

Характеризуется единоличным принятием всех решений, субъективной оценкой результатов деятельности, устранением подчиненных от участия в решении важнейших вопросов и подавлением их инициативы и творчества. За счет постоянного контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье. Этот стиль управления целесообразен и оправдали только в критических ситуациях.

Демократический стиль руководства:

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений контролируется руководителем и сотрудниками.

Данный стиль управления является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических и коммуникативных способностях руководителя

Либеральный стиль руководства:

Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократий», а с другой – «минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведут к скрытым или явным конфликтам.

Этот стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как безынициативного и неделового.

Лидерство – это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Лидер член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается конкретный лидер группы.

Лидер – это референтное лицо в группе, установки и ориентации которого являются исходными эталонами для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои ниши, и не вступая друг с другом в серьезные противоречия.

Виды лидеров
По содержанию деятельности
По характеру деятельности
По направленности деятельности
Лидер-деловой
Лидер-эмоциональный
Лидер-вдохновитель
Лидер-исполнитель
Лидер-ситуативный
Лидер-универсальный

 

 


Основные различия между понятиями «лидер» и «руководитель»

Руководитель Лидер
Назначается официально Выбирается спонтанно в результате межличностных отношений  
   
Обладает формально регламентированными правами и обязанностями Не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности
   
Располагает строго определенными возможностями санкционирования (наказания и поощрения)   Не обладает системой санкций воздействия на членов группы
   
Несет ответственность за состояние дел в группе: · выявляет исходные условия, в которых действует группа; · определяет направление ее деятельности; · координирует и корректирует действия группы; · решает комплексные социальные задачи; · принимает ответственность за результаты групповой деятельности   Не несет ответственность за состояние дел в группе и за результаты ее деятельности
   
Представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с отношениями с другими группами Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений

 

Вопрос 19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями.

В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей т.д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса в различных вариантах: преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – преподаватель и т.д.

Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа – конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения.

Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы направить конфликты в конструктивные русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Общая характеристика стратегий поведения в конфликте:

1. Соперничество. Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить окружающих принять свою точку зрения; мнение других его не интересует.

2. Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

3. Компромисс. Снятие противоречия осуществляется на основе взаимных уступок. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, что через некоторое время могут появиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема осталась неразрешенной.

4. Избегание. Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает) и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

5. Приспособление. Этот стиль проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытаясь отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву ради интересов противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут все-таки к конфликту, последствия которого могут оказаться дисфункциональными.

Процесс управления конфликтом

Вид деятельности Его характеристика
Прогнозирование конфликта Один из важнейших видов деятельности субъекта управления, направленный на выявление причин данного конфликта. Основным источником прогнозирования конфликта является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: · стиль управления; · уровень социальной напряженности; · социально-психологический климат и т.д.
Предупреждение конфликта Вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение (профилактика) конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов
Регулирование конфликта   Вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
Стимулирование конфликта Вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: · вынесение проблемного вопроса для обсуждения на общем собрании; · критика сложившейся ситуации на собрании и т.д.
Разрешение конфликта     Вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношений
     

Правила разрешения конфликта:

1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.

2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.

3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: воз­никновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.

4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторо­нам – «инициатору» и «обвиняемому» - при тщательном выяснении целей «ини­циатора». Пример целей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д.

5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.

Date: 2016-08-31; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию