Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: · пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); · мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); · речь (содержание, культура речи и т.д.). Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: · многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением; · многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; · уникальный характер и неповторимость психических явлений. Классификация видов наблюдения. Наблюдение: 1. в зависимости от позиции наблюдателя · открытое · скрытое 2. В зависимости от активности наблюдателя · Пассивное · Активное Ø В естественных условиях Ø В клинических условиях Ø В лабораторных условиях
3. В зависимости от регулярности · Случайное · Систематическое Ø Включенное Ø Невключенное 4. По упорядоченности · Случайное · Неслучайное 5. С точки зрения хронологической операции · Логнитюдное · Периодическое · Одиночное
Особенности применения метода наблюдения. · Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков) · Сохранение естественности условий деятельности · Допустимо использование разнообразных технических средств · Необязательно получение предварительного согласия испытуемых · Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя · Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя) · Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, (проводится в условиях лаборатории)
естественный, (проводится в реальных жизненных условиях) констатирующий, (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений) формирующий. (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)
Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента. 1. Лабораторного: · Обеспечивается высокая точность результатов · Возможны повторные исследования в аналогичных условиях · Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности · Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования · Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными 2. Естественного · Условия деятельности испытуемых · Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований · Относительная точность результатов · Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях · Отсутствие полного контроля за всеми переменными Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос. Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа: 1. Определение содержания анкеты. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями - как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов. Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности. Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств. В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя. Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов. Date: 2016-08-31; view: 844; Нарушение авторских прав |