Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная картина мира и ее функции





Научная картина мира в структуре мировоззрения нашего совре­менника занимает доминирующее положение. Поскольку наука на­правлена на изучение объективных законов развития универсума, на­учная картина мира как широкая панорама знаний о природе и чело­вечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззре­ния. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире и человеческом обществе. Основание научной картины мира составляют базовые прин­ципы многих научных дисциплин.

Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Оно включает в себя обобщенный образ реальности, преломленный позицией личности. Взгляды или воззрения на мир в целом есть нечто большее, чем простая информация, нейтральная ос­ведомленность, либо безличные сведения. Поэтому процесс форми­рования мировоззрения предполагает некий отбор установок, представ­лений, приоритетов. Результативной составляющей мировоззрения яв­ляется комплекс убеждений, проявляющихся во взглядах, системе иде­алов и ценностей, в поступках и жизненных ориентирах людей.

Понятие «мир в целом» достаточно широко, оно включает в себя и мир сущего и должного, и земной шар, Вселенную, и известный из физики микро-, макро- и мегамиры. «Мир в целом» не мыслится как нечто завершенное, в котором все уже давно известно, это вечно ста­новящаяся и изменяющаяся, динамичная, открытая система.

Научная картина мира опирается на достоверные знания и пред­ставляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсю­да вытекает интегративная функция научной картины мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его законо­мерности, но задает систему установок и принципов освоения универ­сума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нор­мативной функции.

В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упоря­дочивания, систематизации научных данных. Она предстает как стро­гая система, обобщающая результаты различных ветвей научного по­знания, и только в этом значении имеет право на существование. Опи­раясь на современные достижения естествознания и социальных наук, научная картина мира широко пропагандирует идею научности при­менительно ко всем проявлениям природы, общества и человека. По­этому в научной картине мира полноправное место занимают дости­жения не только естественных наук, но также общественных и техни­ческих. В основании научной картины мира лежат сформировавшиеся в истории философии представления о качественно различающихся «ступенях организованности» природы и сходстве ее определенных свойств.

В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмо­циональную составляющие. Интеллектуальная компонента охваты­вается понятием «миропонимание», которое достаточно устойчиво, так как опирается на систему точных знаний о мире. Эмоциональная со­ставляющая мировоззрения отражена понятиями «мироощущение» и «мировосприятие». Мироощущение является самым первоначальным элементом, свидетельствующим о непосредственно чувственном кон­такте человека с миром. Оно достаточно динамично и представлено многообразием чувств и настроений. Мировосприятие задает целост­ное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и пред­ставлений. Оно очень зависимо от мотивационной сферы и может наполнять себя из разных источников: впечатления от восприятия при­роды, произведений искусства, сферы общения, языковой среды, не­посредственной жизнедеятельности. Мировоззрение дает о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности, оно оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и дей­ствий.

Мировоззрение — это многоуровневое образование, в котором как в многоэтажном доме на разных этажах помещены различные его типы: житейское, обыденное мировоззрение повседневности с его ра­ционально-иррациональными элементами, рассудком и предрассуд­ками, мифологическое, религиозное, критическое и догматическое, этическое, философское, прогрессивное и регрессивное. Главенствую­щее место занимает научное мировоззрение. Именно научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения, который предлагает опору на определенную, конкретно-историческую систему знаний и принципов.


Поскольку философия претендует на выражение фундаменталь­ных принципов бытия и мышления, то научное философское миро­воззрение правомерно определять как высший, теоретический уровень мировоззрения. Оно представлено стройной, научно обоснованной со­вокупностью воззрений, дающих представление о закономерностях раз­вивающегося универсума и определяющих жизненные позиции, програм­мы поведения людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, ло­гических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерна слепая вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость «догматов».

В научном мировоззрении нашла отражение свойственная науке ориентация на закономерность, которая предстает как высшее дости­жение интеллектуальной эволюции, способствующей рациональной организации жизни всего общества. Накопление положительного, по­зитивного опыта данных разнообразных наук, дисциплинаризация научной деятельности позволяют глубже проникнуть в основы ми­роздания, поставить его закономерности на службу человеку.

Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисцип­лин. Она предстает как обобщающий этап интеграции научных дости­жений в единую, непротиворечивую систему.

Структура научной картины мира включает центральное теоре­тическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фунда­ментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраивают­ся. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энер­гии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физи­ческие константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. Научная картина мира опирает­ся на определенную совокупность философских установок, задающих ту или иную онтологию универсума.

В случае столкновения сложившейся картины мира с контрприме­рами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определен­ным иммунитетом, направленным на сохранение данного концепту­ального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопле­ние знания. Имея парадигмальный характер, она задает систему ус­тановок и принципов освоения универсума, накладывает определен­ные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез, влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы ученый классической эпохи, например, Ньютон, до­пускал бы идеи квантово-механического описания объекта и делал бы поправки на процедуры наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии учитывали творцы квантовой меха­ники Бор и Гейзенберг и др., доказывая, что объективность предпола­гает включение этих процедур, т.е. зависимость объекта от наблюда­теля и средств наблюдения.

С этим связана парадигмалъная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения иссле­довательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаме­нуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира. Смена научной пара­дигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, ее эволюционирование, смену ее исторических форм.


Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этичес­ких правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в структуру на­учной картины мира и на достаточно долгий срок определяют стой­кую систему знаний, которая транслируется и распространяется по­средством механизмов обучения, образования, воспитания и популяри­зации научных идей, а также охватывает менталитет современников. Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располага­ет человечество. Каждый ученый как субъект научного познания по­мещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, от­вечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистичес­ким особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому перио­ду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.

Другой вариант

В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира.

Термин «мир» применяется здесь в специфическом смысле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии» и т.п.). Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений:

о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой,

о типологии изучаемых объектов,

об общих закономерностях их взаимодействия,

о пространственно-временной структуре реальности.

Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины.


Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением системы онтологических принципов физики. Особенно радикальным он был в период становления квантово-релятивистской физики (пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства – времени, лапласовской детерминации физических процессов).

По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т.д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки.

Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий.

Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона – Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера – Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца.

Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты).

Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии и т.д.), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественнонаучной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Однако связь между изменениями в картинах реальности и кардинальной перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира не однозначна. Нужно учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы.

Гипотетическая картина проходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

Таким образом, вырабатываемые философией представления о бытии, соединяясь с естественно-научными представлениями о материи, движении, пространстве и времени, находят отражение в общенаучной картине мира. Как основание науки, она представляет собой целостную систему представлений о мире, сформированную в ходе систематизации достижений науки. Наряду с общенаучной картиной мира, выступающей формой систематизации знаний, выделяют естественно-научную (картина природы) и картину социальной действительности (картина общественной жизни). Кроме того, выделяют специальные картины мира (астрономическую, физическую, химическую и т. д.).

В картине мира выделяют два компонента:

· концептуальный, представленный философскими знаниями, общенаучными понятиями и сведениями о законах, а также понятиями конкретных наук;

· чувственно-образный, находящий отражение в наглядных образах.

Научная картина мира наряду с идеалами, принципами и нормами исследовательской деятельности выступает основанием научно-исследовательской деятельности и применения подученного научного знания. Наука в картине мира не просто выражает его образ, но и создает базу для программы действий в нем.








Date: 2016-07-05; view: 938; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию