Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и задания, предлагаемые после первого знакомства со звуком и буквой





Задания 1—4 (см. с. 9, 10)

А а

5. «Найди лишнюю ягоду»

Цели. Учим ребенка по нецветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Ребенок называет нарисованные ягоды,раскрашивает их, называет лишнюю ягоду в ЭТОМ ряду и объясняет, почему она лишняя (лишняя брусника, так какона лесная ягода, а две другие — садовые). Ребенок определяет, есть ли в названии ягоды звук А ив какой части слова он находится. После устного ответа нужно отметить звук А в словах на схеме под картинкой — раскрасить красным цветом соответствующую клетку.

6. «Банки с соком и вареньем»

Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малинамалиновый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т.п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.

Ход игры. Предлагаем ребенку вспомнить, что можно приготовить из ягод, спрашиваем, как будет называться та или иная заготовка (клубничное варенье, брусничный сок, малиновый компот и т.д.). Ребенок решает, что должно находиться в каждой из банок на рисунке, и «заполняет» пустые банки, нарисовав в их контурах знакомые ягоды. Он называет «получившийся» сок и варенье.

7. «Буква рассыпалась»

Цели. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание.

Ход игры. Ребенок вспоминает, какие элементы составляют букву Аа и сколько их; находит эти элементы на рисунке и закрашивает их красным карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы). Затем ребенок самостоятельно «печатает» Аа в пустых клетках внизу листа.

У у

5. «Собери грибы в корзинку»

Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб), сыроежка, боровик (белый гриб), мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит иназывает лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухоморнесъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор[у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

6. «Кто как кричит?»

Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

Производим звуковой анализ слова Ау.

Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе — выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

7. «Обведи правильно написанную букву»

Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

О о

5. «Осенняя картина»

Цели. Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме.

Ход игры. Ребенок называет время года, воображенное на картинке; объясняет, по каким приметам он понял, что это «золотая осень».

По заданию взрослого ребенок раскрашивает красной ручной схемы под картинкой: в первой схеме — первую клеточку, во второй — вторую, в третьей — третью. Затем он находит на картинке слова со звуком О, подбирает для каждого слова нужную схему и показывает это стрелочкой (первая схема — облако; вторая — дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья — окно, крыльцо). Можем предложить ребенку сказать, к какой схеме подобрано больше слов.

6. «Грустный и веселый»

Цели. Учим ребенка определять по выражению лица настроение изображенного человека. Закрепляем понимание и употребление слов: удивленный(ая), сердитый(ая), веселый(ая), грустный(ая). Знакомим с правилом о написании заглавной буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в начале и середине слова.

Ход игры. 1. Ребенок рассматривает лица детей на картинке, определяет, что выражает каждое лицо. В соответствии с выражением лица он называет состояние каждого из детей (удивленный, грустный, веселая, сердитый).

Предлагаем отгадать имя каждого ребенка. Во всех именах должна быть буква О. Нужно догадаться, в какой части имени находится эта буква. (Всё зависит от размера написанной рядом с портретом буквы: О заглавная пишется в начале имени, о маленькая — в середине. Варианты имен: Оля, Олег, Осип, Тоня, Соня, Коля, Толя, Поля.)

2. Как усложнение и продолжение игры возможен такой вариант. Ребенок раскрашивает каждый портрет по-разному — не повторяя цвет волос и воротничков, — а затем рассказывает, как зовут каждого, какой он по настроению (удивленная Оля, грустный Коля, веселая Соня, сердитый Олег).

7. «Буквы сломались»

Цели. Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв.

Ход игры. Ребенок вспоминает, какие буквы он уже узнал, как эти буквы можно назвать одним словом (гласные); «пишет» в воздухе эти буквы, комментируя написание; рассматривает элементы букв в рабочей тетради; угадывает и дописывает незаконченные буквы, написанные слева, затем справа; сам пишет эти буквы в пустых клетках.

И и

5. «Помоги повару»

Цели. Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи).

Ход игры. Ребенок рассматривает и называет изображенные на картинке плоды. Объясняем, что повар решил приготовить обед, но забыл, какие из этих предметов нужно взять для первого, а какие для второго блюда. Ребенок «помогает» повару: стрелками от предмета к кастрюле указывает, из чего можно приготовить первое и второе. Затем он объясняет, почему так выполнено задание; дает общее название выбранным плодам (овощи); обобщает остальные плоды (фрукты).

Предлагаем ребенку перечислить названия первых блюд и сказать, какие овощи нужны для их приготовления, а после этого «сварить» первое блюдо: нарисовать внутри кастрюли те овощи, которые нужны для додуманного блюда. Взрослый старается угадать, какое блюдо было задумано. Игру можно продолжить устно, чередуя загадки ребенка и взрослого. Затем ребенок должен напомнить повару, что можно приготовить из фруктов. В завершение игры ребенок раскрашивает фрукты и овощи вокруг кастрюли.

6. «Ослик»

Цели. Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет нарисованное животное (ослик). Нужно раскрасить ослика, рассказать, какой он; вспомнить, как кричит ослик. Проводим звуко-буквенный анализ слова Иа.

Ребенок рассматривает буквы, написанные около ослика, выбирает правильные начертания, называет буквы, неправильно написанные зачеркивает; обводит по точкам буквы внизу листа и дописывает недостающую букву (Иа! Иа!), называя ее. Под словами зарисовывает звуковые схемы (закрашивает красным цветом две клетки — гласные звуки).

М м

5. «Собачка и корова»

Цели. Знакомим ребенка со слогом-слиянием и слогом неслиянием. Учим анализировать, синтезировать и сравнивать эти типы слогов на примере слогов АМ, МУ. Знакомим с твердым слиянием. Учим зарисовывать схемы слогов.

Ход игры. Рассмотрев картинки, ребенок объясняет, что делает каждое из животных. (Собака хочет съесть печенье, а корова мычит.) Предлагаем подумать, какие звуки может издавать при этом собака (АМ!). Проводится звуко-буквенный анализ этого слова. Ребенок дописывает недостающую букву в слове, зарисовывает звуковую схему (первая клетка красная, вторая синяя — твердый согласный).

А как мычит корова? (МУ! — слог произносится длительно.) Подводим ребенка к тому, что подобный слог будет слиянием, причем твердым, так как звук М в нем твердый.

Проводим звуко-буквенный анализ этого слога-слияния. Ребенок дописывает под картинкой недостающую букву в слоге (М) и рисует схему твердого слога-слияния (синий и красный цвет). Игру заканчиваем сравнительным анализом записанных слогов-слов.

6. «Собери слоги в мешки»

Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния).

Ход игры. Ребенок составляет слоги из данных букв и записывает их в клеточках «мешков». Он проводит ручкой от буквы к букве по направлению стрелки. (Нужно следить, чтобы первый и второй звуки слога произносились слитно, без перерыва.) В левый мешок записываются слоги, начинающиеся с гласной буквы; в правый мешок — начинающиеся с буквы М. Анализируются слоги в левом столбике, под ними записывается схема слога. То же делается с правым столбиком слогов. Игра завершается придумыванием слов, начинающихся со слогов из правого «мешка».

7. «Урожай»

Цели. Продолжаем учить ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, твердость и мягкость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем правильное написание буквы М. Учим анализировать изображение знакомого предмета, составленное из геометрических фигур и букв.

Ход игры. Ребенок вспоминает, чем занимаются сельские жители осенью, какая техника помогает им в уборке урожая и как этот урожай готовят для хранения зимой. Рассматриваем картинку. Предлагаем ребенку подумать, что может храниться в мешках (из предложенного выбирается мука). Ребенок рассматривает нарисованную машину; определяет, из каких фигур состоит изображение, сколько фигур он увидел, каких фигур больше. Он должен заметить, что в изображении машины есть буквы М, объяснить, где он увидел буквы, какая буква написана верно; какие части машины состоят из фигур и в каких частях он увидел буквы.

Ребенку дается задание подумать, какой урожай пезет эта машина: в названии должен быть звук М (морковь, помидоры). Ребенок называет место М в слове, дает характеристику звуку — твердый он или мягкий; читает слоги под картинками, определяет, к какому из нарисованных предметов относится каждый слог, соединяет их стрелками с этими предметами.

П п

5. «Листопад»

Цели. Учим ребенка узнавать знакомые деревья и их листья по контурному изображению. Закрепляем знания о лиственных и хвойных деревьях и учим их различать. Учим образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, ива — ивовый ). Продолжаем учить находить на картинке предметы, в названиях которых есть заданный звук П, определять его место в слове. Закрепляем умение выделять в данных словах знакомые гласные и определять их место в слове.

Ход игры. Ребенку нужно узнать изображенные деревья, раскрасить их в осенний наряд, определить, какое дерево в этом ряду лишнее и почему (лишняя сосна, так как это хвойное дерево, а все остальные — лиственные).

Ребенок соединяет стрелкой дерево и опавший с него лист, называет этот лист (с дубадубовый, с березыберезовый и т.д.); перечисляет деревья, в названиях которых есть звук [п]; определяет место звука в слове, дает его характеристику (твердый или мягкий согласный). Завершая игру, ребенок обводит по точкам буквы, написанные в прямоугольниках под картинками, называет их, определяет, какое слово здесь зашифровано. Очень важно, чтобы ребенок объяснил свою догадку. Если он затрудняется, взрослый приходит на помощь, проводя звуко-буквенный анализ слов.

6. «Прочитай и напиши слоги»

Игра проводится аналогично игре «Собери слоги в мешки».

7. «Мышка»

Цели. Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ!пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы.

Ход игры. Ребенок вспоминает, какие звуки издает мышь. (Пи, пи, пи...)

Что же делает мышь, когда издает эти звуки? (Пищит.)

Можно продолжить ряд: кошка мяукает, корова мычит, кукушка кукует и т.д.

Проводим анализ слога ПИ. Объясняем ребенку понятие «мягкое слияние». В рабочей тетради он зачеркивает неправильно написанные буквы и обводит в кружок те, которые нужны для записи слога ПИ; слог и его звуковую схему (мягкое слияние) записывает под изображением мышки.

8. «Зверек, где твой кружок?» (Деление слов на слоги)

Цели. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Объясняем правило определения количества слогов по количеству гласных в слове. Учим проверять это правило с помощью руки (см. стр. 5). Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром.

Ход игры. Нужно назвать нарисованных животных; гласные, которые есть в названии каждого животного, их количество в слове; определить количество слогов в слове, проверить правильность ответа с помощью руки; найти кружок со слоговой схемой для этого слова; соединить стрелкой картинку и соответствующий кружок; написать гласные над схемой (лось о; жираф и | а: крокодил о | о | и ). Для животных, которым не хватило слоговых схем, ребенок сам рисует их в пустых кружках.

В конце игры предлагается сделать обобщение, ответить на вопросы: «Как можно назвать сразу всех животных в левом столбике?» (Дикие животные наших лесов.)«Как можно назвать животных в правом столбике?» (Дикие животные жарких стран.)

Т т

5. «Каждой вещи — свое место» («Вешалка»)

Цели. Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему.

Ход игры. Ребенок рассматривает и называет предметы на картинке, группирует эти предметы по обобщающим признакам: одежда, обувь, головные уборы; уточняет, какой из предметов не попал ни в какую группу и почему. (Бант не относится ни к одной группе предметов, так как он является украшением.) Ребенок объясняет, зачем для всех етих предметов нужна вешалка и как они на ней располагаются. Нужно определить, какой из предметов одежды обычно не вешают на вешалку в прихожей и где его хранят. (Платье хранят в шкафу.) Ребенок стрелками указывает, где на вешалке будет находиться каждая вещь; раскрашивает только те предметы, в названиях которых есть Т (остаются неразрешенными плащ, сапоги, шапка); определяет, в какой части олова находится Т и какой он (согласный, глухой, твердый или мягкий).

Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение. Затем к каждой схеме подбирает олова из предложенных в игре, объясняя, почему он подобрал к схеме именно это слово.

6. «Тапки»

Цели. Закрепляем умение выделять в слова первый звук и сопоставлять его с буквой. Учим определять количество слогов в написанном слове, не прочитывая его (выделять гласные буквы и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове). Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам.

Ход игры. Ребенок пытается узнать предметы, выполненные в точечном изображении (тапки); проверяет свою догадку, обведя картинку по точкам и раскрасив ее.

Ребенок выделяет первый звук в слове тапки и вспоминает, какой буквой этот звук обозначается. Взрослый объясняет, что рядом с картинкой написано слово тапки, но одна буква в нем не написана. «Какой буквы не хватает в слове?» Ребенок должен догадаться, объяснить, почему именно Т, и дописать слово.

Рассмотрев написанное слово, ребенок называет в нем гласные по порядку слева направо и определяет количество слогов, опираясь на правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов можно проверить с помощью руки, произнося слово медленно (см. стр. 5). Игра «оканчивается зарисовкой слоговой схемы под словом тапки и написанием над ней гласных.

7. «Найди спрятавшуюся букву Т»

Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы.

Ход игры. Ребенок рассматривает предложенные фигуры на рисунке, узнает среди них Т т и обводит буквы кружками, после чего сам записывает Т т в пустых клетках, комментируя свои движения.

К к

5. «Разгадай ребус»

Цели. Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет изображенное животное (кит) проводит звуко-буквенный анализ этого слова. Под картинкой ребенок дописывает в словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова.

Предлагаем ребенку устно заменить в слове КИТ букву И на О. Он произносит получившееся слово — КОТ. Объясняем принцип зарисовки ребуса. Ребенок в пустом квадрате рисует отгадку к ребусу (КОТ), под своим рисунком в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует слоговую схему слова. Закончить игру нужно анализом слов КИТ и КОТ: найти сходства и различия в написании самих слов и в их схемах.

6. «Какая птица лишняя?»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы слов.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки и находит для всех объектов обобщающее название: птицы. Ребенку предлагается найти среди птиц «лишнюю» и объяснить свой ответ. (Лишняя сорока: она зимующая птица, а остальныеперелетные.)

Даем ребенку задание: подобрать к названию каждой птицы слоговую схему из тех, которые даны под картинками. При этом ребенок проверяет свой ответ известными ему способами (с помощью руки, выделением гласных). После проверки он соединяет картинку и подходящую схему линией со стрелочкой, вписывает гласные над схемой. Будьте внимательны! В слове утка ребенок сам может расставить гласные. Но разобраться в словах сорока и ласточка ему помогает взрослый, проговаривая эти слова так, как они пишутся (со-ро-ка, лас-точ-ка). Ребенок выделяет услышанные гласные и расставляет их над схемой. Затем взрослый просит еще раз произнести все слова и найти общий для них слог, определяя его место в слове (слог ка — находится в конце слова). Ребенку нужно вспомнить как молено больше слов, заканчивающихся на слог ка.

7. «Забавная птица»

Цели. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К.

Ход игры. Предлагаем ребенку узнать и назвать предмет, изображенный на картинке (птица). Выясняем, что он видит необычного в рисунке. (Птица составлена из букв.) Ребенок называет буквы, которые он узнал на картинке, при этом уточняет, что изображает на рисунке каждая буква и так ли она должна писаться. Ребенок может рядом с птицей написать эту букву правильно, комментируя свои движения. Затем он обводит гласные в изображении птицы красным карандашом, называя их, а согласные — черным карандашом. При перечислении букв нужно сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы.

Ребенок должен определить, какой из уже знакомых ему букв нет в изображении птицы и к какой группе букв она относится согласная). Игру завершаем написанием буквы К к.

«Ударение»

Цели. Учим определять ударную гласную и ударный слог в слове. Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога). Учим объяснять лексическое значение слова, отвечая на вопросы: Что это? Что это обозначает? Для чего нужен этот предмет? и т. д. Закрепляем умение выделять гласные и определять количество слогов в слове.

Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, называя нарисованные предметы, определяет гласные и количество слогов в названиях предметов; выделяет ударную гласную в слове и записывает ее в схеме. Предлагаем ему назвать это же слово, но с ударением на другом слоге, указанном на схеме рядом. Ребенок сам называет гласную, которая теперь стала ударной, объясняет лексическое значение этого слова с новым ударением, рисует для него картинку и записывает гласные в схеме.

В конце занятия полезно обратить внимание ребенка на то, что ударение в слове нужно ставить верно. Рекомендуется проверить, правильно ли ребенок ставит ударение, например, в таких словах: свёкла, шофёр, стаканы, пальцами, поняла и т. д.

X х

5. «Вот так зверь!»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.

Ход игры. 1. Ребенок рассказывает, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяцв верхнем правом углу; волкв нижнем левом углу); дает общее название увиденному: дикие звери.

Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть зверей и сказать, что у них нарисовано неправильно; нужно раскрасить только правильно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что принадлежит другому животному. Ребенок называет ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и объясняет почему. (У белки не раскрашен хвост, потому что он волчий. И т. д.)

Ребенок вспоминает общее название таких животных, как заяц и белка (травоядные); объясняет, почему они названы травоядными, и приводит другие примеры таких животных.

А как можно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.)

Ребенок называет зверей, относящихся к хищникам.

Ребенок рассматривает, называет и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему определить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и объяснить свое предположение. (Слово травоядные начинается с Т. Здесь травоядныебелка и заяц. Слово хищники начинается с X. Здесь хищникиволк и лиса.) Ребенок соединяет стрелкой картинку и относящуюся к ней букву.

6. «Хитрые буквы»

Цели.На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К— X.

Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, читает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их сходства и различия.

Ребенок определяет, к какому слову относится каждая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУХА и МУКА.

8. «Какая буква лишняя?»

Цели. Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать.

Ход игры. Ребенок называет буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и объясняет, почему именно эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает отдельно.

С с

5. «Кто лишний?»

Цели. Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове.

Ход игры. Ребенок выделяет среди нарисованных животных лишнее и объясняет свой выбор. (Лиса лишняя, так как она дикое животное, все остальныедомашние.) Затем взрослый снова предлагает выбрать лишнюю картинку среди этих же, но опираясь на другой принцип выбора: лишним будет животное, в названии которого нет звука [С] (кошка).

Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение (схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два и три. Задача ребенка — определить, к какой схеме относится название каждого животного.

Взрослый объясняет правильное написание слова собака, и ребенок самостоятельно расставляет гласные над слоговой схемой этого слова, ставит ударение.

Ведущий предлагает ребенку написать над схемой для двусложного слова гласные О, А (либо И, А) и определить, к какому слову будет относиться эта схема: кошка или лиса. Ребенок самостоятельно определяет и отмечает ударную гласную.

В конце игры взрослый объясняет еще один вариант выбора лишнего слова: учет количества слогов в слове. Здесь лишним будет слово собака, так как в нем три слога, а в остальных по два.

6. «Путешествие с буквой С»

Цели. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.

Ход игры. Объясняем ребенку, что стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие: ребенок должен тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве). Прочитав слово, он находит схему, соответствующую звуковому составу этого слова; над схемой записывает соответствующее слово, закрашивает схему, комментируя свои действия. Слова, данные в игре: ус, оса, сам, сом, сок, суп, соки.

7. «Кто я? Узнай меня»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв.

Ход игры. Предлагаем ребенку рассмотреть картинку, определить, какое животное на ней изображено (кот). Ребенок должен сам догадаться, что изображение выполнено с помощью букв, и объяснить, какую часть животного изображает каждая буква (М — уши; О, С — нос; И, П — глаза и т.д.). Называя

6. «Слово-перевертыш» (Ребус)

Цели. Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом и синтезом слова.

Ход игры. Ребенок читает и записывает (в части А) данное слово (сон), пробует догадаться, что может обозначать стрелка над словом. Объясняем, что с помощью стрелки задано новое слово. Его можно отгадать, прочитав слово наоборот либо поменяв указанные буквы местами. Так ребенок отгадывает, что нарисовано рядом с помощью точек (нос). Он обводитрисунок по точкам, пишет (в части Б) отгаданное слово. Теперь ему дается задание с помощью получившейся картинки самостоятельно составить ребус к слову носик: рядом с данным рисунком (нос) справа ребенок пишет буквы И и К, сам разгадывает свой ребус, нарисовав и подписав к нему ответ (НОСИК). Игра завершается составлением к написанным словам звуковой и слоговой схем.

7. «Узнай и напиши»

Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв.

Ход игры. Ребенок находит в данном рисунке и записывает знакомые буквы П, Н, X, У, И, А, М, Т, К. Спрашиваем, что общего в написании этих букв. (Они написаны с помощью прямых линий.) Взрослый предлагает вспомнить, каких знакомых букв нет в этом рисунке и почему. (Нет О, С, 3: для их написания нужны закругленные линии.)

Ребенок выписывает буквы, вошедшие в рисунок, и составляет из них слова (например: МАМА, ПАПА, НАТА, ХАТА, МУХА, МУКА, ПИКА, НИТКА и т.д.).

«Кормушка»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед, у (около). Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор.

Ход игры. Рассмотрев изображенных птиц, ребенок выбирает «лишнюю» и объясняет свой выбор (ласточкаперелетная птица, остальныезимующие). Взрослый предлагает догадаться, что нарисовано на соседней картинке (кормушка для птиц), и объяснить, зачем она нужна.

Взрослый объясняет, что в этой игре зимующие птицы прилетели к своей кормушке. Каждая птица заняла свое место (кружок). Ребенок сам сможет разместить птиц, раскрасив кружки возле птиц и на рисунке с кормушкой в определенные цвета. Например: над кормушкой — синий цвет, подкрасный, в кормушке — зеленый, нажелтый, за кормушкой — оранжевый, передкоричневый, у кормушкисерый. Затем ребенок рассказывает, где находится каждая птица. Проверив понимание и правильность употребления предлогов, можно предложить ребенку самому нарисовать зимующих птиц возле кормушки.

Ы ы

5. «На птичьем дворе»

Цели. Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепляем знания по теме «Птицы» (домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).

Ход игры. Ребенок должен определить на рисунке лишнюю птицу. Здесь могут быть предложены и объяснены два варианта ответа: 1) лебедь лишний, так как это дикая птица, остальныедомашние; 2) курица лишняя, так как она не водоплавающая, а остальные водоплавающие.

На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, узнает и называет буквы, написанные на этих домиках точками — Ы и И. Нужно «расселить» птиц по домикам, а для этого догадаться, кто в каком домике должен жить. Подсказка: на птичьем дворе живет много птиц — гуси, утки, куры... На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картинок.

6. «Зонт»

Цели. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.

Ход игры. Ребенок узнает предмет, изображенный точками (зонт), записывает его название и завершает рисунок по точкам.

Даем задание: с помощью данного рисунка составить новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет букву Ы. Затем он сам расшифровывает этот ребус, рисует картинку-отгадку, подписывает ее (зонты); выполняет звуковую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картинки.

7. «Где спряталась буква?»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.

Ход игры. Ребенок должен среди заштрихованных букв найти Ы, обвести ее карандашом или ручкой и объяснить, чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы.

Б б

5. «Зимние забавы»

Date: 2016-08-31; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию