Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 26. Экологические преступления 3 page





--------------------------------

<1> Утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 (БВС РФ. 1999. N 1; 2007. N 5), которое, в свою очередь, утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 (РГ. 2012. N 251).

 

Статья 252. Загрязнение морской среды

 

Комментарий к статье 252

 

1. Непосредственный объект преступления - отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности и в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия: Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. <1>; Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью от 29 ноября 1969 г. (с изм. от 19 ноября 1976 г.) <2>, Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью от 12 мая 1954 г. (вступила в силу для СССР 3 декабря 1969 г.), а также Законе о континентальном шельфе, где определяется порядок захоронения отходов и других материалов на шельфе (ст. ст. 34, 37, 38); Федеральных законах от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) <3> (ст. ст. 32 - 38); от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011) <4>, Законе об охране окружающей среды, нормативно-правовых актах, утверждаемых Главным государственным санитарным врачом РФ (например, СанПин 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" <5>).

--------------------------------

<1> Ведомости СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1977. Вып. XXXI. С. 97 - 106.

<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

<4> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.

<5> РГ. 2010. N 63.

 

2. Предмет преступления - морская среда.

Не могут быть предметом рассматриваемого преступления воды рек, озер, водохранилищ и иные воды, указанные в ст. 250 УК. Воды прилежащей зоны в качестве предмета преступления вряд ли стоит выделять отдельно, как это делают некоторые авторы <1>, поскольку они являются частью исключительной экономической зоны (ст. 22 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

--------------------------------

<1> См.: Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 125.

 

Место совершения преступления - территориальное море, открытое море, внутренние моря, морская исключительная зона, континентальный шельф.

Определения морской среды как предмета преступления перечислены в названных федеральных законах, а также в ВК.

3. Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды. Преступление может совершаться действиями (например, путем сброса загрязняющих веществ) или бездействием (например, непринятие мер по предотвращению загрязнения).

Загрязнение - это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.

В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае если они были незаконно приобретены, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 252 и 220 УК.


В качестве источников загрязнения комментируемая статья называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше. Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства - технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку). Искусственно возведенные в море сооружения - это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.

По международным правилам разрешается удаление отходов и материалов, являющихся следствием нормальной эксплуатации технических объектов либо непосредственно получаемых или возникающих в связи с исследованием или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

Нарушение правил сброса указанных в комментируемой статье веществ и материалов считается оконченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых недопустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.

Нарушение правил захоронения, в отличие от сброса, предполагает погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно), либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна - щели, впадины, каньоны и т.п.

Под воспрепятствованием загрязнением правомерному использованию природной среды понимается, например, загрязнение зон отдыха и пляжей нефтью; уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов; порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу; повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и т.п. деяния, делающие невозможным либо затрудняющие пользование морской средой.

4. Преступление считается оконченным с момента загрязнения морской среды.

5. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо: капитан, другой член российского или находящегося в водах РФ иностранного судна или иного плавучего средства либо работник платформы или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входит недопущение сбросов в море вредных веществ, командир воздушного судна, а также работник береговых предприятий и сооружений независимо от формы собственности и иное лицо, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.


6. Содержание субъективной стороны преступления аналогично рассмотренному при анализе ст. 250 УК.

7. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи квалифицирующим признаком является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам.

О понятии "вред здоровью" см. коммент. к ст. ст. 246, 248, 250, 254, а "существенный вред здоровью" - см. коммент. к ч. 1 ст. 247, ч. 2 ст. 252. Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 под существенным вредом здоровью понимает причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного лица.

О понятии " водные биологические ресурсы" см. коммент. к ст. ст. 253 и 256.

Понятие существенного вреда другим охраняемым законом интересам раскрывалось при анализе ст. ст. 246, 247 УК. Представляется, что, оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.

Преступление считается оконченным, когда названным в законе интересам причинен существенный вред. Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи. Состав преступления материальный.

8. Особо квалифицирующим признаком преступления названа смерть человека по неосторожности (ч. 3 комментируемой статьи). Состав преступления в этом случае также материальный, а содержание неосторожной вины идентично изложенному в ст. ст. 250 и 251 УК.

9. Отличие преступления от правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП, видится в следующем. В комментируемой статье речь идет о загрязнении морской среды вследствие нарушения правил захоронения или сброса в море вредных веществ и материалов, тогда как в ст. 8.19 КоАП - только о самовольном либо с нарушением правил захоронения. На наш взгляд, ст. 8.19 КоАП подразумевает захоронение, не повлекшее загрязнения морской среды, но произведенное в нарушение установленных правил.

Кроме того, предметом преступления является морская среда в виде составляющих ее перечисленных выше компонентов. Предмет проступка несколько уже - только воды внутренних морей, воды территориального моря, воды исключительной экономической зоны, континентальный шельф; источником загрязнения при совершении преступления являются транспортные средства, возведенные в море искусственные сооружения, находящиеся на суше источники. В ст. 8.19 КоАП находящиеся на суше источники не фигурируют.

 

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

 

Комментарий к статье 253

 


1. Непосредственный объект преступления - общественные отношения, содержанием которых является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, обеспечение безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. <1>, Закона о континентальном шельфе, Закона о животном мире, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 30.12.2012) <2>; другими законодательными актами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

--------------------------------

<1> БВС СССР. 1964. N 28. Ст. 329.

<2> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

 

Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011) <1>, принятым в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. <2>, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) <3> и другими федеральными законами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2010. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.

<2> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 1013; N 48. Ст. 5493.

<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

 

Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Часть 1 комментируемой статьи говорит о нарушениях законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, не являющихся экологическими преступлениями, поскольку они посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Предмет этого преступления - незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16 Закона о континентальном шельфе).

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения. К ним необходимо отнести также и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края названных сооружений (ст. 16 указанного Закона).

Средства обеспечения безопасности морского судоходства - это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается альтернативно в: а) незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; физические и юридические лица РФ; иностранные государства, иностранные физические и юридические лица; компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Законом о континентальном шельфе (ст. ст. 17 - 20) и международными договорами РФ. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 Закона о континентальном шельфе. Деятельность на искусственном острове, платформе, сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст. 21 указанного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются: возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в разрешении условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ (см. коммент. к ст. 252).

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в статье деяний. При наличии последствий (загрязнение вод, авария корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи и, например, по ст. ст. 252, 263 УК.

4. Субъект преступления - специальный - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

6. Предметом преступления в ч. 2 комментируемой статьи являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы "сидячих" видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки "сидячих" видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны РФ относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

7. Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из названных в законе проводимых без соответствующего разрешения действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ.

Эти действия образуют состав экологического преступления.

Исследования, т.е. морские научные и ресурсные исследования, субъекты таких исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в гл. V "Морские научные исследования" указанного Закона.

Морские научные исследования являются незаконными, если они осуществляются без разрешения либо в месте, не обозначенном в разрешении, либо если их проводит лицо, не указанное в разрешении, переданном ему другим лицом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (в области обороны, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбор палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (по обороне, в области рыболовства и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (ст. ст. 23 - 30 Закона о континентальном шельфе и ст. ст. 19 - 21 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Разведка естественных богатств - это поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)" (в ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5794; 2009. N 12. Ст. 1429; N 41. Ст. 4764.

 

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в законодательстве РФ. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны российским и иностранным заявителям выдаются Росрыболовством. Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из названных действий.

8. Субъект преступления - гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

9. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения конкретного из перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает так действовать.

10. Рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.17 и 8.18 КоАП.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП отличается от ч. 1 комментируемой статьи по признакам объективной стороны: в ней предусматривается ответственность за нарушение правил безопасного проведения перечисленных в этой статье работ, либо правил охраны или использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, либо условий лицензии на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных (неживых) ресурсов в этих местах.

От преступления, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП, отличается тем, что ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП за нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов или условий лицензирования при проведении исследований, разведки или разработки этих ресурсов наступает при наличии разрешения (лицензии) на проведение такой деятельности, а по ч. 2 комментируемой статьи - за ее осуществление без разрешения.

Часть 1 ст. 8.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, тогда как ч. 2 комментируемой статьи - за эти действия, но при отсутствии разрешения.

11. Практика применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов рассмотрена в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

 

Статья 254. Порча земли

 

Комментарий к статье 254

 

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, - отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования земли. Дополнительный непосредственный объект - отношения по охране здоровья или жизни (ч. 3 статьи) человека.

Отношения по охране и использованию земельных ресурсов регулируются Конституцией, ЗК, Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в ред. от 19.07.2011) <1>, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии и Законом об охране окружающей среды, а также другими нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 153, 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 43. Ст. 4412; 2008. N 26. Ст. 3022; 2009. N 1. Ст. 1, 21; N 41 (ч. 2). Ст. 5189; РГ. 2011. N 159, 160.

 

Предмет преступления - земля, т.е. поверхностный почвенный слой как среда жизнеобеспечения людей.

С объективной стороны преступление характеризуется порчей земли, совершаемой альтернативно путем отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности.

Отравление, загрязнение, иная порча производятся вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые образуются вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами (при хранении, использовании и транспортировке указанных веществ).

Отравление - насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель.

Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами. Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалки полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь административную ответственность.

К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.

Удобрения - это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Их вносят в почву, раствором опрыскивают растения, обрабатывают семена.

Из агрохимикатов и биологических веществ чаще всего используются пестициды - весьма большая группа химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью, вредителями зерна и зернопродуктов, древесины, шерсти, кожи, изделий из хлопка, с экопаразитами домашних животных, с переносчиками заболеваний человека и животных. К пестицидам также относят регуляторы роста растений.

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора с учетом международных стандартов.







Date: 2016-08-31; view: 256; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию