Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Действие уголовного закона во времени
И В ПРОСТРАНСТВЕ
Статья 9. Действие уголовного закона во времени
Комментарий к статье 9
1. В ч. 1 комментируемой статьи сформулировано общее правило действия уголовного закона во времени, независимо от того, в форме действия или бездействия совершено преступное деяние. Из этого правила имеется основанное на ст. 54 Конституции исключение, связанное с обратной силой закона (см. коммент. к ст. 10). Поэтому для решения вопроса о том, какой закон подлежит применению в конкретном случае, как и для любой правовой оценки, необходимо выяснить два обстоятельства (юридическое и фактическое): время действия соответствующего уголовного закона; время совершения преступления. 2. Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным положением Пленум ВС РФ в п. 6 Постановления от 31.10.1995 N 8 подчеркнул, что суды не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов, в том числе уголовного закона, един и определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 25.12.2012) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124; 2011. N 43. Ст. 5977; РГ. 2012. N 301.
Время принятия закона не совпадает со временем вступления его в силу. В соответствии со ст. 2 названного Закона датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Однако закон в таком виде подлежит рассмотрению Советом Федерации и подписанию Президентом РФ. Поэтому установилась правоприменительная практика, согласно которой, в том числе в судебных документах, временем принятия закона указывается дата подписания его Президентом РФ. Так, УК был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., а подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. Время вступления закона в силу связано с датой его официального опубликования. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (см. ст. 4 указанного Закона и Указ Президента РФ от 17.11.2011 N 1505 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" <1>), в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации". Иногда законы публикуются указанными официальными изданиями не одновременно, поэтому определяющей является именно первая публикация в любом из указанных источников. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 47. Ст. 6621.
Закон подлежит опубликованию в течение семи дней после его подписания Президентом РФ. В ст. 6 указанного Закона установлено общее правило о том, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в законах не установлен другой порядок вступления их в силу. Обычно в уголовных законах временем вступления их в силу указывается день опубликования. Это время может быть определено как непосредственно в законе, так и в отдельном акте о порядке введения закона в действие (как это имело место при введении в действие УК). При этом отдельные нормы закона (не только статьи, но и части статьи, в том числе об отдельных квалифицирующих признаках) могут вводиться в действие поэтапно, в разное время, которое прямо указывается в этом акте (например, применительно к ранее отложенным наказаниям в виде обязательных работ и ограничения свободы, отложенным в настоящее время принудительным работам) или обусловливается временем принятия другого закона либо наступлением определенных условий (например, военное время, чрезвычайное положение и т.п.). 3. В связи с тем что диспозиции ряда статей Особенной части УК носят бланкетный характер, описанные в них преступления связаны с нарушением различных специальных правил, требований и запретов, установленных не уголовным законом, а другими нормативными актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и т.д.). Поэтому для правильного применения закона и выяснения вопроса о действии применяемого норматива необходимо руководствоваться соответствующими подзаконными актами (см. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 17.11.2011) <1>). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе применения к гражданам и юридическим лицам правовых санкций. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865; 2011. N 47. Ст. 6621.
4. Уголовный закон прекращает действовать после его отмены или замены новым законом. Прекращение действия закона может быть также связано с решением КС РФ, признавшего данный закон (его часть) противоречащим Конституции (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>), либо взятием на себя Россией международно-правовых обязательств, противоречащих действующему уголовному закону, например, нарушением общеправовых требований при проведении амнистии, повлекшим определенные неблагоприятные последствия и явившимся основанием для решения вопроса о правовых компенсаторных средствах и механизмах <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607. <2> См., например: Постановление КС РФ от 05.07.2001 N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.
Если изменение уголовного закона связано не с декриминализацией деяния, а с переносом уголовно-правовой нормы в другую статью УК, когда при этом ухудшается положение виновного лица, то применению в силу ст. ст. 9, 10 УК подлежит отмененная норма (например, ч. 2 ст. 188 УК о контрабанде специальных предметов, утратившая силу согласно Федеральному закону от 07.12.2011 N 420-ФЗ, а не ст. 229.1 УК, введенная вместо нее в действие этим же Федеральным законом). Не исключены случаи и приостановления действия закона. Например, в силу взятых на себя Россией международно-правовых обязательств с середины 1990-х гг. не исполняются приговоры к наказанию в виде смертной казни, а затем суды перестали назначать этот вид наказания. 5 мая 1997 г. Россией был подписан Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который рекомендовал отмену смертной казни в государстве в мирное время. 5. Принципиальным для УК является положение о том, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 комментируемой статьи). Это правило имеет особое значение для оценки деяний с отдаленными последствиями, когда между совершением действия (бездействием) и его общественно опасными последствиями имеется разрыв во времени, иногда значительный, в связи с чем необходимо решить вопросы о преступности деяния в момент совершения действия (бездействия); о том, с какого момента исчислять течение срока давности привлечения к ответственности; какой закон применять: времени совершения деяния или времени наступления последствий, если этот закон усилил ответственность, и т.д. Например, если подросток в возрасте 13 лет 11 месяцев и 25 дней нанес потерпевшему опасное ранение, от которого тот скончался через 10 дней, то следует признать, что общественно опасное деяние совершено лицом, не являвшимся субъектом преступления, а это в силу ст. 20 УК исключает его уголовную ответственность. Основанием такой позиции является то обстоятельство, что отношение человека к своим поступкам (в форме вины) определяется их общественной и законодательной оценкой, существующей в момент совершения деяния. При таких условиях исключается привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего деяние в период, когда оно не признавалось преступным, если его последствия наступили после введения в действие нового закона о криминализации этого деяния. С другой стороны, следует иметь в виду, что после совершения деяния и до наступления последствий может пройти значительный временной период. В таком случае, если истекли сроки давности уголовного преследования (ст. 78 УК), то виновные в этом лица не могут быть привлечены к ответственности. Преступные акты иногда продолжаются во времени, состоят из нескольких действий. Для оценки такого преступления важно определение момента его окончания, который связан как со спецификой действий субъекта, так и со способами законодательного формулирования отдельных видов преступлений. В ряде случаев момент окончания преступления законодательно переносится на более ранние стадии преступной деятельности путем конструирования формальных и усеченных составов преступлений. Например, бандитизм (ст. 209 УК) может проявляться в создании банды, в руководстве ею и непосредственном участии лица в совершаемых бандой нападениях. Это преступление с усеченным составом считается оконченным с момента создания устойчивой вооруженной группы, т.е. со стадии, которая по общему правилу подпадает под приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК). Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) окончено в момент совершения покушения на его убийство (ч. 3 ст. 30 УК). К числу формальных составов также относятся незаконное ношение огнестрельного оружия (ст. 222 УК), различные виды уголовно-наказуемых уклонений и угроз. Если преступление совершено не одним, а несколькими лицами (ст. ст. 32 - 36 УК), то для соучастников (исполнителя, организатора, подстрекателя, пособника) оно считается оконченным тогда, когда каждый из них совершил соответствующие действия. Поэтому в их отношении применяется закон, действовавший в момент выполнения каждым из них определенных действий. В противном случае может возникнуть вопрос о привлечении к ответственности лиц, способствовавших совершению каких-либо действий, не запрещенных законом, но которые стали уголовно наказуемыми лишь ко времени совершения своих действий исполнителем, что в различных правовых системах находит свое воплощение в акцессорной теории соучастия. Продолжаемым является преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (см. Постановление 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929) <1>. -------------------------------- <1> См.: Сборник постановлений Пленума ВС СССР. 1924 - 1977. Ч. 2. М., 1978. С. 82.
К их числу относятся, например, истязание, ряд преступлений против собственности, в частности, систематическое присвоение вверенных денежных средств, кража по частям заранее спланированного объема ценного сырья, мошенничество, связанное с созданием финансовых пирамид. Моментом их окончания является совершение последнего по времени преступного действия, входящего в состав преступления. Длящееся преступление определяется как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. К такого рода преступлениям относятся, например, побег из места лишения свободы, дезертирство (ст. ст. 313, 338 УК), иные уголовно наказуемые уклонения. Время окончания этих преступлений определяется моментом прекращения преступного состояния ввиду явки с повинной, задержания органами власти, добровольного выполнения своих обязанностей <1>, наступлением времени, когда на лицо более не возлагаются определенные законом обязанности (по военной службе, уплате налогов и т.п.). -------------------------------- <1> Там же. С. 83.
С учетом особенностей противоправной деятельности при длящихся, продолжаемых преступлениях, деяниях с отдаленными последствиями, а также преступлениях, совершенных в соучастии, и деяниях, объективная сторона которых состоит из нескольких действий (составных, сложных), существует ряд правил применения ст. 9 УК: 1) если норма Особенной части УК предусматривает два или более самостоятельных действия лишь в совокупности образующих объективную сторону основного либо квалифицированного (особо квалифицированного) состава преступления, то содеянное в целом оценивается по закону времени совершения последнего действия из числа образующих данное преступление (например, составы с административной преюдицией, предусмотренные ст. 178 УК; вымогательство, совершенное с применением насилия); 2) если между деянием и последствиями имеется разрыв во времени, то независимо от материальной или формальной конструкции состава применяется закон, действовавший во время совершения действия, бездействия (например, убийство, угроза убийством); 3) к длящимся, например налоговым, воинским, преступлениям применяется закон, действовавший на момент их прекращения по воле или вопреки воле виновного; 4) при совершении продолжаемого преступления (например, мошенничества, сбыта наркотических средств, психотропных веществ) содеянное в целом квалифицируется и наказывается по закону, действовавшему во время совершения последнего акта из числа тех, которые составляют единое преступление <1>; -------------------------------- <1> См.: Сборник постановлений Пленума ВС СССР. 1924 - 1977. Ч. 2. М., 1978. С. 82 - 84.
5) при соучастии в преступлении к соучастникам применяется закон времени совершения действия каждым из них (см. коммент. к ст. ст. 33 - 35). Исключение составляют соисполнительские действия, независимо от формы совершения групповых преступлений, определенных в ст. 35 УК.
Статья 10. Обратная сила уголовного закона
Комментарий к статье 10
1. В комментируемой статье сформулирован принцип, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК. Содержание ч. 1 комментируемой статьи применительно к уголовно-правовым отношениям раскрывает и детализирует положения ст. 54 Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон. Указанные нормы основаны на положениях п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. <1>, ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <2>, п. 1 ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. <3>. -------------------------------- <1> РГ. 1995. 5 апр. <2> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <3> Ведомости РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
Обратную силу наряду с уголовными законами, устраняющими преступность деяния или смягчающими наказание, имеют и другие законы, если они каким-либо образом улучшают положение лица, совершившего преступление. Нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление, в любой стадии судопроизводства, обратной силы не имеют. 2. Конституционно-правовое истолкование положений комментируемой статьи содержится в ряде решений КС РФ, имеющих общеобязательный характер <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление КС РФ от 20.04.2006 N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление" в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других" // СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2058; Определение КС РФ от 17.01.2012 N 144-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щеголева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих ответственность, сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, в том числе судов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ч. 1 ст. 45 Конституции гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Положение ч. 2 комментируемой статьи о сокращении наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в системной связи с ч. 1 той же статьи означает, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом - независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, - подлежат применению все установленные УК в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения наказания ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, а также при рецидиве преступлений. Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом. В противном случае, т.е. при истолковании ч. 2 комментируемой статьи как предполагающей использование при решении вопроса о наказании лишь одного правила - о снижении назначенного наказания до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК в редакции нового закона, лица, уже отбывающие наказание, были бы поставлены в неравное положение с теми лицами, в отношении которых приговор выносится после вступления нового уголовного закона в силу и решение вопроса о наказании осуществляется с учетом как верхнего, так и нижнего пределов санкции соответствующей статьи, а также указанных в Общей части УК обстоятельств. В указанном постановлении проводится идея о том, что смягчение наказания за деяние, которое отбывается лицом, как и иные случаи реализации обратной силы закона, осуществляется на основе нового уголовного закона, причем взятого в его контексте, т.е. в его нормативных зависимостях от других правовых норм, и не может поэтому ограничиваться никакими нормами, не имеющими отношения к новому уголовному закону. С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи правила об обратной силе закона. 3. Научно-практическое толкование правового явления обратной силы уголовного закона позволяет выделить его сущностные характеристики: 1) обратная сила закона имеет конституционные и международно-правовые основы уровня гарантированных прав и свобод человека и гражданина, составляющие базис правового статуса личности, не подлежащего ограничению; 2) рассматриваемое явление связано со всеми принципами уголовного закона, уголовного права и процесса, в особенности справедливости и равенства всех перед законом, оно относится к Общей и Особенной частям УК, а также к переходным положениям, специально посвященным введению законов в действие. Проблема пронизывает практически все институты и нормы уголовного права: от криминализации до депенализации, погашения и снятия судимости; 3) вопрос обратной силы материального закона подлежит применению в установленных законом уголовно-процессуальных формах на всех стадиях судопроизводства независимо от ходатайства, волеизъявления заявителя в соответствии с принципами правосудия. При этом правила действия во времени уголовного закона взаимодействуют с положениями о действии других отраслевых законов, в том числе с учетом бланкетности ряда норм УК, но отличаются от правил действия во времени уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов (см. ст. 4 УПК, ст. 6 УИК); 4) положения об обратной силе закона изменчивы исторически и политически, в том числе на уровне уголовной политики. В отечественной истории в разные годы данный вопрос решался по-разному. По-иному, чем сейчас, он регулировался в УК РСФСР и в Модельном Уголовном кодексе для государств - участников СНГ, а также в переходных положениях УК РФ 1996 г. В этой связи новые Федеральные законы от 29.02.2012 N 14-ФЗ и от 01.03.2012 N 18-ФЗ об усилении ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних и в сфере незаконного оборота наркотиков обратной силы иметь не могут. Это конституционный и международно-правовой императив. В судебной практике встречаются случаи, когда суды применяют не более мягкий уголовный закон времени совершения преступления, а более строгий закон времени отбывания наказания в части, например, условного осуждении, условно-досрочного освобождения, мотивируя свои решения тем, что они руководствуются не уголовным, а уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законами, которые обратной силы не имеют; 5) положения ст. 10 УК представляют исключения из общего правила применения уголовного закона, которые не должны становиться правилами. В этой связи социально-правовая практика применения поощрительных мер в части обратной силы уголовного закона, как и амнистии, не должна иметь массового и часто встречающегося характера. Эффективность и ценность уголовно-правового института определяются не только распространенностью его применения; 6) в целом применение положений ст. 10 УК относится к проблеме усмотрения, связанной с соотношением императивного и дискреционного в решении суда, с выделением факторов, которые сужают или, наоборот, расширяют сферу усмотрения. Только уголовно-правовую основу пределов правоприменительного усмотрения образуют не менее 100 ограничителей как в Общей, так и в Особенной частях УК (около 70 рекомендательных норм и около 30 - императивных). Кроме того, имеются судоустройственные, судопроизводственные и иные нормативные ограничители. Усмотрение - необходимый институт и атрибут всякой судебной системы, это безальтернативная императивная функция суда, основанная на законах мышления, на обязательных и рекомендательных нормах международного и отечественного права <1>. -------------------------------- <1> См.: Толкаченко А.А. Пределы судебного усмотрения при назначении уголовного наказания // Уголовное право. 2010. N 4. С. 58 - 63.
С учетом изложенных положений далее раскрываются три предусмотренных ч. 1 ст. 10 правила об обратной силе закона. 4. Уголовный закон имеет обратную силу как исключающий преступность соответствующих деяний, если он: - полностью декриминализирует деяние, т.е. выводит его из числа преступных (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182 УК), причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ч. ч. 3 и 4 ст. 118 УК), оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК), Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ декриминализировал оскорбление (ст. 130 УК) <1>, переведя его в разряд административных правонарушений (ст. 5.61 КоАП), товарную контрабанду (ч. 1 ст. 188 УК), частично декриминализировал дискриминацию (ст. 136 УК), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК)). Декриминализация (полная или частичная) деяния может происходить и путем внесения изменений в Общую часть УК (например, введение новых обстоятельств, исключающих преступность деяния, сужение понятия соучастия в преступлении, ограничение ответственности за предварительную или неоконченную преступную деятельность). Декриминализация осуществляется не только внесением изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на этом основании административную или иную более мягкую ответственность <2>; -------------------------------- <1> Одновременно была декриминализирована и клевета (ст. 129 УК), затем она введена вновь (ст. 128.1 УК) Федеральным законом от 28.07.2012 N 141-ФЗ. <2> См.: Определение КС РФ от 10.07.2003 N 270-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2003. N 5.
- повышает возраст ответственности или уменьшает перечень преступлений, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие определенного возраста; - ограничивает число адресатов нормы, т.е. круг субъектов преступления, в том числе специальных; - шире трактует невменяемость (например, ч. 3 ст. 20 УК, предусматривающая состояние "возрастной невменяемости"); - сужает пространственные границы места совершения преступления; - уменьшает круг предметов посягательства (например, Федеральные законы от 08.12.2003 N 162-ФЗ и от 21.07.2004 N 73-ФЗ исключили из числа предметов посягательства, предусмотренных ст. 222 УК, гражданское гладкоствольное огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы к нему; ст. 135 УК (в первоначальной редакции 1996 г.) установила уголовную ответственность за развратные действия лишь в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, а не вообще несовершеннолетнего, как было ранее. Напротив, та же статья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ, расширившая круг предметов посягательства за счет повышения возраста потерпевшего от развратных действий до 16 лет, обратной силы не имеет <1>); -------------------------------- <1> В настоящее время статья действует в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ, возраст потерпевшего от развратных действий остается прежним - лицо, не достигшее 16-летнего возраста.
- ограничивает ответственность путем конкретизации способа совершения преступления, его мотивов, последствий. Например, в состав деяния, ранее признававшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводится при сохранении признаков объективной стороны мотив - из корыстной заинтересованности; - исключает одну из альтернативных форм преступной деятельности или один из способов совершения преступления (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ декриминализировал такие действия с газовым и холодным оружием, в том числе метательным, как их незаконное приобретение и ношение); - исключает из материальных составов какие-либо из входящих в альтернативу последствий (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил причинение по неосторожности вреда здоровью средней тяжести из числа альтернативных последствий преступлений, предусмотренных ст. ст. 216, 219, 263, 264, 266 - 269 УК); - исключает из альтернативы одну из форм вины; - исключает один из альтернативных мотивов или одну из альтернативных целей преступления и др.; - вводит специальную норму, с увеличением размера предмета преступления (например, уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве в силу примеч. 1 к ст. 290 и ст. 291.1 УК (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) наступает при условии, что сумма предмета взятки превышает 25 тыс. руб.). 5. Возможна частичная декриминализация деяния посредством уменьшения содержания признаков составов преступлений, предусмотренных как в Особенной, так и в Общей части УК. Кроме того, частичная декриминализация может иметь место и в случаях, когда бланкетная диспозиция статьи Особенной части УК осталась без изменения, но изменилось позитивное законодательство, нарушение которого преследовалось данным уголовным законом. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 18.11.2004 N 23 (п. 17) указал, что если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК. 6. Исключение из УК статьи со специальной нормой само по себе не исключает ответственности лица за деяние, предусматривавшееся этой нормой, но по статье УК, содержащей норму общего характера и потому охватывающей данное деяние. Так, признание утратившей силу Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ ст. 200 не означало полной декриминализации обмана потребителей, поскольку такие действия, как правило, представляют собой хищение чужого имущества путем обмана, т.е. мошенничество, предусмотренное ст. 159 УК. Аналогичным образом отсутствие в действующих редакциях ст. ст. 228 и 228.1 УК упоминания об ответственности за приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта не означает декриминализации этих деяний, поскольку они охватываются общей нормой об ответственности за приготовление к сбыту наркотических средств и психотропных веществ. Еще одним случаем, требующим применения положений об обратной силе уголовного закона, является выделение новым законом специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, которые по старому закону квалифицировались не по специальной, а по общей норме. В подобных ситуациях происходит не криминализация деяния, а уточнение его правовой оценки, которая может влечь за собой как улучшение, так и ухудшение положения лица. Поэтому вопрос о применении обратной силы уголовного закона при таких обстоятельствах следует решать на основе сопоставления санкций общей и новой специальной норм и только в благоприятном для виновного случае. 7. Имеющим обратную силу как смягчающий наказание (депенализация) признается закон: - исключающий из системы наказаний какой-либо вид наказания (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил конфискацию имущества из системы наказаний, а Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ <1> исключил из ст. 88 УК о системе наказаний несовершеннолетних арест); -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6453.
- расширяющий перечень лиц, к которым не может быть применено пожизненное лишение свободы, либо сужающий основания для его применения; - вводящий в действие новые, более мягкие виды наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, отложенные до 2014 г. принудительные работы), уменьшающий карательный элемент соответствующих видов наказаний (например, вводит новую, более мягкую разновидность исправительных работ по месту прежней работы осужденного, уменьшает размеры удержания из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам, и т.п.); - снижающий минимальные или максимальные размеры наказаний, расширяющий перечень смягчающих наказание обстоятельств или сужающий круг отягчающих обстоятельств; - изменяющий правила назначения наказания в благоприятную для осуждаемого сторону. В частности, на этом основании имеет обратную силу ст. 68 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) о назначении наказания при рецидиве преступлений, ч. 2 ст. 69 УК (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) о назначении наказания не только путем их сложения (полного или частичного), но и их поглощения; - исключающий квалифицирующие (особо квалифицирующие), т.е. повышающие ответственность, признаки составов конкретных преступлений; - сужающий содержание ранее существовавшего квалифицирующего признака (например, в ч. 3 ст. 290 УК предусмотрен квалифицированный вид получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления вместо более широкого понятия должностного лица, занимающего ответственное положение, по УК РСФСР); - переводящий квалифицированный состав в простой (например, в ст. ст. 136, 165 УК); - увеличивающий размер общественно опасных последствий в материальных составах преступлений (повышение крупного размера хищения, значительного и крупного размера взятки, крупного ущерба при нарушении авторских и смежных прав и т.д.).; - изменяющий в санкции один вид наказания на другой, более мягкий; - заменяющий аналогичным образом все или хотя бы один из входящих в альтернативную санкцию видов наказаний, при неизменности другого (других); - снижающий как максимальный, так и минимальный пределы наказания или хотя бы один из них при неизменности другого; - уменьшающий аналогичным образом пределы всех или хотя бы одного из входящих в альтернативную санкцию наказаний, при неизменности пределов другого (других); - снижающий максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление; - исключающий из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказаний при неизменности других наказаний; - устанавливающий альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды; - исключающий одно или несколько дополнительных наказаний; - переводящий дополнительное наказание из числа обязательных в факультативное, не изменяя пределов основного (основных) наказания, и др. 8. Закон имеет обратную силу как иным образом улучшающий положение лица, если он: - смягчает режим отбывания лишения свободы. Так, имеют обратную силу положения подп. "б" и "в" ст. 58 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), согласно которым женщина при наличии любого рецидива не может быть направлена для отбывания лишения свободы в исправительную колонию строгого режима; - изменяет в благоприятную для виновного лица сторону основания рецидива преступлений, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и условия для их отмены (например, ст. 82.1 УК); - сокращает сроки давности привлечения к ответственности и исполнения обвинительного приговора; - расширяет основания для применения освобождения от ответственности и наказания, а также предусматривает новые виды такого освобождения. Так, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ допустил возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием у лиц, впервые совершивших преступление средней тяжести (ст. 75 УК); - изменяет в благоприятную сторону основания условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким; - сокращает сроки погашения судимости. 9. Сложнее оценивать смешанные случаи, когда однозначный ответ на вопрос о более мягком законе дать затруднительно. Например, когда новый закон уменьшает максимальный предел санкции и одновременно повышает низший. В приведенном случае более мягким должен быть признан закон, предусматривающий низший максимальный предел наказания, исходя из того, что в основу категоризации преступлений по их тяжести (ст. 15 УК) положен верхний предел санкции, а от отнесения преступления к определенной категории зависят, в свою очередь, многие уголовно-правовые последствия: сроки давности уголовного преступления, виды рецидива преступлений, режим исправительной колонии, сроки судимости и т.д. В ситуации, когда уменьшается нижний предел, например, обязательных работ, при одновременном увеличении их верхнего предела применению подлежит новый закон лишь в части улучшения положения субъекта. В случае принятия системных законов одновременно меняются не только отдельные нормы и санкции Особенной части УК, но и принципы их применения, другие положения Общей части УК. При этом в любом случае должны приниматься во внимание положения как старого, так и нового законов, имеющие благоприятные для виновного последствия. В этой связи суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций вправе переквалифицировать преступное деяние с одной статьи на несколько других статей или частей статей закона, предусматривающих ответственность за менее тяжкие преступления, если этим не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. При этом наказание, назначенное по совокупности преступлений, не может быть более строгим, чем максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи УК, по которой было квалифицировано деяние (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2). В то же время судебная практика исходит из того, что если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, то преступление в силу требований ст. 9 УК подлежит квалификации по закону, действовавшему во время его совершения <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 1997. N 12. С. 10; 1999. N 7. С. 13.
Положения об обратной силе уголовного закона не распространяются на случаи введения в действие ранее отложенных норм УК об уголовных наказаниях, например, в виде обязательных работ (с 2005 г.) и ограничения свободы (с 2010 г.), поскольку такая ситуация не подпадает ни под одно из указанных в комментируемой статье правил <1>. В то же время судам следует иметь в виду, что эти наказания могут быть назначены и за преступления, совершенные соответственно до 10 января 2005 г. и до 2010 г. (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2). -------------------------------- <1> См. об этом, например: Комментарий к постановлениям Пленума ВС РФ по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2008. С. 71 - 72.
Подобный вопрос возникает и тогда, когда осужденному было назначено наказание с применением правил, предусмотренных ст. 64 УК, а новым законом этот минимальный предел был понижен и наказание оказалось назначенным в пределах этой новой санкции; при исключении из приговоров обстоятельств, отягчающих наказание, указания на рецидив преступлений и на назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК и т.д. Такие приговоры могут быть пересмотрены, а наказание снижено, но не в порядке, предусмотренном для решения вопросов, возникающих при исполнении приговора. С учетом того что в этих случаях необходимо применять новые правила наказания, а по существу, назначать новое наказание, такой пересмотр приговоров возможен в кассационном порядке или в порядке надзора. 10. С учетом принципа гуманизма, на котором основаны нормы об обратной силе закона, решается вопрос о возможности придания обратной силы так называемому промежуточному закону, не действовавшему в момент совершения преступления, но к моменту его расследования и назначения наказания утратившему силу, будучи замененным новым законом об ответственности за такое преступление. Поэтому применению подлежит лишь тот промежуточный закон, который соответствует правилам ст. 10 УК, т.е. устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица по сравнению как со старым, так и новым законами. 11. Если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе в ходе предварительного следствия. Если новый закон смягчает ответственность за преступление, то суд при определении наказания также должен руководствоваться им (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях). Применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, изданный после вступления приговора в законную силу, суд надзорной инстанции должен освободить виновного от наказания, а не отменять состоявшиеся по делу судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Президиума ВС РФ по делу Н. // БВС РФ. 2005. N 1. С. 22.
12. Часть 1 комментируемой статьи специально оговаривает неприменение правила об обратной силе к закону, устанавливающему преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего соответствующее деяние. Устанавливающим наказуемость является закон, которым криминализируется деяние. Законом, усиливающим наказание, является тот, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба этих предела. Таким же является и закон, который, не меняя пределы основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, позволяющую назначить более строгое наказание. К ухудшающему положение лица также следует отнести закон, увеличивающий сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличивающий сроки погашения и снятия судимости и т.д. Таким образом, законодательные нормы, связанные с криминализацией и пенализацией, означают введение либо усиление ответственности, поэтому обратной силы не имеют <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 2005. N 2. С. 12 и др.
Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 11
Положения статьи закрепляют территориальный принцип действия закона в пространстве: любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие российского законодательства. Данная норма раскрывает вопрос о том, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ (сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов России; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения). Территория России определяется в соответствии с Законом о Государственной границе. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ. В плане юрисдикции российского законодательства следует расценивать находящиеся за рубежом не только морские и воздушные суда, но и территории посольств, военных объектов (баз) РФ (например, в Тирасполе, Севастополе, на Байконуре, в Таджикистане и др.). 2. Преступление следует считать совершенным в Российской Федерации, если оно началось и было завершено на территории государства, а также когда на этой территории выполнялась хотя бы часть преступного деяния, т.е. преступление началось, продолжалось либо завершилось на территории РФ. При соучастии в преступлении оно может считаться совершенным в Российской Федерации, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, то действия последних также признаются совершенными на ее территории. 3. Круг лиц, пользующихся иммунитетом, о которых идет речь в ч. 4 комментируемой статьи, в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. <1>, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. <2>, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <3>, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. <4>, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 5 декабря 1980 г. <5>, рядом консульских конвенций и соглашений о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами. -------------------------------- <1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 - 40. <2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136 - 148. <3> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 - 147. <4> Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 300 - 322. <5> Ведомости СССР. 1984. N 26. Ст. 453.
Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
Комментарий к статье 12
1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплен принцип гражданства при определении пространственных пределов действия российского уголовного закона, которым следует руководствоваться в случае совершения вне пределов России преступлений, предусмотренных УК, гражданами Российской Федерации и постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательства наличия гражданства другого государства <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
В силу рассматриваемого принципа граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых уголовным законом, подлежат ответственности по российскому законодательству, т.е. на них распространяется юрисдикция УК, за единственным исключением: если в отношении этих лиц не имеется решения суда иностранного государства. 2. Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" <1> изменена первоначальная редакция статьи. Действующая редакция ч. 1 комментируемой статьи не предусматривает правила "двойной криминальности", т.е. граждане Российской Федерации или постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие предусмотренные УК преступления вне пределов территории России, подлежат ответственности по УК вне зависимости от того, является ли данное деяние преступлением по законодательству государства, на территории которого оно было совершено. Однако если данное деяние стало предметом судебного рассмотрения в стране по месту его совершения, то независимо от принятого судом решения (обвинительный или оправдательный приговор, освобождение от ответственности, применение мер уголовно-правового воздействия) лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности в России. Если решения суда иностранного государства в отношении лица не было, то российский суд вправе применить любое наказание, предусмотренное УК за подобное преступление, в том числе и превышающее верхний предел санкции за преступление по законодательству иностранного государства места совершения преступления. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452.
Эти же правила распространяются на граждан России, имеющих одновременно гражданство другого государства (двойное гражданство). 3. В настоящее время воинские формирования РФ в соответствии с международными соглашениями дислоцируются на территории некоторых иностранных государств. На основании международного договора с этим государством военнослужащие таких воинских частей могут быть полностью или частично выведены из юрисдикции государства пребывания, и в этом случае за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут ответственность по российскому уголовному закону. Данная статья не распространяется на военнослужащих РФ, находящихся в иностранном государстве в частном порядке, например в отпуске, в туристической поездке. По всем соглашениям и договорам уголовно-правовой иммунитет российских военнослужащих и других лиц ограничивается характером совершенных преступлений: при совершении одних специально оговоренных преступлений они отвечают по законодательству страны пребывания, а при совершении других - по законодательству РФ <1>. -------------------------------- <1> См., например: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе пограничных войск Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. // БМД. 1995. N 6. Подробнее см.: Международные договоры РФ, устанавливающие особенности порядка прохождения военной службы российскими и иностранными гражданами в российских воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации // Уголовное право РФ. Преступления против военной службы: Учебник. М., 1999. С. 257 - 262; Перечень международных договоров Российской Федерации, в которых устанавливаются особенности порядка прохождения военной службы российскими и иностранными гражданами в российских воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации // Военно-уголовное право. 2003. N 1 - 2. С. 14 - 16 (вкладка в журнал "Право в Вооруженных Силах". 2003. N 2).
Таким образом, при решении вопроса об уголовной ответственности лиц из числа военнослужащих, гражданского персонала российских воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации, а также членов их семей следует руководствоваться конкретными международными соглашениями, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции являются частью правовой системы РФ <1>. -------------------------------- <1> Об этом см., например: Исследование вопроса о гражданстве подсудимых становится актуальным в практике военных судов // Информационный бюллетень военных судов. 1997. N 165. С. 26 - 29; Особенности уголовной ответственности военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся на территории иностранных государств // Там же. 1996. N 164. С. 15 - 18; О некоторых вопросах применения 26-м гарнизонным военным судом (Байконур) ст. 12 Уголовного кодекса РФ в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов России // Там же. 2000. N 179. С. 13 - 15.
Юрисдикция Российской Федерации в отношении военнослужащих обусловлена прежде всего спецификой воинской службы, доступом военнослужащих к особой информации и т.д. Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок реализации уголовной ответственности: по делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав войск (сил), или членами их семей вне пределов дислокации, применяется законодательство страны пребывания, действуют ее суды, прокуратуры и другие компетентные органы; по делам о преступлениях лиц, входящих в состав войск, и членов их семей, совершенных в местах дислокации либо при исполнении служебных обязанностей, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ и действуют ее прокурорские, судебные и другие компетентные органы. 4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве. Согласно первому из них иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, преследуются по российскому уголовному закону, если это преступление было направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства и если иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности в России. В отличие от предыдущей редакции ч. 3 комментируемой статьи, где в качестве объекта преступлений в таких случаях указывались лишь интересы РФ, что порождало различные толкования данного положения, новая редакция говорит и об интересах гражданина Российской Федерации и постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. 5. В соответствии с универсальным принципом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, несут ответственность по российскому уголовному законодательству в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены за это деяние в иностранном государстве. Этот принцип применяется к международным преступлениям и преступлениям международного характера, ответственность за которые в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами предусмотрена ее уголовным законодательством. В первую очередь данный принцип имеет отношение к преступлениям против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353 - 360 УК), но применим и к ряду других "конвенционных преступлений" (ст. ст. 127.1, 127.2, 186, 206, 227 УК и др.). Только на основе универсального принципа возможны организация совместной борьбы, координация действий в отношении преступлений указанных категорий. 6. Положения ст. ст. 226.1, 229.1 УК об установлении уголовной ответственности за контрабанду спецпредметов на территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС содержат специальные правила о действии закона в пространстве, по кругу лиц и положениям ст. ст. 11, 12 УК не противоречат.
Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление
Комментарий к статье 13
Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству. 2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам <1>, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней" ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2. <2> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.
Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию. 3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если: а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию; б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу; в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего). В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 - 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 - 20; 2005. N 2. С. 13 - 14.
4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) <1>. Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству. -------------------------------- <1> См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
Date: 2016-08-31; view: 337; Нарушение авторских прав |