Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткий очерк развития судебного почерковедения
Судебное почерковедение как наука имеет длительную историю развития. Потребность в данной отрасли криминалистики возникла очень давно. Еще в древнем Риме во времена правления императора Юстиниана (V—VI вв.) почерковедческая экспертиза использовалась при решении судебных споров о подлинности документов. В процессе развития судебного почерковедения выделяются следующие основные направления: калиграфическое, приметоописательное, (сигналетическое), графометрическое, графологическое. Каллиграфическое направление было характерно, в частности, для становления судебного почерковедения в России в XVII—XVIII вв. и отражало особенности проведения почерковедческих экспертиз в это время. Суть специфики каллиграфических исследований заключается, прежде всего, в том, что «сличение почерков» в судебных целях законодательно поручалось в общем то некомпетентным людям, якобы владеющим «тайной» письма — секретарям присутственных мест, учителям чистописания, художникам либо просто грамотным людям. При этом назначение конкретного лица экспертом-почерковедом происходило лишь на основании главного критерия, который заключался в умении красиво и правильно писать. Процесс каллиграфической экспертизы, таким образом, сводился к установлению внешнего сходства или различия почерков в сравниваемых рукописях. Естественно, что такие исследования не имели под собой никакой научной основы и очень часто приводили к грубым экспертным ошибкам. В результате, как отмечал великий отечественный ученый-криминалист Е. Ф. Буринский, органам правопорядка приходилось бороться как с подделывателями различных документов, так и с фантазией каллиграфов. Основателем приметоописательного-сигналитического направления в судебном почерковедении является широко известный французский криминалист А. Бертильон. В 1987 г. он изложил результаты соответствующих научных разработок в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация». Суть предложенных А. Бертильоном нововведений заключалась в механическом перенесении на процесс почерковедческого исследования общих принципов описания внешности человека по ранее разработанному им методу словесного портрета. Соответственно, при сравнении рукописей основное внимание экспертов рекомендовалось обращать на наиболее броские признаки почерка — своеобразные графические приметы, связанные с формой, размером, положением, наклоном письменных знаков и т. д. Некоторая совокупность таких «примечательных» признаков, без учета всех остальных менее заметных особенностей, ложилась в основу процесса судебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям, и поэтому составило главный недостаток сигналитического метода. В целом, приметоописательное направление внесло и определенный положительный вклад в развитие судебного почерковедения. Например, были разработаны некоторые признаки почерка, введено применение специальных сравнительных таблиц для иллюстрации обоснования выводов, сделанных в результате проведения идентификационных исследований. Возникновение графометрического направления в судебном почерковедении также связано с деятельностью французской криминалистической школы. Его родоначальником считается ученый-почерковед Э. Локар, впервые предпринявший попытку научного обоснования графической идентификации личности с помощью различных измерений почерка. Графометрия, будучи разновидностью приметоописательного метода, разрабатывалась с целью устранения недостатков последнего. Поэтому сущность измерительного направления заключалась, прежде всего, в стремлении на основе экспериментальных данных о размерных характеристиках письменных знаков обективизиро-вать сигналитический способ проведения почерковедческой экспертизы. В целом, графометрический метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках в виде кривых и сопоставлялись между собой. Совпадение или различиепоследних свидетельствовало соответственно об одном либо разных исполнителях исследуемого графического материала. Сам Э. Локар в качестве недостатков своего метода отмечал его трудоемкость (необходима большая точность в измерениях) и учет исключительно количественных характеристик письменных знаков (качественные свойства почерка не возможно было использовать в процессе исследования). Естественно, что отмеченные изъяны могли привести к грубым экспертным ошибкам. Положительное значение графометрического метода выразилось в разработке отдельных признаков почерка, которые имеют место в современных классификациях — размер, разгон, расстановка, связность, наклон и т. д. Некоторые элементы графометрии до сих пор применяются в математических методах почерковедческих исследований. Графологическое направление является основой неидентификационных исследований в судебном почерковедении. В соответствии с литературными источниками, история его возникновения относится к периоду Сан (древний Китай), времени правления императора Нерона (Римская империя). Изначально, развитие графологии происходило в виде учения о распознании по почерку характера человека. В настоящее время, в некоторых странах Европы и Америки, данная «наука» сформировалась как отрасль психологии личности. Первые опубликованный в 1622 г. графологический трактат принадлежит итальянскому врачу Камилло Бальди. Он называется «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму». Автором термина «графология» считается аббат Гипполит Мишон, который в 1872 г. в работе «Тайны письма» проанализировал почти все, по его мнению, свойства и качества человека, получающие отражение в почерке. В 1910 г. профессор А. Рошталь, будучи убежденным последователем Г. Мишона, в статье «Почерк и характер» утверждал, что по почерку определяется весь внутренний облик конкретного человека, его наклонности, недостатки и т. д. Одним из наиболее известных псевдонаучных направлений в графологии конца XIX в. является реакционное учение основателя французской антропологической школы Ч. Ломброзо. В 1895 г. в своей работе «Руководство по графологии» он попытался экспериментально доказать наличие корреляции — взаимозависимости между специфическими особенностями графики «прирожденных преступников» и их криминальными наклонностями. В результате, он, якобы, смог дифференцировать две группы «уголовных» почерков: 1) убийц, разбойников, грабителей и 2) воров. Одиозный и зачастую наивный характер графологии с момента возникновения и до конца XIX в. был очевиден современникам. Сам Мишон полагал, что это учение является не наукой, а скорее искусством или «ремеслом, рожденным из опыта». Дальнейшее развитие графологии связано с именами Л. Клягеса, Г. Мейера, В. Лагенбруха, М. Пульвера, Р. Визер, И. Хайдера и многих других исследователей. В большинстве случаев их работы имеют фрейдистскую, идеалистическую направленность. Основной задачей выдвигается определение психических критериев — свойств и качеств личности как социальной единицы. Их объективное отражение они пытаются установить в почерке. В настоящее время, графология, помимо прочего, тесно связана с медициной. В частности, она стремиться разработать альтернативные методы диагностики по почерку разнообразных психических и соматических заболеваний человека. Учитывая изложенное, данные современной графологии по своей направленности представляют определенный интерес для судебного почерковедения и не связанных с ним сфер общественной жизни. Отдельные работы высоко оцениваются отечественными криминалистами и неоднократно использовались ими в целях решения диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы. В некоторых странах Америки и Европы графологический анализ почерка используется для определения профессиональных свойств конкретного человека, его пригодности к той или иной специальности, должности и т. д. Дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии, иным отраслям науки в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечественного криминалиста Е. Ф. Буринского — автора термина «судебное почерковедение». В своем учении о почерке он обобщил и систематизировал различные междисциплинарные научные данные, имеющие отношение к объекту познания. Особое внимание было уделено механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного исследования почерка и т. д. В итоге им был заложен фундамент в разработку научных основ судебного почерковедения, определены задачи и перспективы его дальнейшего формирования. В послереволюционный период можно условно выделить следующие этапы развития судебного почерковедения: ¾ накопления знаний и опыта; ¾ становления теоретических основ; ¾ развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации; ¾ совершенствования научных и практических основ судебно-почерковедческой идентификации, формирования теории и методики судебно-почерковедческой диагностики; ¾ продолжения и развития ранее начатых научных разработок, использования в судебно-почерковедческой экспертизе компьютерных технологий, адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству. Этап накопления знаний и опыта охватывает период с начала 20-х и до середины 30-х гг. ХХ в. Он связан с деятельностью таких известных ученых, как С. М. Потапов, П. П. Михеев, Н. Д. Вороновский и др. Своими работами они устранили укоренившееся в то время в криминалистике представление о судебно-почерковедческой экспертизе как о доступном практически всем грамотным лицам виде исследования. Большое внимание уделялось поэлементному строению букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соответствующие рекомендации послужили началом разработки методических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка, который рассматривался как «система привычных движений, выраженная в письменных знаках». Этап становления теоретических основ судебного почерковедения продолжался с середины 30-х и до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И Винберг, Н. В. Терзиев, С. И. Тихенко, А. А. Елисеев, Б. М. Комаринец и другие ученые. Впервые в истории криминалистики на основе данных естествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изучены основные идентификационные свойства почерка — индивидуальность и динамическая устойчивость; разработана методика идентификационного исследования письма, которая базируется на признаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в криминалистике. Этап развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длилсяс середины 50-х и до начала 70-х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова, А. И. Винберг, Л. Е. Ароцкер, А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова, В. В. Томилин, М. В. Шванкова и др. Для данного этапа характерно обращение ученых-почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерковедения. Их решение проходило при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате были впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, экспериментальным путем произведен анализ измененного почерка, осуществлено проникновение в почерковедческие исследования математических методов. Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятностно-статисти-ческом, измерительно-статистическом и кибернетическом направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса внесли: В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман и другие ученые. Наиболее значимым достижением в этот период является создание теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой и в настоящее время служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности ученых-почерковедов и экспертов-практиков. Этап совершенствования научных и практических основ судебно-почерковед-ческой идентификации, формирования теории и методики судебно-почерковедчес-кой диагностики составляет период с начала 70-х и до начала 90-х гг. Его можно назвать расцветом судебного почерковедения как отрасли криминалистики и науки о судебной экспертизе. Он связан с деятельностью В. Ф. Орловой, А. И. Винберга, М. В. Шванковой, З. И. Кирсанова, П. Г. Кулагина, А. И. Колонутовой, Ю. Н. Погибко, Р. Х. Пановой, А. А. Куприяновой и др. В этот период было осуществлено становление фундаментальных основ судебного почерковедения и судебно-почерковедческой экспертизы. Разработаны учения о закономерностях почерка и процессе его криминалистического исследования. Существенные достижения получены в области теории и методики судебно-почерковедческой диагностики. Прежде всего, они связаны с установлением по признакам почерка пола и возраста исполнителя рукописи, отдельных показателей его внутреннего состояния. Этап продолжения и развития ранее начатых научных разработок, использования в судебно-почерковедческой экспертизе компьютерных технологий, адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству соответствует постсоветскому периоду — с начала 90-х гг. по настоящее время. Его (особенно последнее десятилетие ХХ в.) можно охарактеризовать как наиболее сложный в современной истории судебного почерковедения. Политический и экономический кризис во время развала СССР закономерно сказался на данной отрасли науки. Распались сильные авторские коллективы, финансирование исследований сократилось в такой степени, что многие известные ученые были вынуждены иммигрировать из России либо искать себе в новых условиях иное применение. Между тем, современные политические преобразования, вооруженные конфликты и переход к рыночной экономике, вызвавший рост документооборота в стране, повлияли на криминальную ситуацию, что сказалось в том числе и на практической деятельности экспертов-почерковедов. Возникла потребность в ее адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству;совершенствовании методов исследования малоинформативных почерковых объектов — подписей и кратких записей; теории и методики судебно-почерковедческой диагностики с целью розыска неизвестных преступников; использовании компьютерных технологий, облегчающих процесс составления экспертных заключений и выполнения иллюстративного материала. Эти задачи, несмотря на указанные трудности, были успешно решены учеными-почерковедами, среди которых выделяются В. Ф. Орлова, Р. Х. Панова, А. А. Куприянова, Н. Г. Окромешко, Т. И. Стрибуль, В. В. Серегин, М. П. Кошманов, М. В. Бобовкин, Т. Г. Шаова, Т. И. Исматова, В настоящее время судебное почерковедение представляет собой высокоразвитую отрасль криминалистики, способную обеспечить эффективное решение задач судебно-почерковедческой экспертизы. Вместе с тем, достигнутый уровень позволил наметить новые перспективы развития отрасли. Среди актуальных направлений выделяются объективизация и формализация процесса идентификации личности человека по почерку, совершенствование теории и методики диагностических исследований, создание на их основе новых методов решения неидентификационных экспертных задач, инструментализация и автоматизация практической деятельности эксперта-почерковеда и некоторые другие. Решение этих важных задач, несомненно, позволит в будущем значительно повысить роль применения специальных познаний в области судебного почерковедения при обеспечении законности и правопорядка. Date: 2016-08-30; view: 804; Нарушение авторских прав |