Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 1. Занятие факультативного курсаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Программа факультативного курса для учащихся 4 классов «Познай себя»
Введение. Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следовательно, работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Первоначальные нравственные представления ребёнка тесно связанные с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил учитель, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т.д.), положительное или отрицательное накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо). Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. В школе ученик осознаёт основы наук. Педагог постоянно контролирует уровень овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но в предлагаемых детям учебных дисциплинах мало внимания уделяется отношениям между людьми. А образования ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений. Нравственное образование начинается с приобретений соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным. Познание себя и других требует определённых ориентиров для оценки жизненных явления. Это так же задача нравственного образования. Важным его элементом является направленность на развитие сознания ребёнка. Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей. Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания. Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования. Пояснительная записка. Данная программа является основой построения системы нравственного образования учащихся четвёртых классов. Цель программы – освоение не только норм и правил нравственного поведения, осознание его связи с определёнными качествами личности, но и получение представлений о нравственных особенностях своей личности. Данный курс позволяет четверокласснику: - осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения; - понять внутренний мир другого и свой собственный; - оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления; - стремится быть нравственным; - подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми. Основные задачи курса: Образовательные - постижение специфики нравственных явлений, обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания. Воспитывающие и развивающие – формирование нравственной стороны личности, как её внутреннего стержня; Развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей. Формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка. Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной. Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки. Для лучшего усвоения материала занятий учитель использует наглядность: Положительные примеры поведения детей, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы. Большое значение имеют разнообразные методические приёмы, например, задания творческого характера, когда детям предлагается самим придумать продолжение рассказа, сказки и т.д. Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом (смотри приложение №2). Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике. Поэтому очень важно создать атмосферу свободной игры, занимательных занятий. Следовательно, необходимо так подбирать диагностические методики, что бы они могли служить одновременно и дидактическим материалом на занятии. Программа. I. Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов) Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним. II. Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов) Создание образного представления о развитии личности путём самопознания, познания других, оценивания. Правила самоконтроля. III. Раздел. Я и общество. (7 часов) Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения. IV. Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов) Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.
V. Раздел. Наши увлечения. (5 часов) Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.
Тематическое планирование.
Литература. Для учащихся Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год. Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год. Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год. Для учителя Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год. Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год. Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.
Приложение 1. Занятие факультативного курса для учащихся 4 класса «Познай себя» Тема: «Понимать и договариваться» Цели: - создать у учеников первичные представления о понятии «Конфликт», причинах его возникновения; - познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Date: 2016-08-30; view: 320; Нарушение авторских прав |