Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ деятельности естественных монополий в России и их вклад в развитие экономики (на примере отрасли электроэнергетика)Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, чтоестественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части. Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов. Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны [3]
Далее проанализируем деятельность естественных монополий в России на примере отрасли электроэнергетики. За первое полугодие 2012 года в России выработано 541.3 млрд. кВт ч электроэнергии, или 102.2% к уровню соответствующего периода 2011 года, в том числе в июне 2012 года — 74.7 млрд. кВт ч (102.1% к июню 2011 года). Потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России (далее ЕЭС) в июне 2012 года составило 71.3 млрд. кВт ч, что на 1.6% превышает объем потребления в июне 2011 года. Потребление электроэнергии за июнь 2012 года в целом по России достигло 72.8 млрд. кВт ч, что на 1.6% больше, чем в июне 2011 года. Потребление электроэнергии в первом полугодии 2012 года составило 533 млрд. кВт ч, что на 2.6% больше соответствующего периода 2011 года, в том числе в июне 2012 года — 73.8 млрд. кВт ч или на 3.1% больше июня 2011 года. В июне продолжилось прогнозируемое сезонное снижение потребления электрической энергии и мощности относительно осенне-зимнего периода. Максимум потребления мощности в ЕЭС России в июне 2012 года составил 110 418 МВт, тогда как в апреле и мае 2012 года этот показатель составил 127 642 МВт и 112 412 МВт соответственно. В то же время максимум потребления электрической мощности в ЕЭС России в июне 2012 года на 2.2% больше аналогичного показателя июня 2011 года, который был равен 108 027 МВт. Сальдо-переток экспортно-импортных поставок электроэнергии за первое полугодие 2012 года оценивается в объеме 8.3 млрд. кВт ч, что на 21.8% меньше уровня соответствующего периода 2011 года. Это связано с уменьшением экспорта в Финляндию. Ввод новой мощности в первом полугодии 2012 года составил 1785.8 МВт, вывод из эксплуатации — 775.5 МВт. Таблица 2.1 Выработка электроэнергии и тепловой энергии [3]
Производство электроэнергии представлено на рисунке 2.2. Рисунок 2.2 – Производство электроэнергии [3]
Данные по объемам производства и потребления электроэнергии в объединенных энергосистемах (далее ОЭС) в январе-июне 2012 года представлены в таблицах 2.2 и 2.3. Таблица 2.2 Выработка электроэнергии ОЭС [3]
Наибольший рост и производства, и потребления в первом полугодии 2012 года показывает Восток (выработка за шесть месяцев 2012 года на 5.5% превышает уровень аналогичного периода прошлого года). При этом в июне наиболее высокие темпы роста и выработки, и потребления электроэнергии были зафиксированы на Средней Волге и Юге (11.3% и 5.3% соответственно). Производство электроэнергии по итогам пяти месяцев 2012 года снизилось на Северо-Западе на 8.6%, что обусловлено снижением объема экспорта электроэнергии в Финляндию в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой. Потребление электроэнергии за первое полугодие 2012 года более всего возросло на Востоке (на 3.6% относительно января-июня 2011 года). Рост потребления по итогам полугодия показали все регионы. Таблица 2.3 Потребление электроэнергии ОЭС [3] Дефицит электроэнергии в первом полугодии 2012 года испытывали Сибирь и Юг. В Сибири дефицит связан с неблагоприятной гидрологической обстановкой на ряде рек. В первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде по сравнению с соответствующим периодом 2011 года уменьшилась на 4 млрд. кВт ч (на 9.4%). В региональном разрезе, как видно из приложения 1, наибольший темп роста производства электроэнергии в первом полугодии 2012 года наблюдался в Воронежской области (рост в два с половиной раза). Это связано с завершением модернизации пятого блока Нововоронежской АЭС. Высокий прирост производства в Смоленской области связан с завершением планового ремонта на Смоленской АЭС [3]. Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в первом полугодии 2012 года несли тепловые электростанции (далее ТЭС). Выработка электроэнергии на них увеличилась на 2.1% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года и составила 369 млрд. кВт ч. Выработка АЭС за тот же период увеличилась на 9.6% и составила 91.6 млрд. кВт ч., а ГЭС — уменьшилась на 5% и составила 80.3 млрд. кВт ч. Уменьшение выработки электроэнергии на ГЭС связано с неблагоприятной гидрологической обстановкой на ряде рек Сибири. Так, в первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде по сравнению с соответствующим периодом 2011 года уменьшилась на 4 млрд. кВт ч (на 9.4%), а на Волжско-Камском каскаде увеличилась на 1 млрд. кВт ч (на 5.2%). В результате в первом полугодии 2012 года в структуре выработки электроэнергии по видам генерации по сравнению с соответствующим периодом 2011 года произошли следующие изменения: доля электроэнергии, произведенной атомными электростанциями, в общей выработке электроэнергии возросла с 15.8% до 16.9%, а тепловыми и гидроэлектростанциями — уменьшилась соответственно с 68.3% до 68.1% и с 15.9% до 14.8%. Рисунок 2.3 – Производство электроэнергии [3]
В августе 2012 года Министерство энергетики опубликовало схему и Программу развития Единой энергосистемы (далее ЕЭС) России на 2012-2018 годы. В этом документе ведомство официально признало, что одобренных правительством обязательных инвестпрограмм генерирующих компаний энергосистеме не хватит. В схеме указаны объемы «технологически необходимой генерации», то есть электростанций, которые нужны для поддержания функциональности энергосистемы. Согласно документу, в четырех регионах страны необходимо дополнительно построить примерно 1.3 ГВт мощностей. Наиболее острая необходимость в такой генерации, по данным схемы, возникает в юго-западном энергорайоне энергетической системы Кубани. Там к 2015 году (а в случае ремонта ЛЭП мощностью 500 кВ Тихорецк – Кубанская — уже в 2013 году) образуется непокрываемый дефицит активной мощности. К 2016 году в зависимости от сценария он составит от 172 МВт до 572 МВт. Для предотвращения дефицита необходимо строительство до 600 МВт генерации, в том числе двух блоков по 100 МВт в Новороссийском энергоузле. Кроме того, 400 МВт нужно построить в юго-восточном энергорайоне ОЭС Юга. Не менее чем в 110 МВт генерации нуждается Тува, еще 200 МВт предлагается построить в Бодайбинском и Мамско-Чуйском энергорайонах на северо-востоке Иркутской области. Лучше обстоит дело на Дальнем Востоке, где «Роснефть» собирается к 2017 году построить ТЭС мощностью 685 МВт. Основной задачей станции будет энергоснабжение нефтехимического комплекса «Роснефти», а излишки электроэнергии она будет поставлять другим потребителям. Крупные проекту по строительству новой генерации в Приморье внесены и в инвестпрограмму «РАО ЭС Востока». Так, к 2014 году планируется ввести в строй ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке мощностью 140 МВт, а к 2017 году — Уссурийскую ТЭЦ мощностью до 370 МВт. Старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден считает, что 680 МВт — это очень значительный ввод новых мощностей для Приморья. Он не исключил, что в дальнейшем придется согласовывать инвестиционные планы компаний и от каких-то мощностей отказаться. В прогнозе Минэнерго учтено и запланированное сетевое строительство. Например, потребности Иркутской области рассчитаны с учетом сооружения подстанции мощностью 220 кВ Мамакан и перевод ЛЭП Таксимо–Мамакан со 110 кВ на 220 кВ к 2014 году. В этом же районе планируется строительство линии на 220 кВ Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Артемовская – Мамакан. Меморандум о взаимодействии по проекту в июне подписали Федеральная сетевая компания, ДВЭУК, «Полюс Золото», Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (принадлежит ВЭБу), а также власти Иркутской области и Якутии. Необходимость строительства мощностей в этом районе обусловлена планируемым техническим присоединением 250 МВт потребителей [3]. В этих условиях не вызывает удивления намерение Минэнерго законодательно закрепить за собой право контролировать исполнение инвестпрограмм не только государственных, но и частных энергокомпаний. Соответствующий законопроект, вносящий поправки в ст. 21 закона «Об электроэнергетике», опубликован на сайте Минэкономразвития. В настоящее время утверждению в ведомстве подлежат программы энергокомпаний, где доля государства составляет не менее 50%. Это в первую очередь «РусГидро», «Интер РАО», ФСК и Холдинг МРСК. Кроме того, согласованию подлежат планы строительства объектов мощностью выше 50 МВт, финансирование которых идет из госбюджета. Между тем, как говорится в пояснительной записке, у Минэнерго отсутствуют полномочия контролировать реализацию инвестпрограмм частных генераторов. Вместе с тем в рамках договоров предоставления мощности (ДПМ) они планируют ввести более 35% объема вводов генерирующих мощностей в ЕЭС России, запланированных в период 2012-2018 годов. Индекс цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в июне 2012 года относительно предыдущего месяца составил 100.7%. В годовом выражении индекс цен в отрасли (I полугодие 2012 года относительно I полугодия 2011 года) составил 106.8%. Цены на электроэнергию в июне снизились на 1.6% к предыдущему месяцу. В годовом выражении снижение составило 5.6%. В то же время основные энергоносители прибавили в цене от 10% до 25%. Среднемесячные цены на конкурентном рынке в целом показывают признаки стабилизации. Рисунок 2.4 – Динамика индекса цен в производстве, передаче и распределении электроэнергии [3]
По сравнению с прошлым годом равновесные цены в июне 2012 года в первой энергозоне снизились на 11.9%, а в Сибири, напротив, увеличились на 19%. При этом разница между средней равновесной ценой июня в этих двух зонах составляет 39.3%. Таким образом, естественные монополии вносят огромный вклад в развитии экономики страны. Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, чтоестественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции.
|