Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверочный расчет подшипников





Основные типы подшипников качения представлены на рис. 9.1.


 

Рис. 9.1. Основные типы подшипников качения:

а) шариковый радиальный однорядный (ГОСТ 8338–75);

б) шариковый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся, ГОСТ 5720–75); в) роликовый радиальный с короткими цилиндрическими

роликами (ГОСТ 8328–75); г) роликовый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся, ГОСТ 24696–81); д) роликовый игольчатый

(ГОСТ 4657–82); е) роликовый с витыми роликами; ж) шариковый радиально-упорный однорядный (ГОСТ 831–75); з) роликовый конический (ГОСТ 333–79); и) шариковый упорный (ГОСТ 6874–75); к) роликовый упорный; 1 – внутреннее кольцо; 2 – тело качения; 3 – наружное кольцо; 4 – сепаратор

Выбор подшипников подинамической грузоподъемности С (по заданному ресурсу или долговечности) выполняют при частоте вращения n ≥ 10 мин -1. При частоте вращения от 1 до 10 мин -1 при расчетах принимают n = 10 мин -1. Условие выбора подшипников:

СпотребнаяСбазовая.

Базовая динамическая грузоподъемность подшипника С – это такая постоянная стационарная сила, которую подшипник может теоретически воспринимать в течение 1млн. оборотов без появления признаков усталости не менее, чем у 90 % из числа подшипников, подвергающихся испытанию. При этом под С для радиальных и радиально-упорных подшипников (с невра-щающимся наружным кольцом) понимают радиальную силу Сr. Величины Сr указаны в справочниках для каждого типоразмера подшипника.

Проверочный расчет выбранных ранее подшипников (раздел 5) сводится к расчету динамической грузоподъемности Сrр, Н, или базовой долговечности L 10 h, ч, (или L 10, млн. оборотов) и сравнению их с базовой грузоподъемностью С r, Н, или с требуемой долговечностью Lh, ч, (L 10, млн. оборотов) по условиям

СrрСr или L 10 hLh.

Базовая динамическая грузоподъемность подшипника Сr – это такая постоянная стационарная сила, которую подшипник может теоретически воспринимать в течение 1млн. оборотов без появления признаков усталости не менее, чем у 90 % из числа подшипников, подвергающихся испытанию. Величины Сr указаны в справочниках для каждого типоразмера подшипника (см. Приложение).

Требуемая долговечность подшипника Lh определена ГОСТ 16162-93 и составляет для зубчатых Lh ≥ 10000 ч. При определении Lh следует учесть срок службы (ресурс) проектируемого привода, а также рекомендуемые значения требуемой долговечности подшипни­ков Lh различных машин (см. табл. 9.4).

Расчетная динамическая грузоподъемность Сr,Н, и базовая дол­говечность L 10 h, ч, определяются по формулам:

; , (9. 1)

где RЕ эквивалентная динамическая нагрузка, Н (см. 9.1); т – показатель степени: т = 3 – для шариковых подшипников, т = 3,33 – для роликовых подшипников; а 1– коэффициент надежности, при безотказной работе подшип­ников γ = 90% а 1 = 1; а 23– коэффициент, учитывающий влияние качества подшипни­ка при его эксплуатации; при обычных условиях работы под­шипника а 23 = 0,7...0,8 – для шариковых подшипников; а 23 = 0,6...0,7 – для роликовых конических подшипников; n – частота вращения внутреннего кольца подшипника соответствующего вала, об/мин.

Эквивалентная динамическая нагрузка RЕ учитывает характер и направление действующих на подшипник нагрузок, условия работы и зависит от типа подшипника. Формулы для определения эквивалентной динамической нагрузки RЕ для однорядных радиальных шарикоподшипников и одно-, двухрядных радиально-упорных шарико- и роликоподшипников приведены в табл. 9.1. Порядок определения эквивалентной нагрузки RE и расчета ди­нами-ческой грузоподъемности Сrр и долговечности L 10 h в зависимо­сти от типа подшипника рассмотрен ниже.


Таблица 9.1

Определение эквивалентной нагрузки RЕ

при ; при ;
Определяемая величина Обозначение Радиальные шарико­подшип­ники Радиально-упорные шарикоподшипники Конические шарико­подшипники
угол контакта α, град
     
Коэффициент радиальной нагрузки X 0,56
Коэффициент осевой нагрузки Y табл. 9. 2 табл.9.3 табл.9.3
Коэффициент влияния осевого нагружения e табл. 9. 2 табл.9.3 табл.9.3
Осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника, Н RS RS 1 = e Rr 1, RS 2 = e Rr 2 RS 1 = 0,83 e Rr 1, RS 2 = 0,83 e Rr 2
Осевая нагрузка подшипника, Н Ra Ra = Fa Ra определяется отдельно для левого и правого подшипников вала по табл. 9.6 в зависимости от схемы их установки и соотношения сил RS 1, RS 2, Fa.
Радиальная нагрузка подшипника, Н Rr Rr = R - суммарная реакция подшипника (см. рис. 8.1…8.4)
Осевая сила в зацеплении, Н Fa Выбирается по табл. 6.1 для определения коэффициентов e и Y радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников и осевой нагрузки Ra.
Статическая грузоподъемность, Н С 0 r Выбирается из табл. К27…К30 для определения коэффициентов e и Y радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников
Коэффициент безопасности Kб Определяется по табл. 9. 4 в зависимости от характера нагрузки и вида машинного
Температурный коэффициент KТ KТ = 1 – выбирается по табл. 9.5 для рабочей температуры подшипника до 100° С
Коэффициент вращения V V = 1 – при вращающемся внутреннем кольце подшипника
Примечания:1. Выбор формулы для расчета эквивалентной нагрузки зависит от сравнения отношения Ra / V Rr с коэффициентом e. 2. Значение коэффициентов X, Y, e в числителе – для однорядных подшипников, в знаменателе – для двухрядных (сдвоенных однорядных).3. Угол конуса α для роликовых конических подшипников определяется в зависимости от типоразмера. 4. * – конические роликоподшипники и конические роликоподшипники с буртом на наружном кольце.


Определение RE, Сrр, L10h для радиальных шариковых однорядных подшипников, воспринимающих осевую нагрузку (рис. 9.2).

 

 

Рис. 9.2. Радиальные шарикоподшипники, установленные враспор

 

При конструировании по этой схеме осевые составляющие радиальных нагрузок RS 1 = RS 2= 0 и осевую силу в зацеплении Fа воспринимает подшипник, ограничивающий осевое перемещение вала под действием этой силы и испытывающий осевое нагружение Ra,равное этой силе (см. табл. 9. 6). Расчет эквивалентной нагрузки выполняет­ся только для подшипника с большей радиальной нагрузкой Rr в последовательности:

1) определяется отношение ;

2) определяются коэффициенты е и у по отношению ;

3) по результату сопоставления выбирается формула и определяется эквивалентная динамическая нагрузка RE;

4) рассчитывается динамическая грузоподъемность Сrр идолговеч­ность L 10 h подшипника.

 

Таблица 9.2

Значения коэффициентов e и Y ъ

для радиальных однорядных шарикоподшипников

Ra/C0r 0,014 0,028 0,056 0,084 0,11 0,17 0,28 0,42 0,56
e 0,19 0,22 0,26 0,28 0,30 0,34 0,38 0,42 0,44
Y 2,30 1,99 1,71 1,55 1,45 1,31 1,15 1,04 1,00

 

 

Таблица 9.3

Значения коэффициентов e и Y

для радиально-упорных шарикоподшипников, α = 12°

iRa/C0r 0,014 0,029 0,057 0,086 0,11 0,17 0,29 0,43 0,57
e 0,30 0,34 0,37 0,41 0,45 0,48 0,52 0,54 0,54
Y 1,81 2,08 1,62 1,84 1,46 1,60 1,34 1,52 1,22 1,39 1,13 1,30 1,04 1,20 1,01 1,16 1,00 1,16
Примечания:1. i – число рядов тел качения, для однорядных подшипников i = 1; для двухрядных (сдвоенных) подшипников i = 2. 2. Коэффициент Y в числителе – для однорядных подшипников, в знаменателе – для двухрядных. 3. Ra = Fa – осевая сила в зацеплении. (табл. 9.1).

 

Таблица 9.4

Значение коэффициента безопасности Kб

и требуемой долговечности подшипника Lh

Машина, оборудование и характер нагрузки Lh Kб
Спокойная нагрузка (без толчков): ленточные транспортеры, работающие под крышей при непылящем грузе, блоки грузоподъемных машин (3…8)103 1…1,1
Легкие толчки. Кратковременные перегрузки до 125 % от расчётной нагрузки: металлорежущие станки, элеваторы, внутрицеховые конвейеры, редук­торы со шлифованными зубьями, краны электрические, работающие в легком режиме, вентиляторы машины для односменной работы, эксплуатируемые не всегда с полной нагрузкой, стационарные электродвигатели, редукторы (8…12) 103 1,1…1,2
(10…25)103 1,2…1,3
Умеренные толчки и вибрации. Кратковременные перегрузки до 150 % от расчетной нагрузки: редукторы с фрезерованными зубьями 7-й степени точности, краны электрические, работающие в среднем режиме шлифовальные, строгальные и долбежные станки, центрифуги и сепа­раторы, зубчатые приводы 8-й степени точности, винтовые конвейеры, краны электрические (20…30)103 1,3…1,4
(40…50)103 1,5…1,7
Значительные толчки вибрации. Кратковременные перегрузки до 200 % от расчетной нагрузки: ковочные машины, галтовочные барабаны, зубчатые приводы 9-й степени точности (60…100)103 1,7…2

 

Определение RE, Сrр, L10h для радиально-упорных шариковых и роликовых однорядных подшипников (рис. 9.3 – 9.5).

В этих схемах каждый подшипник вала испытывает свою осевую нагрузку Ra 1, Ra 2, зависящую от схемы установки подшипников и соотношения осевой силы в зацеп­лении редукторной пары Fа (см. табл. 9.1) и осевых составляющих радиальных наг­рузок в подшипниках RS 1, RS 2,(см. табл. 9.6). Поэтому эквивалентная дина­мическая нагрузка рассчитывается для каждого подшипника (RE 1, RE 2),с целью определения наиболее нагруженной опоры в последовательности:

1) определяется коэффициент влияния осевого нагружения е;

определяются осевые составляющие радиальной нагрузки RS 1, RS 2;

2) определяются осевые нагрузки подшипников Ra 1, Ra 2;

3) вычисляются отношения Ra 1/ VRr 1и Ra 2/ VRr 2;

4) по результатам сопоставлений Ra 1/ VRr 1е, Ra 2/ VRr 2е выбирается соответ­ствующая формула и определяются эквивалентные динамические нагрузки
RE 1 и RE 2;

5) сравниваются значения RE 1 и RE 2 и определяется более нагруженный под­шипник;

6) рассчитываются динамическая грузоподъемность Сrр и долговеч­ность L 10 h по большему значению эквивалентной нагрузки RE;

7) определяется пригодность подшипников по условию Сrр Сr.

Рис. 9.3. Роликовые конические подшипники, установленные враспор

 

 

 

Рис. 9.4. Роликовые радиально-упорные шариковые подшипники,

установленные враспор

 

 

Рис. 9.5. Роликовые конические подшипники, установленные врастяжку

Определение RE, Сrр, L10h для радиально-упорных ша­риковых и роликовых двухрядных (сдвоенных однорядных) подшип­ников фиксирующих опор, уста­новлен­ных по схеме 2.

При расчете таких подшипников следует иметь в виду, что даже не­большие осевые силы Ra влияют на значение эквивалентной нагрузки RE.

При определении динамической грузоподъемности Сrр и долго­вечности L 10 h фиксирующей опоры, состоящей из сдвоенных ради­ально-упорных подшипников, установленных по схемам враспор и врастяжку, пару одинаковых подшипников рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник (c числом рядов тел качения i = 2). Определение ведется в следующей последовательности:

1) вычисляется отношение ,где Ra = Fa осевая сила в зацепле­нии;

2) определяется коэффициент влияния осевого нагружения е;

3) анализируется соотношение и выбирается соответ­ствующая формула для определения эквивалентной нагрузки RE.

Следует иметь в виду, что если ,то у сдвоенного подшипника работают оба ряда тел качения и RE рассчитывают по характеристикам (X, Y) двухрядного радиально-упорного подшипника. При этом считают, что ради­альная нагрузка (реакция) Rr приложена посередине сдвоенного подшипника.

Базовая динамическая грузоподъемность Сr сдвоенного подшипника равна базовой динамической грузоподъемности однорядного подшипни­ка, с коэффициентом умножения 1,6 для шариковых и 1,7 для роликовых подшип­ников.

 

Таблица 9.5

Значение температурного коэффициента KT

Рабочая температура подшипника, °С, до:              
KT 1,0 1,05 1,1 1,15 1,25 1,35 1,4

Если ,то у подшипника работает только один ряд тел качения и RE рассчитывают по характеристикам (X, Y) однорядно­го радиально-упорного подшипника. В этом случае точка прило­жения реакции смещается на величину а: для двухрядных радиально-упорных шарико­подшип­ников; – для двухряд­ных конических ролико-подшипников. Поэтому, прежде чем определить RE,необходимо пересчитать ре-

 

акции вала R 1и R 2 по фактическому расстоянию l между точками приложения реакций в фиксирующей и плавающей опорах:

l = L – а –0,5 В – при установке подшипников фиксирующей опоры враспор;

l = L + а –0,5 В – при установке врастяжку;

4) определяется эквивалентная динамическая нагрузка RE;

5) рассчитывается динамическая грузоподъемность Сrр и долговеч­ность L 10 h двухрядного радиально-упорного подшипника;

6) определяется пригодность сдвоенных радиально-упорных подшипников фик­сирующей опоры по условию Сrр Сr.

Если в результате расчетов условие Сrр Сr (L 10 h > Lh),то предварительно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов.

Необходимо рассмотреть действия при получении следующих двух возможных результатов расчета:

1. Расчетная динамическая грузоподъемность Сrр намного меньше базовой грузоподъемности Сr, т.е. выполняется условие Сrр «Сr.

В этом случае:

· заменяют подшипник по серии (среднюю серию на легкую, легкую на особо легкую), не меняя при этом типа подшипника;

· меняют данный тип подшипника на другой, менее грузоподъемный

(радиально-упорный шариковый на радиальный шариковый).

2. Расчетная динамическая грузоподъемность больше базовой Сrр > Сr.

В этом случае:

· заменяют подшипник по серии (легкую серию на среднюю, среднюю на тяжелую), не меняя при этом типа подшипника;

· меняют данный тип подшипника на другой, более грузоподъемный

(радиальный шариковый на радиально-упорный шариковый);

· увеличивают диаметр вала под подшипником, при этом частично меняются (увеличиваются) размеры смежных с одной стороны участков вала и масса вала в целом увеличивается.


Date: 2016-08-30; view: 803; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию