Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 4. Формы политического взаимодействия. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Форма, в которой происходит политическое взаимодействие (взаимодействие между субъектами политики), непосредственно определяется соотношением целей, которые ставят перед собой его участники. В соответствии с этим можно выделить три основные формы взаимодействия: · Политическое сотрудничество. · Политический нейтралитет. · Политический конфликт. Субъекты политического взаимодействия включают весь круг субъектов политики: государство и его институты, политические партии, общественные движения, политические элиты, группы интересов, граждане и любые их объединения. Объекты политического взаимодействия (то есть вопросы или проблемы, которые являются причиной взаимодействия субъектов) - помимо сугубо политических вопросов, ими могут становиться вопросы неполитического порядка (например, экономические, межнациональные, межконфессиальные и иные), решение которых предполагает использование политических процедур и средств. Политическое сотрудничество предполагает совпадение или близость целей, преследуемых партнерами в ходе взаимодействия, их взаимную поддержку и совместные усилия в борьбе с реальными либо потенциальными соперниками. Сотрудничество может быть как эпизодическим (партнеров объединяет одна конкретная задача), так и устойчивым и долговременным (если оно базируется на близости коренных, приоритетных и долговременных целях партнеров). Политический нейтралитет предполагает такое состояние, когда политические субъекты воздерживаются от взаимодействия друг с другом – как в форме сотрудничества, так и в форме борьбы, - но налицо имеется пересечение их интересов и их объективная заинтересованность в том или ином исходе политического процесса. Иными словами, нейтралитет – это форма взаимодействия, которая проявляется в уклонении от самого взаимодействия. Тем не менее, нейтралитет всегда так или иначе «политически окрашен» - то есть он де-факто выгоден для одних политических сил и гораздо менее выгоден для других. Политический конфликт (политическая борьба) – характеризуется частичным или полным несовпадением позиций и целей субъектов по поводу вопросов, политическое решение которых возможно в различных, в том числе альтернативных вариантах. Политический конфликт также можно определить как форму взаимодействия, при которой противники совершают действия по ослаблению политических позиций и ресурсов друг друга вплоть до полного уничтожения в политическом либо даже физическом смысле слова. Типология политических конфликтов: 1. Конфликты внутри структур государственной власти – это конфликты между отдельными ее ветвями, различными группировками внутри аппарата государственного управления, между различными парламентскими фракциями. Эти конфликты могут быть обусловлены столкновением интересов политиков и чиновников, стремящихся к усилению своих позиций и политического влияния. 2. Конфликты между различными заинтересованными группами, разрешаемые через политические процедуры. В данном случае институты государственной власти, как правило, занимают либо нейтральную полицию (роль арбитра), либо позицию, более или менее сориентированную на интересы одной из сторон. 3. Конфликты между социальными группами и государством – проявляются в самых разнообразным формах – от петиций и апелляций к общественному мнению до стихийного или организованного протеста.
В структуре политического конфликта принято выделять три уровня: На первом (базовом) уровне имеет место пересечение и противоречие политических интересов потенциальных участников политической борьбы. При этом зачастую конфликты могут долгое время находиться в таком латентном состоянии и в дальнейшем либо актуализироваться, либо сходить на нет. На втором уровне конфликта происходит осмысление участниками противоречивости их интересов, формулирование и выработка соответствующих программ действия. На третьем уровне конфликта происходит идеологическое оформление политических целей противников. Причем, на данном этапе происходит некое «облагораживание» целей конфликта: противники пытаются закамуфлировать свои корпоративные, эгоистические интересы под общезначимые цели и интересы. В развертывании политического конфликта условно могут быть выделены три этапа: 1. Осознание потенциальными противниками противоречивости их политических интересов, формулирование целей и приоритетов борьбы, их идеологическое оформление, разработка стратегии и тактики поведения в конфликте, поиск союзников и создание коалиций. 2. Противники вступают в непосредственное взаимодействие, формы которого чрезвычайно многообразны - от относительно мягкого (парламентские дебаты) до предельно жесткого (переворот, революция, война). 3. Завершение конфликта, которое приобретает одно из трех возможных оформлений: a. Победа одной из сторон. b. Достижение компромисса. c. Приостановка, «затухание» конфликта вследствие исчерпания противниками ресурсов или воздействия внешних факторов. Например, в случае вступления страны в войну внутренние политические противоборства, как правило, приостанавливаются. Какова роль государства в политических конфликтах? Государство как главный субъект политики берет на себя функцию предупреждения, смягчения и разрешения конфликтов, а также создания безопасных для стабильности общества институциональных, процедурных и нормативных рамок. В этой деятельности объективно заинтересованы не только государство, но и все потенциальные участники политической борьбы. Она включает прежде всего прояснение и рационализацию позиций и целей противоборствующих сторон. Это позволяет своевременно предотвращать конфликты, которые являются следствием неправильного понимания субъектами своих реальных интересов и позиций друг друга. Date: 2016-08-30; view: 276; Нарушение авторских прав |