Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая власть в современной РоссииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Конституционные основы принципа разделения властей в России локк, монтескье, «отцы-основатели»
гос власть РФ осуществляется на основе разделения на зак, исп и судебную. Органы зак, иск и судебной власти самостоятельны (ст 10 Конституции РФ) баланс полномочий: институт президентства в россии характеризуется большим объемом полномочий ---существует ряд органов, кот формируется непосредственно президентом и влияют на политику: администрация президента, совет безопасности Федеральное собрание: гос дума — стремится нарушить систему разделения властей из-за отсутствия контроля со стороны парламента недостаточный авторитет исполнительной власти недоверие судебной власти
конституционные основы деятельности президента РФ: март 1991 — референдум ---утвержден пост президента конституция исходит из ведущего положения президента в системе гос органов власти. Президент не входит в систему разделения властей, а возвышается над ней ---тк президент — гарант конституции, прав и свобод граждан России. Президент представляет Россию внутри страны и на международной арене. Какие требования предъявляются к президенту? - гражданин РФ не моложе 35 лет, ценз оседлости — 10 лет, одно и тоже лицо не может быть президентом РФ больше 2х сроков подряд полномочия: 1. президент назначает выборы в госдуму, распускает госдуму, назначает референдум, вносит законопроекты в госдуму, подписывает и обнародует ФЗ 2. представляет кандидатуры на должность председателя правительства (назначение главы правительства: президент вносит кандидатуру в гос думу ---голосование, если 3 раз госдума отклоняет кандидатуру —роспуск госдумы), может председательствовать на заседаниях правительства. Президент может принять решение об отставке правительства. Президент представляет госдуме кандидатуры на должности: председателя ЦБ, председателя счетной палаты и половины её аудиторов, уполномоченного по правам человека. Президент рассматривает решение госдумы о недоверии к правительству ---если не соглашается ---роспуск госдумы. Согласует с советом федерации назначение и освобождение от должности ген прокурора РФ, судей конституционного суда, верховного, высшего арбитражного. 3. Руководство внешней политикой, подписывает международные договоры и грамоты 4. верховный главнокомандующий ВС РФ, вводит на территории страны военное положение 5. президент вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование
гарантии: неприкосновенность. Может быть отрешен от должности по представлению госдумы (за уголовные преступления)
конституционные основы деятельности ФС РФ: ст 94 Конституции: ФС — парламент РФ — представительный и законодательный орган РФ полномочия СФ: 1. утверждает изменения границ субъектов РФ 2. утверждение указа президента о введении чрезвычайного и военного положения 3. решение вопроса о использовании вооруженных сил РФ 4. назначение выборов президента РФ 5. отрешение президента от должности 6. назначение на должность судей 7. назначение и освобождение от должности ген прокурора РФ
полномочия госдумы: 1. дача согласия президенту на назначения председателя правительства 2. решение вопроса о доверии правительству РФ 3. назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ 4. объявление амнистии 5. выдвижение обвинения президенту РФ для отрешения его от должности 6. + законотворческая деятельность (законопроект вносится в нижнюю палату-госдуму ---1 чтение: нужен ли вообще такой закон ---поправки ---2 чтение: утверждение текста закона ---3 чтения: окончательный вариант -------------------закон идет в совет федерации (одобряют или возвращают на доработку) ---на подпись президенту в течении 2 недель -----обнародование (публикация в российской газете)
конституционные основы деятельности правительства РФ: правительство РФ — коллегиальный орган исполнительный власти государства и субъектов федерации, кот осуществляет гос власть над всей российской территории полномочия: 1. разработка и представление гос думе федерального бюджета и обеспечивание его исполнения 2. обеспечение проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики 3. обеспечение и проведение в РФ единой гос политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц обеспечения 4. осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка 5. осуществление мер по обеспечению мер обороны страны, гос безопасности, обеспечению внешней политики РФ 6. осуществление управления фед собственностью
ответственность правительства: политическая ответственность за бюджет
конституционные основы деятельности судов РФ: а судьи кто? Граждане РФ, высшее юр образование, достигшие 25 летнего возраста, опыт юр деятельности — 5 лет судьи — независимы и подчиняются только конституции РФ и фед. закону, несменяемы, неприкосновенны, финансируются из федерального бюджета конституционный суд: проверяет соответствие актов конституции, дает толкование контитуции
верховный суд — суд общей юрисдикции + надзор за низшими судебными инстанциями. Высший арбитражный суд — высший судебный орган по разрешению экономических споров
реформы политической власти в 2000х годах: 1. создание федеральных округов + институт полпредства (надзор, приведение местного законодательства в соответствие с федеральным) 2. реорганизация совета федерации (из состава выведены губернаторы) 3. создание гос совета (совещательный орган)
полит режим — регламентированный метод ведения полит отношений (методы назначения правительства, механизмы формального и неформального представительства, модели принуждения) вотум недоверия- процедура голосования о недоверии которая исходит из парламента ---правительство в отставку вотум доверия — процедура рассмотрения вопроса о доверию правительству, исходящая от правительства
непотизм — покровительство членам своей семьи =клановость
совр российское государство государство — осн инситут полит системы выполняющий функции нормативно-регламентивного управления общества - публичная власть (опирается на механизм принуждения, исп правовые санкции и реализуется через гос служащих ---может применять легитимное насилие - суверенность (госво обладает наивысшей властью в пределах своих границ и только государство может издавать законы, имеющие общеобязательный характер) государство в россии: 2 тз на взаимоотношение госва и общества: гос-во не считается с людьми и позволяет себе принимать решения вопреки интересам общества и воплощается в огромном массиве чиновничества + ценности госва и общества совпадают М. Вебер: госво как носитель опр культуры. Государство — совокупность людей, взаимосвязанных между собой посредством особой гос субкультуры источники российской государственности: древние предания страны (традиционалистская попытка интерпретировать современность на основании древней мифологии) + опыт западных стран
этапы рос государственности: идеохронное развитие страны предгосударственный этап киевская русь (до 12 века) феодальная раздробленность золотоордынская русь (13 век) московская русь (с начала 14 до 1521 — присоединение рязанского княжества до конца 17 века) петровская россия императорская россия советская россия постсоветская россия за время своего развития россия прошла 7 кризисов
функции государства: - внутренние (консолидация общества, обеспечение общественной безопасности, принятие и реализация законов, поддержание общ порядка, разработка нац-гос идеи, формирование нормативно-ценностных установок, регулирование экономических социальных и политических отношений, создание условий необходимых для развития культуры) - внешние (защита гос интересов на межд арене, поддержание обороноспособности страны, участие в решение глобальных проблем, развитие взаимовыгодного экономического и полит сотрудничества с др странами)
осень 1998 — дефолт — выразились пороки системы ---необходимо возродить государство. Август 1998 — крах экономической модели 1/1 90х. С осени 98 — 3 тап становления российской государственности
проблемы становления совр российской государственности: 1. проблемы государственно-институционального характера: - по конституции, россия — демократия с республиканской формой правления + разделения властей + правовое государство --------несоответствие декларируемого конституцией принципа правового государства и практики, сосредоточение власти в руках президента, проблема возможности возникновения конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти (оппозиция требует пересмотра конституции, ослабить полномочия президента) ----перманентный конфликт между ветвями власти - нет ментальных основ правового государства - российский федерализма ассиметрия субъектов федерации - отсутствие нац гос идеи для консолидации общества 2. проблемы взаимодействия госва — индивида и госва - общества - конституция провозгласила гражданские права но на практике они носят только декларативный характер - исторически российская государственность базировалась на патернализме и полициизма (прогресс путем насилия) ----реформы 90х россия отказалась от полициизма, но сворачиваются соц программы — не выплачиваюся пенсии и зарплаты ---- построить такое соц государство, кот было бы привычно для патерналистской ментальности - неразвитость гр общества (государству необходим контроль ---стремится сузить гр общество тк оно может создать конкуренцию государству) 3. отношение государства к природным ресурсам: - основа экономики — сырье 4. взаимодействие россии и мирового сообщества: - заивисмость
кейнс: гибкая система воздействия государства на различные сферы жизни общества — модель социального государства в государстве реализуются культурные, образовательные программы ---развитие индивида как центра либеральной идеологии критерии федерализма: - единая гос политика и контроль над всеми территориями входящими в федерацию - искл право федерального правительства на проведение внешней политики - отсутствие у субъекта федерации права на выход из неё - отсутствие у центрального правительства права на изменение границ - возможность изменения конституции государства только с согласия членов федерации - возможность субъектов иметь свои конституции/уставы кот не должны противоречить федеральным - наличие двухпалатного парламента с равным представительством (нижняя палата — все население. Верхняя - регионы) - двойная система зак и исп органов и разделение полномочий федерации и её членов - демократическая децентрализация страны
децентрализация: 1. деконцентрация (административная договоренность согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам центральных органов власти) 2. делегирование (агентское соглашение по кот функции перемещаются организациям действующим вне центральных правящих структур с опр степенью административных и финансовой самостоятельности) 3. передача власти (перевод полномочий от центра к субъектам федерации)
федеративный принцип призван обеспечить равноправие общностей обладающих этническими, религиозными и др особенностями и создать оптимальные особенности для выражения
конституционные основы российского федерализма 89 по конституции, по факту — 83 31 1991 — заключен федеративный договор (договор о разграничении предметов ведения) 3 договора: для республик + для краев, областей итд + для автономий статус и границы субъекта не мб изменены в одностороннем порядке совмещение национального и территориального принципа формирования субъектов черты федеративной системы россии: - смешанный этнотерриториальный характер построения федерации ---этноконфликты - ассиметричность фед единиц - неравенство субъектов федерации - экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов - дотационность большинства субъектов РФ ----зависимость - провинциальный централизм - самовластие региональных элит - высокая роль субъективного фактора (личные качества лидера региона и его авторитет в центре определяет положение региона)
|