Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и формы реализации права





Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение (выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. В этой форме реализуются запрещающие нормы.)

2.Исполнение (состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. В этой форме реализуются обязывающие нормы.)

3.Использование (состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.)

4.Применение (представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.)

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.

Понятие и признаки применения права. Субъекты применения права. Стадии и принципы правоприменения. Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов.

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.

Прежде всего, применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа.

Признаки применения права:

1. является государственно-властной деятельностью. Для государственно-властной деятельности характерно:

- категоричность велений;

- их односторонний характер;

- обеспеченность государственным принуждением.

2. субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы (судебные, правоохранительные, органы управления);

3. с точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;

4. применение права носит процедурный характер, это процессуальная деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах. Применение права - это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав.

Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п.

Стадии правопроменения.
Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);

3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);

4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Принципамиправоприменения являются - обоснованность, законность, целесообразность, справедливость и эффективность. Требование обоснованности применения н\пр обращено к фактической основе применения и выполняется главным образом на первой его стадии. Оно заключается в том, чтобы правовые нормы применялись: 1. Лишь к таким случаям, для регулирования которых данные нормы созданы. 2. Когда фактические обстоятельства установлены с объективной достоверностью, когда выявлена объективная истина по делу. При этом необходимо, чтобы указанные факты были установлены точно. Всякие сомнения должны быть устранены. Требование законности применения норм права обращено к юр. основе применения. Суть данного требования состоит в том, чтобы компетентные органы, осуществляя правоприменительную деятельность, правильно выбирали правовые нормы, надлежащим образом их истолковывали и принимали решения в строгом соответствии с предписаниями этих норм. Применение неправильно выбранной нормы права, а равно непонимание или несоблюдение надлежащей нормы, естественно, приводит к принятию неправильных решений. Требование целесообразности заключается в том, чтобы компетентный орган в каждом конкретном случае принимал решение, которое наилучшим образом приводит к достижению цели правовой нормы и оказывает наиболее эффективное воздействие на общественные отношения. Это требование, конечно, осуществляется в рамках законности. Недопустимо принятие незаконных правоприменительных актов под предлогом их целесообразности.

Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела.

Виды правоприменительного акта:

1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) но юр. природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру - на материальные и процессуальные.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

 

Date: 2016-08-30; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию