Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие среды в менеджменте. Характеристик внутренней и внешней среды предприятия





Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значительным факторам косвенного воздействия относятся:

· Политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т.д.;

· Экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность;

· Социальные факторы – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе традиции и обычаи; разделяемые людьми ценности, менталитет общества; уровень образования и др.;

· Технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Внутренняя среда предприятия технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Внутренняя среда организации включает следующие основные элементы:

· Производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.;

· Финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

· маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

· персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

· организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

· культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

 

Внутрифирменное стратегическое и оперативное планирование на предприятии.

Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее).

Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

Планирование деятельности предприятия базируется на следующих принципах:

  • непрерывности – обеспечение взаимосвязи краткосрочных и долгосрочных планов;
  • альтернативности – возможность осмысления и выбора наиболее эффективного плана;
  • оптимальности – обеспечение наилучшего сочетания затрат и результатов;
  • стабильности – обеспечение финансовой устойчивости;
  • выделения приоритетов – предоставление режима наибольшего благоприятствования в финансировании определенных проектов;
  • комплексности – взаимоувязке всех составных частей;
  • научности – учет всех перечисленных выше принципов планирования;

Методы планирования:

  • балансовый (состоит в обеспечении равенства двух показателей, например, потребности в ресурсах и их наличии);
  • нормативный (основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин);
  • программно-целевой (применяется при разработке сложных проектов, в которых участвует множество исполнителей, когда строится дерево целей комплексной программы);
  • экономико-математический (составление математической модели из ряда показателей, при котором находится переменная величина Y как зависимая от других факторов X1-Xi);

Виды планирования: на предприятии:

  • стратегическое;
  • текущее;
  • оперативное;

Стратегическое планирование, ставит своей целью долгосрочное планирование. В нем определяются главные направления развития компании в ближайшие несколько лет. В стратегическом плане должны отображаться основные перспективы, возможности внедрения новых направлений, расширения деятельности, стимулирования в технической сфере. Рассматривается, какие меры стоит предпринять для покрытия запросов рынка, в каких сферах будет выгодней работать, выпуском какого товара заниматься и так далее.

Итогом стратегического планирования является четкая постановка перспектив дальнейшего развития и разработка способов по их достижению;

Основные задачи стратегического плана развития предприятия заключаются в следующем:

  • осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия;
  • сделать технико-экономическое обоснование основных вариантов;
  • разработать долгосрочный план финансирования инвестиций за счет собственных и заемных средств;
  • количественно измерить рост стоимости предприятия за счет реализации инновационных и инвестиционных проектов;

Текущее планирование, его особенность – в формировании предпосылок для реализации тех или иных замыслов. По сути, это подготовка «почвы» для внедрения стратегического плана в жизнь. И если в стратегическом планировании делается упор на то, что хочется получить компания в перспективе, то тактический план дает ответ на вопрос, как это можно сделать проще всего. Чаще всего тактический план составляется на небольшой период времени (до пяти лет), в то время, как стратегический план может формироваться на период от 5-ти лет и выше.

Текущее планирование является логическим продолжением стратегического плана развития предприятия на соответствующий год. Его основные задачи заключаются в следующем:

  • исходя из стратегического плана, уточнить или скорректировать его основные экономические показатели;
  • сформулировать для собственников, кредиторов и персонала способы продвижения товаров и обеспечения успешной работы в плановом году;
  • составить уточненный финансовый план;
  • рассчитать основные финансово-экономические показатели и представить их динамику;

Оперативное планирование – вид планирования, подразумевающий составление планов на короткие временные промежутки, представляющий намеченные ранее работы в максимально детализированном виде. Производственная программа предприятия детализируется в течение декады, недели, суток и смены. Оперативное планирование – завершающий этап общего процесса планирования на предприятии.

Ключевая цель оперативного планирования – организация равномерного производства продукции, соответствующей определенным критериям качества, в заданных объемах.

Основные задачи оперативного планирования состоят в том, чтобы:

  • ориентируясь на основные показатели годового планирования, выполнить детальные расчеты себестоимости продукции в соответствии с имеющимся портфелем заказов и планом маркетинга;
  • сделать обоснование производственной программы производственным мощностями, выявить «узкие» места и незагруженное технологическое оборудование;
  • рассчитать трудоемкость производственной программы, численность персонала, фонд оплаты труда, а также соотношение темпов прироста средней заработной платы и производительности труда;
  • определить потребность в материальных ресурсах на производственную программу и технических средствах для развития предприятия;
  • запланировать движение денежных средств по текущей (производственной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Этапы внутрифирменного планирования

Этап
1.Стратегическое планирование 2. Тактическое планирование 3. Оперативное планирование
Содержание
Разработка стратегии предприятия Разработка планов действий и оценка потребности в ресурсах для достижения стратегических целей Дезагрегация тактического плана, составление календарного плана
Инструменты
SWOT-анализ, анализ конкуренции, анализ цепочки ценности, портфельный анализ и др. Проектное планирование, программное планирование, функциональное и процессное планирование Бюджетирование, построение финансовой модели
Результат
Сформулированные стратегические альтернативы. Главным образом качественные, нефинансовые показатели Программы действий, проекты, планы работы, бизнес- планы Мастер-бюджет, финансовая часть бизнес-плана.
Ключевой вопрос
Куда мы идем? Какая отправная точка? Как мы туда идем? (Качественные показатели, показатели процессов) Как мы туда идем? (Количественные показатели, показатели финансов)

 

«СП – особый вид практической деятельности людей – плановая работа, состоящая в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды»

В мире большое распространение получила модель стратегического планирования, состоящая из четырех стадий.

Стадия 1. Формирование предпосылок. Сбор информации об окружающей среде, деятельности отраслевых предприятий, конкурентах. Составление прогнозов на будущее. Оценка угрозы со стороны. Сравнение результатов прошлой деятельности и текущего состояния фирмы.

Стадия 2. Постановка проблем. Определение темпов роста фирмы (не менее 10 % в год). Прогноз результатов при условии сохранения действующей политики. Определение уровня притязаний. Сравнение, выявление разрывов. Выработка стратегии по ликвидации разрывов.

Стадия 3. Разработка долгосрочной стратегии. Процедура включает три аспекта: а) разработку долгосрочных целей; б) составление долгосрочных проектов; в) принятие курса долгосрочной политики.

Стадия 4. Оформление среднесрочных планов. Выдвижение среднесрочных проектов, привязка их к ресурсам. Составление планов ассортимента продукции. Подготовка планов развития (производственные мощности, персонал, прибыль).

В мире применяются, естественно, и другие модели.

Однако все вариации не затрагивают стратегических идей и взглядов на будущее. В главном все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.

 

В условиях рыночной экономики информационное обеспечение менеджмента имеет важнейшее значение для динамичного развития предприятия в целом, ведь именно объективная финансовая информация является основой для столь необходимой управленцу финансовой отчетности. Такая информация должна отражать сведения для отражения текущего финансового положения предприятия, потоков всех денежных средств и принятия решений об инвестициях. К основным пользователям финансовой отчетности относят инвесторов, кредиторов, профсоюзы, заказчиков продукции, государственные органы. Информационное обеспечение менеджмента должно обеспечивать наблюдение и контроль над производством, за сбытом продукции, за предоставляемыми услугами, за финансовой и маркетинговой деятельностью, прогнозированием, календарным и стратегическим планированием. Также подобного рода информация способствует принятию управленческих решений, контролю над людскими и денежными ресурсами и прочее.

Информационное обеспечение менеджмента должно отвечать следующим задачам и целям: - удовлетворять информационные потребности управленческих структур, предоставление им документированной информации; - формировать, наполнять, поддерживать, размещать, актуализировать и использовать информационные ресурсы предприятия; - создавать и развивать систему обработки, использования и передачи необходимой информации; - развивать систему качественного и быстрого обеспечения информацией. Информационное обеспечение менеджмента должно учитывать законодательные, нормативные государственные ограничения и обеспечивать достаточный уровень безопасности использования технических достижений и средств. Информация должна включать в себя - законодательные государственные акты; - указы, постановления и распоряжения президента и правительства; - правовые акты, принятые органами исполнительной власти; - материалы, изложенные в методической документации; - государственные специализированные стандарты. Информационная основа финансового менеджмента должна обеспечивать всей необходимой информацией, как пользователей внешней среды предприятия, так и внутренней. Ведь любая фирма существует одновременно и во внешней и во внутренней среде. Внешняя среда образована государством, разными организациями, обществом, различными объединениями. Внутренняя среда образована структурными подразделениями организации и работающим в них персоналом. Поэтому информационные ресурсы в менеджменте делятся на внутренние и внешние источники. Эти источники информации порождают контрольную, научную, аналитическую, плановую, техническую и другую информацию. Источники внутренней среды предоставляют точную и полную информацию, которая отражает всю финансовое и хозяйственное состояние организации. К внешним источникам информации относят законодательные органы, клиентов и партнеров организации, конкурентов, учетные органы, информационные бюро и др. Информация, полученная из внешних источников часто неполна, неточна, противоречива и приблизительна. Процесс информационного обеспечения организации нуждается в постоянном управлении и контроле.

Date: 2016-08-30; view: 1898; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию