Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окружающий мир» к концу 4 класса





Рабочая программа

По окружающему миру

Для 4 класса

На 2014/2015 учебный год

(традиционная система обучения, УМК «Гармония»)

 

 

Разработчик программы

учитель начальных классов

Шахабудинова Ольга Николаевна

Педстаж 20 лет,

высшая квалификационная категория

 

2014год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях, тетрадями тестовых заданий, методическими рекомендациями для учителя, комплектом наглядных пособий, Изд-во: Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2013г., авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин).

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми)представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).

Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

 

Согласно Федеральному базисному образовательному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.

 

Планируемые результаты освоения программы курса

Окружающий мир» к концу 4 класса

Предметные

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

различать понятия: сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год;горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, компас;масштаб, план предмета, план местности, топографическийзнак;географическая карта, карта полушарий, глобус как модельЗемли;ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы;

материк, остров, полуостров, горы, равнины; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, телескоп, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого,

карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона, природное сообщество, цепь питания; арктическая пустыня, тундра, зона лесов, степь, пустыня; море, озеро, болото, луг как природные сообщества;

сравнивать и объединять природные объекты в группы по существенным признакам;

различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе;

называть планеты Солнечной системы и моделировать их расположение относительно Солнца;

демонстрировать и объяснять с помощью глобуса (теллурия) связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

– характеризовать значение Солнца для природы и человека как главного источника света и тепла, необходимых для жизни:

объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;

называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;

читать с помощью условных знаков план местности, физическую карту;

называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки, океаны и наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки Земли; на физической карте России – наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные

природные зоны;

– определять направления течения рек по плану, карте и глобусу;

– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых и др.;

– выполнять простые опыты по изучению свойств полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;

– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;

– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, озера, моря): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов, приводить примеры наиболее распространённых и взаимосвязей между ними; моделировать простые цепи питания;

– характеризовать особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, почву, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохо-

зяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;

– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения бережного отношения, экологически грамотного поведения в природе;

– находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать влияние человеческой деятельности на природу, прогнозировать возможные негативные последствия, участвовать в природоохранной деятельности в своей местности;

– составлять в группе отчёт о наблюдениях во время экскурсии в природу в выбранной форме;

Ученик может научиться:

– проводить самостоятельно наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических), вести дневник наблюдений; обобщать результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, делать выводы;

– понимать (декодировать) информацию, представленную в условно-знаковом виде, кодировать найденную словесную или другую информацию с помощью условных знаков;

– объяснять способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб);

– объяснять причины смены дня и ночи, смену сезонов на Земле, изменения высоты Солнца над горизонтом и длительности светового дня в разные времена года;

– ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам;

– объяснять влияние Солнца на живые организмы;

– работать с контурной картой, отмечать на ней изученные географические объекты;

– применять масштаб при чтении плана и карты;

– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах; меры по охране природы своего края; осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;

– осознавать, что в окружающем мире «всё связано со всем», что деятельность человека может нарушать природное равновесие; что каждый человек (в том числе и он сам) несёт ответственность за сохранение красоты и гармонии природы;

– соблюдать экологически грамотные и безопасные правила поведения в природе;

– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам (об особенностях природы разных природных зон, материков, о великих путешественниках, открывавших или исследовавших материки Земли и др.), используя разные источники информации, в том числе контролируемый Интернет и другие электронные образовательные ресурсы; готовить небольшие презентации;

– собирать краеведческий материал о природе родного края и представлять его одноклассникам;

– участвовать в проектной деятельности, проводя исследования индивидуально или совместно с одноклассниками.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

– различать понятия: исторический источник, летопись, легенда, берестяная

грамота, историческая карта; дата, календарь, век, тысячелетие, «лента времени»;

племя, дружина, княжество, государство, империя, граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, вече, царь, император, президент, крестьяне, ремесленники, крепостные; кремль, посад, торговище, торговый

путь; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война, революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;

– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

– соотносить и определять римские и арабские цифры, устанавливать век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;

– узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего города (областного центра);

– рассказывать о главных символах государства и своего города;

– находить и показывать на карте Российскую Федерацию, её границы, столицу – город Москву, свой регион и его административный центр, некоторые крупные города;

– называть наиболее многочисленные народы, проживающие на территории России и родного края;

– различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

– показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

– называть основные этапы развития государства, ключевые даты и события каждого периода истории и кратко характеризовать их; находить на «ленте времени» века, соотносить их с датами исторических событий;

– различать времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, современной России;

– описывать (пересказывать) изученные события; приводить примеры ратных подвигов и патриотизма жителей нашего государства в разные периоды его развития;

– рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

– рассказывать о государственном устройстве и символике современной России; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России,

– называть права детей;

– готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, объектов культуры;

– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);

– обсуждать особенности некоторых стран мира (США, Китай и страны по выбору учеников), находить и показывать их на карте;

– находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем нашей страны, родного края, об образе жизни наших предков, о национальных традициях народов из разных источников (учебных, научно-популярных и художественных текстов, иллюстраций, репродукций картин, картосхем, исторических карт, из дополнительной литературы, электронных образовательных ресурсов).

Ученик может научиться:

– осознавать важность знания истории своего государства;

– объяснять, что такое история, археология, исторический источник, исторический факт, легенда; понимать значение для себя понятий «малая родина», «Родина», «Отечество»;

– ориентироваться в названиях Российского государства, его правителей и столиц, в важнейших для страны событиях, происходивших в её истории;

– объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

– рассказывать по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного города, об исторических памятниках, о военных действиях известных полководцев и др.;

– рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; оценивать исторические события, дела исторических деятелей, высказывать своё мнение, выражать отношение к ним;

– отображать выбранным способом (рисунки, аппликации, макеты, тексты и др.) важнейшие события в истории Отечества, памятники культуры, государственных деятелей и т. п. на «ленте времени», сотрудничая с одноклассниками;

– анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;

– составлять в группе отчёт (в выбранной форме) о наблюдениях во время экскурсий к местам исторических событий, воинской славы, памятникам истории и культуры, в краеведческий (исторический) музей, музей военной техники и др.;

– обмениваться с одноклассниками мнениями о событиях, происходящих в стране сегодня, о правилах жизни в современном обществе, о перспективах продолжения учёбы в основной школе и др.;

– показывать на глобусе, карте полушарий маршруты великих путешественников – открывателей новых земель; находить дополнительные сведения о них, используя разные источники информации;

– обобщать найденную информацию (об образе жизни народов мира, о памятниках мировой культуры и др.) в виде информационных листков с текстом и набором иллюстраций;

– воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Date: 2016-08-30; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию