Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная психология





Пояснительная записка

 

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Школьная психология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки бакалавра по направлению по направлению 540600 (050700.62) «Педагогика» степень (квалификация) – бакалавр педагогики, утверждённого 31.01.2005 г. Министерством образования Российской федерации.

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование» предъявляются требования к освоению в полном объёме программ учебных дисциплин государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению «Педагогика».

 

Вступительный экзамен является по своему содержанию междисциплинарным, в связи с чем, программа включает в себя перечень вопросов из программ дисциплин «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная педагогика».

Цель вступительного испытания заключается в комплексном определении практической и теоретической подготовленности поступающего в магистратуру и соответствия его знания и умений требованиям обучения в магистратуре по направлению подготовки.

Содержание

 

Общая психология

Деятельность как предмет изучения и как объяснительный принцип в отечественной психологии. Место и роль категории деятельности в отечественной психологии. Теории активности человека. Универсальный и предельный характер категории. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как процесс порождения, формирования и развития психики. Развитие идей деятельностного подхода в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и др. Деятельностный подход в общей, возрастной и педагогической психологии. Ведущая деятельность, их смена в процессе онтогенетического развития. Понятие деятельности. Виды деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Характеристики деятельность: предметность, субъективный характер, динамизм предметности – опредмечивание и распредмечивание, социальный характер и др. Интериоризация и экстериоризация. Структура деятельности. Потребность как источник активности. Мотив, его функции. Цели и мотивы. Действие как основная единица деятельности. Предметное действие. Роль действия в психическом развитии. Порождающие свойства действия. Структура действия. Виды действий. Операции. Развитие деятельности. Сдвиг мотива на цель как один из механизмов развития деятельности.

Значение и функции общения. Понятие общения. Межличностное общение и массовая коммуникация. Структура общения: субъект и объект общения; стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная); средства общения (вербальные и невербальные средства общения; средства массовых коммуникаций); типы и виды общения. Обратная связь в общении. Социально-психологические механизмы общения: заражение, внушение, убеждение, подражание. Барьеры в общении. Компетентность в общении, пути и способы ее развития.

Личность как понятие обыденного знания. Житейские критерии определения человека как личности. Этимология понятия «личность», культурно-исторические условия становления понятия. Личность как предмет исследования ряда наук. Понятие «личность» в социологии, философии, культурологии и других общественных и гуманитарных науках. Многозначность понятия личности в современной психологии. Категориальный статус понятия «личность» в психологии. Соотношение социального и природного в психологическом складе человека. Основные направления в психологическом изучении личности. Понимание личности как «системы мотивов». Подход к пониманию личности как тождественной её самосознанию. Понимание личности либо как определенной способности к творческим проявлениям, либо как способности к нравственным деяниям.

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Побуждения, влечения, потребности, мотивы и мотивировки, смысл, значимость, ценностные ориентации, направленность. Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Особенности опредмечивание потребностей в условиях высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека. Мотивационная сфера личности, её иерархическое строение. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижений. Функции мотивов: энергетическая, побудительная, смыслообразующая, структурирующая. Определение и классификация потребностей. Многообразие оснований при определении и классификации потребностей и мотивов. Механизмы формирования и развития мотивационно-потребностной сферы личности. Сдвиг мотива на цель действия (А.Н. Леонтьев). Проблема полимотивации игры, учения, труда. Осознанные и неосознанные мотивы. Динамика влечений с точки зрения глубинной психологии (замещение, сублимация). Смыслообразующие и ситуативные мотивы.

Общности и группы. Принадлежность к группе как фактор поведения личности. Группа и организация. Классификация групп в социальной психологии. Проблематика психологии больших социальных групп и их классификация. Понятие «социальный тип личности». Понятие и виды малых групп. Структуры малой группы: структура межличностных отношений; структура власти; коммуникативная структура. Положение индивида в группе Динамические процессы в малых группах: феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство и руководство; принятие группового решения; эффективность деятельности малой группы. Развитие малой группы. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания индивида на значимых для него объектах. Внимание в структуре внешней (физической) и внутренней (психической) активности личности. Многозначность внимания: внимание как процесс, как состояние и как свойство личности. Отличие внимания от других познавательных процессов. Виды внимания. Различные подходы к классификации видов внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение. Рассеянность и ее виды. Формирование внимания. Внимательность как черта личности и показатель сформированности внимания. Организация активной деятельности и управление ею как условие формирования внимания. Развитие наблюдательности в процессе игровой и учебной деятельности.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти. Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Развитие памяти. Основные подходы к изучению процессов памяти.

Понятие о мышлении. Основные классификации видов мышления. Основные психологические теории мышления. Теории мышления в рамках механистического подхода. Телеологический подход в исследовании мышления. Целостный подход в исследовании мышления. Исследование мышления как деятельности. Методы психологического исследования мышления. Индивидуальные особенности мышления.

Воображение, его функции и виды. Методы исследования воображения. Воображение и творчество. Приемы создания образов творческого воображения.

Понятие об эмоциях. Эмоции и потребности. Эмоции как переживание отношения к ситуации. Сигнальная и регулятивная функции эмоциональных состояний. Полярность и амбивалентность, интенсивность, динамика протекания эмоций. Стенический и астенический характер эмоциональных состояний. Формы выражения эмоций. Аффекты. Настроение. Эмоциональный стресс. Страсти и фрустрации.

Важнейшие особенности волевой деятельности: сознательное преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к поставленной цели. Волевые усилия и волевые действия. Сложное волевое действие, его структура. Подготовительный этап. Борьба мотивов и принятие решения, их психологическая характеристика. Исполнение принятого решения, как значимый компонент волевого действия. Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, ответственность, организованность. Сила, широта и устойчивость волевых качеств личности.

Темперамент как индивидуально-своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Зарождение и развитие учения о темпераменте и его физиологических основах. Учение об органической основе темперамента: гуморальный подход (Гиппократ, Гален, И. Кант, П.Ф. Лесгафт); конституциональные гипотезы о зависимости психического склада индивида от особенностей телосложения (Э. Кречмер, У. Шелдон). Первые полунаучные, полухудожественные психологические описания темперамента (И. Кант). Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Понятие генотипа и фенотипа. Зависимость психической активности человека от динамичности и лабильности нервной системы (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Вариативное сочетание отдельных свойств нервной системы как физиологической основа темперамента (В.С. Мерлин). Выделение психологических свойств темперамента: тревожности, экстраверсии–интроверсии, ригидности, импульсивности, эмоциональной возбудимости и эмоциональной стабильности. Тип темперамента как определенное сочетание психологических свойств. Создание В.М. Русаловым специальной теории индивидуальности. Общие (системные) свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Связь свойств нервной системы с решением поставленных задач. Разделение темпераментальных функций на предметные и социальные. Психологическое описание темпераментов на основе выделения четырех основных темпераментальных блоков – эргичности, темпа, пластичности и эмоциональности.

Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Структура характера. Содержание (мотивационная сторона) и форма (способы, манеры поведения) характера. Интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера. Нравственные черты характера как система отношений к окружающей действительности и способы осуществления этих отношений: отношение к людям и обществу, отношение к труду, отношение к себе, отношение к вещам. Развитие характера как изменение его структуры. Формирование характера. Роль деятельности и общения с другими людьми в формировании характера. Усложнение требований к деятельности и поведению как условие формирования характера на разных этапах возрастного развития ребенка. Акцентуации характера как крайние варианты нормы, результат усиления его отдельных черт. Классификация акцентуаций характера. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко. Акцентуации типов людей по характерной манере общения К. Леонгарда. Явные и скрытые акцентуации. Отличие акцентуаций от психопатий.

Способности и типология людей. Общие способности как основа выделения общих психологических качеств. Общее представление о способностях как индивидуально-психологических особенностях личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Основные признаки проявления способностей: склонности к определенной деятельности; темп деятельности и продвижение в ней; количество и качество результатов труда и их оригинальность. Отличие способностей от знаний, умений, навыков. Виды способностей: общие, специальные и способности к практической деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Измерение способностей: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности. Определение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов (Э.А. Голубева). Уровень умелости (А.Г. Ковалев). Выявление динамики успехов человека в деятельности. Качественная оценка способностей: продуктивность индивидуальных приемов и способов выполнения деятельности. Развитие способностей. Этапы развития способностей: репродуктивный и подражательный характер выполнения деятельности; самостоятельность в постановке и решении задач. Неравномерный характер развития способностей. Условия развития способностей: возрастная сензитивность, природные задатки (многозначность задатков), склонности и повышенный интерес, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности. Роль обучения в развитии способностей.

Возрастная психология

Проблема взаимосвязи обучения и развития в психологии. Понятие «зона ближайшего развития», его значение для теории и практики. Закон развития высших психических функций. Требования к организации обучения, психодиагностики и психокоррекционной работе. Теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков). Психологические условия развивающего обучения.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин об условиях, источнике, форме и движущих силах психического развития. Морфофизиологические особенности мозга как условия психического развития. Среда как источник развития. Форма развития как присвоение исторически выработанных способов деятельности. Интериоризация как психологический механизм развития. Общение и деятельность как факторы психического развития. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития.

Проблема периодизации в возрастной психологии. Основания периодизации, их характеристика. Проблема периодизации в зарубежной психологии. Психоаналитическая теория развития личности З. Фрейда. Последовательность стадий психического развития при преобразовании и перемещении либидонозной энергии. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона. Стадии психосоциального развития. Понятие идентичности и диффузии идентичности. Кризисы идентичности. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Проблема периодизации в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Закономерность периодизации психического детского развития в теории Д.Б. Эльконина. Динамика возрастного развития. Проблема возрастных кризисов. Виды кризисов детского развития. Кризисы развития в период зрелости и старости. Проблема сензитивных периодов развития, неравномерность проявления способностей.

Психодиагностическая работа психолога с дошкольниками различных возрастных групп. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования как основные диагностируемые параметры при изучении детей в возрастно-психологическом плане. Направления психодиагностики деятельности и общения детей. Возможности использования продуктивных видов деятельности и игры в диагностических целях. Диагностика когнитивной и речевой сферы дошкольников: перцептивных, мнемических, мыслительных действий и операций, пространственно-временной ориентировки, мелких и крупных движений, речевого развития. Исследование мотивационной, волевой сферы и самосознания. Применение данных психодиагностики в психологической и социальной практике.

Основные цели и задачи коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Разновидности и преимущества индивидуальных и групповых форм проведения коррекционно-развивающих занятий, принципы их построения, организации и протоколирования. Пути коррекции трудностей дошкольника, связанных с адаптацией к дошкольному учреждению, негативными тенденциями личностного развития, низким уровнем произвольной регуляции, коммуникативными проблемами, когнитивным развитием. Коррекция эмоциональной сферы дошкольника.

Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6–7 лет. Проблема психологической готовности к школе в отечественных и зарубежных исследованиях. Структура школьной готовности. Критерии школьной готовности. Характеристика типов развития детей 6–7 лет, принципы создания условий для оптимального развития детей разных типов. Содержание психодиагностической работы по определению готовности к школьному обучению, общая характеристика диагностических процедур Программы по развитию компонентов готовности детей к школе. Организация развивающей работы.

Характеристика психического развития в младшем школьном возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников в период адаптации к обучению в школе. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, общении со взрослыми и сверстниками, самочувствии. Диагностика и коррекция развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция развития школьников при переходе в среднее звено. Создание педагогических и психологических условий для формирования ин­теллектуальных, социально-личностных предпосылок для успешного обучения в среднем звене.

Социально-психологическая ситуация развития подростка. Общая характеристика основных видов деятельности в подростковом возрасте.

Изменение самосознания подростка, характеристика «чувства взрослости». «Трудные подростки», их типы.

Общая психологическая характеристика развития старшего школьника. Общая характеристика основных видов деятельности в старшем школьном возрасте. Социально-психологическая поддержка старшеклассника в контексте школьной психологической службы. Характеристика направлений самоопределения личности на этапе ранней юности и содержание совместной деятельности старшеклассника и психолога. Работа психолога по развитию познавательных возможностей старшеклассников. Коррекция становления временной перспективы. Организация и проведение занятий в группах общения старшеклассников. Развивающая работа по полоролевому и профессиональному самоопределению.

Date: 2016-08-30; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию