Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система работы над словарем — составная часть работы по формированию речи





Лексический состав языка — важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. У маленького слышащего ребенка усвоение лексики родного языка протекает в нормальных условиях общения с окружающими. И хотя этот процесс имеет свои закономерности. и не лишен некоторых трудностей, тем не менее для его успешного протекания нет особых препятствий. К школьному возрасту нормально развивающийся ребенок владеет лексическим запасом, который в основном обеспечивает потребности общения, дает возможность приступить к овладению грамотой, к усвоению основ наук.

Однако сформировавшийся до школы лексический запас ребенка явится лишь базой для его дальнейшего количественного обогащения и качественного совершенствования. На протяжении всего школьного обучения лексика самостоятельной речи учащихся будет предметом особой заботы учителя. Изучение родного языка как предмета, овладение основами наук, самостоятельное чтение, общение с окружающими, все более активное включение в разнообразные сферы труда и общественной жизни — все это будет совершенствовать лексические возможности детей и подростков, способствовать развитию речи и познавательной деятельности в целом.

В принципиально ином положении по отношению к овладению лексикой языка находится ребенок с нарушением слуха. Тот минимальный словарь, который он все же может накопить до школьного возраста, не обеспечивает ему возможностей полноценного общения, а следовательно, и общего развития. Поэтому перед специальной школой возникает проблема: что нужно сделать, чтобы наряду с другими сторонами формирования речи, умственного развития слабослышащего ребенка обеспечить и овладение лексическим запасом родного языка?

Решение этой проблемы — одна из задач специальной методики русского языка. Последние десятилетия ее развития позволили накопить большой материал как для теоретического обоснования построения словарной работы в школе слабослышащих, так и для конкретного ее обеспечения в необходимой системе и последовательности в I—VI классах 2-го отделения. Исходной базой для разработки методики словарной работы послужили исследования Р. М. Боскис и К. Г. Коровина, определившие принципы специального обучения слабослышащих детей языку. Изучение закономерностей речевого и умственного развития слабослышащих школьников выявило и ряд характерных особенностей овладения лексикой как до специального обучения, так и в его ходе.

В работах Р. М. Боскис был получен первый материал, характеризующий усвоение лексики слабослышащими и определивший принципы анализа этого процесса. В исследованиях К - Г. Коровина вопросы овладения лексикой слабослышащими изучались в связи с общими проблемами специального обучения языку и особенно в связи с формированием грамматического строя речи. Однако в дальнейшем потребовалось проведение специальной исследовательской работы, в которой закономерности усвоения словаря слабослышащими, состояние работы по его формированию и все компоненты построения словарной работы с учетом своеобразия развития детей и особенностей усвояемого материала (лексической системы русского языка) были бы выдвинуты как предмет специального изучения. Такая работа была проведена А. Г. Зикеевым и нашла отражение в ряде публикаций (СНОСКА: В обобщенном виде материалы, относящиеся к методике словарной работы в школе слабослышащих, представлены в следующих книгах: 3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.— М., 1976.— Гл. 4; Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. Р. М. Боскис.— М., 196В.— Гл. III).

Вопросы, относящиеся к изучению особенностей лексического развития слабослышащих детей, и вытекающие из этого методические выводы, существенные для построения словарной работы, были также предметом изучения в исследованиях многих других авторов: Л. И. Тиграновой, В. И. Бельтюкова, Л. В. Назаровой, А. М. Масюнина, М. И. Никитиной, Н. И. Линиковой, И. М. Ги-левич, Н. Ю. Донской, В. А. Синяка, Я - Р. Спалвиньша, Л. Е. Фин-германа, И. М. Боблы, К. Т. Илахунова, М. К- Шеремет. На основе проведенных исследований разработаны соответствующие разделы школьной программы и учебников, а также практическое руководство для учителей (СНОСКА: См.: 3икеев А. Г-, Коровин. К. Г. Уроки русского языка в 1 классе 2-го отделения школы тугоухих детей.— М., 1959 (во 2 кл.— 1960, в 3—4 кл.— 1961, в 5 кл.— 1963, в 6 и 7 кл.— 1964).).

Таким образом, в настоящее время словарная работа как раздел методической системы специального обучения языку во 2-м отделении школы слабослышащих (I—VI классы) разработана достаточно полно, что позволяет изложить ее задачи, содержание, принципы и методы в обобщенном виде.

Date: 2016-08-30; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию