Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средствами туристической деятельности.
В Центре с 2005 года существует физкультурно-спортивный клуб инвалидов (ФСКИ) «Лидер». Основной целью клуба является физическая реабилитация инвалидов, а занятия адаптивным спортом служат своеобразным стимулом достижения индивидуальных рекордов. Инвалиды занимаются физической культурой и спортом, ходят в туристические походы, имея такие патологические нарушения как: детский церебральный паралич (ДЦП), олигофрения, черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт, аномальное развитие, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем и др.
Цель работы с данной категорией людей – содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни. В рамках деятельности физкультурно-спортивного клуба для инвалидов «Лидер» на протяжении нескольких лет организуются экскурсии, походы на природу, соревнования, направленные на проведение оздоровительного отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Для достижения этой цели, в качестве направления социальной реабилитации, мы активно используем экскурсионный, образовательный и оздоровительный виды туризма. Краеведческая направленность экскурсионного туризма особенно актуальна для нас, ельчан. В декабре 2006 года администрацией Липецкой области было подписано постановление о создании в Ельце особой туристско-рекреационной зоны. Елец- город в Липецкой области, в котором старина является не позёрством, не приманкой для туристов, а естественным дыханием города. Старинная архитектура Вознесенского собора, Храма Елецкой Божьей Матери и других церквей величественна и в тоже время проста, наполнена своеобразной музыкой истории, которую может услышать любой, кто хочет и умеет слушать. Историю Руси в Ельце можно изучать буквально по каждой улице, где многие жилые усадьбы являются памятниками архитектуры. В перспективе, планируем разработать программу обзорных тематических экскурсий по Ельцу и его окрестностям; познакомить с народными промыслами елецких мастеров, которые известны далеко за пределами города: кружевоплетением, елецкой гармонью, военно-исторической реконструкцией, валянием валенок, росписью глиняной игрушки и многим другим.
Образовательный туризм является эффективным средством социализации, повышения социальной активности, педагогического и физического воспитания. Представляют большой интерес сведения о том, что туристские мероприятия могут служить средством борьбы с суицидальным настроем у инвалидов молодого возраста. Достижения инвалидов - путешественников оказывают позитивное влияние на других инвалидов со схожими заболеваниями.
Являясь разновидностью адаптивной физической культуры и спорта, оздоровительный туризм позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние человека. Оздоровительный туризм, как более щадящий, простой и доступный, привлекает наибольшее количество участников. Он приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному пространству здоровых людей и способствует их психической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе и экологически чистых районах, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Знания о родном крае, навыки выживания в условиях отрыва от цивилизации помогает людям с ограниченными возможностями интегрироваться в сложный и многогранный мир. Так как достаточно распространенным явлением является замыкание инвалидов в узком социальном кругу, можно отметить, что человек в группе ведет себя особым образом и группа может позитивно влиять на человека. Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние следующим образом: «То состояние общности, которое возникло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами». В туризме группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм. Инвалид с выраженными нарушениями, отправляющийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталкивается с необходимостью преодолеть мощный барьер страха перед неизвестностью. Его мучают вопросы: «Смогу ли я?», «Соответствуют ли мои возможности требованиям, предъявляемым этим видом деятельности?» Данный момент особенно актуален для лиц с наследственными дефектами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвалиды лучше узнают свой реальный уровень жизненных возможностей, подтверждается самими лицами с ограниченными возможностями (особенно инвалидами со значительным нарушением жизненно важных функций, например слепыми), принимавшими участие в активных туристских мероприятиях. Так, несколько раз подряд, вместе с мамой выезжает в туристический поход инвалид I группы Андрей М., который не может не только ходить или стоять, но даже самостоятельно есть. Парень прекрасно себя чувствует на природе, с огромным удовольствием слушает и подпевает туристские песни у костра. Каждый год он с нетерпением ждет лета, чтобы снова встретиться с природой и почувствовать себя настоящим туристом. Впечатления инвалидов-туристов свидетельствуют о том, что они рассматривают туризм как средство интеграции людей с ограниченными жизненными возможностями в общество: «Подавляющее большинство людей не представляют себе, что это такое - жить в инвалидной коляске, когда выход на улицу, поездка в магазин сравнима с выходом в открытый космос. Во время похода инвалиды живут в палатках, разжигают костер, сами готовят себе еду на костре, общаются, поют песни и, самое главное, начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя - самое сильное средство для интеграции инвалидов в общество». Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия: -«…путешествие помогло участникам обрести уверенность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности». -«…активный отдых на природе закаляет организм, дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры».
Оздоровительный туризм сочетает в себе следующие виды реабилитационных воздействий: -Оздоровление. В этом плане спортивно-оздоровительный туризм является разновидностью таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с ограниченными возможностями плане спортивно-оздоровительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры. -Социальная реабилитация, в том числе социально-коммуникативная реабилитация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли. -Социально-бытовая реабилитация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самолечение, уход за собой и организация быта в условиях природы. -Социально-средовая реабилитация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания. -Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками. -Социально-культурная реабилитация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и т. д. Расширение кругозора. Социально-психологическая реабилитация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе туристских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами других инвалидов, изменение точки зрения на уровень возможности инвалидов, ограничений и т. д. Таким образом, туризм является комплексным средством социальной реабилитации лиц с ограниченными жизненными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает проблему организации досуга инвалидов, что считается актуальной социальной проблемой. Очевидно, что туризм вполне соответствует понятию социальная работа в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКИ
Большое значение для успешной реабилитации имеет отношение в обществе к людям с проблемами. Именно негативное отношение выделяет этих людей в особую группу, приводит к дискриминации и сегрегации, не позволяет им занять адекватное социальное положение. Установлено, что не нарушение функций и ослабление здоровья мешает участвовать в общественной жизни, а барьеры окружающей среды (архитектурные, физические, психологические) и негативное отношение общества. Важно отметить, что неформальное общение и отношения с инвалидами и пожилыми должны быть основаны на некоторых правилах и знаниях: -->прежде всего, обращайте внимание на личность человека, а потом уже на его физические недостатки; -->поддерживайте возможности и умения, а не ограничения; -->не говорите "инвалид", "калека", говорите "люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями, проблемами здоровья" и т.д.; -->не проявляйте чрезмерного внимания к лицу с инвалидностью и не окружайте его гиперопекой; -->не говорите "ребенок-инвалид", говорите "ребенок с инвалидностью, ребенок с ограниченными возможностями"; -->не говорите "немой", говорите "человек, лишенный речи, потерявший речь"; -->не говорите "прикованный к креслу-коляске", следует сказать "использующий кресло-коляску, передвигающийся с помощью кресла-коляски"; -->не говорите "старик", нужно говорить пожилой человек и т.д. Предоставьте человеку возможность выбора и независимости, позвольте ему говорить и действовать сообразно его желанию и возможностям. Функциональные ограничения, которые мешают человеку ходить, слышать, говорить, не являются причиной его недееспособности; истинную причину составляют барьеры окружающей среды и общества.
Подготовка туриста и похода Подготовка туриста Подготовка к путешествию, поездке, походу заключается в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного проведения туристского мероприятия. Подготовка туристов подразделяется на физическую, теоретическую, техническую, тактическую, психологическую и специальную. Физическая подготовка: развитие физических качеств туриста (сила, ловкость, выносливость и др.). Основана на систематических тренировках и участии в походах. Теоретическая подготовка: получение знаний путем посещения лекций, семинаров, изучения наглядных пособий, учебной и географической литературы, просмотра видеофильмов и т.п. Техническая подготовка: изучение действий и приемов при передвижении, подстраховке, обеспечении быта; отработка и закрепление необходимых навыков с помощью тренировок, игр, семинаров-тренингов, соревнований и учебных походов. Тактическая подготовка: изучение способов организации передвижения групп по маршруту в зависимости от походных условий и состояния пути, а также способов преодоления отдельных препятствий. Тактическая подготовка приобретается не только на занятиях, но и во время похода, путешествия, поездки. Психологическая подготовка: выработка необходимых моральных качеств (коллективизм, самообладание, психологическая устойчивость в походных условиях и т.п.), что достигается в ходе всех видов подготовки тренингов в дискомфортных условиях, экстремальных ситуациях. Специальная подготовка: может быть связана с выполнением прикладных задач (сбор минералов, гербариев, географические наблюдения и т.д.), с решением реабилитационных, адаптивных задач, с подготовкой волонтеров и др. При подготовке следует учитывать характерные действия для каждого вида туризма. Для пешеходных маршрутов к таким действиям относятся длительная ходьба, передвижение по травянистым, скальным и осыпным склонам. Для водного похода - гребная техника, управление плавсредствами при сплаве, причаливание, преодоление бурных потоков и порогов. Для авто- и мототуризма - вождение автомобиля или мотоцикла с полной нагрузкой по трассе, проселочным, горным дорогам, преодоление песчаных и обводненных участков, переправ. Подготовка туристов проводится по типовым программам: начальной турподготовки (НТП) - для походов 1 и II категории сложности (КС); средней турподготовки (СТП) - для походов III и IV КС; высшей турподготовки (ВТП) - для походов V и VI КС. Подготовка туристов с целью реабилитации осуществляется в соответствии со специальными нуждами участников похода и индивидуальной программой реабилитации. Для туристов с физическими ограничениями предусматривается оптимальность физической нагрузки в походе и помощь волонтеров. При подготовке отрабатываются навыки устройства на ночлег, приемы пользования креслом-коляской в походных условиях, бытового устройства и др. Кроме подготовки туристов и руководителей также очень важна тщательная разработка и подготовка похода в целом. Подготовка похода Существует целая система норм и рекомендаций, в соответствии с которыми проводятся походы, путешествия, поездки. Туристские походы и путешествия проводятся группами или, что бывает реже, в одиночку. В группе распределяются обязанности и ответственность, в зависимости от возможностей и желания каждого. По продолжительности походы подразделяются на одно-, двух- и многодневные. Различают также походы, организуемые для сдачи норм на определенные разряды в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Поход выходного дня - наиболее массовый вид туристского похода. Для пожилых и людей с ограниченными возможностями это могут быть прогулки пешком в парке или близлежащих зеленых зонах, теплоходные поездки с 2- и 3-часовым отдыхом на природе, автобусные поездки, связанные с посещением исторических, культурных памятников и других объектов. Количество туристов в группе существенно влияет на безопасность. Правилами установлено, что в группах низкой категории сложности (КС) должно быть не менее 4 человек. Определено минимальное количество в прогулках - 4 человека; в походах 1 КС (кроме лыжных и горных) может быть 2 человека. Минимальное количество участников в группах туристов-школьников - 8 человек. Максимальное количество участников определяется в зависимости от сложности похода: в прогулках, одно или двухдневных походах, экспедициях и экскурсиях -30 человек. В походах первой, второй и третьей степени сложности должно быть не более 20 человек, в походах 1 КС до 15 человек, в походах II, III КС до 12 человек. В случаях, когда необходимо организовать прохождение по одному маршруту большого числа туристов, целесообразно сформировать две группы или более. Маршруты и графики продвижения согласовываются так, чтобы обеспечить безопасность, удобство (комфортность) расположения биваков. Кроме того, важно выполнять экологические требования. Участники и руководитель туристской группы должны иметь определенный опыт - общий туристский и специальный по тому виду туризма, к которому относится данный маршрут. К руководителю туристской группы предъявляется комплекс требований: возраст, опыт по соответствующему виду туризма, знание проблем реабилитации и адаптации пожилых и инвалидов, техническая и физическая подготовленность, наличие организаторских и педагогических способностей. Важным качеством является ответственность, желание и умение работать с людьми. Одно из условий успешности похода - тщательная подготовка участников. Поэтому после определения состава группы (желательно и медицинского контроля) проводятся теоретические и практические занятия, тренировки по общедоступной и специальной подготовке, с учетом особенностей данного вида туризма, возраста участников и в целом состава группы. Темами занятий могут быть следующие: правила поведения в группе, прохождение сложных участков маршрута, правила экологической, пожарной и личной безопасности. На первых занятиях распределяются обязанности между членами группы. На маршруте группа должна двигаться и располагаться на отдых компактно, чтобы руководитель мог контролировать всех участников в любой момент, а в случае необходимости - сразу прийти на помощь. Группа не должна разделяться. Организация отдыха, культурной программы требует повышенного внимания. Место остановки для отдыха должно быть безопасным и расположено близко к источнику воды. Оно должно отвечать требованиям экологической и пожарной безопасности и не нарушать хозяйственную деятельность местного населения. Культурная программа составляется с учетом цели похода и интересов участников группы. По окончании маршрута руководитель группы докладывает о завершении похода, оформляет соответствующий документ, сдает снаряжение. Подготавливает итоговый вечер с показом фотографий, слайдов, видеофильмов. Участникам похода, путешествия могут быть вручены дипломы, сертификаты, справки о прохождении маршрута, выполнении спортивных нормативов, удостоверения, значки, призы. В СМИ публикуются статьи, заметки и т.д.
Date: 2016-08-29; view: 393; Нарушение авторских прав |