Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание вирусов





Существуют три разновидности людей: те, кто видит;

те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.

Леонардо да Винчи

 

Мы что-то берем из окружающего мира и что-то ему возвращаем, принимаем или отвергаем то, что он нам предлагает. Брать то, что подходит и отвергать то, что не годится – это естественная реакция здорового организма.

Когда человек встречается с непреодолимым в данный момент препятствием, возникший в нем импульс блокируется, не получая развития. Мир в лице других людей оказывает противодействие усилиям человека, направленным на удовлетворение своей потребности.

Когда взрослые пресекают намерения ребенка и наказывают его, ребенок сдается, чтобы избежать боли и опасности. Однако наказание не устраняет самой потребности: ребенок лишь учится сдерживать реакции, вызывающие наказание. Импульс или реакция не затухают, но, лишенные возможности проявиться, особым образом формируют телесные проявления – позу, особую схему мышечного тонуса, общий рисунок движения. Незавершенные чувства требует телесного завершения. Но поскольку это грозит наказанием, организм подавляет открытое выражение, делая его косвенным. Таким образом, одна часть личности стремится удовлетворить потребность, а другая – подавить. Внешний конфликт становится внутренним: в человеке начинается борьба желаний, мотивов, потребностей.

Если подавление реакций происходит осознанно, по соображениям эффективности своего поведения – это нормально. Если же подавление в течение длительного времени осуществляется бесконтрольно, то нарушается гармония на протяжении целого куска жизни.

Если бы социальные условия оставалось таким же непреодолимым и жесткими, как это было в детстве, когда проявлять свои реакции было опасно и наказуемо, такое поведение было бы уместно. Однако ситуация меняется: взрослый обретает «права», которых лишены дети. И в этих обстоятельствах необходимо пробовать снова и снова получать то, что нам нужно от мира.

Осознанно сдерживая определенное поведение, мы осознаем и то, что сдерживается, и сам факт сдерживания. При нарушениях же мы утрачиваем осознавание этих процессов, они происходят незаметно для нас. В случае обнаружения этих процессов, у подавленного импульса есть возможность выразиться и даже получить удовлетворение. И тогда, как при всяком случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение нового опыта и дальнейший рост. От негативного чувства избавиться очень просто: нужно его прожить. И оно само сойдет к нулю.

Итак, рассмотрим, что представляют собой наши вредные привычки, или, пользуясь компьютерной терминологией, подхваченные нами программы-вирусы.

 

Слияние: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, никому ничего не скажу»

 

Слияние – это ситуация не-контакта, возникающая в том случае, если субъект (например, я или вы) не осознает себя отдельно от объекта (например, другой человек или тот же пирожок), а потому не осознает никакой границы между ними. А граница между субъектом и объектом – это то условие, при котором возможен контакт. Контакт – это всегда взаимный обмен чем-то (от информации до пищи). Чем можно меняться с самим собой?

Как протекает «не-контакт»? Например, вы можете не осознавать, сколько и что едите, а потому портите свое здоровье. Когда вы одновременно едите и смотрите телевизор, происходит ситуация слияния с пищей, поскольку процесс поедания в этот момент не осознается. И если вы знаете свою потребность в еде, умеете ее отслеживать, вы всегда в состоянии прекратить прием пищи, когда сыты, есть то, что подходит вашему организму и не испытывать в связи с этим никаких проблем с пищей. И то же самое происходит при общении с другими людьми.

Если вы плохо отделяете себя от другого человека, например, сильно привязаны к кому-то, то между вами нарушается контакт, вы не видите реального человека, не оцениваете его с позиции «нравится – не нравится, подходит мне – не подходит мне», и то, что вы знаете о нем, вполне может оказаться вашим вымыслом. Вы начинаете строить догадки о том, чего хочет он, что он думает о вас, и это является плодом вашей фантазии, а не реальностью. И поэтому между вами рано или поздно возникает непонимание. Вы думали о нем одно, а он оказался другим.

Эта привычка распространяется на отношения с другими людьми, поведение и образ мышления. Насколько душевный комфорт человека зависит от того отношения к нему другого, настолько он находится под влиянием этой привычки.

Если вы плохо осознаете свои желания в жизни, то вы всегда находите человека, который хорошо знает, чего он хочет в жизни. И тогда вы стремитесь быть рядом с ним, и вы заняты тем, что помогаете ему реализовывать его желания, потому как своих не знаете. Но развиваете вы в этом случае не себя, а другого, блокируя собственные потребности в развитии! А потом наступает разочарование: я для него столько сделала, а он меня послал!

Другой вариант – активного слияния – это когда вы требуете от кого-то, чтобы он был таким же, как вы, имел те же потребности и интересы, выглядел соответственно вашим ожиданиям и т.д.

Когда человек не чувствует границы между собой и окружающим миром, когда он воспринимает себя и окружающий мир как одно целое, он теряет чувство себя. Не осознавая границы между собой и другими, он не способен ни контактировать с ними, ни отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой. Человек, находящийся в слиянии, связывает свои потребности, эмоции и действия в один тугой узел и уже не осознает, что он хочет делать и как он сам себе не дает этого делать. Слияние лежит в основе многих психосоматических заболеваний и имеет так же серьезные социальные последствия. В слиянии человек требует сходства, и отказывается признавать какие бы то ни было различия. Когда «сливающийся» говорит «мы», невозможно выяснить, о ком он говорит: о себе или об остальном мире. Потребности общества и других индивидуумов он часто принимает за свои, а свои личные потребности рассматривает как принадлежащие другим. Вспомните фразы, которые часто произносят заботливые родители: «Мы учим английский», «Мы занимаемся на подготовительных курсах», «Мы сдаем экзамены», «Мы болеем» – все это классические примеры слияния.

Слияние патологично только тогда, когда оно используется как средство предотвращения контакта. Когда есть страх быть отвергнутым, если вы предъявите себя истинного. Когда страшно, что другой может оказаться совсем не таким, как вы, что у него могут быть совсем другие, неприемлемые для вас, желания и потребности.

После того, как контакт достигнут и прожит, слияние имеет совершенно другое значение.

Например, процесс приобретения новых знаний, которые могут быть развитием имеющегося опыта или его отрицания. Чтобы усвоить новые знания, нужно проработать не только их, но и себя. Если человек не готов к новому знанию, их усвоение будет неполноценным, следовательно, неэффективным. При полной ассимиляции знаемое и знающий едины, здесь нет применения знаний к ситуации, подобного прикладыванию мази к ране или нанесению крема на лицо, есть только «человек-в-действии». Здесь человек и его знание находятся в нормальном здоровом слиянии. Когда вы застегиваете пуговицы, вы как раз осуществляете здоровое слияние с пуговицами. Как говорит герой фильма «Матрица»: не представляй это, а будь этим. Рука как продолжение меча. В танцах – партнер и партнерша как продолжение друг друга. Люди, которые живут в нездоровом слиянии друг с другом, не вступают в личный контакт. Это обычная болезнь браков и длительных дружб. Партнеры в таком слиянии могут перенести не более, чем мимолетное различие взглядов и вкусов. Если же различия проявляются более серьезно, они, обычно не готовы проработать его до достижения подлинного согласия или согласия на разногласие. Они пытаются восстановить утерянное слияние, либо разойтись до полной изоляции. При этом они будут дуться, отворачиваться друг от друга, обижаться или любыми другими способами перекладывать друг на друга задачу примирения. Если же не удается восстановить слияние, отношения становятся враждебными.

Чтобы восстановить слияние, человек пытается приспособиться к партнеру, либо приспособить его к себе. В первом случае он становится соглашателем, старается примириться, нуждается в доказательствах полного приятия, готов отказываться от собственной индивидуальности, ищет благосклонности, впадает в рабство. В другом случае, когда человек не выдерживает противоречий, он начинает уговаривать партнера, льстить ему, принуждать, шантажировать или запугивать. В этих случаях мы видим две разновидности слияния: активное («будь, как я»), и пассивное («хочу быть, как ты»). В одном человеке могут чередоваться обе модели поведения, например, в семье ребенок – деспотичный и требовательный, а среди сверстников – зависимый, старающийся заслужить внимание.

Если люди находятся в контакте, а не в слиянии, уважая свое и чужое мнение, свой и чужой вкус, даже разногласия оживляют и будоражат их отношения.Это не значит, что у них не бывает ссор. Но их ссоры приводят к пониманию друг друга, пусть и не сразу, а спустя некоторое время после того, как «выйдет пар». А «сливающиеся» не могут понять друг друга, поскольку они не могут согласиться с различиями и не желают друг друга даже слушать.

Слияние ведет к рутине и застою, контакт – к волнениям и росту. Разумеется, в браках и старых дружбах может быть и здоровое слияние – надежное принятие как само собой разумеющегося того, что другой – это «второе я». Но это принятие должно оправдывать себя, как любая другая здоровая привычка, тем, что оно подвижно, полезно и обеспечивает удовлетворение и рост. Это не статичная модель, она изменяется в ответ на изменения в каждом из участников пары и в его жизни.

«Сливающийся» держит предмет своей привязанности бульдожьей хваткой, не давая свободы ни себе, не другому. Он привязан к исчерпавшим себя отношениям, из которых ни он, ни его партнер не получают уже ничего. Он привязан к отжившим привычкам, воспоминаниям, недовольствам. Он не может закончить незавершенное и начать что-то новое. Там, где есть риск, он видит только возможные потери, и никогда – компенсирующие их приобретения.

Если нас не принимают такими, какие мы есть, мы добиваемся этого другими методами, которые, как нам кажется, делают нас привлекательными в глазах других. Из-за отчаянной потребности в признании человек создает свой искусственный образ. Но, поскольку истинный образ не получил принятия, личность будет по-прежнему добиваться его, пока не разорвет этот замкнутый круг.

Как научиться «не сливаться»? Наблюдать за собой очень внимательно, видеть, как сливаетесь, переживать тревогу, никуда от нее не уходя, когда кто-то или что-то пытается от вас отделиться и обозначить границу, прислушиваться к собственным ощущениям. Как распознать первые признаки «слияние»?

Если вы замечаете, что не говорите о своих потребностях прямо, а ждете, когда их угадают…

Если вы часто меняете темы в беседе и не можете закончить разговор…

Если вы с трудом прощаетесь и не знаете, как удобно расстаться (даже если идет о ежедневных встречах и прощаниях, например, с коллегами)…

Если вы не знаете, сыты ли вы уже или еще нет, если не знаете, достаточно ли вам алкоголя…

Если вы с рвением бросаетесь решать чужие проблемы…

Если вы плохо чувствуете себя наедине с самим собой…

Есть и другие признаки слияния.

 

Интроекция: «Порядочные люди прощения просят на коленях»

«Интроекция» - это неосознаваемая зависимость от чужих стереотипов мышления. Мы говорим чужими словами и поступаем так, как нам не хочется поступать на самом деле. Если интроекция «накладывается» на слияние, то отследить, что наши слова совершенно не соответствуют тому, что мы на самом деле чувствуем, очень сложно.

Мы можем расти только в том случае, если полностью переварим и тщательно усвоим то, что получили из окружающего мира. Если усвоенный опыт становится нашим собственным, мы можем делать с этим все, что нам угодно – можем сохранить это для себя или отдать в новой форме. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, оно останется «инородным телом», частью окружающего мира, хотя и может казаться нашей частью.

Психологический процесс ассимиляции, то есть усвоения, очень похож на физиологический процесс. Когда мы принимаем пищу, мы сначала ее растворяем собой и в себе, затем расщепляем, отделяем нужное от ненужного, ненужное выводим, а нужное используем в качестве строительного материала.

Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, политические, эстетические ценности – все это первоначально тоже приходит к нам из окружающего мира. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать частью нашей личности, потому что в окружающем нас мире есть пища для каждой нашей потребности. Принимать все на веру только потому, что это модно, безопасно, традиционно, или, наоборот, не модно, опасно или революционно – это все равно, что поглощать пищу, не переваривая ее. Не переваренные установки, способы действия, чувства, оценки, лежащие в нас тяжелым грузом, в психологии называются интроектами.

Психологическая пища, которую предлагает внешний мир, должна быть усвоена, как и физическая пища: проанализирована, расщеплена, а затем структурирована в приемлемой для человека форме. Проглоченная целиком, она упадет камнем в желудок, и ничего не даст для развития. Наше сознание в этом случае будет походить на комнату, заваленную чужими вещами так, что в ней нет места для собственных вещей. Самое худшее состоит в том, что этот материал бы имел огромную ценность, если бы был обдуман, изменен и трансформирован в самом человеке – вот такая бедность при огромном богатстве. Люди, склонные к интроекции, несмотря на большие способности и возможности испытывают трудности в самореализации. Они богаты многим, но не могут это применить, поскольку уверенность в том, что «нужно делать именно так» лишает их возможности сделать иначе – так, как это надо для них.

Тому, кто загружен интроектами, трудно развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе, разрываясь на части при попытке согласовать их. При интроекции человек сдвигает границу между собой и миром так далеко внутрь себя, что от него почти ничего не остается.Он позволяет социуму управлять своей жизнью с помощью установок и правил, которые как бы надо выполнять.

Если человек проглатывает то, что не может усвоить, его обычно тошнит. На эмоциональном уровне это состояние можно передать словом «отвращение». Интроекциями типа «это важно, потому что», человек борется с чувством отвращения, либо притупляя свою чувствительность (отвлекаясь на что-то другое в этот момент, например), либо доказывая себе, что то, что он глотает, полезно, нужно, модно, продуктивно, престижно и пр.). Ненавистная для меня телевизионная программа «Фактор страха» с поеданием всяких мерзостей является олицетворением интроекции. На какие только издевательства над собой не идут люди, чтобы получить то, что им якобы, не хватает для полного счастья!

Чтобы перестать «глотать» интроекты, необходимо освоить опыт отвращения. Делается это просто: вспомните самую ненавистную для вас в детстве еду. Наешьтесь ею до отвала, чтобы почувствовать, насколько она вам противна. Поэкспериментируйте так же и с различными «стереотипами», «правилами», по которым вы действуете и живете. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не подходит.

Интроектора легко узнать по привычке переедать (поздно замечает, что уже наелся), страху и неспособности проявлять агрессивные эмоции, уступчивости, желанию всем угодить, попыткам соответствовать какому-то имиджу (например, очень хорошо воспитанного (интеллектуального, культурного и т.д.) человека), привычке во всем с кем-то советоваться, спрашивать совета.

В моей коллекции есть, например, такой интроект из одного старого фильма: «Порядочные люди прощения просят на коленях». Это говорит главная героиня своему любимому. Не смешно, потому, что и сейчас полно девушек, считающих так же. Они набрались интроектов от своих мам, воспитанных на этих фильмах.

Сегодня сильнейшее невротизирующее действие оказывает реклама, которая создает интроекты, правила, которым нужно соответствовать, играя на самых слабых струнах человеческой личности – тех, что составляют основу для любого из механизмов-вирусов. Например, реклама, советующая купить шубу любимой, чтобы она воспылала страстью. А реклама ювелирных изделий: «Хочешь увидеть ее улыбку?», формирующая представления о том, что женщине ничего, кроме роскоши, не нужно. Я встречала многих молодых людей, которые искренне убеждены, что пока они без денег, пока у них нет машины, ни одна нормальная девчонка не посмотрит в их сторону. А нормальная – это, конечно, как в рекламе.

 

Date: 2016-08-29; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию