Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место модуля в образовательном процессе
Для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования учебный модуль «Новомученики и исповедники» рекомендуется сделать составной частью рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» (обязательный предмет Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года) в рамках курса «История Русской Православной Церкви».
Для муниципальных и государственных школ данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры.
Объем
Для модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» как части рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» рекомендуется минимальный объем 8 учебных часов (для основной и/или старшей школы). По возможности объем может быть увеличен. То же относится к муниципальным и государственным школам в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Тематическое содержание модуля
Предлагается цикл из восьми занятий.
| Название занятия
| Рассматриваемые темы
| Возможная форма занятия
| Нравственное понятие
|
| Места памяти
| Места памяти пострадавших в годы гонений. Бутовский полигон.
Общая хронология гонений на Русскую Православную Церковь (основные периоды).
Региональные места памяти.
| Занятие у карты «Места памяти новомучеников» или выездное занятие в музее или на месте подвига новомучеников,
занятие-паломничество,
занятие – путешествие во времени
| Понятие о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном
|
| Патриарх-исповедник
| Поместный Собор 1917–1918 гг. и восстановление Патриаршества. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества.
| занятие-исследование, занятие – исторический портрет,
занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи)
| О служении, о выборе
|
| Царственные страстотерпцы и с ними пострадавшие
| Первые пострадавшие за веру. Царственные страстотерпцы и их верные слуги. Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие
| Занятие-исследование, занятие – исторический портрет,
занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи),
занятие – работа в архиве (дневники, письма, воспоминания, стихи, рисунки) занятие – работа с музейными предметами
| О вере, верности, любви
|
| Архиереи-мученики
| Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма. Архиереи-мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский. Региональный компонент
| Занятие перед иконой,
занятие-исследование,
занятие – работа с документами,
занятие – экскурсия-исследование,
занятие – час подлинника,
занятие-открытие
| Ответственность за Церковь и паству
|
| «Наше оружие – крест и молитва»
| Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви», изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.). Священномученик Вениамин Петроградский. Мученица Татиана Гримблит. Региональный компонент
| Занятие-диспут, занятие – круглый стол (противопоставление, контраст)
(использовать газеты, документы, декларации и т.д.);
занятие – имитация деятельности (репортаж, суд и др.);
занятие – исторический портрет;
занятие – час подлинника
| Любовь-ненависть; вера – неверие;
верность – предательство мужество – трусость;
надежда – отчаяние
|
| Голос Церкви
| Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев, к началу войны, о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи.
Региональный компонент
| Занятие – работа c документами (Письма из заключения. Письма духовных отцов духовным чадам);
Занятие-исследование, занятие – час подлинника, занятие – работа с музейными предметами; занятие – работа в архиве
| Стояние в вере;
старчество;
духовное наставление
|
| Исповедники
| Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество. Святитель Лука Крымский.
Региональный компонент
| Занятие-семинар, конференция (представление творческого отчета в форме сочинения, рассказа, эссе). Детские творческие работы о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д. (проекты).
Занятие – исторический портрет,
заняти-исследование
| Исповедники,
Исповедниче-ство, подвижничество.
|
| Собор новомучени -
ков и исповедников Церкви Русской
| Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников. О работе в архивах, составлении житий, обретении мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» – небесная литургия.
Региональный компонент
| Занятие – работа в архиве (виртуального), церковного музея, храма. Примеры, свидетельствующие о святости новомучеников. Обращение к святыне.
Итоговое занятие-конференция
| Возрождение России и Церкви молитвами новомучеников.
|
Примерный план проведения занятия:
1.
| Введение в тему (для первого занятия) или краткое напоминание о предыдущей теме
| 5 мин.
| 2.
| Чтение художественного отрывка или стихотворения по теме занятия
| 5 мин.
| 3.
| Объяснение исторического контекста, как общецерковного, так и регионального, если возможно
| 10 мин.
| 4.
| Объяснение нравственного и религиозного понятия (святость, житие, лики святых, подвижничество, служение, вера, добродетель, грех, страдания за Христа как сострадание Христу, православное богослужение, таинства и др.)
| 8 мин.
| 5.
| Жития святых и их христианский подвиг (кратко)
| 12 мин.
| 6.
| Закрепление темы (краткий опрос, тест и т.д.)
| 3 мин.
| 7.
| Заявка на следующую тему, задание для самостоятельной подготовки, творческое задание
| 2 мин.
|
| ВСЕГО
| 45 мин.
|
Жития святых новомучеников, рекомендованные для изучения:
· Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник
· Страстотерпец император Николай II и его семья
· Преподобномученицы великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара
· Священномученик Владимир (Богоявленский)
· Священномученик Гермоген (Долганов)
· Священномученик Иларион (Троицкий)
· Священномученик Фаддей (Успенский)
· Священномученик Кирилл (Смирнов)
· Священномученик Петр (Полянский)
· Священномученик Вениамин (Казанский)
· Священномученик Серафим (Чичагов)
· Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)
· Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
· Священномученик Иоанн Кочуров
· Страстотерпец праведный Евгений Боткин
· Преподобномученик Кронид (Любимов)
· Преподобномученик Игнатий (Лебедев)
· Мученица Татиана Гримблит
· СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ
Date: 2016-08-29; view: 242; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|