Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Светящийся мир





 

 

В древних тайных школах обучали секретам высшей природы человека. Эти школы основывались видящими плодородной полоски земли между Тигром и Евфратом, а также тибетскими и китайскими шаманами. Их учения сберегаются и по сей день. Многие люди продолжают изучать Каббалу, И-Цзин, тантру и тибетский буддизм. Кроме того, существуют великолепные Целительские практики Рэйки и других форм энергетической медицины. В нашем распоряжении огромное богатство духовных практик, в том числе йога и медитация; они могут оказать существенную помощь на выбранном пути.

Сходные тайные школы существовали в Америке среди народов майя, хопи и инка. В них говорилось о девяти вратах — важнейших вехах, которые минует человек на пути к мудрости. Каждым вратам соответствует определенная чакра. Шаманыинки, у которых я учился, выделяли именно девять чакр. Семь из них расположены в человеческом теле, а еще две находятся в Светящемся Энергетическом Поле. С помощью двух последних чакр шаманы переходят в надличностную действительность. Каждый энергетический центр олицетворяет собой врата, сквозь которые проходит мудрец на пути к самоосуществлению.

В последующих главах описывается анатомия Светящегося Энергетического Поля, каким его видят шаманы. Эти главы включают упражнения, помогающие пробудить в себе способность видеть незримый энергетический мир. Я называю такое видение «Вторым Сознанием», чтобы отличать от обычного, повседневного восприятия. Это мощные практические методы, позволяющие воспринимать пространство между предметами и окружающую нас светящуюся действительность.

В шестой главе представлена концепция священного пространства. Мой наставник часто предлагал мне открыть священное пространство и не мешать дальнейшим событиям. Он имел в виду огромную духовную помощь целителей из незримого мира. Освоив эти практики, я обнаружил, что далеко не всегда приходится делать все самому.

Описанные в шестой главе техники позволяют создавать то пространство, откуда Дух может коснуться тела и наполнить его мудростью. Прежде всего, проведите собственные эксперименты с различными практиками. Путешествие шамана —это постоянные открытия. В конечном счете самым надежным источником знаний являются наши собственные переживания в той или иной сфере.

 

 

Глава 4. ЧАКРЫ

 

 

Накануне я пытался выявить сеke, светящиеся волокна своей второй чакры. Мы остановились в цветущей долине с эвкалиптами и соснами. После ужина отправились прогуляться. Я подумал сначала, что прогулка будет короткой, но Антонио целеустремленно углублялся все дальше в лес. В небе висела почти полная луна. Когда она выходила из-за туч, мы прекрасно видели тропу, но стоило облакам затянуть небо, как все вокруг погружалось в кромешную тьму. Мы вышли на какую-то поляну; Антонио усадил меня на камень и предложил установить связь с высокой сосной в десятке метров от нас. Я закрыл глаза и представил, как дотягиваюсь до этого дерева.

— Только не головой, нинъо, — посоветовал Антонио.

Терпеть не могу, когда он называет меня «малышом», и он это прекрасно знает. Я уверен, что он пользуется таким обращением, когда недоволен моими действиями.

— Животом, — подсказал он. — Выпуская светящееся щупальце из соsсо [вторая чакра].

Сделав это, я почувствовал себя так, словно соединился с сосной своими внутренностями. Я ощущал шероховатую кору и даже погрузился в саму древесину. Открыв глаза по просьбе Антонио, я увидел светящуюся нить, протянувшуюся к дереву из моего живота.

— Теперь отпусти сосну и свяжись с самыми ранними своими вспоминаниями.

Постарайся вспомнить то время, когда еще ходить не мог, а потом протяни нить к тому малъчику, — сказал он.

Мне удалось сделать это не раньше чем через час. Я чувствовал, что Антонио теряет терпение.

— Ты много думаешь, — заявил он. — Перестань думать, просто делай.

И у меня получилось. Я почувствовал кожу того малыша точно так же, как кору дерева. Я ощущал вкус того, что он ел, разделил с ним его восторг: как огромен окружающий мир! Мое восприятие обострилось и переполнялось впечатлениями.

Я понимал, что прикасаюсь не к самому себе, а к какой-то иной, но тоже знакомой младшей версии себя.

Антонио велел мне последовать за светящейся нитью, пройти вдоль нее и вобрать в себя сопутствующие образы и ощущения. Я представил, как иду вдоль этого шнура, словно по тропе; нахлынули образы из детства и отрочества, о которых я не вспоминал уже долгие десятилетия: костюм, сшитый для меня родителями к кануну Дня Всех Святых, когда мне было пять лет; случай, когда я с разбегу врезался в нашего учителя; день, когда умер наш пес. Самое удивительное, что я не только видел картины, но и переживал все испытанные тогда чувства. Передо мной проносились мучительные и счастливые мгновения. Антонио похлопал меня по плечу.


— Достаточно, — сказал он. — Пора связаться с тем, кем ты станешь через десять тысяч лет.

Из дневника

 

По убеждениям племени хопи, «человек создан по подобию своего Творца». В «Книге хопи» Фрэнк Уотерс отмечает, что «плоть человека и плоть земли устроены одинаково; через них проходит ось (у человека позвоночник, спинной хребет, основа равновесия в движениях и функциях организма). На этой оси размещается несколько вибрирующих центров, созвучных с изначальным звучанием жизни всей Вселенной». Ссылки на чакры можно встретить в учениях хопи, инков и майянцев, а также у множества коренных культур по всему миру.

Описаниями чакр прославилась, прежде всего, йога. Философия йоги учит, что чакры являются центром всех человеческих желаний. Каждый энергетический центр сиволизирует те удовольствия и страдания, которые приковывают нас к карме. Например, первая чакра отвечает за привязанность к материальному миру, а вторая —к сексуальным удовольствиям. Йога представляет собой путь добродетели и чистоты. Йог должен преодолеть соблазны чувств и открыть высшее, трансцендентное. В переводе с санскрита слово «йога» означает «единение», «слияние того, что было разделено». Йога воссоединяет тело с душой, обыденное с божественным.

В противоположность этому подходу, американские шаманы вообще не делят мир надвое. Творец неотделим от Сотворенного, Небо неразрывно связано с Землей, Дух и материя пронизывают друг друга. Шаман не верит в разделенность тела и духа, видимого мира внешних форм и незримого мира энергии. Нет ничего, над чем нужно возвышаться, нет ничего, что требовалось бы соединять. Шаман не отделяет себя от своих желаний и прозрений. Йог может утверждать, что человек — не тело, а шаман говорит, что человек — это и его тело, и многое другое. Он знает, что видимое и незримое наполняют друг друга, одновременно присутствуют во всем. Йог стремится к воссоединению разделенного; для шамана целое никогда и не распадалось на части.

Одной из причин того, что мы с такой готовностью восприняли индийские представления о чакрах, является их соответствие мифу об изгнании из рая. Мы с детства привыкли считать, отделены от своей подлинной сущности, а душа заточена в теле, но совершенно независима от него. Западные философы назвали это явление расколом разума и тела.

Два обширных теологических направления сосуществовали долгие тысячелетия — и не всегда мирно. Первое течение утверждает, что материя и Дух были некогда разделены. Дух, возможно, и создал материю, но ныне не пребывает в ней. Эта школа мысли возникла там, где властвовали религии с небесным Богом — возвышенным Творцом мужского пола, отрешившимся и отдалившимся от своего Творения (например, Зевс или Яхве). Второе направление считает, что материя — проявление Духа, наполненное Духом. Эта школа мысли восходит к почитанию земной Богини, непрестанно питающей своим присутствием все Сущее (например, Гера, Инана или Пачамама). Шаманизм относится к этому второму течению.


Наиболее опытные из шаманов поднимаются над границами собственных убеждений и начинают сознавать, что обе точки зрения являются гранями некоего огромного целого.

Чакры определяют основополагающие человеческие качества. Шаман не подавляет инстинктивные желания и страсти; напротив, он превращает их в отточенные инструменты. Я уверен, что в основе своей страх неразрывно связан с состраданием. Исцелите страх — и наружу вырвется сопереживание. Инстинкты не должны становиться нашими врагами. Злость, жадность и похоть — скрытые силы, которые можно превратить в любовь, ясность, мудрость и отвагу. В природе все свято, и каждая чакра таит в себе семена просветления и нашего будущего.

 

 

АНАТОМИЯ ЧАКР

 

 

Скелет каждого человека состоит из одинакового набора костей. Наши светящиеся тела тоже устроены одинаково — в них есть чакры и акупунктурные меридианы.

Чакры представляют собой вращающиеся диски энергии. Само слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо». Чакры вращаются в десяти-двенадцати сантиметрах от тела и служат соединительными центрами позвоночника и нервной системы. Чакры предcтавляют собой прямые каналы, ведущие в нервные сети организма. Вращаются они по часовой стрелке, в том же направлении, что и спиральные рукава галактик.

Каждая чакра работает на особой частоте, которую мы воспринимаем как один из семи цветов радуги. Чакры новорожденного предстают перед нами в самых чистых красках (от первой, красной, до седьмой, фиолетовой). По мере взросления чакры тускнеют. Травмы и потери оставляют в чакрах отравляющие осадки. Скопившиеся в чакре загрязнения мешают ей колебаться с исходной частотой, что ускоряет старение организма. После шаманского исцеления чакры вновь очищаются. Они вращаются без помех и снова вибрируют на изначальной частоте.

Амазонские шаманы считают, что человек с очищенными чакрами обретает «радужное тело». Каждый центр вибрирует с естественной частотой, а человек излучает все семь цветов радуги. По легенде, радужное тело делает возможным путешествие за пределы смерти, в мир Духа. Человек способен помогать другим исцелиться; он может сам выбирать свою смерть, так как уже знает путь домой.

Шаманы из джунглей верят, что смерть —это страшный хищник, выслеживающий каждого из нас. Они говорят, что многие болезни вызваны самой смертью, укоренившейся в теле человека. Знахари полагают, что смерть (или, как я предпочитаю говорить, безжизненность) забирает нас к себе понемногу, вплоть до того дня, когда мы вдруг понимаем, что скорее мертвы, чем живы. Я видел, как это происходит со многими жителями Амазонки и других уголков мира, и потому считаю нынешнее положение в Америке довольно угрожающим. Когда чакры чисты, смерть прекращает свои преследования. Можно сказать, что тебя забирает жизнь, а смерть остается в стороне. На флаге империи инков была изображена радуга, занимающая в их мифологии совершенно особое место. И в наши дни радуга часто висит над крышами домов Куско.


Йоги различают семь чакр, но Антонио говорил, что на самом деле их девять. Семь чакр размещаются в пределах физического тела, а две — снаружи. Восьмую чакру он называл виракоча — это имя Творца, Великого Духа, означающее в переводе «священный источник». Восьмая чакра расположена в Светящемся Энергетическом Поле. Она парит над головой, как вращающееся солнце. Это наша связь с Великим Духом, место проникновения в нас Бога. У сivilizados (все белые и те индейцы, которые перешли к западным верованиям) эта чакра выглядит тусклым, закопченным огоньком — как сказала мне одна шаманка, «потому что civilizados выгнали нас из рая».

Любопытно, что в переводе с испанского само слово indios означает «единые с Богом». У тех индейцев, которые не переняли западную мифологию, восьмая чакра сверкает золотым диском. Мы тоже знакомы с ее изображениями: это нимб, окружающий Христа, и свет, озарявший апостолов на Тайной Вечере. Когда человек умирает, его восьмая чакра превращается в светящуюся сферу и окутывает своим животворным сиянием остальные семь чакр. После искупления и очищения восьмая чакра создает новое тело, и так продолжается на протяжении множества человеческих перерождений. Это она выбирает нам биологических родителей, приносит лучшую (хотя и не всегда самую легкую!) жизнь, приносящую те переживания, которые необходимы для духовного роста. Мучительные, травмирующие воспоминания о прежних воплощениях переносятся в следующее тело в виде отпечатков в нашем Светящемся Энергетическом Поле.

Источником восьмой чакры является девятая чакра —Дух. Она пребывает вне Светящегося Энергетического Поля и уходит в космос. Это сердце Вселенной, единое с Великим Духом. Мой наставник говорил, что восьмая чакра — обитель Бога в человеке, а девятая —та частица человека, которая пребывает в Боге.

Восьмая чакра соответствует христианскому понятию души, индивидуальной и конечной. Девятая чакра сопоставима с Духом — безличным и бесконечным началом. Душой и ее спасением всегда занимались религии. Поскольку душа наделена личностью, она выглядит самостоятельной. Мы считаем, что можем соединяться с духом либо отдаляться от него. Девятая чакра едина со всем Сущим, она бесконечна и вечна — в противоположность ограниченной индивидуальной душе.

Я буду называть этот центр «восьмой чакрой», так как слово душа приобрело у нас множество различных значений, от мягкости характера до той неуловимой индивидуальности, о которой так много спорят богословы. Восьмая чакра проявляется во времени. Египтяне называли ее ка. Девятая чакра существует во вневременном «сейчас»— в точке без времени, незатронутой историей. Это имманентная и трансцендентная сущность, которая никогда не рождалась и никогда не гибнет. Ее египтяне называли kxу.

Чакры отвечают за усвоение поступающих из окружающего мира естественных энергий жизни. Вся эта энергия содержится в пяти видах пищи:

1) растения и животные;

2) вода;

3) воздух;

4) солнечный свет;

5) биомагнитное поле (на Востоке его называют ци, а у инков —саusау).

Питательные вещества поступают в организм из самых грубых (животные и растения) и наиболее утонченных (свет и энергия) видов пищи. Вода и ткани растений и животных попадают в пищеварительный тракт, кислород — в легкие, солнечный свет —на кожу, а саusау — в чакры. Световые энергии циркулируют по чакрам точно так же, как вода и пища по органам пищеварения. Когда пищеварительный тракт засоряется, организм не может получать питательные вещества из еды. Сходным образом, когда загрязнены чакры, мы не способны усваивать сберегающийся в Светящемся Энергетическом Поле саusау.

Чакры испускают светящиеся нити, выходящие за пределы тела и соединяющие нас с деревьями, реками, лесами и другими людьми. Чакры соединены с телом лишь на время. Когда организм гибнет, они покидают материальное тело и воссоединяются с восьмой чакрой, после чего продолжают свое путешествие в незримом мире.

 

 

ЗЕМНЫЕ ЧАКРЫ

 

Пять нижних чакр, от основания позвоночника до горла, получают питательные вещества главным образом от Земли. Представьте себе дерево, чьи корни уходят глубоко в почву. Корни извлекают из почвы питательные вещества, которые затем поднимаются по ствол) до самых высоких веток. Поглощаемый листьями солнечный свет превращается в энергию, которая нисходит затем к самым корням.

Четыре верхние чакры питаются, прежде всего, энергией Солнца.

В религиях с небесным Богом подчеркивается необходимость развития этих чакр в ущерб низшим. По этой причине в странах, где господствуют такие религии, развиты технология, рассудок и логика. Религии, где центральное место занимает Богиня Земли, уделяют основное внимание нижним чакрам (нередко за счет высших). Такие цивилизации остаются земледельческими; прогресс в западном смысле их почти не интересует, хотя они достигают немалых успехов в астрономии, философии и архитектуре (интересно, что китайцы изобрели порох, но использовали его только для фейерверков; именно европейцы начали применять его в военном деле). Я убежден, что сегодня нам нужно развивать и земные, и небесные чакры.

Подобно органам тела, каждая чакра выполняет свои, уникальные функции. Первая и вторая чакры обрабатывают эмоциональные энергии, «переваривают» их. Они могут извлечь питательные энергии из физических и эмоциональных травм, превратить их в источники силы и света. Система пищеварения извлекает из еды питательные вещества, а непереваренные остатки возвращает Земле; точно так же низшие чакры возвращают Земле тяжелые энергии, которые не удалось превратить в полезное топливо. Когда первая чакра теряет связь с Матерью-Землей, нижним центрам не удается избавиться от эмоциональных отбросов: путь наружу перекрыт.

Отходы превращаются в отравляющие осадки, налипающие на стенки чакр и замедляющие их вращение. Когда такие загрязнения накапливаются во второй чакре, ответственной за инстинкт самосохранения и борьбы, окружающий мир кажется человеку враждебным и жестоким.

Чакры в солнечном сплетении, сердце и горле (третья, четвертая и пятая) питаются утонченными энергиями любви, сострадания и сочувствия. Они не предназначены для переработки эмоций (если пытаться «переварить» тяжелые чувства сердечной чакрой, возникают серьезные осложнения — душевные срывы).

Небесные чакры питаются самыми тонкими, духовными энергиями.

Во время обучения я прошел обряд под названием «пояса силы», во время которого наставник обвил мое тело невидимыми поясами. Я позаботился о том, чтобы этот обряд проходили все мои ученики в школе Исцеления Светового Тела, поскольку он обеспечит чрезвычайно важную для целителя духовную защиту. Пять поясов устанавливаются на различных уровнях. Первый пояс черный; он олицетворяет плодородную темную Землю и закрепляется над первой чакрой. Второй пояс красный; он означает воду, кровь Земли, и устанавливается между второй и третьей чакрами. Следующий пояс имеет золотистый цвет пламени; он размещается вокруг сердца. Четвертый пояс серебряный; он символизирует ветер и закрепляется над горлом. Последний пояс имеет белый цвет и соответствует саusау; он сплетается над чакрой «третьего глаза». Эти пояса становятся связью с пятью стихиями и питают чакры землей, воздухом, огнем, водой и саиsау.

 

 

ПЕРВАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Земля.

Цвет: красный.

Телесные аспекты: устойчивость, выделение; прямая кишка, ноги, ступни; тестостерон и эстроген.

Инстинкты: выживание, воспроизводство.

Психологические аспекты: пища, кров, безопасность, способность позаботиться о себе.

Железы: яичники и яички.

Источники: Кундалини, изобилие.

Отрицательные проявления: скупость, хищничество, бессмысленная жестокость, хроническая усталость, травмы при рождении, разводы и отказы от ребенка.

Первая чакра расположена в основании позвоночника, между анальным отверстием и половыми органами. Это врата к женскому началу; светящиеся волокна исходят оттуда вниз, к ногам, и далее, в биосферу. Как стержневой корень, погружающийся во влажные, плодородные слои Матери-Земли, первая чакра снабжает наш организм важнейшими питательными веществами. Она служит опорой, тем фундаментом, на котором возвышается здание системы светящейся энергии. Теряя связь с Землей, мы черпаем необходимое для жизни питание лишь с ее поверхности и в результате становимся похожими на дерево с неглубокими корнями, которое вырывает с корнем любая буря. Мы теряем устойчивость, лишаемся корней и чувства уверенности в себе.

Когда разрывается связь первой чакры с Матерью-Землей, возникает ощущение заброшенности, потери материнского тепла. Господствует мужское начало, и мы начинаем искать ощущения безопасности в материальном. Личные интересы становятся важнее взаимоотношений; эгоизм возвышает нас над семьей, обществом и всеобщими обязанностями. Чем сильнее разрыв с Землей, тем враждебнее отношение ко всему женскому. Исчезают страстность, творческие способности и половое влечение. Со временем сама Земля становится для нас пагубным местом. Помню, как одна амазонская шаманка сказала мне: «Знаешь, почему они вырубают джунгли? Потому что сельва —женщина; она влажная, темная и непроходимая». Побуждения первой чакры — самые первичные и инстинктивные. Нам нужна крыша над головой. Мы беспокоимся о еде. Мы стараемся выжить даже в самых ужасных обстоятельствах. Мы размножаемся. Эти желания — основополагающие инстинкты. Человек может ненадолго задержать дыхание, но не в силах приказать своему телу не дышать; точно так же мы не можем превозмочь собственный инстинкт выживания.

Четыре инстинктивных побуждения — страх, голод, борьба и секс — отражаются в функциях двух низших чакр. Это основные программы, необходимые для физического и эмоционального выживания. Непреодолимое стремление съесть слишком много, копить деньги или безделушки — отрицательные формы проявления того же инстинктивного беспокойства о еде. Сколько бы у них ни было, людям всегда мало. Неуравновешенная первая чакра проявляется в ощущениях скудости, недостатка чего-либо. Те, кто обладает достаточно многим, боятся потерять свои накопления. Как ни парадоксально, бедные обычно щедрее богатых. Когда первая чакра очищается, подобная жадность исчезает. Начинаешь понимать, что всего у тебя в избытке, что вокруг царит настоящее изобилие.

Одного лишь понимания умом для этого недостаточно — нужно каждой клеткой своего существа сознавать, что Вселенная заботится о каждом из нас и предоставляет все необходимое. Вышедшая из строя первая чакра заставляет людей отгораживаться от соседей высокими заборами, чтобы сберечь свое добро.

Недостаточно здоровая вторая чакра заставляет собирать за этими заборами груды камней, чтобы защищаться от «завистливых соседей».

Тестостерон и эстроген — гормоны, связанные с первой чакрой. Лабораторные исследования показывают, что тестостерон вызывает у мужчин две основные реакции: половое влечение и агрессивность. Женщины, которым вводят тестостерон, жалуются на то, что постоянно думают о сексе. Неуравновешенная работа первой чакры усиливает влияние тестостерона, подталкивая мужчин к крайностям инстинктивных порывов. Такие мужчины причиняют боль тем, кого любят; их половая жизнь со временем лишается настоящей близости. Результатом становятся сексуальные преступления — явление, распространенное не только в Америке, но и по всему миру, особенно в тех странах, где идет переход от сельской жизни к городской. В Южной Африке, например, изнасилование происходит каждые двадцать шесть секунд. Работая с женщинами, которые еще в юном возрасте стали жертвами сексуального насилия, я часто обнаруживал, что их первая чакра закрыта — во многом из-за подсознательного страха причинить другим такой же вред, какой в свое время причинили женщине мужчины, особенно члены семьи.

Эстроген —гормон, вырабатываемый яичниками, —необходим для сохранения пропорций минеральных солей в составе костей. Уровень эстрогена в организме резко падает после менопаузы, что делает женщину уязвимой, склонной к остеопорозу. В неиндустриальных странах случаи остеопороза встречаются реже, чем, например, в Америке. Некоторые исследователи объясняют это меньшей продолжительностью жизни людей в третьем мире; если женщины живут меньше, то, следовательно, не успевают пострадать от существенной потери минеральных солей в костях. Я убежден, что причина в другом: в сельскохозяйственных обществах женщины на протяжении всей жизни поддерживают более тесную связь с Матерью-Землей. Первая чакра вызывает у женщины мощное стремление взращивать, тягу к близким отношениям и постоянному партнеру. Нарушения в работе этой чакры могут вызвать у женщины преувеличенное стремление к защищенности даже ценой ее собственной независимости.

В племенных культурах переход мужчин и женщин к зрелости отмечается ритуалами инициации первой чакры. Эти церемонии помогают юношам и девушкам освободиться от родительской опеки. Во время обряда молодые люди принимают в качестве матери саму Землю, которая никогда их не покинет, а в роли надежного, мужественного и сурового отца — Небо. Это означает, что у юношей и девушек остаются родители, но теперь это силы, намного превышающие по могуществу биологических отца и мать. Отныне молодые люди получают право принимать участие в обрядах племени, приносить подношения Небесам и Земле, то есть поддерживать сознательную связь со своими космическими родителями.

Представители Запада, отменившие подобные ритуалы перехода к зрелости, остаются духовными сиротами. Всю оставшуюся жизнь мы боремся с ощущением заброшенности, а затем понимаем, что и сами не смогли стать настоящими родителями.

Человек, движимый первой чакрой, пребывает в состоянии первобытного единства с миром. Он поглощен своими впечатлениями и целиком погружен в материальное.

Он уверен, что мир что-то ему должен, а окружающие обязаны признавать его исключительность. Это ведет к эгоистичности и самолюбованию. Такой человек не может испытывать настоящую любовь, так как не способен поставить себя на место другого; он не может «влезть в чужую шкуру». Первая чакра соответствует первым семи годам жизни. Травмы, перенесенные в ранний период жизни (включая пренатальные и родовые), оставляют след в этой чакре и образуют психологические комплексы, задерживающие дальнейшее развитие. Человек, полностью подвластный побуждениям первой чакры, занят исключительно вопросами выживания и развлечения — в этом он похож на ребенка. Загнанный в угол, он становится жестоким и встречает опасность физическим или эмоциональным взрывом. Такой человек любой ценой стремится к удовлетворению преходящих чувственных желаний. Иногда он не может определить, где пролегает граница между его телом и внешним миром, и потому окружающие нередко становятся для него инструментами и теряют самостоятельную ценность.

Сталкиваясь с пациентом, пострадавшим в детстве от унижений или оставленным родителями, я немедленно обращаю внимание на его первую чакру. Кроме того, в первой и второй чакрах часто остаются следы травм прошлых жизней. На протяжении мировой истории многие диктаторы стремились к власти под влиянием отрицательных побуждений первой чакры.

Однако у этой чакры есть и замечательные положительные свойства. Инстинкт выживания обеспечивает продолжение рода. Он заставляет нас подбирать себе пару и рожать детей. Благодаря ему человечество выживало в самых тяжелых условиях. Через эту чакру мы связываемся с Матерью-Землей и женским началом. В санскрите первая чакра носит название муладхара, что означает «основание». Наш энергетический дом должен опираться на прочный фундамент. В йоге считается, что эта чакра — обитель энергии Кундалини, символом которой является свернувшаяся змея, спящая в основании позвоночника. Кундалини рассматривается как деятельное проявление великой богини Шакти —силы, наполняющей жизнью все сущее. Для шамана это изначальная змея, пожирающая собственный хвост; она олицетворяет бессознательное состояние самопоглощенности. Народы Амазонки называют эту силу sасhатата, водяной питон. В Северной Америке ей соответствует гремучая змея. При очищении оттисков, запечатленных в первой чакре, энергия Кундалини пробуждается —змея расправляет свои кольца, а ее женская энергия начинается подниматься вверх по чакрам. Американские, индийские и тибетские шаманы издавна считали, что именно сила этого первичного женского начала заставляет все существа двигаться, жить, воспроизводиться и процветать. Неудивительно, что в Книге Бытия именно змей преподносит человеку плод древа познания. Дремлющая в каждом из нас энергия является силой Земли, сердцебиением нашей родной планеты.

 

 

ВТОРАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Вода.

Цвет: оранжевый.

Телесные аспекты: пищеварение, кишечник, почки, мочеполовые каналы, потенция, адреналин, боли в нижней части спины, менструальные боли, потеря аппетита.

Инстинкты: половое влечение.

Психологические аспекты: власть, деньги, секс, руководство, страх, борьба, страсть, самооценка, сексуальная и эмоциональная грубость, наследственные заболевания, кровосмешение.

Железы: надпочечники.

Источники: творчество, сострадание, семья.

Отрицательные проявления: страх, агрессивность.

Вторая чакра расположена на четыре пальца ниже пупка. Она связана с почками и стихией воды. Вторая чакра приводит в действие надпочечники — «стрессовые железы». Кора (внешняя часть) надпочечников вырабатывает более сотни различных стероидов, включая половые гормоны. Ее внутренний слой производит адреналин; этот гормон заставляет печень высвобождать в кровь сахар, чтобы повысить бдительность. Именно адреналин вызывает повышенную готовность к опасности. Ранее я уже упоминал, что первая чакра выстраивает защитное ограждение, а вторая складывает во дворе камни для обороны. Трудность заключается в том, что мы всегда подыскиваем для этого камни побольше.

Обратная сторона сводится к тому, что чем больше собранная груда камней, тем опаснее кажется нависшая угроза.

Примером глобального проявления работы второй чакры была холодная война. Когда США перешли к этой политике, многим казалось, что у русских больше флот и мощнее самолеты. В действительности, русские корабли были ржавыми, а самолеты во многом уступали американским. Повышенная активность второй чакры рождает грубиянов и трусов. Она заставляет человека хвастать и позерствовать. Олицетворением этой чакры можно считать гориллу, которая скалит зубы и бьет кулаком себя в грудь.

Вторая чакра переваривает питательную энергию Светящегося Энергетического Поля. Для этой чакры любая энергия является пищей. Она обрабатывает энергию Земли, получаемую первой чакрой, а также переваривает эмоциональные энергии нервной системы. При правильной работе она расправляется с такими отрицательными эмоциями, как гнев и страх, то есть возвращает их в первую чакру как отходы. При нарушении равновесия эти отрицательные эмоции засоряют вторую чакру, задерживаются и разлагаются очень медленно.

Некоторые люди не могут справиться с яростью; они злопамятны и таят в себе обиды неделями, даже годами. Такие эмоции гнездятся во второй чакре и отравляют ее. Со временем эти эмоциональные яды переносятся Светящимся Энергетическим Полем в ткани тела.

Вторая чакра — родина страстей. Она выражает себя в творчестве и интимной близости. Первая чакра подталкивает к продолжению рода, а вторая — к занятиям любовью. В санскрите она носит название свадхистхана, что означает «обитель личности». С точки зрения возраста, эта чакра соответствует периоду с восьми до четырнадцати лет. Всплеском ее активности объясняется подростковая тяга к романтическим отношениям. Эта чакра наполняет человека эротическими фантазиями и стремлением к подчас опасным романтическим связям. Если при переходе к зрелости у подростка не возникает отчетливого, положительного образа самого себя, деятельность второй чакры может стать помехой. Такой человек лишен жестких эмоциональных рамок; он не понимает, что желания других людей могут расходиться с его собственными. Взаимоотношения с окружающими причиняют ему мучения, так как другие люди не соответствуют его ожиданиям.

Отрицательными проявлениями второй чакры являются страх и гнев. Шаманы верят, что страх — наш величайший враг. Это хитрый противник, с которым лучше не вступать в открытую борьбу, иначе он тут же высосет из тебя все силы и одержит победу. Задача заключается в том, чтобы познать свой страх и подружиться с ним. Страх нужно воспринимать как предупреждение, а не сигнал к бегству или сражению.

Мой наставник часто говорил, что страх — это отсутствие любви. Это меня озадачивало. Я рассказывал ему, что амазонские шаманы в одиночестве уходят по ночам в джунгли, чтобы встретиться со своим страхом. Однажды я тоже попробовал сделать это и вышел из лесу, окаменев от ужаса. Все волоски на моем теле поднялись дыбом. Мне казалось, что за мной охотятся все плотоядные хищники и кошмарные привидения джунглей вместе взятые. Мой учитель улыбнулся. Он сказал, что это занятная практика, но настоящее испытание для шамана заключается в том, чтобы примириться со своим страхом.

— Когда понимаешь, что рев ягуара и вопли призраков звучат только в твоей голове, от страха можно избавиться, — сказал он. — А если избавился от страха, можно нос к носу столкнуться с лесной кошкой и понять, что она ничем не отличается от тебя, что вы оба — проявления одной и той же жизненной силы.

Я долгое время был вегетарианцем — я принципиально не желал есть тех, кого не хотел бы убивать (помимо того, я заметил, что темное мясо ослабляет мое видение).

Во время обучения у амазонских шаманов мне велели выследить, убить и съесть зверя, чью силу я должен был впоследствии олицетворять. Наставница выбрала для меня водяного питона (sасhатата) — величественное желто-коричневое создание, обитающее в мелководных притоках Амазонки. Хотя вегетарианство не было для меня жестким принципом (я ел мясо, когда шаманы готовили его в честь моего приезда), я долго отказывался от этого ритуала. Я даже покинул джунгли и вернулся в США, решив, что если для продолжения обучения мне нужно убить животное, то лучше вообще прекратить такую учебу. Однако что-то тянуло меня назад, и я подумал, что могу по крайней мере выследить зверя. Что касается убийства и поедания, то у меня будет время это обдумать.

Питоны могут вырасти до невероятных размеров. Самые крупные экземпляры достигают шести метров в длину и весят около двухсот пятидесяти килограммов. Их довольно легко заметить и в воде, и на земле, но трудно выследить, так как эти змеи хитры и могут очень долго прятаться под водой.

Я уже знал, что sасhатата олицетворяет страстность, сексуальность, а также творческие способности и умение заглядывать вглубь вещей. Я выслеживал питонов несколько дней, но мне ни разу не удалось подобраться достаточно близко, чтобы сфотографировать одного из них. После безуспешных попыток я в отчаянии уселся на берегу реки и созерцал беззвучную поверхность воды. Я спрашивал себя, почему мне так не хочется убивать зверей. Мысль о том, что нужно умертвить такое прекрасное животное, как водный питон, вызывала у меня искреннее отвращение. Погрузившись в грезы, я размышлял о любви, с какой ягуар сворачивает шею оленю. Эти картины не вызывали у меня никаких дурных мыслей. Я вдруг понял, что убийство питона казалось мне жестоким лишь потому, что я считал себя и эту огромную змею чем-то различным. Пока мы разъединены, такое убийство будет просто прекращением жизни ради пищи и, следовательно, жестокостью.

Меня осенило: мы со змеей — проявления одной и той же жизненной силы. Мы ничем не отличаемся. Это просто жизнь, которая кормится собой. Змея продолжит жить во мне, и в этот миг мы оба станем частями чего-то большего. Я встряхнул головой, перевел взгляд на ближайшее дерево и увидел отблески света на чешуе.

Это был трехметровый питон; он только что проглотил какого-то грызуна и теперь, как и я, погрузился в дремоту. Я не мог поверить своим глазам. Свернувшись кольцами, питон переваривал пищу; посередине его тела выпирал большой бугор. Змея такого размера питается лишь раз в несколько недель. После еды она становится медлительной, почти не двигается. Вот оно, решение!

Я подхватил питона на руки, и он лениво обвил кольцами мои плечи. Я вернулся к хижине шамана и гордо показал ему змею. Шаманка хохотала несколько минут, а я тем временем начал волноваться. Я спросил, так ли необходимо съедать питона, чтобы получить дар силы. Старуха усмехнулась и сказала, что знания приходят не только с едой. Она посоветовала мне найти укромное место у воды, где змее никто не навредит. Со временем я понял, что покорить следовало именно свою внутреннюю жестокость, а не принципы в отношении того, что можно употреблять в пищу. Я получил урок, за которым пришел.

Нарушения работы второй чакры вызывают серьезные последствия. Люди такого типа живут в мире, где дожди идут лишь оттого, что небо почему-то решило промочить их до пят. Иногда им кажется, что против них настроен весь мир.

Разумеется, дожди идут и ради нас, но, кроме того, ради растений, животных и камней, а также ради самих себя. Люди с нарушенной второй чакрой слишком часто уделяют внимание собственным правам. После исцеления они начинают понимать, что мир ничего им не должен — напротив, каждый человек в большом долгу перед всем живым. Под руководством второй чакры, центра эротической любви, мы постигаем собственные страсти и смысл человеческой близости. Сбои в работе этой чакры заставляют путать секс с любовью. Главная ее задача заключается в превращении секса в любовь, романтических отношений в близость.

Это не просто, так как отрицательными порывами этой чакры являются стремление повелевать другими с помощью денег, власти и секса. Вторая чакра находится рядом с маткой, где зарождается новая жизнь. Этот центр порождает семена страсти и творческих способностей, которые приносят плоды в высших чакрах.

 

 

ТРЕТЬЯ ЧАКРА

 

Стихия: Огонь.

Цвет: желтый.

Телесные аспекты: желудок, живот, печень, поджелудочная железа, накопление и высвобождение энергии, селезенка.

Инстинкт: власть.

Психологические аспекты: смелость, власть, самовыражение.

Железы: поджелудочная железа.

Источники: самостоятельность, индивидуальность, бескорыстное служение, осуществление мечтаний, долголетие.

Отрицательные проявления: желудочно-кишечные расстройства, отсутствие аппетита, печаль, гордость, раздутое самолюбие, невротические нарушения, упадок сил, психология жертвы обстоятельств, вспышки раздражительности, стыдливость.

Третья чакра расположена в солнечном сплетении и связана с поджелудочной железой. Эта железа — энергетический банкир организма, где роль валюты играет глюкоза (поджелудочная железа вырабатывает инсулин, переносящий глюкозу из крови в клетки, где она используется как топливо). При правильной работе третьей чакры телу хватает энергии на все виды деятельности. Поскольку основные запасы топлива потребляет мозг, уравновешенность третьей чакры очень важна для ясного мышления. Кроме того, она влияет на печень — хранилище топлива в организме.

Люди с расстройствами работы третьей чакры часто страдают от упадка сил.

Потребляемая ими пища выводится из организма еще до того, как питательные вещества попадают в систему кровообращения. Подобные проблемы могут проявляться на психологическом и духовном уровнях. Когда третья чакра дает сбои, человеку мало что удается. Хотя в его распоряжении есть все необходимые ресурсы, ему не хватает сил добраться до финишной черты.

Третья чакра — могущественный орган светящегося энергетического тела. Ее силу можно использовать конструктивно, проявляя свое восхищение миром. При злоупотреблениях эта чакра может подавлять нашу первичную природу, или либидо; это проявляется в невротических симптомах, включая чувство стыда и вины. С возрастной точки зрения эта чакра соответствует периоду с четырнадцати до двадцати одного года (возраст совершеннолетия).

Женское начало первой чакры и первичная половая энергия второй чакры превращаются в утонченное топливо, которое третья чакра использует для осуществления желаний. Эта чакра восполняет запасы Светящегося Энергетического Поля. Пробуждая силу этой чакры, мы испытываем бесстрашие и несгибаемую решительность, преодолеваем все преграды. Опасность таится в том, что это может привести к преувеличенному мнению о себе. Человек начинает считать себя единственным хозяином своей судьбы; он полагает, что вправе подчинять весь мир своей воле. Он чувствует себя способным творить и губить целые миры, становится властным, пренебрежительно относится к другим, любыми средствами добивается личной власти и славы. Люди, соблазненные могуществом третьей чакры, часто пытаются навязать свою власть путем устрашения. Когда чакра очищается, семейные и прочие отношения становятся стабильными. Человек обретает дар убеждения, перед ним открывается власть устного и печатного слова.

Этот центр делает нас честными перед собой. Ясной становится жизненная цель, и мы направляем на нее все силы.

Инки рассказывают истории о воинах, чья третья чакра пылала золотым диском. По легендам, их невозможно было убить. Конкистадоры палили в них из мушкетов, но пули никогда не попадали в цель. Сходные рассказы о храбрецах, которых не могла подстрелить европейская кавалерия, можно услышать от индейцев Великих равнин. В сказаниях инков утверждается, что, когда один из таких лучезарных воинов убивал достойного соперника, он воздавал тому должное, проливая на землю несколько капель своей крови. Воин понимал, что в иных обстоятельствах они оба могли сидеть рядом у костра и беседовать о жизни. Инки верили, что человек, вступающий в битву с яростью или страхом, уже погиб.

В процессе работы над книгой «Танец Четырех Ветров» мы с моим соавтором на несколько недель отправились в Рио-де-Жанейро, чтобы нам никто не мешал. Я только что вернулся из путешествия по Амазонке, и один приятель предложил мне обосноваться в его квартире на берегу. В последний вечер нашего пребывания в Рио, после праздничного ужина, мы шли по пляжу домой, и тут на нас напали шестеро. Когда мы схватились с грабителями, время, казалось, замедлилось, и я вдруг постиг учение светящихся воинов. Я перестал драться и крикнул: «Стойте!»

Этот вопль расколол ночь. Все замерли. Я повернулся к главарю шайки и протянул ему наручные часы, сказав, что батарейки нужно менять раз в два года. Затем я отдал ему бумажник. Обратившись к другому мужчине, я спросил, какой у него размер обуви. Он растерянно ответил: «Сорок четвертый». Я сказал, что наши размеры совпадают, и предложил ему примерить мои туфли. Они ему подошли, и мужчина усмехнулся. Эрик, мой соавтор, не мог поверить своим глазам, и снова кинулся в драку, но трое мужчин тут же скрутили его и повалили на песок. Я подошел к Эрику и объяснил, что эти люди бедны, им нужны наши часы, бумажники, туфли и пояса. В завершение обмена ценностями главарь пожал мне руку, а остальные грабители поблагодарили. Я помахал им рукой и пожелал всего наилучшего. Когда мы расходились, я спросил главаря, есть ли у него машина. Он ответил отрицательно, и тогда я заметил, что ему вряд ли понадобятся мои водительские права. Он улыбнулся и вернул их мне. Подумав, он добавил, что не сможет воспользоваться и моей кредиткой. Затем он вернул мне паспорт и билеты.

Эрик был ошарашен — бандиты отдавали нам награбленное. Да, нас ограбили, но жестокости не было. Следуя принципу ненасилия, нам удалось избежать очень неприятного столкновения. Мы укротили отрицательные порывы второй чакры и реагировали на происходящее силой третьей чакры.

Функция третьей чакры — превращение мечты в действительность. В санскрите ее называют манипура, что означает «дворец из самоцветов»— имеется в виду ее способность превращать желания в явственные богатства. Этот центр —перегонный куб, где мечтания алхимически трансформируются в золото. Если хочешь улучшить окружающий мир, внеси равновесие в работу своей третьей чакры.

Основным орудием этого центра является визуализация — например, медитация или просто грезы наяву. Управляющая чакрой стихия огня обеспечивает топливо для осуществления желаний. Будьте осторожны, не используйте эту власть в корыстных целях — обращайте ее во всеобщее благо. Ключевым должно стать слово «служение».

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Воздух.

Цвет: зеленый.

Телесные аспекты: система кровообращения, легкие, молочные железы, сердце, астма, иммунодефицит.

Инстинкт: любовь.

Психологические аспекты: любовь, надежда, самоотдача, сопереживание, близость.

Железы: вилочковая железа.

Источники: беззаветная любовь, всепрощение.

Отрицательные проявления: раздутое самолюбие, обидчивость, эгоизм, мрачность, одиночество, заброшенность, предательство.

Сердечная чакра расположена в центре груди — не над самим сердцем, а в сердечном сплетении. Это ось системы чакр. Живот является центром тяжести материального организма, а сердце — центром светящегося тела. Сердечная чакра регулирует работу вилочковой железы, ответственной за клеточный иммунитет.

Она играет ключевую роль в иммунной реакции и выработке В- и Т-лейкоцитов — «клеток-убийц». После очищения сердечной чакры с помощью Процесса Просветления люди с подавленной иммунной системой начинают чувствовать себя прекрасно.

В санскрите эта чакра носит название анахата, что означает «несвязанная». На уровне этой чакры успех уже не оценивается материальными достижениями.

Деньги, машины, слава и удача — все это не настоящие мерила успеха. Для человека, опирающегося на сердечную чакру, намного важнее свобода, радость и прочный покой. В возрастном отношении сердечной чакре соответствует период с двадцати одного года до двадцати восьми лет. Этот центр помогает нам создавать семью, любить своих партнеров и детей.

Мы испытываем любовь благодаря сердечному центру. Значение этой чакры чаще других понимают ошибочно, так как ее любовь — не влечение и не романтическая влюбленность. Сердечная чакра излучает любовь ко всему Сущему. Так цветок любит дождь, а ягуар — пойманную антилопу. Этот вид любви не сосредоточен на каком-то объекте; в своем существовании она ни от чего не зависит. Это не сентиментальность, а безличная любовь. Христианские богословы называют ее агапэ, а инки —типау. Это не средство, ведущее к какой-то цели. Такая любовь не требует брака и близких отношений. Она сама по себе является целью.

Несколько лет тому назад, путешествуя по Андам, я и мои спутники попали в снежный буран. С нами была индианка, которая несла своего трехмесячного малыша вниз, в больницу. Мы укрылись в заброшенной хижине; она уберегла нас от снега и града, но дыры в каменных стенах все равно пропускали внутрь безжалостные порывы ветра. Мы тесно прижались друг к другу, а Мария спрятала младенца на своей груди. Всю ночь мать пыталась покормить ребенка, расстегивая рубаху и поднося его губы к соску. К утру метель утихла. Окружающие холмы были покрыты толстым белым одеялом. На рассвете мы вышли наружу, чтобы согреться в лучах восходящего солнца. Распеленав новорожденного, Мария поняла, что девочка умерла еще ночью. Мы вернулись в деревню, где знахарка благословила младенца и провела местный ритуал смерти. Затем мы с Марией ушли в горы; пока мы копали в промерзшей земле могилу, я пытался ее утешить. Мы оба плакали и молили Пача-маму, Мать-Землю, чтобы та приняла свое дитя. Когда похороны закончились, мы навалили на курган груду камней и вернулись в деревню.

Два дня спустя Мария снова трудилась в полях. Крестьяне рыхлили почву, чтобы подготовить ее к севу. Я по-прежнему пребывал в смятении и горевал о несчастном ребенке. Увидев, как я расстроен, Мария подошла ко мне, потрепала по голове и сказала:

— Не печалься. Мое дитя вернулось к своей матери.

Ее слова только разбередили мои страдания. Я ушел к ледяному ручью на краю деревни, разделся до трусов и побрел по мелководью. Холодная вода вышибла из меня глупую сентиментальность. Затем Мария отвела меня к той шаманке, которая проводила обряд смерти. Старуха прижала ладонь к моему сердцу и мягко объяснила, что печалиться не о чем. Я не мог поверить своим ушам. Она утешала меня! Вечером родня Марии поблагодарила меня за то, что я был рядом в ту долгую морозную ночь. Они тоже печалились, но говорили со мной сердечно и сочувственно. Никогда прежде я не видел такой бескорыстной любви.

Эгоизм, даже если он рядится в одежды альтруизма, способен вызывать ужасные нарушения работы четвертой чакры. Чтобы испытать такую любовь, мы должны умереть для прошлого, стать совершенно иными. По этой причине шаманы разработали замысловатые практики, помогающие пережить гибель эго и себялюбия.

Впрочем, для того чтобы испытать любовь сердечной чакры, совсем не обязательно проходить сложные ритуалы лесных шаманов. Для этого достаточно отдаться любви, превратить ее из чувства в дело и медитацию. Нужно перестать влюбляться и стать самой любовью. В очередной раз ощущая биение своего сердца, помните, что это биение любви.

Одним из отрицательных проявлений этой чакры является раздутое самомнение.

Все мы сталкивались с людьми, твердящими, что «самое важное —это любовь», говорящими о любви избитыми словами. Но самое важное для таких людей — продемонстрировать свою «просветленность»; реальная благотворительность и беззаветная любовь имеет для них второстепенное значение. Другим отрицательным проявлением инстинкта любви является неспособность сопереживать самому себе. В отсутствие любви к себе мы погрязаем в самокритике и чувстве стыда.

Ослабленная деятельность сердечной чакры проявляется в неумении завязывать близкие отношения. Такой человек рвет взаимоотношения в тот самый миг, когда ощущает собственную уязвимость; чтобы отвлечься от привязанности, он часто с головой уходит в работу. Уравновешенная работа сердечной чакры помогает добиться по-настоящему тесных отношений. Она гармонично сочетает мужское и женское начала, и мы уже не ищем «утраченной половины» среди окружающих.

Мягкость и твердость, восприимчивость и творчество превращаются из противоположностей в единое целое, образуют утонченную гармонию. Сердечный центр позволяет вернуть себе детскую невинность, которая делает нас непосредственными и восторженными. Мы понимаем, кто мы, и миримся с собой, а это приносит счастье и покой.

 

 

ПЯТАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Свет.

Цвет: голубой.

Телесные аспекты: горло, рот, шея, пищевод.

Инстинкт: душевное самовыражение.

Психологические аспекты: мечты, творчество, общение, вера.

Железы: щитовидная и паращитовидные.

Источники: личная сила, вера, воля.

Отрицательные проявления: предательство, дурные привычки, психозы, нарушения сна, ложь, неискренность, сплетни-чество, сарказм.

Пятая чакра расположена на уровне ямочки под горлом и связана с щитовидной железой, регулятором температуры тела. Управляя скоростью метаболизма (то есть сгорания топлива), эта железа определяет вес тела и восполнение запаса витаминов. В санскрите чакра носит название вишуддха, «чистота». В древнейшем трактате о йоге, написанном полторы тысячи лет назад Патанджали, сказано, что те, кто пробудил этот светящийся центр, обретают сиддхи, волшебные силы. К их числу относятся умение создавать двойников, становиться невидимым, заглядывать в прошлое и определять пути судьбы.

Пятая чакра — психический центр, отвечающий за ясновидение, яснослышание, сверхчувствительность и передачу мыслей. Нарушения в работе пятой чакры приводят к неприятным психическим переживаниям; такие люди оказываются на грани вымысла и действительности и потому подвержены психозам и неврозам. Их фантазии невольно выплескиваются в обыденный мир, а сам человек не в силах отличить воображаемое от реального. Нередкими являются также и расстройства сна. С точки зрения возраста, пятая чакра соответствует периоду с двадцати восьми до тридцати пяти лет, когда человек начинает оставлять свой след в мире. Если чакра очищена, он добивается признания на своем поприще и достигает мастерства в выбранном занятии. Его положение в обществе определяется опытом и знаниями.

Пятая чакра дарует способность предугадывать будущее. Человек представляет, каким может стать; он ощущает перед собой безграничные возможности. Этот центр делает возможным настоящий самоанализ, так как перед человеком впервые во всей полноте открывается его внутренний мир. Пятая чакра позволяет заглядывать внутрь себя, сознавать собственное устройство. Человек составляет словарь своей эмоциональной, психологической и духовной жизни. Этот душевный словарь разрастается благодаря шестой чакре, а также умению находить в себе средства изменения окружающего мира. Пятая чакра служит началом широкого взгляда на вещи. Человек начинает отождествляться со всем человечеством независимо от расы и места рождения. В первой чакре его личность определялась матерью, во второй—семьей и окружением. В третьей чакре он восставал против родителей и отождествлялся со сверстниками, а в четвертой начинал чувствовать общность со своим народом или культурой. В пятой чакре он наконец-то становится жителем планеты в целом.

Пятая чакра помогает сердцу высказать свои чувства. Она говорит устами любви, доброты и прощения. В этом центре четыре стихии — земля, вода, огонь и воздух — сливаются в чистую энергию, которая становится матрицей наших мечтаний, как медовые соты образуют основу пчелиного улья. Горловая чакра разворачивает матрицу, вокруг которой мы затем выстраиваем свой мир.

Пробужденная горловая чакра позволяет шагать в ногу с жизнью. У каждого из нас выдавались дни, когда не хочется вставать с постели, так как весь мир, кажется, настроен против нас. Ты идешь в кухню и обнаруживаешь, что дома нет хлеба; садишься в машину и на всем пути до работы натыкаешься на красный свет. Когда Вселенная кажется настроенной враждебно, все валится из рук, к согласию с жизнью можно вернуться путем очищения горловой чакры, избавления от загрязняющих ее осадков. Пятая чакра играет роль дымовой трубы для низших центров; она выпускает летучие энергии, которые первой чакре не удалось выпустить в землю. Простейший способ очистить горловую чакру —трижды провернуть ее кончиками пальцев. Я делаю это несколько раз в день, особенно после работы с «токсичными» пациентами.

Отрицательным проявлением этой чакры является отравленность собственными познаниями. В разговоре такие люди не прислушиваются к мнению собеседника.

Ощущение собственной правоты для них важнее взаимопонимания. Опасность, которую таит в себе пятая чакра, заключается в склонности превращать духовные озарения в догмы. Эта патология пятой чакры сказывалась на целых народах и религиях, свидетельством чему служат инквизиция и религиозная нетерпимость в современном мире.

У обычного человека пятая чакра действует как дымовая труба, выбрасывающая «продукты сгорания» низших чакр. Большинство людей используют речь исключительно для выражения эмоциональных потребностей низших чакр. Когда человек начинает сознавать свои психологические и духовные возможности, эта чакра существенно крепнет.

 

НЕБЕСНЫЕ ЧАКРЫ

 

 

В шестой, седьмой, восьмой и девятой чакрах развитие становится надличностным.

Человек все глубже постигает тонкие пространства. Именно там и подстерегает беда. Развитие духовности в стиле «Нью-Эйдж» углубляет представления о высшем Боге где-то наверху, пренебрегая практической духовностью женственной Земли. Небесные чакры опираются на чакры земные, так как ветви дерева не могут существовать без его корней. Дары высших чакр чрезвычайно практичны, они проявляются уже в этом мире. В них нет ничего потустороннего. Эта истина признавалась всеми великими духовными учителями. Говоря, что «приблизилось Царство Божие», Христос подразумевал неразделимость, единство Небес и Земли.

С проблемами земных чакр мы знакомы и на личном опыте, и по психотерапии.

Все мы сталкивались со страхом, стыдом, вспышками гнева, сексом, желаниями и стремлением к безопасности. В небесных чакрах мы вступаем на менее знакомую территорию. Свойства этих чакр трудно постичь умом. В некоторых случаях разница между ними сводится к силе того или иного явления. Так материнская любовь отличается от любви к мужу. Хотя муж и дети в равной мере близки, испытываемые к ним чувства различны (пусть даже психологи уверяют, что люди чаще всего женятся на копиях своих родителей). То же относится к духовным урокам и свойствам высших чакр.

Исследуя сферы действия небесных чакр, нам с наставником удалось определить качества, связанные с каждым из этих центров. Основной характеристикой шестой чакры является выход за рамки смерти, седьмой — власть над временем, восьмой — невидимость, а девятой — способность хранить тайну.

 

 

ШЕСТАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Чистый свет.

Цвет: сине-фиолетовый.

Телесные аспекты: мозг, глаза, нервная система.

Инстинкт: поиск истины.

Психологические аспекты: рассудок и логика, разумность, сопереживание, подавленность, стрессовые заболевания, отрешенность.

Железы: гипофиз.

Источники: просветление, самосознание.

Отрицательные проявления: заблуждения, неврозы, неадекватность, припадки.

Шестая чакра, «третий глаз», расположена в центре лба. В индийской традиции ее считали третьим глазом Шивы, который дарует знание недвойственности и совершенной истины. В санскрите этот центр носит название аджня, «безграничная власть». В этой чакре мы обретаем понимание того, что неотделимы от Бога. Мы выражаем божественное собой и видим его в других. В присутствии человека, достигшего этой стадии, ощущается глубокое спокойствие. На уровне второй чакры мужское и женское встречаются вне тела; в шестой чакре они сливаются внутри. Человек сознает себя вечной сущностью, временно обитающей в этом теле. Тот, чья шестая чакра пробудилась, понимает, что подлинное Я должно отбросить отождествление с телесными или умственными переживаниями.

Нужно возвыситься над телом и разумом, но радостно принять их в поле сознания. Наблюдая за собственным умом, можно перейти в надличностные состояния. За мыслями нужно следить с любопытством, но без вовлеченности. Когда выходишь за рамки ума, сомнения исчезают, а желания и порывы перестают быть основными побудительными силами. Человек переносится в мир знания, доступный восприятию, но не словесному описанию. Дело не в том, что он выходит за пределы возможностей языка, просто там есть только переживания.

Шаманы говорят, что в это царство не попадешь случайно, его находит лишь тот, кто ищет. Такое состояние похоже на двух влюбленных, которые окончательно сливаются в долгом поцелуе. Что можно сказать о восприятии, когда нет того, кто воспринимает? Стоит промолвить хоть слово, как смысл ускользает. Это похоже на пробуждение ото сна: как только начинаешь сознавать, что видел сон, память забывает сновидение.

При нарушениях работы шестой чакры человек путает сведения со знаниями. Он полагает, что постиг великие духовные истины, хотя на самом деле в его распоряжении только горстка фактов. Шаманы знают, как вызвать дождь, даже не подозревая, что вода состоит из атомов кислорода и водорода. Хроническое нарушение работы чакры третьего глаза отражается в духовном материализме.

Такие люди часто пользуются в мире огромной властью и влиянием, не признавая своей ответственности за происходящее. В нашем мире, где правит пресса с ее культами сенсаций, энергии шестой чакры постоянно искажаются, что ведет к духовному невежеству и раздутому самомнению.Как антрополог, я знал, что любой контакт с нетронутыми культурами непременно оказывает пагубное воздействие на изучаемое общество. Еда, которую приносишь с собой, фотоаппарат и прочие приборы, даже современная одежда — все это искажает наблюдения. Инки, у которых я учился, в том числе донья Лаура и дон Мануэль, до сих пор прядут пряжу и вручную ткут одежду. Они не пользуются вещами из западного мира.

Однако став свидетелем смерти ребенка Марии, я отбросил антропологический принцип невмешательства. Студенты приносили мне детскую одежду, чтобы я отвез ее инкам. Благодаря многочисленным щедрым пожертвованиям нам удалось справить куртки и другую зимнюю одежду для всех детей из шести высокогорных деревень. С 1992 года мы посылаем к крестьянам санитарные отряды.

Хотя местные жители по-прежнему редко встречаются с представителями Запада, «цивилизованные» болезни до них уже добрались. Каждый год под крышей палатки, которая стала нашим полевым госпиталем, мы оказываем медицинскую помощь более чем трем сотням взрослых и детей. Однажды в деревне появилось несколько фотографов, прознавших о нашей работе; после отъезда кто-то из них оставил в деревне несколько коробок детского питания, и крестьянки начали давать его детям. Несколько месяцев спустя в нашу больницу явилась одна из матерей с четырехмесячным ребенком на руках. Запасы детского питания иссякли за три недели до того, а молоко у нее давно перегорело. От малыша остались кожа да кости, он едва ли весил больше трех килограммов. Мы отдали ей все банки с детским питанием, какие удалось найти, а потом убедили обратиться за помощью к соседке, которая продолжала кормить своих детей грудью. Исходившие из самых добрых побуждений гости сделали местным жителям очень опасный подарок.

Я понял, что мы должны найти шамана внутри самих себя. Cвоим студентам я объясняю, что, сколько ни живи среди индейцев, это не принесет мудрости и силы, если их в тебе нет. обнаружил, что поиски знаний нередко приносят совершенно противоположное — отвлекают нас от настоящих встреч с Духом. Шаман — человек, достигший самоосознания. Внутреннее пробуждение позволяет ему видеть пути Духа. Антонио не раз напоминал мне, что Будда не был буддистом, а Христос — христианином. Первый сидел под священным баньяном, пока не достиг просветления. Второй на сорок дней ушел в пустыню. Шестая чакра дает нам возможность добиться самопробуждения. Отбросим пончо, погремушки и перья, все прочие внешние знаки —и тогда сама загадка жизни наполнит нас благоговением и суеверным ужасом.

Открытый третий глаз позволяет шаману узнать, кто он на самом деле. Это зрение приносит ему знания о прошлом и будущем, позволяет увидеть возможные варианты развития судьбы. По некоторым легендам, тот, кто пробуждает эту чакру, способен обрести физическое бессмертие. Все его желания сбываются, а если один и тот же мысленный образ поддерживают несколько видящих, они могут осуществить задуманное в планетарном масштабе. Эта традиция сохраняется у коренных народов издавна. Старейшины племени хопи и совет знахарей инка усаживаются для совместной медитации, чтобы сообща создать мысленный образ того мира, который они хотели бы оставить своим потомкам.

 

 

СЕДЬМАЯ ЧАКРА

 

Стихия: Чистая энергия.

Цвет: фиолетовый.

Телесные аспекты: шишковидная железа, кожа, мозг, гормональный баланс.

Инстинкт: универсальная этика.

Психологические аспекты: бескорыстность, целостность, мудрость.

Железы: шишковидная железа.

Источники: трансцендентность, просветление.

Отрицательные проявления: психозы, деградация, цинизм.

Первая чакра соединяет нас с Землей, а теменная чакра уводит к Небесам. Светящиеся нити этого центра тянутся к звездам и определяют нашу судьбу. Земля защищает нас, питает своей жизненной силой, а небеса подталкивают к возвышенному. Семена дают ростки лишь в том случае, если погружены в плодородную, темную и влажную почву; однако они продолжают расти благодаря лучам солнца.

Прорастая, все растения, тянутся к небу. Наша духовная жизнь зарождается в первой чакре благодаря связи с Землей, но позже через темя в наш организм проникает небесный свет, питающий всю систему чакр. В санскрите эта чакра носит название сахасрара, «пустота». Людям, получившим дары этого центра, материальное тело уже не нужно. Научившись перемещаться во времени и пространстве, они становятся едиными с Небом и Землей.

Урок седьмой чакры — власть над временем. Покидая рамки линейного, причинноследственного времени, мы освобождаемся от тиранических тисков прошлого.

День сегодняшний уже не является следствием минувших событий; мы ощущаем свободу от причин и следствий. Одной ногой мы стоим в повседневности, а другой — в духовном мире; тогда и становится понятно, что у них общая основа.

Благодаря шестой чакре целитель получает знания о прошлом и будущем; развивая седьмую чакру, он начинает влиять на эти события. Он может менять то, что произошло в прошлом, и помочь пациенту изменить грядущее — например, выбрать тот его вариант, в котором пациент излечивается от болезни и живет полнокровной жизнью.

Седьмая чакра приносит шаману освобождение от желаний, надежд и сожалений.

В верховьях реки Мадро-де-Диос, у границы Перу и Бразилии, живет один знахарь, мастер работы с ауаhиаsса — напитком, который при верном употреблении позволяет на время перенестись в загробный мир. Этот старик редко что-то произносит, слова ему не нужны. Во время церемоний он насвистывает и поет песни о реке и лекарственных травах; при этом ощущаешь полное сродство с окружающими джунглями.

Ты







Date: 2016-08-29; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.112 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию