Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Державный отец и сын





Цесаревич заключил брак с иностранной принцессой неправославного вероисповедания лишь по приказанию Государя, которого он слушал во всем, исполняя послушание, как того требует христианская заповедь.

Лишь в силу внешних обстоятельств и под воздействием более сильных волей окружавших его людей Цесаревич совершал поступки, против воли Царственного родителя. Однако все это происходило уже после кончины его Августейшей супруги, когда воля Цесаревича была сломлена горем и тревожными размышлениями о своем будущем.

Имевший лишь некоторые духовные дарования, Цесаревич отличался довольно нерешительным и даже скрытным характером. Черты эти развились под влиянием того положения, в каком он находился еще в юности, воспитываемый по преимуществу женщинами и иностранцами, безраздельно зависимыми от его Августейшего родителя, склонного к необузданному насилию и гневу, а проще говоря одержимому.

С 1694 по 1698 гг. Цесаревич жил у Августейшей матери, которая тогда уже не пользовалась Царским расположением, а потому наследнику пришлось выбирать между Царствующим отцом и ссыльной и постриженной в монахини венценосной матерью. Выбор оказался непростым, поскольку Царевич любил Августейшую мать и поддерживал с нею сношения даже после ее заточения, например, ездил к ней на свидание в 1707 году. Всякий раз, оказывая знак внимания Августейшей матери, наследник возбуждал чувство неприязни в державном отце, а потому надо было каждый раз скрывать свою привязанность к ней, чтобы миновать Царского гнева.

Трепетная душа Цесаревича страшилась могучей энергии державного отца, а последний все более и более убеждался в неспособности единственного венценосного сына стать деятельным поборником его предначертаний. Царь опасался за судьбу преобразований, введению которых посвятил всю свою жизнь, и потому с каждым годом он все более сурово стал относиться к наследнику.

Цесаревич Алексей Петрович страшился происходящих событий, потрясавших Россию по воле его державного родителя. Он искал от них убежища в религиозной обрядности вековой Руси. Недаром читал он Библию шесть раз, делал выписки из Барония о церковных догматах, обрядах и чудесах, покупал книги религиозного содержания. Царь же Петр I Алексеевич, напротив, обладал более скромными духовными интересами, а более глубоким практическим смыслом и железною волей, даже одержимостью действия по изменению привычного уклада жизни в Святой Руси. В борьбе с Русью крепли и множились его силы. Монарх, как ему казалось, жертвовал всем для введения преобразований, которые набожный единственный Августейший сын его считал противными Православию и пользе России. С Цесаревичем соглашались многие.

Когда Царевич жил в Преображенском в 1705—1709 годы, его окружали лица, которые, по собственным его словам, приучали его " ханжить и конверсацию иметь с попами и чернцами и к ним часто ездить и подпивать ". В обращении с этими подчиненными лицами Цесаревич, умевший склоняться перед сильною волей державного отца, сам обнаруживал признаки своеволия и жестокости. Он, разлагаемый духовно окружением, доходил до того, что бил друга своего Князя Н. Вяземского и драл " честную браду своего радетеля " духовника Якова Игнатьева.

Уже в это время Цесаревич сознавался ближайшему своему другу, тому же Якову Игнатьеву, что желает смерти державного отца, а протопоп утешал его тем, что Бог простит, и что все они желают того же. И в этом случае поведение Царевича в Преображенском не оставалось, конечно, безызвестным Августейшему отцу, для того и окружившего венценосного сына своего людьми, собиравшими о том крамолу.

В народе также стали ходить слухи о разладе Царевича с Государем. Во время пыток и казней после стрелецкого бунта монастырский конюх Кузьмин рассказывал стрельцам следующее: " Государь немцев любит, а Царевич их не любит, приходил к нему немчин и говорил неведомо какие слова и Царевич на том немчине платье сжег и его опалил. Немчин жаловался Государю и тот сказал: для чего ты к нему ходишь, покаместь я жив, потаместь и вы ".

В другой раз, в 1708 году, среди недовольных ходили слухи, что Царевич также недоволен, окружил себя казаками, которые по его велению наказывают бояр — Царских потаковников, и говорит, будто бы и ему Государь не батюшка и не Царь. Таким образом, молва народная олицетворяла со временем в Царевиче Алексее надежду на высвобождение из-под тяжелого гнета Петровских реформ и неприязненным отношениям двух различных характеров придавала оттенок политической вражды; семейный раздор стал превращаться в борьбу партий.

Если в 1708 году Цесаревич предлагал Царю статьи об укреплении Московской фортеции, об исправлении гарнизона, о составлении нескольких пехотных полков, о сыске и обучении недорослей, если он в том же году набирал полки при Смоленске, отсылал в Санкт-Петербург шведских полоняников, извещал о военных действиях против донских казаков с Булавиным во главе и ездил осматривать магазины в Вязьму, в 1709 году приводил полки к отцу в Сумы, — то в позднейшее время далеко не выказывал такой деятельности и все менее и менее пользовался доверием Царя.

 

Отбытие за границу

Заграничные поездки Царевича опять де державным родителем заведенные, едва ли принесли наследнику существенную пользу. Веру его они не поколебали, да и любви ко всему заграничному не вызвали.

После первой такой поездки в 1709—1712 гг. Цесаревич стал обнаруживать непослушание, упрямство, а также отвращение к военному делу и начал помышлять о побеге за границу. Царь, поначалу не замечавший тайных помыслов наследника, позднее увидел в Августейшем сыне перемену к худшему.

В самый день кончины кронпринцессы Шарлотты, 22 октября (4 ноября) 1715 года, Царь Петр, только что обретший 27 октября (9 ноября) наследника Великого Князя Петра Петровича (1715-1719) письменно требовал от Цесаревича, чтобы он или исправился, или поступил в монахи, а в письме от 19 января (1 февраля) 1716 года прибавил, что в противном случае поступит с ним, как "с злодеем". Совершал Царь это в надежде на нового наследника, совершал опрометчиво, поскольку не имел законного права требовать от старшего венценосного сына отречения от престола. Цесаревич не совершал государственных преступлений, не лишился ума и дееспособности, а потому оставался законным наследником престола Всероссийского. Требовать же от него пострижения в монахи и вовсе было не в духе Царя Петра, и свидетельствовало об отчаянии Государя, страстно желавшего видеть наследника в державном потомстве от брака с Великой Княгиней Екатериной I Алексеевной (1684-1727). Однако пока жив был Цесаревич Алексий Петрович, невозможно было и мечтать о другом законном наследнике престола, поскольку даже с его кончиной, если бы она вдруг случилась, наследником престола по праву тотчас становился его Августейший сын Великий Князь Петр Алексеевич (1715-1730), что, как нам теперь известно и произошло седьмого (20) мая 1727 года. Однако Царь Петр I, одержимый своим решением во что бы то ни стало изжить старшего Августейшего сына со света и сделать наследником престола сына от второй державной супруги, угрозами лишь подтолкнул наследника и его окружение к действиям, которые бы лишили бы Цесаревича прав на престол. Расчет Царя Петра I удался.

 

Бегство Цесаревича

 

Прочтя угрозы Августейшего родителя, Цесаревич Алексей Петрович, опасавшийся за свою жизнь и поддерживаемый сочувствием А. Кикина, Ф. Дубровского и камердинера Ивана Большого, бежал вместе с новой спутницей своей Евфросиньей через Данциг в Вену, где и явился к канцлеру Шенборну 10 (21) ноября 1716 года.

Заручившись покровительством императора Карла VI, который приходился ему Августейшим шурином, Цесаревич Алексей Петрович проехал в Тироль, где седьмого (20) декабря 1716 года остановился в замке Эренберг, а шестого (19) мая 1717 года прибыл в неприступный неаполитанский замок Сент-Эльмо.

Здесь-то и застали его посланники Августейшего родителя граф и Андреевский кавалер и действительный тайный советник Петр Андреевич Толстой (1645–1729) и будущий генерал-аншеф и Андреевский кавалер граф Александр Иванович Румянцев (1677–1749). Графу Толстому удалось уговорить наследника отбыть обратно в Россию что и случилось 14 (27) октября. Лукавый граф Толстой, впоследствии наказанный за свое вероломство Императором Петром II, обещал, что после возвращения Цесаревич Алексей Петрович получит разрешение жениться на Евфросинье Федоровне. Но случится это не за границей, а по вступлении в пределы России, «для того, чтобы меньше стыда было». Послушав доводы графа Толстого, передавашего волю Августейшего родителя, несчастный Цесаревич отправился в Россию на свою Голгофу.

 

Начало страданий

Первое свидание державного отца со старшим Августейшим сыном произошло третьего (16) февраля 1718 года.

Воспользовавшись произошедшим бегством наследника престола во время не прекращавшейся Северной войны 1700-1721 гг. Царь Петр I Алексеевич, заполучив «непокорного сына» обратно, следуя своему плану, лишил Великого Князя Алексия Петровича права наследовать престол Всероссийский. Тем более, что к тому времени рожденному Великой Княгиней Екатериной Алексеевной третьему венценосному сыну Петру Петровичу шел четвертый год от рождения. Государь Петр I Алексеевич надеялся именно его, восьмого по счету венценосного ребенка своего от второй Августейшей супруги сделать наследником и Цесаревичем, что и последовало Высочайшим рескриптом в том же 1718 году. Однако Господь ссудил иначе.

Ни младенец Петр, уже второй по счету, ибо первое дитя с тем же именем прожило лишь два года с лишком (1704–1707), ни младенец Павел (1705–1707), ни последовавшие за ними сын Павел (1717-1717) и Петр (1719-1724) не прожили каждый и пяти лет. Всего у Государя во втором браке было пятеро сыновей: три Петра и два Павла, но ни один из них не стал наследником «великих» дел петровых.

Чтобы придать делу отречения от престола наследника законный вид Царь Петр I Алексеевич приказал начать дознание. Вскоре начались пытки и казни окружавших Цесаревича слуг и близких: Кикина, Глебова и многих других. Розыск первоначально производился в Москве, в половине марта месяца, затем переведен был в Санкт-Петербург.

Царевич Алексей Петрович также подвергался истязаниям и пыткам в течении семи страстных дней с 19 по 26 июня (с 2 по 9 июля) 1718 года. На седьмой день истязаний в 18-м часу пополудни наследник и Цесаревич Алексей Петрович скончался от тяжких ран на 29-м году жизни, так и не дождавшись за все это время совершения над ним Святых Таинств Исповеди и Причастия. Не услышал он и слов прощения от своего державного родителя.

По счастью, Господь принял его душу до выполнения по приказу Царя Петра I Алексеевича смертного приговора, иначе бы на Династию пал бы грех сыноубийства.

 

Наказание Божие

 

Страдания Цесаревича Алексея Петровича, названого так державным родителем в честь Августейшего деда, Царя Алексея Михайловича, понесенные им в пост Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, остались неискупленными.

Династия Романовых в мужском колене через 12 с небольшим лет, а в женском едва не пресеклась, поскольку в продолжении 36 лет рождались и гибли Августейшие наследники Императора Петра I, допустившего страдания и гибель своего старшего Августейшего сына.

Государи Петр II (1715-1730) и Петр III (1728-1762) едва вступив на престол, свергались с него или болезнью или предательством близких и родственников. И только появление на свет 20 сентября (3 октября) 1754 года Государя Павла I Петровича спасло Россию от окончательного угасания дарованного Богом Дома Романовых. Но и тогда, последний Император с именем Апостольским Павел, так мало правивший и столь много оставивший после себя славных и нерушимых доселе законов и дел, встал у престола Царя Царствующих в ряду Государей Мучеников.

До настоящего времени мы не ведаем полную картину, происходившую в казематах Петропавловской крепости, где пролилась кровь первого державного потомка Царствующего Дома Романовых. Начатая в июле 1718 года череда державных страданий, как знают потомки, продолжилась далее: свергнутый Император-младенец Иоанн VI Антонович (1740-1764) и Император Петр III (1728-1762) заколоты и удушены были в июле, в пост Святых Апостолов и страдальцев Петра и Павла.

В июле 1918 года погибла вся Святая Царская Семья Государя Императора Николая II Многострадального (1868-1918): Государыня Императрица Александра II Феодоровна (1872-1918), наследник Цесаревич и Великий Князь Алексий Николаевич (1904-1918) и Великие Княжны Ольга Николаевна (1894-1918), Татьяна Николаевна (1897-1918), Мария Николаевна (1899-1918) и Анастасия Николаевна (1901-1918). В июле 1918 года убиты были и другие Августейшие особы Дома Романовых, в числе которых прославленная во Святых преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна (1864-1918) и инокиня Варвара (1918), Великий Князь Сергей Михайлович (1869-1918), пятый Августейший сын Великого Князя Михаила Николаевича (1832-1909), венценосный внук Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855) и с ним державные правнуки Императора Николая I Павловича - Князья Императорской Крови Иоанн Константинович (1886-1918), Константин Константинович младший (1890-1918) и Игорь Константинович (1894-1918).

В ночь на 17 июля 1918 года через 200 лет и восемь дней после гибели Цесаревича и Великого Князя Алексия Петровича пролилась кровь последнего Цесаревича Династии Романовых Великого Князя Алексия Николаевича. Так, можно сказать без дерзновения, замкнулся круг земных страданий и Династии и всего Русского Народа.

 

Державные потомки

От кронпринцессы Софии Шарлотты Цесаревич Алексей Петрович имел двух Августейших детей: венценосную дочь Наталью Петровну и Августейшего сына Петра Алексеевича, ставшего вскоре Государем Императором Петром II Алексеевичем.

От Евфросиньи Федоровны Цесаревич Алексей Петрович также должен был иметь ребенка в апреле 1717 года, однако судьба дитя и его матери и теперь остается неизвестной: умерли ли они сами или были убиты по приказу Царя Петра I Алексеевича остается тайной до наших дней.

 

Об Августейшей матери

 

О первой Августейшей супруге Государя Петра Алексеевича упоминают летописи мало, а личность она легендарная, ибо веру православную и обрядность древней Руси Царица сохранила наперекор всем невзгодам и гонениям державного мужа своего Государя Петра I.

Царица мирно почила в старости, пережив всех близких потомков Августейшего супруга своего Императора Петра I, венценосных детей его, кроме Елисаветы (1709-1762), вторую супругу его Императрицу Екатерину I и всех ее детей от Государя Петра I, и, к несчастью, всех трех своих державных сыновей, внуков и внучек.

Известно, что до опалы Царица Евдокия праздновала в Измайлове дни рождения и именины своего супруга Царя Петра Алексеевича - ставила крестьянам пиво и вино, подавала нищим милостыню.

В монастыре на Ладожском озере Царица Евдокия пользовалась удобным помещением, тремя монашенками для личного услужения и достаточной суммой денег - несколько сот рублей ежегодно их нужд, какие тратила и на милостыни.

В ее апартаментах была устроена часовня и совершалась Божественная литургия. Позже она была переведена в Шлиссельбург, где провела время в долгом заточении.

По освобождению своему в 1727 году, она уклонялась от придворных интриг вокруг своего державного внука Государя Императора Петра II. “ Углубившись, как пишет историк и романист К. Валишевский, - всецело в молитвы, посты и ожидание минуты, которая вернет ей, наконец, радость семейного счастья, она высказывала полнейшее равнодушие к делам политическим ”.

Находясь уже в Москве, она с нетерпением ожидала приезда в первопрестольную державных внука Петра и внучку Наталию: “ Только о том вас прошу, чтобы мне внучат своих видеть и вместе с ними быть, а я истинно с печали чуть жива, что их не вижу. Прошу вас: дайте, хотя бы я на них поглядела и умерла ”.

По встрече четвертого (17) февраля 1728 года, она была сухо встречена Царствующим отпрыском, но он окружил бывшую затворницу почестями и, обеспечив ее в денежном отношении, чего она была так долго лишена, на том считал свой долг тем исполненным.

В последние дни жизни Государя Императора Петра II ее снова попытались втянуть в дворцовые интриги - ей было предложено Регентство, но, ведомая страхом Божиим и избегавшая славы и искушения властью, “ она отказалась, ссылаясь на свои лета и немощи. 18 января вечером, когда доктора объявили, что угасла последняя надежда, она встала на молитву в соседнем покое, приготовляясь принять последний вздох внука ” (К. Валишевский).

Почила Царица Евдокия на 63-м году жизни и погребена была по настоянию своему в Новодевичьем монастыре града Москвы.

Сам несчастный Царевич по мученической кончине своей, последовавшей 26 июня (9 июля) 1718 года погребен был в праздник Собора славных и всехвальных 12-ти Апостолов 30 июня (13 июля) 1718 года.

Место погребения Августейшего сына Государь выбрал сам - под колокольней собора Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Царствующем граде Санкт-Петербурге, рядом с почившей супругой кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией.

Когда любезный читатель в дни пребывания в величественном граде на Неве обратит свой взгляд на величественную колокольню Петропавловского собора, увенчанную Ангелом, держащим Крест над городом великим, пусть вспомнит о том, кто лежит в основании сей высоты, и помолится о душе убиенного Цесаревича Алексия Петровича.

 

Александр Рожинцев

12 июля 2016 года.

Святой град Тихвин.

Date: 2016-08-29; view: 176; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию