Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наши ритуалы всегда о чем-то говорят: они излагают истории, которые придают ритуалам смысл и силу





 

У человека, обладающего сложным мозгом, ритуальное поведение почти всегда затрагивает мышление и чувства высшего уровня. Наши ритуалы всегда о чем-то говорят: они излагают истории, которые придают ритуалам смысл и силу. Эти истории критически важны для действенности ритуала, который у людей предназначен отвечать на конкретные культурные потребности, так что эти потребности его и формируют. Однако мы считаем, что корни ритуалов и церемоний всех человеческих сообществ, от самых примитивных до самых развитых, растут из нейробиологической потребности всех живых существ выйти за ограничивающие рамки своего Я.[100]

Если рассматривать его с нейробиологической точки зрения, ритуал человека обладает двумя важнейшими характеристиками. Во-первых, он генерирует эмоциональные реакции разной степени интенсивности, сопровождающиеся субъективными переживаниями спокойствия, экстаза и удивления; а во-вторых, он порождает состояния единства, которые, в религиозном контексте, часто воспринимаются как духовная трансцендентность того или иного уровня[101]. Оба этих свойства, как мы полагаем, имеют нейробиологическое происхождение.

 

Ритуал, биология и трансцендентность

 

Способность ритуала человека порождать чувство трансцендентного единства объясняется, как мы считаем, воздействием ритмического ритуального поведения на гипоталамус и автономную нервную систему и, в итоге, на все остальные части мозга. Как показывают исследования, такие формы поведения, связанного с духовностью, как молитва, богослужение и медитация, могут привести к снижению артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня гормона кортизола в крови и позитивным изменениям состояния иммунной системы[102]. Поскольку все эти функции регулируют гипоталамус и автономная система, очевидно, что ритуал воздействует на автономные состояния.

Сначала ритмичное поведение в процессе ритуала тонко меняет автономные реакции систем умиротворения и возбуждения. Если это быстрые ритмы – как, скажем, в случае танцев суфиев или диких вудуистских обрядов, – система возбуждения активизируется все сильнее и сильнее. Такое повышение уровня нейронной активности может стать предметом внимания для гиппокампа, дипломата лимбической структуры, несущего ответственность за поддержание равновесия работы мозга.[103]

В гиппокампе разные части мозга обмениваются между собой информацией. В то же время этот центр нередко выполняет функцию шлюза, регулируя поток нервных стимулов, поступающих к разным областям мозга. Такая регуляция позволяет избежать чрезмерной активности и хранит мозг в состоянии относительного равновесия. Скажем, когда гиппокамп ощущает, что активность мозга достигла крайне высокого уровня, он сдерживает поток нервных импульсов – то есть фактически тормозит активность мозга, – до тех пор, пока деятельность мозга не войдет в нормальные рамки. В результате такого торможения некоторые мозговые структуры получают меньше стимулов, чем обычно, так что им сложнее должным образом выполнять свои функции.

Одна из таких структур – ориентационно-ассоциативная зона, то есть та часть мозга, которая помогает нам отличать Я от остальных частей мира и помещать это Я в пространство. Данная зона должна постоянно получать сенсорную информацию, чтобы хорошо выполнять свою задачу. Когда поток информации прерывается, она работает с теми данными, что ей доступны. Если говорить языком неврологии, зона ориентации переживает деафферентацию – она вынуждена действовать в условиях недостатка или отсутствия сенсорных данных. При деафферентации эта структура, вероятнее всего, будет более мягко и неопределенно определять границы Я. Таким смягчением границ Я, как мы полагаем, объясняются те переживания единства, которые часто упоминают участники ритуалов.

Тот же самый нейробиологический механизм, который стоит за ощущением единства, может прийти в действие несколько иным путем у тех, кто интенсивно занимается ритуальными действиями с медленным ритмом, такими как песнопения или созерцательная молитва. Медленные ритмичные действия стимулируют умиротворяющую систему, которая, если она активизируется в высшей степени, непосредственно включает тормозной эффект гиппокампа, так что возникает деафферентация зоны ориентации, а это в итоге приводит к смягчению чувства Я в мозге и делает возможными переживания единства, которые в первую очередь и призваны создавать религиозные ритуалы.

 


Ритуал и эмоции

 

Опыт единения, вызванный участием в ритуале, всегда сопровождают яркие эмоциональные состояния, которые сами по себе есть результат ритмичных действий[104]. Повторяющиеся действия во время ритуальных танцев или песнопений могут оказывать заметное влияние на лимбическую и автономную нервную системы, а они обе участвуют в создании эмоций и настроения. Одно исследование показало, что под воздействием повторяющихся звуковых и визуальных стимулов – скажем, ритуальных танцев или исполнения песнопений – ритмы мозговой коры могут порождать не поддающиеся описанию крайне приятные эмоции[105]. Другая работа продемонстрировала, что ритмические действия способны активизировать несколько сенсорных зон одновременно. В сочетании с иными элементами ритуала – такими как пост, гипервентиляция или вдыхание кадильного дыма или других благовоний – мультисенсорная стимуляция может влиять на физиологию тела таким образом, что это приводит к возникновению измененных состояний сознания.

Эмоции, сопровождающие вызванные ритуалом состояния, чаще всего объясняются воздействием ритмичных повторов на автономную нервную систему и головной мозг. Однако на интенсивность этих эмоциональных состояний могут оказывать влияние и другие компоненты ритуального поведения. Так, ритуалы часто включают особые «знаковые действия» – скажем, их участники могут медленно кланяться, ложиться на пол, отводить руки или делать что-то еще, что по форме или значению привлекает к себе внимание как нечто необычное, отличающееся от повседневных практичных действий[106]. Странность этих действий привлекает внимание «сторожа» – миндалевидного тела. Хотя этот центр следит за знаками потенциальных возможностей и опасностей, необъяснимые движения, к каковым относятся знаковые действия ритуалов человека, могут с легкостью привлечь и удерживать его внимание на протяжении необычно продолжительных отрезков времени.

Если стимуляция миндалевидного тела продолжается достаточно долго, то, например, животное часто начинает чувствовать страх, раздражение и желание убежать. Возможно, во время совершения ритуала знаковые действия привлекают внимание миндалевидного тела, что вызывает умеренный страх или реакцию возбуждения, как это происходит с животными при электрической стимуляции данной структуры мозга. В сочетании с блаженством наивысшего умиротворения такое возбуждение может показаться переживанием «священного трепета».

Это ощущение трепета может усилить особый запах, чем, вероятно, и объясняется использование каждения или благовоний на религиозных церемониях[107]. Средняя часть миндалевидного тела получает нервные импульсы от обонятельной системы, так что под воздействием сильного запаха «сторожевой пес» может привести мозг в состояние готовности или породить умеренное чувство страха. Исследования также показали, что некоторые запахи вызывают крайне специфичные эмоциональные реакции: лаванда, например, пробуждает ощущение релаксации и покоя, в то время как уксусная кислота вызывает ощущение злости и отвращения[108]. Когда участники ритуалов одновременно вдыхают особые ароматы, совершают знаковые действия и слышат повторяющиеся звуки – скажем, когда священник, размахивая кадилом, приостанавливается, чтобы приклонить голову и преподать благословение во время молитвы, где звучат возгласы и ответы, – стимуляция миндалевидного тела может привести к усилению религиозного чувства.


 

Когда участники ритуалов одновременно вдыхают особые ароматы, совершают знаковые действия и слышат повторяющиеся звуки, вызванная этим стимуляция миндалевидного тела может привести к усилению религиозного чувства

 

Эмоциональную силу религиозных ритуалов может также увеличивать гипоталамус, который в ответ на возбуждение может привести к развитию позитивно окрашенных психологических состояний от легких приятных ощущений до чувства экстаза.[109]

Эмоциональные реакции любого рода несомненно имеют отношение к активности автономной нервной системы[110]. Это особенно верно в случае сильных эмоций, вызванных ритуалами. Однако исследования показывают, что самой по себе активности автономной системы недостаточно для создания интенсивных эмоциональных состояний, переживаемых во время участия в ритуале. Так, в нескольких экспериментах исследователи обнаружили, что химическая стимуляция автономной системы не активизирует мозговые центры эмоций, но это способны сделать ритмичные ритуальные действия[111]. Из этого следует, что эмоциональные реакции на ритуал зависят от притока сенсорных импульсов и, что еще важнее, от когнитивного контекста, в котором совершается религиозный ритуал[112]. Вероятно, одной лишь стимуляции автономной системы недостаточно для возникновения эмоциональных состояний, связанных с ритуалом, здесь нужны также идеи, обладающие большим психологическим или эмоциональным зарядом. Это подтверждает одно исследование занятий медитацией, которое показало, что участники медитации, использующие мантры с каким-либо личным значением (в отличие от абстрактных слов или звуков), чаще достигали измененных состояний сознания.[113]

 

Чтобы человеческий ритуал мог эффективно воздействовать на все части мозга и тела, поведение в нем должно соединяться с идеями; именно такой синтез ритма и значимости придает ритуалу силу

 

Иными словами, чтобы человеческий ритуал мог эффективно воздействовать на все части мозга и тела, поведение в нем должно соединяться с идеями; именно такой синтез ритма и значимости придает ритуалу силу.

При участии в религиозном ритуале глубокая вера в существование Бога и в то, что человек способен общаться с великой реальностью или силой, дает огромную энергию (стимуляцию мозга) тому, кто участвует в молитве или пении гимнов. Однако антропологи обратили внимание на то, что даже секулярные ритуалы указывают на концепции, которые можно назвать духовными – так, патриотические ритуалы говорят о том, что нация, или какая-то идея, или даже просто флаг, «священны», в то время как рукопожатие и подобные ритуалы подчеркивают, что священным является каждый человек.

В каком-то смысле каждый ритуал превращает значимые идеи в переживание, захватывающее все тело. Идеи, которые одушевляют религиозные ритуалы, коренятся в особых повествованиях и мифах.

 







Date: 2016-07-25; view: 255; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию