Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Научный статус социологии: предмет, структура, функции. 2. Место социологии в системе общественных наук. 3. Основные направления (парадигмы) социологии: антропоцентристское, социоцентристское, интегративное. 4. Фундаментальная и прикладная социология. 5. Основные сферы социологического знания. 6. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии. 7. Донаучный период социологической мысли. 8. Классический период в развитии социологии. 9. Социология XX века. Основные направления. 10. История отечественной социологии. 11. Общество как система: его сущность и системные свойства. 12. Детерминистский подход к анализу общества. 13. Функциональный подход к анализу общества. 14. Концепции эволюционного, революционного и культурно-исторического типов развития. 15. Подсистема общества: экономическая, социальная, политическая, социокультурная. 16. Социальная структура общества, его основные элементы. 17. Признаки социальной дифференциации. 18. Социальная группа. Общие признаки и виды. 19. Социальная стратификация – принципы и модели. 20. Социальная «мобильность», ее критерии. Маргинальность как социальное явление. 21. Личность и общество, их взаимосвязь. 22. Основные принципы типологизации личности. Проблемы идентификации. 23. Ролевая теория личности. Ролевой конфликт. 24. Социализация личности, ее фазы (адаптация и интериоризация). 25. Социальный контроль и девиантное поведение. 26. Понятие социального института, его существенные признаки. 27. Классификация социальных институтов. 28. Основные функции социальных институтов. 29. Социальные институты в сфере политики. 30. Социальные институты в сфере экономики. 31. Социальные институты в духовной сфере. 32. Социология права: предмет, методы, структура. 33. История формирования и развития социологического подхода к праву. 34. Социальные механизмы действия права. Методы определения эффективности права. 35. Общественное мнение и право. 36. Юридический конфликт. 37. Семья как социальный институт. Этапы становления. 38. Формы семьи, их характеристика. 39. Типы семьи: традиционная, переходная, эгалитарная. 40. Функции семьи как социального института. 41. Кризис института семьи: реальность и перспективы. 42. Социология культуры. Основные подходы. 43. Виды и формы культуры. 44. Субкультура и контркультура, их характеристики. 45. Функции культуры как социального института. 46. Национальный характер и менталитет народа. 47. Понятие социального конфликта. Источники социальной напряженности. 48. Основные концепции социального конфликта. 49. Функции социального конфликта. 50. Типология социальных конфликтов. 51. Социологический подход к изучению права в России. 52. Динамика социального конфликта. 53. Управление конфликтом. 54. Особенности социальных конфликтов в современной России. 55. Эмпирическая социология: цели и задачи. 56. Виды социологических исследований. 57. Программа социологического исследования, ее функции. 58. Выборка в социологическом исследовании, ее виды. 59. Методы сбора эмпирической информации. 60. Контент-анализ, его специфика. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агенты (акторы) – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты. Амальгамизация – кровнородственное смешение двух или более социальных групп с их превращением в единую группу. Анкета (вопросник) – социологический документ, содержащий перечень вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами, стоящими перед социологическим исследованием. Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, нарушение единства культуры, вследствие чего поведение людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Артефакт (от лат. artefacfum – искусственно сделанное) – процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле – искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, посредством которого отдельные индивиды и социальные группы приобщаются к разделяемой всеми участниками взаимодействия общей культуре; растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, с приобретением новых этнических особенностей. Ассоциация – организация, которой свойственна защита общих интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, а значительная часть внутренних норм носит неформальный характер. Аффилиация – потребность человека в установлении, сохранении и развитии положительных, дружеских отношений с другими людьми в ходе трудовой, познавательной и общественной деятельности.
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Банк социологической информации – совокупность полученной в ходе социологических исследований информации, а также средств для ее получения, хранения, переработки и распространения.
Валеология – комплексная наука о сохранении и развитии индивидуального здоровья. Валидность – понятие, характеризующее меру пригодности методики исследования для решения поставленных задач, а также степень достоверности социальных показателей и информации, их обоснованность. Власть – способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели. Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности. Выборка случайная – выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может войти в нее с одинаковой вероятностью. Выборка целевая – выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из групп, заданных целями исследования.
Генеральная совокупность – общность, на которую социолог распространяет выводы исследования. Глобализация – процесс преобразования разнородного мирового социологического пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, ценности, капитал, товары, услуги, деятельность социальных институтов, общностей, индивидов. Государство – социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, воспринимаемая другими как некое сообщество.
Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Демография – наука о законах воспроизводства населения в определенной общественно-исторической обусловленности. Дизайн исследования – стратегия и процедуры формирования выборки. Дифференциация социальная – расслоение общества на различные группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному и иным признакам, способное привести к конфликтным ситуациям в различных сферах общественной жизни.
Единица выборки – единица отбора анализа данных при выборочном исследовании. Идентификация – процесс самоотождествления личности с другим человеком, социальной группой, идеалом; усвоение ею норм, ценностей и стандартов поведения тех социальных общностей, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид. Иерархия социальная – иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Иммиграция – въезд в страну на постоянное место жительства или на длительное проживание. Индекс – количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал. Инсайт – «момент озарения»,неожиданное, внезапное нахождение решения по какой-либо актуальной проблеме, над которой человек длительное время работал. Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий. Институт социальный – устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Инструментарий социологический – определенный набор исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных. Интроверсия – концентрация внимания и сознания человека на собственных проблемах и переживаниях, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему миру и другим людям. Квазигруппа – группа, возникшая спонтанно, характеризующаяся неустойчивостью, кратковременностью; взаимодействие между членами таких групп носит односторонний характер. Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. Когнитивное развитие – процесс формирования мыслительной деятельности личности. Конкуренция – попытки достижения вознаграждения путем опережения или устранения соперников, стремящихся к тем же целям. Контентный анализ – метод социологического исследования, означающий количественный анализ социологических документов (контент-анализ). Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры. Консолидация – сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос. Контроль социальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Цель социального контроля – предотвращение девиантного поведения. Конфликтология – направление в социологии, рассматривающее общество как внутренне противоречивое конфликтное образование, в котором столкновение различных групп людей, борющихся за свои интересы, является основным источником социального развития общества. Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам и принципам. Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, такая, что каждому значению одной переменной соответствует вполне определенное значение другой. Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда и коммуникации) и передаваемых последующим поколениям. Культ – почитание, возвеличивание людьми каких-либо объектов (субъектов) с целью выразить свое поклонение и привлечь внимание сверхъестественных существ (сил). Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения. Лидерство – проявление индивидом его способностей, качеств в поведении, соответствующей роли группового лидера. Личность – обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты во взаимодействии с другими людьми, способствуя тем самым стабилизации и развитию общественных отношений.
Макросоциология – уровень социологического знания, к которому относятся теории, описывающие крупномасштабные социальные процессы и закономерности, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения. Маргинальность – пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта. Менталитет – совокупность устойчивых психологических качеств народа, определяющих его образ мыслей и образ жизни. Методика социологического исследования – совокупность приемов и методов для реализации целей и задач исследования. Методология социологического исследования – учение о методах и принципах социологического познания. Миграция – перемещение людей, связанное, как правило, с их переселением: из одной страны в другую (внешняя миграция), из одного района страны в другой, из города в деревню и обратно (внутренняя). По времени миграция может быть безвозвратной, временной и сезонной. Микросоциология – теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений. Мобильность социальная – переходы людей из одних общественных слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильности. Модальная личность – статистически наиболее распространенный тип отклоняющихся от общественного образца (норматива) индивидуальных вариаций личности. Мониторинг – один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемых через небольшие промежутки времени. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной.
Наука – социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний. Научная парадигма – система фундаментальных принципов, которые реализуются в правилах научного мышления соответствующего направления. Научный метод – совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или его предметных областей. Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми. Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это образец личности, социальный тип, соответствующий общественным потребностям и идеалам.
Обработка данных – совокупность операций и процедур анализа первичной социологической информации. Образование – институциализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества к другим. Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Общность социальная – взаимосвязь людей, обусловленная общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности. Объект науки – избранный элемент реальности, обладающий очевидными границами, относительной автономностью существования и проявляющий свою отделенность от окружающей среды. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Опрос – метод сбора социальной информации. Может быть как непосредственным (интервью), так и опосредованным (анкетирование). Организация – целевая, иерархическая и управляемая общность.
Патриархат – семейная система, в которой власть принадлежит мужу или отцу. Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения. Различают зависимые переменные (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иными способами) и независимые (вызывающие реальные изменения или объясняющие их). Перцепция социальная – адекватное восприятие, понимание и оценка людьми других социальных объектов (групп и социальных общностей). Предмет науки – логическое описание объекта, выбор которого определяется предпочтениями исследований. Полигамия – брак между несколькими людьми; бывают двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами. Прикладная социология – отрасль социологической науки, исследующая при помощи специальных методик и применения математико-статистического аппарата конкретные социальные явления. Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания. Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Процесс социальный – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.
Репрезентативность – свойство выборки достаточно точно отражать свойства генеральной совокупности. Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации. Референтная группа – это реальные или условные социальные общности, с которыми индивид соотносит себя, как с эталонами, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Реципиент – индивид или группа, являющаяся получателем сообщения в процессе коммуникации. Ритуал – форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок. Родство – совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как кровные узы, брак и правовые нормы. Роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус. Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивым требованием двух или более несовместимых ролей. Ролевая система – совокупность ролей, соответствующих данному статусу.
Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм. Секуляризация – идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья нуклеарная – семья, состоящая из родителей и детей. Семья расширенная – семья, включающая помимо нуклеарной семьи (родители и дети) других родственников, например бабушек и дедушек, их сестер и братьев, внуков, двоюродных родственников. Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социология – наука об обществе, предметом которой являются социальные структуры, отношения, институты, формы социального поведения людей и социальное взаимодействие между ними на различных уровнях. Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получения объективно достоверных данных об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования. Среда социальная – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Статус аскриптивный (предписанный) – прирожденный, унаследованный статус. Статус достигаемый – значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям. Статус основной – статус, определяющий общественное положение и значение человека. Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества. Страты – относительно замкнутые общности, составляющие элементы структурной иерархии общества. Они представляют собой довольно узкие слои, расположенные друг над другом в иерархически упорядоченном ранге. Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.
Теоретическая социология – отрасль социологической науки, граничащая в своей предметной области с социальной философией, исследующая на наиболее общем и абстрактном уровне социальные процессы и структуры, а также человека в его социальной деятельности. Техника социологического исследования – совокупность технических и организационных приемов эффективного использования того или иного метода. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
Управление социальное – руководство чужими действиями для обеспечения согласованной целенаправленной деятельности многих людей, направленной на обеспечение выполнения определенной цели.
Фрустрация – психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно оцениваемыми как таковые) трудностями на пути достижения цели.
Ценности – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, социально значимые объекты, символы и идеи.
Эволюционизм – направление в социологии, обосновывающее причины и характер социального развития фундаментальными законами функциональных соответствий и поддержки баланса групповых интересов в общественной системе, которые являются основой солидарности, единства и прогресса. Экзогамия – требование выбрать партнера в браке только вне своей группы. Эксперимент социальный – метод социологического исследования, в ходе которого получение информации осуществляется путем целенаправленного воздействия на объект. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него, противоположность интроверсии. Эндогамия – возможность выбора партнера в браке только в кругу своей группы. Эмпатия – способность человека к сопереживанию, сочувствию по отношению к другим людям.
Содержание
Пояснительная записка.... 3
Тематический план.... 5
Учебная программа курса... 6
Литература..... 14
Планы семинарских занятий... 24
Тесты для проверки знаний... 32
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 50
Словарь терминов.... 52
Схемы...... 63
|