Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету





 

1. Научный статус социологии: предмет, структура, функции.

2. Место социологии в системе общественных наук.

3. Основные направления (парадигмы) социологии: антропоцентристское, социоцентристское, интегративное.

4. Фундаментальная и прикладная социология.

5. Основные сферы социологического знания.

6. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии.

7. Донаучный период социологической мысли.

8. Классический период в развитии социологии.

9. Социология XX века. Основные направления.

10. История отечественной социологии.

11. Общество как система: его сущность и системные свойства.

12. Детерминистский подход к анализу общества.

13. Функциональный подход к анализу общества.

14. Концепции эволюционного, революционного и культурно-исторического типов развития.

15. Подсистема общества: экономическая, социальная, политическая, социокультурная.

16. Социальная структура общества, его основные элементы.

17. Признаки социальной дифференциации.

18. Социальная группа. Общие признаки и виды.

19. Социальная стратификация – принципы и модели.

20. Социальная «мобильность», ее критерии. Маргинальность как социальное явление.

21. Личность и общество, их взаимосвязь.

22. Основные принципы типологизации личности. Проблемы идентификации.

23. Ролевая теория личности. Ролевой конфликт.

24. Социализация личности, ее фазы (адаптация и интериоризация).

25. Социальный контроль и девиантное поведение.

26. Понятие социального института, его существенные признаки.

27. Классификация социальных институтов.

28. Основные функции социальных институтов.

29. Социальные институты в сфере политики.

30. Социальные институты в сфере экономики.

31. Социальные институты в духовной сфере.

32. Социология права: предмет, методы, структура.

33. История формирования и развития социологического подхода к праву.

34. Социальные механизмы действия права. Методы определения эффективности права.

35. Общественное мнение и право.

36. Юридический конфликт.

37. Семья как социальный институт. Этапы становления.

38. Формы семьи, их характеристика.

39. Типы семьи: традиционная, переходная, эгалитарная.

40. Функции семьи как социального института.

41. Кризис института семьи: реальность и перспективы.

42. Социология культуры. Основные подходы.

43. Виды и формы культуры.

44. Субкультура и контркультура, их характеристики.

45. Функции культуры как социального института.

46. Национальный характер и менталитет народа.

47. Понятие социального конфликта. Источники социальной напряженности.

48. Основные концепции социального конфликта.

49. Функции социального конфликта.

50. Типология социальных конфликтов.

51. Социологический подход к изучению права в России.

52. Динамика социального конфликта.

53. Управление конфликтом.

54. Особенности социальных конфликтов в современной России.

55. Эмпирическая социология: цели и задачи.

56. Виды социологических исследований.

57. Программа социологического исследования, ее функции.

58. Выборка в социологическом исследовании, ее виды.

59. Методы сбора эмпирической информации.

60. Контент-анализ, его специфика.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Агенты (акторы) – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты.

Амальгамизация – кровнородственное смешение двух или более социальных групп с их превращением в единую группу.

Анкета (вопросник) – социологический документ, содержащий перечень вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами, стоящими перед социологическим исследованием.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, нарушение единства культуры, вследствие чего поведение людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам.

Артефакт (от лат. artefacfum – искусственно сделанное) – процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле – искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, посредством которого отдельные индивиды и социальные группы приобщаются к разделяемой всеми участниками взаимодействия общей культуре; растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, с приобретением новых этнических особенностей.

Ассоциация – организация, которой свойственна защита общих интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, а значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.

Аффилиация – потребность человека в установлении, сохранении и развитии положительных, дружеских отношений с другими людьми в ходе трудовой, познавательной и общественной деятельности.

 

Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Банк социологической информации – совокупность полученной в ходе социологических исследований информации, а также средств для ее получения, хранения, переработки и распространения.

 

Валеология – комплексная наука о сохранении и развитии индивидуального здоровья.

Валидность – понятие, характеризующее меру пригодности методики исследования для решения поставленных задач, а также степень достоверности социальных показателей и информации, их обоснованность.

Власть – способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели.

Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности.

Выборка случайная – выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может войти в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая – выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из групп, заданных целями исследования.

 

Генеральная совокупность – общность, на которую социолог распространяет выводы исследования.

Глобализация – процесс преобразования разнородного мирового социологического пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, ценности, капитал, товары, услуги, деятельность социальных институтов, общностей, индивидов.

Государство – социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, воспринимаемая другими как некое сообщество.

 

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Демография – наука о законах воспроизводства населения в определенной общественно-исторической обусловленности.

Дизайн исследования – стратегия и процедуры формирования выборки.

Дифференциация социальная – расслоение общества на различные группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному и иным признакам, способное привести к конфликтным ситуациям в различных сферах общественной жизни.

 

Единица выборки – единица отбора анализа данных при выборочном исследовании.

Идентификация – процесс самоотождествления личности с другим человеком, социальной группой, идеалом; усвоение ею норм, ценностей и стандартов поведения тех социальных общностей, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид.

Иерархия социальная – иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Иммиграция – въезд в страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Индекс – количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Инсайт – «момент озарения»,неожиданное, внезапное нахождение решения по какой-либо актуальной проблеме, над которой человек длительное время работал.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Институт социальный – устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Инструментарий социологический – определенный набор исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных.

Интроверсия – концентрация внимания и сознания человека на собственных проблемах и переживаниях, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему миру и другим людям.

Квазигруппа – группа, возникшая спонтанно, характеризующаяся неустойчивостью, кратковременностью; взаимодействие между членами таких групп носит односторонний характер.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Когнитивное развитие – процесс формирования мыслительной деятельности личности.

Конкуренция – попытки достижения вознаграждения путем опережения или устранения соперников, стремящихся к тем же целям.

Контентный анализ – метод социологического исследования, означающий количественный анализ социологических документов (контент-анализ).

Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Консолидация – сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос.

Контроль социальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Цель социального контроля – предотвращение девиантного поведения.

Конфликтология – направление в социологии, рассматривающее общество как внутренне противоречивое конфликтное образование, в котором столкновение различных групп людей, борющихся за свои интересы, является основным источником социального развития общества.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам и принципам.

Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, такая, что каждому значению одной переменной соответствует вполне определенное значение другой.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда и коммуникации) и передаваемых последующим поколениям.

Культ – почитание, возвеличивание людьми каких-либо объектов (субъектов) с целью выразить свое поклонение и привлечь внимание сверхъестественных существ (сил).

Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

Лидерство – проявление индивидом его способностей, качеств в поведении, соответствующей роли группового лидера.

Личность – обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты во взаимодействии с другими людьми, способствуя тем самым стабилизации и развитию общественных отношений.

 

Макросоциология – уровень социологического знания, к которому относятся теории, описывающие крупномасштабные социальные процессы и закономерности, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения.

Маргинальность – пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта.

Менталитет – совокупность устойчивых психологических качеств народа, определяющих его образ мыслей и образ жизни.

Методика социологического исследования – совокупность приемов и методов для реализации целей и задач исследования.

Методология социологического исследования – учение о методах и принципах социологического познания.

Миграция – перемещение людей, связанное, как правило, с их переселением: из одной страны в другую (внешняя миграция), из одного района страны в другой, из города в деревню и обратно (внутренняя). По времени миграция может быть безвозвратной, временной и сезонной.

Микросоциология – теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Мобильность социальная – переходы людей из одних общественных слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильности.

Модальная личность – статистически наиболее распространенный тип отклоняющихся от общественного образца (норматива) индивидуальных вариаций личности.

Мониторинг – один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемых через небольшие промежутки времени.

Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной.

 

Наука – социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний.

Научная парадигма – система фундаментальных принципов, которые реализуются в правилах научного мышления соответствующего направления.

Научный метод – совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или его предметных областей.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.

Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это образец личности, социальный тип, соответствующий общественным потребностям и идеалам.

 

Обработка данных – совокупность операций и процедур анализа первичной социологической информации.

Образование – институциализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества к другим.

Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.

Общность социальная – взаимосвязь людей, обусловленная общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Объект науки – избранный элемент реальности, обладающий очевидными границами, относительной автономностью существования и проявляющий свою отделенность от окружающей среды.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Опрос – метод сбора социальной информации. Может быть как непосредственным (интервью), так и опосредованным (анкетирование).

Организация – целевая, иерархическая и управляемая общность.

 

Патриархат – семейная система, в которой власть принадлежит мужу или отцу.

Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения. Различают зависимые переменные (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иными способами) и независимые (вызывающие реальные изменения или объясняющие их).

Перцепция социальная – адекватное восприятие, понимание и оценка людьми других социальных объектов (групп и социальных общностей).

Предмет науки – логическое описание объекта, выбор которого определяется предпочтениями исследований.

Полигамия – брак между несколькими людьми; бывают двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.

Прикладная социология – отрасль социологической науки, исследующая при помощи специальных методик и применения математико-статистического аппарата конкретные социальные явления.

Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Процесс социальный – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

 

Репрезентативность – свойство выборки достаточно точно отражать свойства генеральной совокупности.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации.

Референтная группа – это реальные или условные социальные общности, с которыми индивид соотносит себя, как с эталонами, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Реципиент – индивид или группа, являющаяся получателем сообщения в процессе коммуникации.

Ритуал – форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Родство – совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как кровные узы, брак и правовые нормы.

Роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивым требованием двух или более несовместимых ролей.

Ролевая система – совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

 

Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Секуляризация – идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья нуклеарная – семья, состоящая из родителей и детей.

Семья расширенная – семья, включающая помимо нуклеарной семьи (родители и дети) других родственников, например бабушек и дедушек, их сестер и братьев, внуков, двоюродных родственников.

Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социология – наука об обществе, предметом которой являются социальные структуры, отношения, институты, формы социального поведения людей и социальное взаимодействие между ними на различных уровнях.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получения объективно достоверных данных об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

Среда социальная – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Статус аскриптивный (предписанный) – прирожденный, унаследованный статус.

Статус достигаемый – значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной – статус, определяющий общественное положение и значение человека.

Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.

Страты – относительно замкнутые общности, составляющие элементы структурной иерархии общества. Они представляют собой довольно узкие слои, расположенные друг над другом в иерархически упорядоченном ранге.

Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.

 

Теоретическая социология – отрасль социологической науки, граничащая в своей предметной области с социальной философией, исследующая на наиболее общем и абстрактном уровне социальные процессы и структуры, а также человека в его социальной деятельности.

Техника социологического исследования – совокупность технических и организационных приемов эффективного использования того или иного метода.

Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передаваемые из поколения в поколение и сохраняемые в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

 

Управление социальное – руководство чужими действиями для обеспечения согласованной целенаправленной деятельности многих людей, направленной на обеспечение выполнения определенной цели.

 

Фрустрация – психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно оцениваемыми как таковые) трудностями на пути достижения цели.

 

Ценности – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, социально значимые объекты, символы и идеи.

 

Эволюционизм – направление в социологии, обосновывающее причины и характер социального развития фундаментальными законами функциональных соответствий и поддержки баланса групповых интересов в общественной системе, которые являются основой солидарности, единства и прогресса.

Экзогамия – требование выбрать партнера в браке только вне своей группы.

Эксперимент социальный – метод социологического исследования, в ходе которого получение информации осуществляется путем целенаправленного воздействия на объект.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит вокруг него, противоположность интроверсии.

Эндогамия – возможность выбора партнера в браке только в кругу своей группы.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию, сочувствию по отношению к другим людям.

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка.... 3

 

Тематический план.... 5

 

Учебная программа курса... 6

 

Литература..... 14

 

Планы семинарских занятий... 24

 

Тесты для проверки знаний... 32

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 50

 

Словарь терминов.... 52

 

Схемы...... 63

 

 

Date: 2016-07-25; view: 175; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию