Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия информации и персональных данных в российском законодательстве





Введение

 

В современном мире информация играет ключевую роль в жизни человека и постепенно становится основным объектом, требующим защиты и закрепления соответствующих норм в законодательстве.

Статья 24 Конституции РФ[1] устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В настоящее время существуют нормативно-правовые акты, закрепляющие особенности сбора и распространения информации о гражданах. К таковым необходимо отнести ФЗ «О персональных данных»[2] и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3].

Однако дать полную оценку состоянию нормативно-правовой базы по защите персональных данных без рассмотрения данного вопроса в деятельности органов внутренних дел невозможно.

Статья 11 Федерального закона «О полиции»[4] закрепляет, что полиция в своей деятельности использует информационные системы, а также устанавливает обязанность федеральный органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивать полиции возможность использования автоматизированных информационных систем. В статье 17 ФЗ «О полиции» закреплено право полиции обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, а также устанавливает перечень лиц, информация о которых вносится в указанные банки данных.

Также существуют подзаконные акты, определяющие порядок сбора информации определенными субъектами. К таковым можно отнести Приказ МВД России от 06.07.2012 г. № 678 «Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации»[5], определяющий порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливающий меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, а также определяющий обязанности должностных лиц; Приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»[6], утверждающий Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, где определены порядок сбора и хранения информации о гражданах, проживающих на административном участке; Приказ МВД России от 02.03.2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»[7], определяющий порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с исполнением государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; Приказ МВД России от 29.01.2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»[8], утверждающий Устав патрульно-постовой службы полиции. Указанный перечень подзаконных нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, а служит примером регулирования сбора персональных данных о гражданах отдельными подразделениями органов внутренних дел.


Понятия информации и персональных данных в российском законодательстве

 

Говоря об информации, необходимо отметить, что ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[9] устанавливает законодательное определение информации – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а также закрепляет, что в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации Статья 8 указанного федерального закона закрепляет право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации при соблюдении требований, указанных в самом федеральном законе, однако статья 9 устанавливает ограничения, связанные с получением информации. Законодатель указывает на существование следующих видов специальных режимов информации: режим государственной тайны, режим коммерческой тайны, режим служебной тайны, режим профессиональной тайны, режим персональных данных, при которых информация является конфиденциальной и не предназначена для распространения неопределенному кругу лиц.[10]


Федеральное законодательство в настоящее время выделяет государственную[11], служебную[12], профессиональную[13], коммерческую[14], банковскую[15] тайны, а также тайну, относящуюся к персональным данным[16] Указ президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 года № 188[17] предусматривает существование определенных видов таких сведений:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты указанных лиц, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

7. Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[18].

В то же время законодательно не определено соотношение между указанными специальными правовыми режимами.


Сбор информации о гражданах сотрудниками полиции:







Date: 2016-07-25; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию