Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель противоалкогольной работы
Успех противоалкогольной деятельности существенно зависит от ее цели. Православное духовенство издавна считает целью – умеренное употребление спиртного «во славу божью», даже религиозные общества трезвости разрешали своим членам в некоторых случаях употреблять спиртное. Только после установления в нашей стране трезвости (1914) церковникам пришлось отступить от традиционной позиции. Большевики в дореволюционное время, в ленинский период руководства страной и партией, а также в годы советского трезвенного движения стояли за установление трезвости. Подтверждением могут служить следующие факты: 1. 5 мая 1912 г. «Правда» опубликовала статью «Алкоголизм и рабочий класс», в которой был отмечен вред, причиняемый употреблением алкоголя пролетарскому движению и рабочим, газета писала: «Пьянство, поглощая время рабочих, не дает им призадуматься над своим положением и отвлекает от классовых задач. Столь распространенное в последнее время хулиганство – прямое последствие пьянства. Кроме того, вредит водка и тем, что яд алкоголь отравляет организм и помрачает рассудок». 19 апреля 1914 г, также большевистская газета «Путь правды» призвала читателей не пить вино в праздник рабочей печати и осудила алкоголь: «Алкоголь самый темный и страшный враг светлой человеческой мысли. Он искажает и расслабляет ее и вызывает в человеке грубые и дикие чувства. А наш праздник есть день светлой мысли, и пусть не осквернит его темная отрава. Как было бы хорошо, если бы наш праздник стал и навсегда остался днем трезвости и послужил бы началом пролетарской пропаганды трезвости!» Пропаганда трезвости, проводившаяся большевиками и всей прогрессивной общественностью России, содействовала установлению в стране трезвости. 2. Отечественный «сухой закон» оправдал себя, поэтому партия большевиков и советское правительство сохранили его, а 19 декабря 1919 г. узаконили постановлением СНК РСФСР «О воспрещении на территории РСФСР изготовления к продажи спирта, крепких, напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», подписанным В.И.Лениным. Известный план ГОЭЛРО, принятый через год, подтвердил это постановление предписанием проводить и далее в жизнь запрет на употребление алкоголя. 3. В июле 1928 г. в первой номере журнала «Трезвость и культура» редакция так сформулировала цель противоалкогольного движения: «полностью уничтожить в СССР потребительское производство и продажу алкогольных напитков» (с.4). В отмеченные три периода, когда целью противоалкогольной работы являлась трезвость, наблюдались значительные успехи, когда же реальную, материалистическую цель подменяли фантастической, поповской (умеренное питье) пьянство росло. Первая подмена была произведена после смерти В.И.Ленина, вторая – во время ликвидации замечательного Общества борьбы с алкоголизмом (1931-I932 гг.). Полувековая борьба советской общественности за утверждение умеренного и культурного питья превратила СССР в страну пьяниц. Среди взрослого населения трезвенников у нас очень мало, случайников больше, очень много пьяниц, меньше алкоголиков. По данным Ю.П.Лисицына и Н.Я.Копыт, в 19*Ю г. на душу населения СССР приходилось 1,9 л абсолютного алкоголя; по данным сборника «Народное хозяйство СССР в 1980 г.», за период 1940-1980 гг., продажа алкогольных изделий выросла в 7,8 (с,402), а численность населения в 1,36 раз (с.7), следовательно, на душу населения стало приходиться около 11 л. Если же учесть массовое поглощение пьющими казенного спирта, самогона, вин домашней выделки, всевозможных суррогатов, то приведенное число нужно увеличить, по меньшей мере, на 50 %, в связи с чем потребление этанола поднимется до 16,5 л. Для получения картины пьянства близкой к истине, подсчет душевого потребления алкоголя нужно производить лишь для той части населения, которая по возрасту и здоровью способна принимать эту отраву. Легко представить, как при этом значительно поднимется рассматриваемый показатель. По данным ВОЗ, ежедневное потребление свыше 150 мл абсолютного этанола характерно для алкоголиков, поступивших на клиническое лечение. Учитывая все сказанное, следует признать реальным такое горькое предположение: если в ближайшие годы нам не удастся остановить высокий темп рома пьянства, то наше Отечество превратится в страну алкоголиков. Многие советские люди встревожены высоким масштабом пьянства в нашей стране. Иногда мне приходится просматривать письма читателей газет, в одном из них путиловский рабочий так выразил свою большую тревогу: «У меня есть сын Саша. Он не пьет и не курит, как я. Парню 21 г. Пришел недавно из армии. Дважды он ходил на танцы и оба раза приходил угрюмый. Почему? От большинства девушек пахнет вином и табаком... Дорогие товарищи! Мне 47 лет, я рабочий Кировского завода и говорю во весь голос: Мы погибаем. Пьют и в среду и в воскресенье. Пьют на работе». Пьют не только на заводах, но в гаражах, в школах, институтах, поликлиниках, в больницах, в психоневрологических диспансерах и в наркопунктах; пьянствуют люди, которым по должности полонено быть трезвенниками: шоферы, машинисты, пилоты, хирурги, наркологи... До Октября и полвека назад понимали, что этим людям пить не положено. Например, в 1929 г. Общество психиатров Ленинграда вынесло резолюцию, в которой говорилось о необходимости требовать абсолютного воздержания от шоферов, пилотов, служащих психиатрических и наркологических учреждений. Обнародование известных партийно-правительственных постановлений в 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» заставило часть питейных программистов перейти к более тонкому методу программирования – они возродили старую и давно осужденную идею культурного питья. Одним из первых страстно и лживо выступил с проповедью культурного питья Г.Су-нягин, упоминавшийся выше. В дальнейшем идея была развита в теорию постепенного установления в стране трезвости, которая пока распространяется преимущественно устно. Заместитель начальника Академии МВД СССР В.Ф.Статкус коротко осветил мне эту теорию в письме от 20.02.81. Её суть отражают две следующие короткие цитаты: «Мы с большим интересом ознакомились с Вашим письмом и также как и Вы полностью поддерживаем не только искоренение пьянства и алкоголизма, но и умеренного потребления вообще». «Потребление спиртных напитков, к сожалению, укоренилось в нашей жизни, вошло в привычку самых разных социально-демографических и профессиональных групп населения... Поэтому, учитывая широкую распространенность питейных традиций к привычек среди различных слоев населения, нам представляется, будет более разумным и оправданным курс на постепенное вытеснение алкоголя из нашей жизни. И первым шагом в этом трудном и ответственном деле должна стать борьба с неумеренным потреблением спиртных напитков, а повышение культуры потребления алкоголя является на наш взгляд одним из направлении в этой работе». В печати сходные взгляды высказал сотрудник Академии МВД Г.Г.Заиграев. Теория поэтапного отрезвления народа не нова, о ней говорили перед империалистической войной депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета; предполагалось сначала оторвать население от употребления крепких спиртных напитков, приобщить их к слабым, а затем совершенно отучить («В борьбе за трезвость», 1916, т.IV, №1, с.23). Теория поэтапности несостоятельна по следующим причинам: 1) по физиологическим соображениям невозможно приучить людей к умеренному или культурному питья, 2) христианство почти два тысячелетия занимается этим бесплодным приучением, однако результаты плачевные, 3) замена злоупотребления спиртным культурным его потреблением – замена большого зла несколько меньшим, 4) приучение людей даже к особо «культурному» поглощению отравы, может проводиться, как и приучение ко всякому питью, только путем обмана людей, 5) есть только один прямой, гуманный и честный путь решения алкогольной проблемы – распространение трезвости. Реальная легко достижимая общая цель всякой противоалкогольной работы – трезвость; частными целями являются благоразумная и сознательная трезвость. Целесообразно школьников до 15 лет воспитывать благоразумными, а все население старше этого возраста – сознательными трезвенниками. Благоразумная трезвость может быть первым этапом работы с пьющими, в том числе с алкоголиками, направленной на превращение их в сознательных трезвенников. Сознательный трезвенник располагает достаточным запасом существенных научных знаний по алкогольной проблеме, на основе которых у него сформировалось научное трезвенное убеждение; такого человека невозможно ни ласковым словом, ни угрозой, ни карой заставить принять даже незначительную порцию спиртного. Он находится вне сферы конформизма, за любым пиршеским столом чувствует себя уверенно, гордится своей трезвостью. Трудно назвать более гуманную, более ценную и более патриотичную деятельность, чем превращение пьющего в сознательного трезвенника. Трудно назвать более жестокую, более вредную и противопатриотичную деятельность, чем превращение трезвенника в пьющего, превращение с помощью проалкогольной лжи и навязывания спиртных напитков. «Культура питья» не только нелепое понятие, но и тема ведения безответственных разговоров, мешающих распространению трезвости, трезвости, к которой очень многие простые люди стихийно стремятся. В истекшее десятилетие в стране появилось много дегустационных салонов, которые, предполагалось, явятся школами по обучению «культуре потребления спиртного» В действительности же они, подобно недавним молодежным кафе, пропагандируют алкоголепитие и содействуют распространению пьянства и алкоголизма. Одно из доказательств. В 1977 г. в порядке подготовки к навязанной мне лекции о культуре застолья, которую надлежало прочесть в Центральном лектории, я купил два билета в Ленинградский салон дегустации алкогольных напитков «Нектар» – один на сеанс дегустации вина, второй – коньяка (его преподнес испытуемой Т.Н., см. стр.87 и 88). Дегустаторы в своих лекциях пропагандировали употребление вин и коньяков, преподносили разные марки их для опробования. Дегустатор уверяла нас, что для взрослого человека дневная норма – 750 мл сухого вина, в конце лекции подчеркнула: «Нектар» коммерческое заведение, заинтересованное в большем доходе, поэтому рекомендую вам, полученную от меня теорию, дополнить практикой – посидеть в нашем уютном баре, а затем купить в торговом зале сувенирный набор и продолжить практическое занятие дома. О том, что салоны дегустации занимаются проалкогольной пропагандой, питейным программированием посетителей свидетельствуют и следующие цитаты из проспекта салона «Нектар»: «В салоне дегустации вин «Нектар» Вы получите исчерпывающие сведения о винах и коньяках, их вкусовых качествах, полезных свойствах, способах приготовления, классификации, употреблении и еще о многом, что делает вино напитком, украшающим праздничный стол, повышающим настроение, дарящим долголетие». «Работники салона постарались, чтобы приятные воспоминания о «Нектаре» оставил у Вас купленный в специально оборудованном торговом зале сувенирный набор. Эти наборы отличаются оригинальной упаковкой. Для них используются художественно оформленные сосуды, выполненные из фарфора, хрусталя, керамики. В сувенирные наборы пробных вин и коньяков входят редкие напитки. Наборы вин, коньяков, водок, ликёров могут быть не только сувениром, но и подарком, который всегда доставит удовольствие друзьям и знакомым. Здесь же в зале сувениров продаются наборы шоколадных конфет». «Купив в салоне «Нектар» любой напиток, – вино пли коньяк, водку или ликёр, ром или шампанское, Вы не только продлите удовольствие, доставленное понравившимся вином, но и не потратите время на его поиски». Достижимой и истинной целью противоалкогольной работы является не умеренное и не культурное питье, а сознательная трезвость. Для ее достижения требуется меньше времени, чем на освоение «теории культуры алкоголепития» в дегустационном салоне, на практические занятия в баре и на закрепление их дома с помощью сувенирных наборов.
8.2. О возможности полного избавления от алкоголизма
В среде наркологов бытует уверенность в том, что нельзя полностью излечить от алкоголизма. Например, В.М.Нежевцев утверждает: «... алкоголизм, возникнув, остается заболеванием всей жизни. Наличие даже длительных ремиссий не служит доказательством полного излечения». Этот роковой приговор алкоголикам до сего дня был относительно правомерен, однако теперь наступило время решительно отбросить его. Он результат ненаучного, поповского подхода к проблеме алкоголизма. Многие наркологи, подобно христианскому духовенству, считают нормальным отношением к спиртному – его умеренное поглощение, поэтому и хотели бы путем лечения возвращать пациентам такую «норму». Однако опыт их убедил в том, что у алкоголиков нередко после одной или нескольких выпивок наступает рецидив. Это можно так объяснить: временные связи, условнее рефлексы и привычки вырабатываются медленнее, чем восстанавливаются после угасания; потребность в алкоголе – искусственная реакция, выработанная по механизму условного рефлекса; подобно ему она при неподкреплении угасает, а в случае возобновления действия раздражителя быстро восстанавливается. Имеется немало исключений из правила: некоторые люди после прохождения дезалкоголизмии «как все» недели, месяцы и годы, другая группа иногда дает «срывы», но не сопровождающиеся рецидивом. Приведу один яркий пример. А.И., 49 лет, начальник производства, близок к исходной стадии алкоголизма, вникаемость слабая, пить начал на фронте, в 1974 г. его привела ко мне жена. Бедной женщине приходилось систематически чуть ли не на себе тянуть пьяницу с работы домой и быть объектом его буйства; третий месяц являлась пациенткой дневного стационара психоневрологического диспансера. Она аккуратно вела учет дней выпивок мужа, на основе ее данных составлена таблица 8.8.
Таблица 8.8 Пьянство алкоголика А. И. в период 1964-1973 гг.
Примечания: 1. В 1967-1969 гг. A.K. лечился у нарколога. 2. В 1974 г. А.И. прошел курс гортоновической дезалкоголизмии, в июне стал членом Противоалкогольной добровольной дружины Петроградского района.
Таблица позволяет сделать следующие выводы: 1) А.И. систематически выпивал, причем частота выпивок с каждым годом увеличивалась, исключение составили 1967 и 1968 года, когда он лечился у нарколога, 2) А.И. пил преимущественно на работе, именно поэтому в отпускные месяцы (июль-август) число выпивок заметно снижалось, 3) После наркологического лечения деградация усилилась. По данным жены, А.И. в 1973 г. 56 раз напивался до потери контроля над собой: сознание почти полностью отключалось, действовал машинообразно, на ориентировался в обстановке, мог лечь на клумбу или панель и уснуть. Весной 1974 г. А.И. прошел у меня неполный курс гортоновической дезалкоголизмии, в отличие от других алкоголиков пьянство резко снизилось, особенно в первый год, но не прекратилось полностью; подтверждением служит следующие две группы данных, полученные от жены пациента: 1) Число выпивок А.И. в 1974 г. по месяцам: I – 17, II – 16, III – 3 (начата дезалкоголизмия), IV – 2, V – 1, VI – 3, VII-XI – 0, XII – 1 (В июне вступил в нашу Противоалкогольную дружину). 2) Число выпивок А.И. по годам: 1974 г. – 43, 1975 г. – 20, 1976 г. – 27, 1977 г. – 25, 1978 г. – 21, 1979 г. – 16, I980 г. – 3, 1981 г. – 0. А.И. обычно пил на работе с сослуживцами в связи с разными событиями, иногда сильно напивался, однако ни в одном случае «срыв» не перерос в рецидив. Было проведено только три специальных сеанса (в 1975 г.) с целью профилактики новых выпивок. Данный случай примечателен следующим. Обычно некоторые алкоголики, не прошедшие полный курс дезалкоголизмии, со временем начинают пить «как все», причем с течением времени частота и дозы выпивок увеличиваются; поведение А.И. оказалось противоположным: он постепенно шел не к рецидиву, а к трезвости. Важно подчеркнуть следующее: в апреле 1979 г. в Ленинград приехала бригада Центрального телевидения для подготовки передачи о нашей деятельности, в наказание за это директор ДК им.Ленсовета К.Н.Измайлов и его помощница А.Г.Черкасова ликвидировали Клуб научного поиска, как они ранее окрестили нашу Противоалкогольную дружину, приписав нам издание неведомого сборника, фантастическую связь с Киевским телевидением и им подобные нелепости. Для отдельных воздержанников-алкоголиков это явилось тяжелой травмой, они потеряли поддержку, поскольку наши встречи прекратились перенесли рецидив. В отличие от них А.И. с 1980 г. практически перестал употреблять спиртное и заметно усилил противоалкогольную работу с подчиненными. Безрецидивность употребления спиртного явилась следствием применения гортоновического метода дезалкоголизмии и участия пациента в работе нашей Противоалкогольной дружины. «Срывы» можно объяснить сниженной дезалкоголизмийностью А.И., замедленным освобождением его сознания от питейной запрограммированности. Кстати, он был единственным членом дружины, который отказался посещать занятия по избавлению от курения, циклы которых проводились неоднократно. Сеансы дезалкоголизмии резко изменили жизнь А.И. и его семьи: установились хорошие взаимоотношения с близкими, быстро восстановилось здоровье жены (гемоглобин поднялся с 35 до 80 %), занялся воспитанием детей, окончил курсы шоферов и приобрел автомобиль «запорожец», в 1980 г. как хороший производственник и авторитетный руководитель получил право на покупку «волги», которым воспользовался, активно проводит противоалкогольную работу с подчиненными... Умеренное алкоголепитие нельзя считать нормальным отношением к алкогольным напиткам, правильнее его причислить к патологии. Многим ли отличается прием алкоголя от питья керосина, поедания земли, членовредительства и им подобных поступков, считающихся признаками психопатологии? Имеется ли большое различие между, например, паранойяльным интерпретативным бредом и рассуждениями модератистов о необходимости обучать подростков культуре питья, о благотворном действии вина на организм ребенка, о тяжелых последствиях введения «сухого закона» и т.п. Признание критерием излеченности от алкоголизма безрецидивного умеренного употребления спиртного такое же недоразумение, каким было бы признание критерием излеченности от ангины безнаказанного «умеренного» инфицирования стрептококками. Подобно тому, как закрытая форма туберкулеза не может быть целью излечения открытой формы, так и умеренное питье не монет быть целью излечения от алкоголизма. Открытая и закрытая формы туберкулеза, умеренное употребление спиртного и алкоголизм – разные уровни развития патологического процесса. Отдельные специалисты признали алкоголизм излечимой болезнью, однако не обосновали это правильное заключение (П.И.Ковалевский, 1888; Г.М.Энтин, 1978 и др.). Нормальное, естественное отношение к спиртным напиткам – решительный отказ от их употребления. Человек начинает жизнь трезвенником, а не умеренником, поэтому критерием излеченности от алкоголизма является трезвость. Нельзя даже мечтать о достижении этого с помощью фармакологических средств, акупунктуры, хирургии и т.п. В настоящее время наркологам удается в лучшем случае добиваться воздержания от приема спиртного и приглушения потребности в нем. Принято вину за рецидив алкоголизма полностью возлагать на пациентов, что совершенно неправильно. Их выписывают из больниц и освобождают из ЛТП недолеченными. Возможно ли полное избавление от алкоголизма? Возможно, но при условии научного подхода к решению вопроса. Таблица 7.6 (стр.97) показывает, что основными признаками алкоголиков являются: питейная запрограммированность, привычка к приему спиртного, потребность в нем и поглощение его. Питейная запрограммированность, привычка и потребность не могут быть бесследно уничтожены, их можно нейтрализовать или угасить. Питейная запрограммированность вырастает на основе временных связей, неправильно отображающих действительность; эти связи можно нейтрализовать, полностью лишить влияния на поведение человека путем критической оценки их и выработки временных связей, правильно отображающих алкогольную проблему. Привычка периодически употреблять спиртное без поддержания угасает, ее можно стойко подавить, ей удается придавать отрицательную эмоциональную окраску. Потребность, как и привычка, без подкрепления угасает, у многих алкоголиков она легко подавляется психологическими воздействиями, у отдельных переставала проявляться после моего согласия начать дезалкоголизмию. В отчетный период удалось получить факты, указывающие на возможность частично или полностью угасить потребность в алкоголе в период ее вспышки, – во время запоя (стр.28 и 41). Обычно легко прерывается запой у пациентов, отличающихся хорошей вникаемостью, их удается, кстати заметить, словесными воздействиями вытрезвлять, в результате проясняется сознание, нормализуются самочувствие и поведение, резко падает концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе. Для наркологов важно, чтобы после дезалкоголизмии потребность спонтанно не появлялась. Это достижимо. Избавление от питейной запрограммированности и настройка на трезвость вызывают отказ от употребления спиртного. Полное и стойкое избавление от алкоголизма наступает с превращением человека в сознательного трезвенника. Сознательный трезвенник целиком освобождается от влияния питейной запрограммированности, привычки к употреблению спиртного и почти полностью – от потребности в нем. Сознательный трезвенник из числа алкоголиков находится в более выгодном положении, чем «культурно» пьющий: мозг его яснее, жизнь надежнее, счастливее и перспективнее. Признание наркологами возможности полного избавления от алкоголизма заметно повысит эффективность их лечебной работы.
Date: 2016-07-25; view: 260; Нарушение авторских прав |