Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 72, 73 Изменения в гражданском праве буржуазных стран после 1917 г.⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
Тема. Основные изменения в гражданском и торговом праве. Субъекты права Характерный для современного капитализма быстрый рост производства, сопровождающийся его дальнейшей концентрацией и централизацией, не может осуществляться в рамках индивидуаль-ного (малого) бизнеса, а требует объединения предпринимателей. Именно поэтому в центре граждан-ского и торгового оборота стали находиться не физические, а юридические лица, в частности торго-вые товарищества, которые на практике проявили свои преимущества в деле аккумуляции капиталов и проведения сложных операций в банковском, страховом, торговом и ином бизнесе. В XX в. важ-нейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становится акционерное общество, объединяющее в единый акционерный капитал индивидуальные капиталы с ограниченной ответственностью его участников (пайщиков и акционеров). Законодательство об акционерных об-ществах во всех буржуазных странах в новейшее время постоянно обновляется и совершенствуется. Так во Франции важные законы об акционерных торговых товариществах были приняты в 1930, 1940, 1965, 1985 гг., в Англии была проведена целая серия законов о компаниях в 1920, 1948, 1985 гг. Это законодательство или предусматривало создание новых, более удобных форм объединения капи-талов (компаний с ограниченной ответственностью, держательские компании и др.), или же устанав-ливало дополнительные льготы при образовании и деятельности акционерных обществ. Акционерное законодательство позволяло предпринимателям искать наиболее выгодные сферы бизнеса, добивать-ся большого производственного и коммерческого успеха, устанавливать контроль за целыми отрас-лями экономики. Новейшее законодательство об акционерных компаниях предусматривает выпуск акций и иных ценных бумаг, что позволяет руководителям компаний контролировать весь акционерный ка-питал. Наблюдается демократизация акционерного капитала, при которой акции корпорации распро-страняются среди относительно широкого круга лиц, но множество мелких держателей реально не имеют никакого отношения к управлению делами корпораций. Регламентируя внутренние отношения, складывающиеся в акционерных обществах, новейшее законодательство значительно расширяет полномочия правления (директоров) за счет ограничения прав общего собрания акционеров. Практически правление во все большей степени подменяет собой общее собрание. Законодательство США, Японии и ряда других стран предоставляет правлению пра-во самостоятельно решать такой важный вопрос, как выпуск новых акций. Характерным для акционерного законодательства последних десятилетий является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью компаний и корпораций, оно пере-дает повседневное управление делами этих компаний профессионально подготовленным служащим - менеджерам. Это означало разделение в корпорациях функций собственника и функций оперативно-го руководства текущими делами. Новое акционерное законодательство создает благоприятные условия для организации супер-объединений, участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые ак-ционерные общества и корпорации. В Германии большое распространение получили картели и кон-церны, во Франции - синдикаты, в Англии и США - держательские (холдинговые) компании, кон-церны. За такими объединениями скрывались, как правило, могущественные монополии, которые устанавливали свое господство над целыми отраслями хозяйства и над экономикой страны в целом. Антитрестовское законодательство Рост крупных акционерных компаний, без труда добивающихся установления господствую-щего положения на рынке товаров и услуг, прямые соглашения между ведущими корпорациями о поддержании высоких цен и тарифов вызывают возрастающее недовольство широких кругов потре-бителей, а также мелких и средних собственников, не всегда выдерживающих конкуренцию с моно-полией. Развернувшееся во многих странах антимонополистическое движение, а также понимание самими правящими кругами необходимости поддержания свободного предпринимательства и нор-мальных рыночных структур с эффективной конкуренцией, привели в большинстве буржуазных го-сударств к принятию специального законодательства, предусматривающего установление государст-венного контроля за монополистической практикой. Такое законодательство о монополиях получило название антитрестовского, поскольку принятый в США еще в 1890 г. закон Шермана, направленный против монополий, в первую очередь имел в виду тресты, ставшие в конце XIX в. наиболее удобной и распространенной формой для монополистических союзов. Широкое распространение антитре-стовские законы получили после окончания II мировой войны. Так, в Англии законы о монополиях и ограничительной торговой практике приняты в 1948, 1956, 1965, 1976 гг., в Японии антитрестовские законы - в 1947 и 1953 гг., в ФРГ закон о картелях - в 1957 г., во Франции ордонансы о свободе цен и конкуренции - в 1945 и 1986 гг., в США закон 1950 г., запрещающий слияние конкурирующих кор-пораций, закон 1955 г., повышающий санкции за нарушение закона Шермана и др. Запрещение кар-телей предусматривается только по закону ФРГ 1957 г. В остальных странах картельные соглашения подлежат лишь регистрации в специальных административных органах. Право собственности Новая концепция права собственности в XX в. порывает с индивидуализмом XIX в., призыва-ет к "социализации" частной собственности, ее использованию в "общественных интересах". Она нашла отражение к конституции Германии 1919 г., в гражданских кодексах Мексики (1932 г.), Перу (1984 г.) и др. В XX в. происходит все более активное вторжение и самого буржуазного государства в "священную" сферу прав частного собственника. Так, получает развитие государственная собствен-ность, в том числе за счет национализации частных предприятий. В Англии и Франции было принято специальное законодательство о национализации отдельных частей предприятий (с выплатой ком-пенсации частным собственникам). Во Франции в соответствии с законодательством Народного фронта в 30-х гг. в государственный сектор перешли авиалинии, железные дороги, отдельные судо-верфи, радио, телеграф, телефон, городской транспорт, часть авиационной и нефтеперерабатываю-щей промышленности. После II мировой войны были проведены законы о национализации электро-энергии, газа, угля, автомобильной промышленности. Послевоенное законодательство о национализации затронуло прежде всего предприятия, убыточные для их хозяев и требовавшие значительных средств для реконструкции. Бывшие собст-венники предприятий получили огромную компенсацию и смогли тем самым сделать капиталовло-жения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики. Но частный капитал при определенных экономической и политической ситуациях не упускает возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так, в Англии уже в 1951 г. консерваторы провели реприватизацию реконструирован-ных к этому времени за государственный счет предприятий черной металлургии и автодорожного транспорта. Во Франции и в латиноамериканских странах получила большое распространение смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство являлось акционером наряду с частными предпринимателями. Создание таких обществ, как вскоре выясни-лось, представляло особое удобство для крупного капитала, поскольку участие государства в такой собственности гарантировало последннему уход от возможной национализации. Начиная со второй мировой войны, заметное развитие государственной собственности идет также за счет роста государственных инвестиций в те отрасли промышленности, которые требовали особенно больших капиталовложений (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Го-сударственные имущества выросли также в связи с милитаризацией экономики и увеличением прави-тельственных военных заказов. Законодательство, регулирующее деятельность государственных и всякого рода смешанных компаний, также способствовало укреплению позиций крупного капитала, поскольку оно устанавливает выгодные для последнего цены на государственную продукцию, обес-печивает частные корпорации и компании стратегическим сырьем, гарантирует им устойчивый ры-нок и т.п. После I мировой войны широкое распространение получило законодательство, которое в ин-тересах крупного промышленного капитала и транспортных компаний устанавливало контроль за распоряжением мелкой собственностью, вводило новые сервитуты, изъятия из неограниченной сво-боды собственников в пользу владельцев промышленных и транспортных предприятий. Во Франции в период III республики были установлены законодательные ограничения для собственников: вла-дельцы земли обязаны разрешать проводку электролиний над своим участком, не сажать деревья вблизи аэродромов, допускать полеты самолетов над своим участком и т.д. Специальное законода-тельство (1919 и 1938 гг.) определило, что собственники земли не могут использовать движущую си-лу воды, не получив специальную концессию от государства. Новеллы в обязательственном праве Научно-техническая революция, интернационализация капиталистического хозяйства, усиле-ние государственного вмешательства в рыночные отношения привели к изменениям в институте до-говора. Усложняются договорные отношения, появляются новые виды договоров (договор лизинга, сочетающего в себе аренду и продажу товара, договоры о передаче разного рода научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью - ноу-хау). Дифференцируются и приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского и торгового права, как, например, купля-продажа, получающая особую юридическую регламентацию в случаях продажи в кредит и с рассроч-кой платежа, аукционов, публичных торгов и т.п. Важные процессы происходят также в связи с интернационализацией договорного права, ко-торая отражает рост взаимосвязанности между различными странами в современном мире при углуб-лении международного разделения труда. В результате возрастает тенденция к гармонизации и уни-фикации норм договорного права разных стран, относящихся к различным правовым системам. Внутреннее договорное право отдельных стран испытывает на себе все большее воздействие между-народного права, в частности формирующегося международного экономического права, регулирую-щего торговые и иные хозяйственно-коммерческие отношения. Значительные изменения в законода-тельство о разных видах договоров были внесены в государствах, подписавших международные кон-венции, относящиеся к морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным перевозкам, кре-дитно-расчетным отношениям, международной торговле. В условиях централизации и концентрации капитала и производства, меняющихся рыночных условий в законодательстве и на практике договорных отношений западных стран происходят отсту-пления от классических принципов законодательства XVIII-XIX вв., таких, как формальная свобода волеизъявления и равенства сторон в договоре, незыблемость условий договора и др. Наблюдается неравенство сторон в договоре, оно юридически подкрепляется договорными формами. Были узако-нены некоторые виды картельных соглашений, ограничивающих договорную свободу их участников, которые лишаются права вести дела с третьими лицами без согласия организаторов картели. Крупные компании США используют "связывающие" договоры, в которые включаются ог-раничивающие свободу контрагента условия. Получили распространение "исключительные" кон-тракты, по которым контрагенты крупных компаний брали на себя обязательство не вступать в ана-логичные договоры с другими компаниями. Ограничения договорной свободы мелких и средних контрагентов осуществляются также по-средством распространившихся в предпринимательской практике "договоров присоединения". Крупные компании нередко сами определяют условия, на которых они согласны заключать догово-ры, фиксируя их в виде заранее разработанного текста, который и предлагают всем контрагентам, проявляющим желание вступить с ними в договорные отношения. Последние не могут повлиять на содержание таких договоров, они вынуждены от них отказаться или принять их в заранее заготов-ленном виде. Условия такого рода формулируются крупными компаниями - поставщиками товаров и услуг в специальных типовых договорах (формулярах). В XX в. получили распространение в виде форму-ляров такие выгодные для частного капитала и удобные для населения формы торговли, как продажа товаров по почте, в кредит и т.п. Невыгодные условия для потребителей, лишенных возможности по-влиять на содержание таких договоров, неприкрытый диктат со стороны поставщиков вызвал в 60-80-е гг. XX в. во многих капиталистических странах широкое движение потребителей, имевшее сво-им результатом принятие специального законодательства. В нем наряду с общим договорным правом вводятся особые правовые нормы, предусматривающие защиту потребителей и касающиеся формы и порядка заключения договоров с участием потребителя, конкретных видов ответственности постав-щиков товаров и услуг. Ограничение свободы сторон в договоре обусловлено также возрастающим в современных условиях государственно-административным вмешательством в сферу договорных отношений. В со-ответствии с законодательством о хозяйственном регулировании отдельные министерства и ведомст-ва получали право нормировать цены и определять ряд других условий договоров, регламентировать общий объем сделок, совершаемых отдельными компаниями. Большое распространение получают сделки, приобретающие, по сути дела, административно-императивный характер. В таких сделках отсутствует даже формальное равенство сторон, поскольку правительственный орган в определенных случаях может своим распоряжением менять договорные условия или даже их прекращать. В XX в. в гражданском праве происходит отход от принципа безусловной силы договора. Су-ды вынуждены нередко освобождать должников от исполнения договоров и от ответственности за их невыполнение в тех случаях, когда в условиях чрезвычайной обстановки (военной) должники сталки-вались с непредвиденными хозяйственными затруднениями (инфляция, отсутствие рабочей силы, материалов и др.). Во Франции суды использовали с этой целью средневековую доктрину " о непредвиденных обстоятельствах". Эта доктрина применялась в судах таким образом, что содержание договоров, осо-бенно долгосрочных, могло пересматриваться по просьбе одной из сторон со ссылкой на изменив-шуюся обстановку. Специальный закон 1918 г., допускавший расторжение договоров, заключенных еще до I мировой войны, когда его исполнение повлекло бы для одной из сторон ущерб, который нельзя было предвидеть в свое время. Применение доктрины "об изменившихся обстоятельствах" наблюдалось в судебной практике Англии, США и во многих других капиталистических странах. Но невозможность исполнения договора по англо-американскому праву не освобождает должника от ответственности. При действительной невозможности исполнения договора предусматривалась де-нежная его компенсация. На практике стороны стремились не к прекращению договора, а к измене-нию его условий. Они стали вносить в договор условия, в соответствии с которыми начавшие выпол-няться договоры могли быть изменены в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Выше-указанные изменения в гражданском праве не привели и не могли привести к исчезновению норм старого классического права, которые применяются при регулировании среднего и мелкого предпри-нимательства.
Тема. Трудовое и социальное законодательство Трудовое право как самостоятельная отрасль сложилось лишь в XX веке. Это объясняется нежеланием работодателей связывать себя нормами закона, регулирующими трудовые отношения. Но коллективная борьба вынудила власти пойти на издание новых законов о труде. Однако трудовое право XX в. отличается нестабильностью. Содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и сужения демократических прав трудящихся. В Англии, где профсоюзы и забастов-ки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное все-общей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший забастовки и стач-ки. Этот антипрофсоюзный закон был отменен в 1946 г. правительством лейбористов. В 1971 г. пра-вительство консерваторов добилось издания закона о промышленных отношениях, который преду-сматривал обязательную регистрацию профсоюзов. Эта практика была отменена в 1974 г., что озна-меновало дальнейшую демократизацию английского трудового законодательства. Это законы о заня-тости, о равной заработной плате мужчин и женщин, о профессиональном обучении и др., они регла-ментировали охрану труда и технику безопасности, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, социальное страхование на случай болезни, инвалидности, родов и безработицы, порядок заключения коллективных договоров. Совре-менное английское законодательство направлено на осуществление дешевого жилищного строитель-ства, развитие здравоохранения и национального образования на охрану окружающей среды. Итак, Англия в настоящее время имеет наиболее развитое трудовое и социальное законодательство, под влиянием которого формировались соответствующие отрасли права в других странах мира, в частно-сти в США. Долгие годы в США в сфере труда и социальных отношений доминировали расовая сегрега-ция и дискриминация. Качественные изменения в трудовом праве США стали происходить с середи-ны 30-х годов XX в., когда федеральная власть стала проводить социальную политику, основанную на принципе мира и справедливости. Этот принцип был реализован в следующих общефедеральных законах: Вагнера (1935 г.), Тафта Хартли (1947 г.), Лэндграма-Гриффина (1959 г.) и др. На их основе создавались законы штатов о труде. Трудовое законодательство, как федерации, так и штатов, опре-деляет в основном общие направления и правила борьбы за установление условий труда. Условия и нормы труда регулируются в коллективных договорах. Правовые начала регулирования трудовых отношений во Франции определяли два трудовых кодекса, изданных в 1910 г. и 1973 г. Эти французские памятники трудового права содержали обще-нормативную и специальную части. В начале 80-х гг. в трудовой кодекс Франции были внесены су-щественные поправки, которые были посвящены организации деятельности государственных орга-нов в сфере трудовых отношений, регламентации заработной платы и трудовых споров, разрешаемых специальными судами. 1959 г. ознаменовался во Франции появлением Кодекса социального страхо-вания. Его нормы устанавливали пенсии и пособия в связи с болезнью, беременностью, травматиз-мом, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Кодекс гарантировал гражданам защиту на случай "социального риска". Вышеуказанные социальные выплаты регулярно индексиро-вались. Государственное социальное страхование во Франции было основано на взносах предприни-мателей и работников, а также на средствах, выделяемых государством. Кодекс предусматривал под-держку лиц, которые оказались в бедность или нищете. В Германии в конце XIX-начале XX в. широкое распространение получили так называемые "тарифные соглашения" между предпринимателями и наемными рабочими. Данная практика была юридически закреплена в ФРГ в законе о тарифных договорах (1949 г.). В рассматриваемое время в Германии сложилось высокоэффективное социальное законода-тельство, лицо которого определял Социальный кодекс 1911 г. Главное достоинство кодекса в том, что он уравнял в правах рабочих и служащих, ввел обязательное социальное страхование. Таким образом, в конце XX в. ведущие страны Запада имеют исторически сложившееся вы-сокоразвитое трудовое и социальное законодательство. Тема. Уголовное право и процесс Углубление социальных противоречий капитализма привело к невиданному росту преступно-сти в буржуазных странах. Эта тенденция находит свое выражение в увеличении общеуголовной пре-ступности и в широком распространении организованной преступности, росте преступлений, совер-шаемых несовершеннолетними. Наблюдается связь преступности с кризисными явлениями в соци-альной и духовной жизни общества, с особенностями психо-биологических характеристик правона-рушителей. В этих условиях власти стараются изыскать более эффективные методы борьбы с пре-ступностью. С этой целью все большее внимание уделяется выработке новой и всеобъемлющей госу-дарственной уголовной политики. Она формулируется и осуществляется в конкретных странах по-разному в зависимости от структуры и динамики самой преступности, от разработанности кримино-логических и пенитенциарных подходов, от степени активности демократических сил общества и их способности отстаивать гуманистическую линию в уголовном праве. Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, пресле-дующих криминолого-профилактические цели. Необходимость усовершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала суще-ственных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой - влияния общедемократических и гума-нистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций, созданных в XX в. в буржуазном уголовном праве и криминологии. Так, под влиянием социологиче-ского направления буржуазные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить "реадаптацию" преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учрежде-ния, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условно-досрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гиб-кие приговоры. Новые уголовно-правовые концепции находят свое отражение и в самой технике составления уголовных кодексов и законов, в совершенствовании их структуры, в устранении многих анахрониз-мов. Так, в Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Реформа уголовного права в ФРГ (1975 г.) закрепила отказ от традицион-ной для континентальной системы трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступления" и "проступки". В связи с усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных правонарушений, связанных с за-грязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей нарко-тиками и т.д. Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъек-тов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства. В уголовном законодательстве некоторых стран появилась тенденция - к декриминализации, т.е. к исключению некоторых категории незначительных преступлений: 1) отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену; 2) в ФРГ законом 1973 г. - за сводни-чество, порнографию, проституцию и т.п. Некоторые уголовные кодексы, принятые в буржуазных странах в XX в., в той или иной мере отказываются от постулата: нет преступления без указания на то в законе. В них появляется множе-ство "каучуковых" статей с расплывчатыми диспозициями и санкциями, неопределенных составов преступлений, которые позволяют полицейским и судебным органам в случае необходимости расши-рять масштабы уголовной репрессии Более широкое распространение в буржуазных государствах получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать в дополнение к ос-новному наказанию или помимо его превентивное тюремное заключение. Например, английский За-кон об уголовном правосудии 1948 г. значительно расширил категорию дел, по которым к "привыч-ным преступникам" может быть применено превентивное заключение, законами 1967 и 1973 гг. была предусмотрена возможность продления сроков такого заключения. Французское уголовное законода-тельство предусмотрело возможность признания лица "пожизненным рецидивистом" с соответст-вующими юридическими последствиями. Уголовное право допускает преследование не только преступных действий, но и лиц, пред-ставляющих опасность для существующей государственной власти. В уголовное законодательство вводится понятие опасного или предделиктного состояния, и к лицам, находящимся в таком состоя-нии (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.), могут быть применены особые репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты". Реакционный характер институты "опасного состояния" и "меры социальной защиты" полу-чили в условиях фашистских, диктаторских режимов, которые использовали их как орудие массовой репрессии. В фашистской Италии "меры безопасности", введенные в Кодекс полиции безопасности 1926 г., использовались правительством для преследования противников фашизма. Кодекс легализо-вал неограниченный произвол политической полиции, поскольку "опасными" мог быть объявлен широкий круг лиц, в том числе те, кто "критикуют действия государственных властей". Применение "мер безопасности" судами было узаконено в Италии по УК 1931 г., где указы-валось, что уголовный закон устанавливает те случаи, когда "меры безопасности" применяются "за действия, не предусмотренные законом в качестве преступных". По этому кодексу "социально опас-ным" могло быть признано лицо, которое является невменяемым или не подлежащим наказанию, но имеется вероятность, что "оно совершит новые действия, предусмотренные в законе в качестве пре-ступных". Кодекс содержал большой перечень "мер безопасности": помещение в сельскохозяйствен-ную колонию или работный дом, содержание в судебном реформатории, отдача под надзор, запреще-ние проживать в определенной местности и т.д. В Германии с приходом к власти фашистов в ноябре 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления. По этому закону, лица, объявлен-ные "опасными привычными преступниками", заключались в концентрационные лагеря, причем это заключение продолжалось "до тех пор, пока оно представляется необходимым с точки зрения задач, преследуемых данной мерой безопасности или исправления". Уголовное законодательство в фашист-ской Германии стало орудием осуществления их расистских идей, согласно которым преступность объявлялась "врожденным" свойством отдельных "неполноценных" лиц, а также целых народов и рас. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инстру-ментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя. В Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка в ст. 1 квалифицировал как поли-тическое преступление участие в обществе, целью которого является "изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности". Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об "опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность. В фашистской Италии закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отмененную по УК 1889 г. смертную казнь и предусматривал ее применение в случаях совершения государственных преступлений: за посягательство на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственных властей и т.д. Умысел к совершению таких преступлений карался тюрем-ным заключением на срок от 15 до 20 лет. Многие из положений этого закона вошли затем в УК Ита-лии 1931 г. Кроме того, в ст. 8 УК было дано общее определение политического преступления, под которое можно было подвести любое неугодное властям действие: "политическим считается всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина. Считается также политическим общеуголовное преступление, совершенное полностью или частично по политическим мотивам". Террористический характер носило также законодательство о политических преступлениях в фашистской Германии (Закон о защите народа и государства от 18 февраля 1933 г., Закон о защите народа от измены и мятежных происков от 28 февраля 1933). Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях не только в фашистских государствах, но и в странах с демократическими режимами. Так, в Англии в 1929-1933 гг. в связи с обострением политической борьбы правительство, используя Акт о возбуждении мятежа 1797 г., обрушилось с репрессиями против коммунистов. В 1934 г. правительство Англии приняло новый Закон о мятеже, который позволил карать любые формы революционной агитации. Серьезным ограничением демократических прав и свобод стало введенное в Англии в связи с событиями в Северной Ирландии чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974-1978 гг. парламентом были приняты специальные законы об ограничении терроризма. Казуистичные нормы этих законов позволили властям преследовать в качестве террористов участников забастовок, демонстраций, расовых столкновений и т.д. В США уже с 20-х годов в ходе кампании "травли красных" в большинстве штатов были приняты законы о преступном анархизме, о преступном синдикализме, "каучуковые" формулировки которых позволяли использовать эти законы для преследования коммунистов. В 1940 г. был принят федеральный закон Смита о регистрации иностранцев. В 1950 г. Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и явившийся дополнением к нему Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г., были направлены против коммунистических и иных прогрессивных организаций, объявленных "подрывными". Однако в условиях последовавшего подъёма демократического движения попытки применить эти законы против Компартии США не встретили поддержки в Верховном суде США в связи с их явной неконституционностью. Под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения "подстрекательства к мяте-жу" в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает право граждан на демонстрации и иные публичные манифестации. Так Закон о контроле над преступностью на улицах 1968 г. позволяет рассматривать в качестве "мятежа" и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами. После II мировой войны фашистское законодательство в ФРГ было отменено и восстановлено действие УК Германии 1871 г., который в дальнейшем был частично видоизменен. В 1969-1975 гг. он структурно был подразделен на общую и особенную части, которые подверглись дальнейшей гуманизации. Из текста УК 1871 г. были исключены отдельные составы преступлений (религиозные); не-которые хозяйственные преступления стали рассматриваться как административные и гражданские правонарушения; многие тяжкие преступления были заменены штрафными санкциями и др. Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения. В начале 80-х гг. во Франции была отменена смертная казнь, срок тюремного заключения мог быть заменен выполнением "общественно полезной работы", конфискацией имущества. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовно-правовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения. Вторая половина XX в. ознаменовалась проведением реформы уголовного права в Англии. Закон об уголовном праве 1967 г. окончательно упразднил традиционное деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Гуманизация английского уголовного права выражалась в отмене смертной казни и каторжных работ, введении института условного осуждения. В рассматриваемый период значительно либерализировалась система наказаний в США. В некоторых штатах были приняты законы об отмене смертной казни. Общефедеральное законодательство предусматривало сохранение смертной казни лишь в случаях совершения тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступления 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных должна была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с разным режимом. Своеобразной альтернативой к лишению свободы является пробация. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под контроль специальной службы наблюдения. В конце XX в. уголовная политика и право США направлены на борьбу со сравнительно но-выми и опасными видами преступлений: с организованной преступностью, торговлей наркотиками, терроризмом, компьютерной преступностью и др. Существенные изменения в XX в. прослеживаются и в уголовно-процессуальном праве стран Запада. Рост преступности, увеличение числа судебных дел, перегрузка и медленное их рассмотрение потребовали в XX в. реформирования судебной системы и уголовного процесса в Англии. Закон о судах 1971 г. ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.) и унифицировал деятельность судебных учреждений. Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. ввел в процесс институт адвокатов и государственного обвинителя по наиболее важным уголовным делам. Деятельность полиции по назначению обвинителя, производство арестов, обысков, изъятия предметов преступле-ния, использование электронных устройств и компьютерных данных была узаконена и поставлена под контроль надзорных органов. Особое внимание было уделено реформированию суда присяжных. Отныне подбор присяжных осуществляется не шерифом, а специальными чиновниками, назначаемыми лордом-канцлером. Вместе с тем наблюдается ограничение пределов действия обычной и демократической судебной процедуры. Это нашло свое выражение в так называемом суммарном судопроизводстве, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке. Английские традиционные институты уголовно-процессуального права были творчески восприняты и применялись в США, с учетом местных исторических условий и правовой культуры. Американский уголовный процесс складывается из нескольких стадий: 1) предварительное расследование, осуществляемое большим количеством должностных лиц и органов как на уровне штатов, так и на уровне федерации (полиция, ФБР, атторней и др.); 2) решение вопроса о предании обвиняемого суду. Во многих штатах обвинитель (атторней) сам предъявляет обвинение и направляет дело в суд. В федеральной системе и в некоторых штатах обвинения представляются Большому Жюри, состоящему из постоянных заседателей, которые и выносят вердикт о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и о передаче дела в суд. Если Большое Жюри отказывается вынести вердикт, дело против обвиняемого прекращается; 3) судебное разбирательство происходит в присутствии 12 заседателей и при участии свидетелей, экспертов, прокурора, адвоката и других необходимых лиц, при соблюдении состязательности сторон и презумпции невиновности подсудимого. Обязанность доказывания вины обвиняемого лежит на стороне обвинителя, который должен убедить в своей правоте коллегию присяжных. При этом большое значение имеет правило допустимости доказательств (т.е. только тех из них, которые получены законным путем); 4) вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решает жюри присяжных, а не судья; 5) приговор оглашает судья. Уголовно-процессуальная практика США показывает, что лишь небольшое число уголовных дел рассматривается судом присяжных. Значительное большинство дел разрешаются в суммарном порядке. Большие изменения претерпело уголовно-процессуальное право Франции. В 1958 г. был принят новый УПК, который значительно демократизировал процесс, усилил гарантии прав граждан, упростил судопроизводство, упорядочил деятельность следственных органов и суда. Уголовное дело по УПК 1958 г. возбуждалось прокурором на основе материалов полицейского дознания. Уголовный процесс состоял из следующих стадий: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство, обжалование в апелляционном или кассационном порядке. Процесс по уголовным делам по УПК 1958 г. во Франции имеет некоторые особенности: 1) Предварительное следствие проводится негласно следственным судьей под контролем прокурора. 2) Если прокурор согласен с выводами следственного судьи, то последний выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию (полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных). 3) Обвиняемый содержится в арестном дому, где знакомится с материалами дела. 4) После объявления приговора осужденный в арестном доме ждет решения по апелляции или кассационной жалобе. 5) Приговор вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Таким образом, в традиционно-классических отраслях права стран Запада в XX в. произошли столь серьезные изменения, что они придали новый облик модели права. Date: 2016-07-25; view: 307; Нарушение авторских прав |