Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционный подход.





Теоретические подходы и направления.

В числе тех,кто способствовал развитию социологии семьи,заслуживают упоминания философы,писатели и публицисты-В.Соловьёв,А.Фет,К.Бальмонт,Л.Толстой,С.Булгаков,Н.Бердяев и др.

В 1880 г. Вышла книга Д.Дубакина «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя»,в которой он подверг тщательному анализу ранний этап развития и состояния семьи и брачно-семейных отношений в ранней истории России.

Автор обобщил в ней творческий вклад этнографов,историков,литераторов,а также привлёк материал древнерусских летописей,Церковные слова и поучения,записки иностранцев о России,были,пословицы и т.п.

Традиционный подход.

Весомый вклад в разработку проблем социологии семьи внёс выдающийся русский социолог,правовед.историк и экономист М.М.Ковалевский,возглавивший с другим русским социологом Е.В. де Роберти первую в России кафедру социологии.

В 1895г.выходит в свет книга Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»,в которой он подвергает сомнению бытовавшие в его время утверждения о царивших якобы на раннем этапе истории беспорядочных взаимоотношениях полов(промискуитет и гетеризм)

Изучая семейное право прошлого,Ковалевский пришёл к выводу,что семья это не только союз лиц,связанных браком или кровным родством,но это также члены общины,живущие под одной кровлей.Т.е. в состав семьи входит каждый,кто находится в какой-либо зависимости от главы общины: и свободные,и рабы,и вольноотпущенники.Это позволило определить семью как «совокупность лиц,живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки»

Ковалевский изучил семейную общину у южных славян,которые называли её «братством» или «задругой».Учёный дал подробное описание структуры общины,глава-домоправитель которой,или «домочин»,избирается из числа пожилых.Иногда делалось исключение из этого правила и домочином назначался молодой,но обязательно женатый человек.Обязанности домочина:управлял общинным имуществом,заведовал общинной казной,закупал всё необходимое для общины.Следущая ступень после «домочина»-«домочинница»,т.е. домохозяйка(обычно жена домочина).Её назначали сами женщины,а обязанности касались внутренней жизни дома:ведение дом.хозяйства,распределение работы между женщинами,наблюдение за порядком,улаживание ссор.Т.о. функция лидерства распределялась в общине по половому принципу и укрепляла семейную организацию.

Другой историк,С.М.Шпилевский,установил,что семейная община имела право ограничивать власть главы семьи,могла разрешать или запрещать отцу отчуждение наследственного имущества.

С середины 14 века внутренняя жизнь патриархальной общины начинает постепенно трансформироваться в индивидуальную семью.

Индивидуальная семья представляла собой союз,заключенный по добровольному согласию,наделённый общими правами,но находящийся под контролем государства и его судов,что предполагало соблюдение обоими супругами взятых на себя взаимных обязательств.

Ковалевский доказывал,что русская женщина не более чем западноевропейская была подчинена своему мужу и имела те же льготы на владение семейным имуществом.Для этого в имущественном праве России существовало два начала:1)полная общность имущественных прав супругов и 2)относительная общность. Полная общность имущественных прав заключалась в том, что при заключении брака муж должен был обеспечить целостность приданого своей будущей жены, заложив часть своего собственного имущества. Часть эта называлась вено (плата жениха за невесту). Если муж растрачивал приданое, то после его смерти вдова владела имуществом до тех пор, пока наследники ее мужа не вознаграждали ее за понесенные убытки. И второе: муж заведовал общим имуществом, но распоряжаться не мог без предварительного согласия жены. Сделки совершались от имени обоих супругов. В случае смерти или развода имущество снова становилось раздельным, но не делилось поровну, а возвращалось обратно приданое, состав которого был известен по Рядным записям, совершавшимся при заключении брака. Кроме того, вдова получала седьмую часть всего имущества мужа

Со второй половины 18 века новым законом была установлена новая система имущественных прав,которой предусматривалась полная раздельность имущества.Законом также вменялось мужу прилично содержать жену,а жене жить вместе с мужем.Обоюдный характер индивидуальной семьи составлял основу равноправного союза.Этот порядок просуществовал до 1917 года.

Свод законов 19 века требует,чтобы «жена пребывала в неограниченном послушании своему мужу».В это время семейным законодательством предусматривался и бракоразводный процесс.Причём главная причина развода-прелюбодеяние-оценивалась не одинаково применительно к поведению мужа и жены.

С 16 века царскими указами(Судебник царя Алексея Михайловича) устанавливаются равные права родителей на детей.Теперь они одинаково могут распоряжаться судьбой детей(постричь в монахи,разрешить или запретить вступать в брак и т.д.)После смерти отца все права на ребёнка без исключения переходили к матери.Однако безграничная родительская власть начинает контролироваться государством.Уложением царя Алексея Михайловича было запрещено принимать жалобы от детей на родителей и рекомендовано заключать детей в тюрьму без предварительного дознания.

В 1775г.императрица Екатерина II учреждает смирительные дома,предоставляя родителям право упрятывать туда своих детей.

Несомненный вклад в становление отечественной социологии семьи внёс ученик Ковалевского П.А.Сорокин.Он проводил полевые исследования форм брака и семейной жизни народа коми.Из своих наблюдений за обрядами и жизнью этого народа Сорокин сделал вывод,что у зырян,как и у других народов,некогда была форма половых отношений,известная под именем «группового брака».Изменение группового брака происходило постепенно,отдельные его формы содержат признаки постепенного ограничения брачной свободы.Групповой брак мог принимать формы то полиандрии,то полигамии,иногда выступал в формах левирата,нийоги,снохачества,прежде чем он смог обрести зрелую форму индивидуального моногамического брака.

На первичной ступени половых отношений наряду с временными(обыкновенно краткими и случайными)моногамическими отношениями господствующей была широкая свобода брачных отношений.Ограничение свободы сексуальных отношений и вследствие этого изменение форм брака расцениваются Сорокиным как движение человечества от грубых форм к «наиболее совершенным и нравственно-лучшим»,а главный смысл эволюции он усматривает в постоянном нравственном усовершенствовании человечества.

Сорокин дал чёткие характеристики различных форм группового брака.Наиболее древней формой был первобытный брак,известный также как коммунальный брак.Всё племя делилось на две половины,в каждой из которых имеется определённое число мужчин и женщин.Мужчины и женщины одной такой части не могут вступать в половые отношения друг с другом,ибо они считаются меду собой братьями и сёстрами.Но зато каждый взрослый мужчина считает своей женой каждую взрослую женщину другой половины,и наоборот.Однако,эти ограничения отменялись во время празднеств,когда устанавливалась полная свобода половых общений.

Полигиния(или многоженство)-типичный осколок группового брака-была распространенна в форме искупительного и гостеприимного конкубината(наложничество у римлян,греков,кельтов,шведов,франков)Однако,и эта форма брака постепенно стала уходить в прошлое.Главная причина её исчезновения-бедность лица или группы лиц с одной стороны,и вера в культ предков-с другой.Культ предков требовал постоянного соблюдения обряда поддержания огня в очаге,что входило в обязанности первой жены,и сохранения чистоты крови,дабы не оскорбить души предков.

Полиандрия,или многомужество,-сожительство одной женщины с группой мужчин,которые имеют на неё равные супружеские права,-также часто встречается в истории.Эта форма брака возникла как проявление вообще бесправного положения женщины в первобытном обществе,но отчасти и от отсутствия в нём необходимого количества женщин.

Одной из распространённых форм был левират-обычай,по которому вдова обязана выходить замуж за деверя(брата мужа).Основная причина возникновения этого обычая-отношение к женщине как к собственности.В случае смерти мужа жена как часть его имущества отходила к его ближайшему родственнику,чаще к младшему брату.

Хотя нийога и левират были зафиксированы у многих народов,они не существовали повсеместно.Нийога была известна в Индии,у арабов,эскимосов,осетин,в Спарте.Левират зафиксирован у евреев,у кафров,зулусов,у некоторых народов Кавказа.

Снохачество-обычай полового сожительства отца мужа с женою последнего.Обычно девица 20-25 лет выходит замуж за ребёнка 8-12 лет и считается его женой.Фактически живёт с ней отец мужа,все родившиеся дети считаются детьми сына.

Гостеприимный гетеризм-так назывался обычай предоставлять жену или дочь хозяина гостю;он был распространён у чукчей,лопарей,киргизов,народов Кавказа.

Сорокин писал,что каждая отдельная семья охватывает относительно малое число членов.Но поскольку семей множество,то понятие «семейная группировка» подразумевает огромное количество членов,она намного шире,чем любая другая группировка.Современная семейная группировка структурно разделена Сорокиным на 4 типа:

1)Семья «патриархальная»,ориентированная на воспитание молодёжи для жизни в общине,где велик авторитет главы семьи,где семья является главной ценностью для её членов зачастую жертвующих своими интересами ради общины.Для такого типа семьи характерны строгая иерархичность,регламентированность всей жизни,поведения и сознания всех членов.Индивидуальная свобода и инициатива сведены в ней почти к нулю.

2)Семья «квазипатриархальня»,в которой молодое поколение,приученное к подчинению и жертвенности в отношении семьи,даже вдали от дома,где приходится добывать средства пропитания,живёт во имя интересов семьи,но с элементами большей самостоятельности,чем в первом типе.

3)Семья «патрикуляристская».Воспитание в ней основано на индивидуальном начале.На первом плане здесь личность.её воля и инициатива.В такой семье родители не считают детей своей «собственностью» и стараются возможно раньше отделить их от себя,предоставить им независимость.В обществе с таким типом семьи выдвигается на первое место не обычай,традиция,а общественное мнение.

4)Семья «неустойчивая».Этот последний тип в классификации формирует базовую личность,уже не отягощённую складом,но и не приобретшую ещё индивидуального творческого начала.Здесь ещё нет уважения к авторитету,но это элементы самостоятельности.Все надежды такой семьи связаны с государством.Государство в обществе такого типа занимает то место,которое раньше занимала община.

Семья в 1920-30-е годы.

После революционных событий 1917 г. Происходит принудительная трансформация семьи,освобождение её экономических основ от частнособственнических элементов и изъятие семейных функций в пользу государства.В советскую эпоху была провозглашена свобода развода,устранено понятие «внебрачного», «незаконнорожденного» ребёнка.Женщина получила ряд правовых гарантий и была политически уравнена с мужчиной.

Новые пролетарские законы,изданные вскоре после революции,взвали шквал дискуссий о развитии пролетарской «семейной ячейки».Тон в ней задала А.М.Коллонтай,бывшая в первые годы советской власти заведующей женотделом ЦК ВКП(б).дети,дом,муж,семья объявлялись «пережитком прошлого»,а в будущем виделись сплошные дома-коммуны,фабрики-кухни,детские комбинаты,ясли и сады-эти своего рода камеры хранения детей.

Сознанием преимущества общежитий особенно проникаются женщины:вся та часть,которой приходится совмещать семью и работу.

В этот период в социологии семьи зарождались и другие направления:исследование условий жизни быта рабочих семей(Е.А.Кабо,В.А.Зайцев),разработка социальных проблем города,гародонаселения,миграции(Б.Я.Смулевич),изучение бюджетов времени рабочей семьи (А.Лебедев,Д.Годин)

К 1930-м гг.,когда в приказном порядке была упразднена социология,её заменили умозрительной социальной философией.Социология была объявлена буржуазной лженаукой,не только не совместимой с марксизмом,но и враждебной ему.Постепенно ушли в небытие и социологи-профессионалы.Статистика как источник информации претерпела к этому времени серьёзные изменения.Только к 1960-м гг. отечественная социология начинает медленно возвращаться в строй,чему в немалй степени способствовало распространение социологических исследований семьи и рождаемости,а также активизация демографических исследований.

Date: 2016-07-25; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию