Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр III. Политика контрреформ





1.

 

После смерти Александра II на российский престол взошел его сын Александр Александрович Романов под именем императора Александра III.

Главными задачами, вставшими перед Александром III после воцарения, стало укрепление государственной власти и беспощадная борьба с терроризмом. В условиях общего брожения и сумятицы в кругах общественности (находились люди, которые уверенно предрекали скорое крушение империи) проводить реформы в области государственного управления царь не считал возможным. Тем не менее, 28 апреля 1881 г. появился Высочайший манифест, ставший программным документом нового царствования, в котором Александр III призывал всех верных сынов Отечества ободриться духом и содействовать искоренению гнусной крамолы, позорящей землю русскую. Он звал к утверждению веры и нравственности, к воспитанию детей добра и благородства, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды.

Манифест для многих оказался неожиданным. Стало ясно, что времена либеральных реформ миновали. Прошли аресты и прямых исполнителей злодейского убийства Александра II, и тех, кто оказался причастен к подготовке новых террористических актов. Было арестовано более 50 человек. Непосредственно в убийстве государя были замешаны пятеро. Вина их была полностью доказана, и суд приговорил их к высшей мере наказания.

На следующий день после опубликования манифеста либерально настроенные М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза, Д. А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д. А. Толстой, В. П. Мещерский, Г. С. Строганов и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.

Министром внутренних дел был назначен Н. П. Игнатьев, бывший до этого послом в Турции. Новый министр пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с либеральным курсом М. Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью. Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. он поручил своему помощнику М. С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления. Важным шагом в политическом преобразовании России Н. П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К. П. Победоносцева Н. П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н. П. Игнатьева получил резкую оценку К. П. Победоносцева, а сам Н. П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.

После отставки Н. П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д. А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила о печати". Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М. Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н. В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М. Н. Каткова, "Гражданин" В. П. Мещерского.

В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию. Было введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С. А. Муромцев, социолог М. М. Ковалевский, филолог Ф. Г. Мищенко, историк В. И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани.

Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет. Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни.

Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тыс. до 6 тыс., в Москве с 23 до 7 тыс. В других городах число избирателей сократилось в 5 - 10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.

Частичным изменениям подверглось и судопроизводство. Уже в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах. В 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. В 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей. Из их юрисдикции был изъят ряд дел, повышался ценз для присяжных.

В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного. С 1880 по 1888 гг. была сооружена Закаспийская железная дорога, связавшая Среднюю Азию с берегом Каспийского моря. В 1891 г. началось строительство Сибирской железной дороги, связавшей центр России с Дальним Востоком. Закладку Уссурийского участка этого пути в 1891 г. во Владивостоке совершил наследник престола Николай Александрович. В 90-е гг. была введена в строй Закавказская железная дорога, связавшая Баку, Тифлис, Эривань c городами центральной России. Если в 60-е гг. XIX в. протяжённость железных дорог в России составляла 2 тыс. вёрст, то к концу XIX в. - 53 тыс. вёрст.

Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос, и было положено начало рабочему законодательству. Так, рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами, труд детей до 12 лет вообще запрещался. Был принят закон о штрафах, о фабричной инспекции. Штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований. Он взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики. В период его царствования страна динамично развивалась, социально-экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 гг. удвоилась, сеть железных дорог в 1881-1892 гг. выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-1892 гг.).

Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название контрреформ. Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. Своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитии. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом.

Date: 2016-07-25; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию