Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальное устройство. Территориальное устройство РФ.





 

Форма государственного устройства представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом и отдельных его частей. Так же - это способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей - это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: Унитарная и Федераративная.

Унитарное государство - представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

• один основной закон, одна система законодательства;

• единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

• единое гражданство; единая судебная система;

• одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

• административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Уни­тарные государства подразделяются на централизованные и децентра­лизованны. Централизованные- – такое гос-во, где во главе всех губерний стоит чиновник, назначаемый центральной властью. Децентрализованное - характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении цент­ра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

По статусу и положению внутренних территориальных единиц унитарные государства можно разделить:

Симметричные - административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные - имеется политическая или административная автономия. Права у таких автономий несколько шире чем у обычных админи-терр единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны. Обычно когда есть регионы, котрые обладают нац, культур и истор особености тогда такая вот штука етить её едрить

В последние время в унитар государствах по явилась новая форма регионализм - форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Испания, Италия). Считается, что это своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (признаками государственного суверенитета).

В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции (Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США - 50 субъектов (штатов), Швейцария - 23 кантона, в России - 85 субъекта.

Признаки:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства — общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства.

Существует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);


3) устанавливаются две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

В зависимости от правовых оснований образования:

· Договорные федерации - образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

· Конституционные федерации - основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

Территориальные федерации - субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

Национальные федерации - субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее - СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

Смешанная Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов - Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

Симметричные федерации - состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее - Чехословакия).

Асимметричные федерации - фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года - Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению - Россия - 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии. Также выделяют:

• Дуалистический федерализм - жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

• Кооперативный федерализм - основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения - более предпочтителен в современных условиях.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). (Из Малайзии в 1965 году вышел штат Сингапур и образовал город-государство).


Конфедерация – это союз гос-в. Признаки: разные конституции, разная территория, разное гражданство, разная финансовая, налоговая и денежная системы, разные вооруженные силы. Может быть введена единая армия и единая денежная система. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Конфедерация в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815–1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией.

 







Date: 2016-07-25; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию