1.
| Основные этапы развития традиционной формальной логики и ее значение в познании.
Возникновение логики как науки. Формальная логика и диалектический метод познания. Математическая логика. Теоретическое и практическое значение логики.
|
2.
| Мышление как предмет изучения логики.
Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании.
|
3.
| Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Понятие логической формы. Содержание и логическая структура мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона.
|
4.
| Понятие как форма мышления.
Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
|
5.
| Содержание и объем понятия.
Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, общие и единичные. Свойства и отношения как признаки. Содержание понятия. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношения принадлежности элемента к классу и включения класса в класс. Операции с классами. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
|
6.
| Понятие как форма мышления.
Основные логические приемы формирования понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение через род и видовое отличие. Генетическое определение как его разновидность. Правила явного определения.
|
7.
| Виды понятий.
Общие, единичные и нулевые понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Полная логическая характеристика понятия.
|
8.
| Отношения между понятиями.
Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости:
соподчинение, противоположность, противоречие.
Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. Логические операции с понятиями.
|
9.
| Обобщение и ограничение понятий, их пределы.
Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.
|
10.
| Деление понятий, его структура.
Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и её виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Классификация и типология. Значение деления и классификация в науке и практике.
|
11.
| Общая характеристика суждения.
Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.
|
12.
| Сложные суждения и их виды.
Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Комбинированные сложные суждения. Логический анализ сложных суждений.
|
13.
| Деление суждений по модальности.
Логическая и фактическая (онтологическая) модальности. Основные категории алетической модальности: необходимость, возможность, случайность. Понятие эпистемической, деонтической, аксиологической, временной и других модальностей. Отношения между суждениями по значениям истинности.
|
14.
| Основные формально-логические законы.
Основные черты правильного мышления: определенность,
последовательность, непротиворечивость и доказательность.
Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключения
третьего. Закон достаточного основания. Соблюдение законов логики –
необходимое условие достижения истины в познании.
|
15.
| Общая характеристика умозаключения, его структура: посылки,
заключение, логическая связь между посылками и заключением.
Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятностные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.
|
16.
| Основные законы (принципы) правильного мышления.
Понятие о логическом законе. Законы логики и их материалистическое понимание.
|
17.
| Общее понятие об умозаключении.
Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Дедукция и индукция в учебном процессе. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
|
18.
| Выводы из суждений с отношениями.
Основные свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Умозаключения, основанные на свойствах отношений.
|
19.
| Понятие индуктивного умозаключения.
Связь индукции с опытными обобщениями. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция. Полная индукция: структура умозаключения. Демонстративный характер выводов полной индукции. Неполная индукция: виды неполной индукции: популярная и научная.
|
20.
| Популярная индукция.
Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции.
|
21.
| Умозаключение по аналогии и его виды.
Аналогия как умозаключение и его структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии.
|
22.
| Роль выводов по аналогии в познании.
Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Использование аналогий в процессе обучени
|
23.
| Гипотеза как умозаключение и форма развития знаний.
Роль гипотез в развитии естественных и общественных наук. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы.
|
24.
| Построение гипотезыи этапы её развития.
Роль умозаключений и опытных данных при построении гипотез. Метод множественных гипотез. Логико-методологические условия состоятельности гипотез. Принцип объективности исследования.
|
25.
| Способы проверки и доказательства гипотез.
Основной способ проверки гипотез: выведение следствий и их верификация. Вероятностная оценка степени обоснованности гипотезы.
Способы доказательства гипотез: прямое и косвенное доказательство
гипотезы.
|
26.
| Проблема и её роль в познании.
Понятие проблемной ситуации. Виды проблем. Формирование, развитие и разрешение проблемы. Виды решений проблем: в рамках существующей теории; требующее модификации существующей теории; требующее создания новой теории. Установление принципиальной неразрешимости проблем.
|
27.
| Вопроскак форма выражения проблемы.
Вопросно-ответная форма развития знаний и её роль в правовой теории и практике. Логическая структура вопроса. Виды вопросов. Корректные и некорректные вопросы. Правила и ошибки в постановке вопроса. Ответ и его виды.
|
28.
| Аргументация и доказательство.
Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Полемический характер аргументации. Способы аргументации: обоснование (доказательство) и критика (опровержение).
|
29.
| Искусство полемики.
Логические и нелогические методы и приемы убеждения. Правила ведения дискуссии. Понятие о полях аргументации и их согласовании. Паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах.
|
30.
| Неклассические логики: многозначная, интуиционистская и конструктивная.
Обзор, история развития и назначение.
|
31.
| Неклассические логики: модальная, положительная и паранепротиворечнвая.
Обзор, история развития и назначение.
|