Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессуальные теории мотивации
В отличие от содержательных теорий процессуальные теории считают, что поведение людей определяются не только потребностями, но и их восприятием и ожиданиями, связанными с данной ситуацией, а также последствиями выбранного типа поведения. Существует три наиболее известные процессуальные теории мотивации: - теория ожиданий; - теория справедливости; - модель Портера-Лоулера. Теория ожиданий основана на том, что кроме наличия активной потребности необходимым условием мотивации человека является надежда в том, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания рассматриваются как оценка данной личностью вероятности определенного события. В теории ожиданий существуют три взаимосвязи: 1. Ожидания в отношении затрат труда – результат (З – Р); 2. Ожидания в отношении результатов – вознаграждение (Р – В); 3. Валентность или ценность вознаграждения – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения вознаграждения. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (1):
Если значение каждого из этих трех факторов будет мало, то мотивация будет слабой. Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Схема восприятия каждого субъекта согласно теории справедливости выглядит следующим образом:
=
При этом в затраты включаются не только усилия человека по выполнению данной работы, но и его стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус. Оценка затрат и результатов субъективна, причем особенно высок субъективизм в отношении других лиц. Если сравнение показывает несправедливость по мнению сравнивающего работника, возникает психологическое напряжение. В результате снижается мотивация труда и человек работает менее интенсивно. В такой ситуации возможно следующее: 1. Убедить работника в объективности вознаграждения за свой труд. 2. Увеличить уровень вознаграждения данному работнику. 3. Уменьшить вознаграждение другим работникам. Модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели, предложенной Портером-Лоулером, фигурируют 5 факторов, которые в конечном итоге определяют мотивацию. К этим факторам относятся: - затраченные усилия; - восприятие; - полученные результаты; - вознаграждение; - степень удовлетворения. Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от: - приложенных усилий; - его способностей; - характерных особенностей; - осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться: - ценностью вознаграждения; - степенью уверенности, что эти усилия повлекут определенный уровень вознаграждения. Один из главных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Но не наоборот, как считает большинство менеджеров сегодня. К процессуальному подходу принадлежит также теория постановки целей, автором которой является Э.Лок. Эта теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Если цели реальны, то, чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения. Чем выше приемлемость целей для работника, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на их сложность. К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от различной внутриорганизационной деятельности и в результате работает не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности. В рамках партисипативного управления работники получают право самостоятельно принимать решения, касающиеся средств и методов выполнения поставленных перед ними задач, привлекаются руководителем к консультированию, индивидуальному творчеству и изобретательству и т.д.
Date: 2016-07-25; view: 274; Нарушение авторских прав |